реклама
От главного редактора
От главного редактора
блог Николая Ивакина

Главному редактору Ивакину Н.Н. требуется совет профессионалов!

10 3784 6 мин
В самом конце ноября – начале декабря сего года в Москве пройдет вторая Международная комплексная выставка судостроения, использования и исследования водных ресурсов «Мировой 2012». Положительный опыт прошлогоднего «Океана», естественно, послужил стимулом для моего общения с организаторами этого мероприятия. Результатом такого общения стало обращение дирекции выставки ко мне с просьбой помочь им в формулировании основных направлений деловой программы грядущей выставки. Отказываться я не стал и после некоторых раздумий отправил в столицу следующие предложения:
«В настоящее время в России и ближнем зарубежье сложилась стройная система выставочной деятельности в области использования и развития водных ресурсов, призванная содействовать продвижению научно-технических и организационных новшеств в сектор реальной экономики. К этим мероприятиям можно отнести: традиционно проводимые по нечетным годам выставку «Нева» и Военно-Морской салон в Санкт-Петербурге, ежегодную до 2012 года выставку-форум «Морская индустрия России» в Москве, ежегодную выставку «Рыбная индустрия», проводимую на Сахалине, «Транстек» в Санкт-Петербурге, «Одесса» в Украине и целый ряд региональных выставок, конференций и форумов.

Вместе с тем, формат всех перечисленных мероприятий — чисто информационный — не в полной мере удовлетворяет потребностям и ожиданиям участников морского бизнеса. Практически отсутствует фактор «обратной связи», что не позволяет рассчитывать на реальную отдачу от участия в этих выставках и конференциях. Именно поэтому интерес к ним поддерживается лишь в силу традиций и соображений имиджевого характера.

Международная комплексная выставка судостроения, использования и исследования водных ресурсов «Мировой Океан» может сработать на изменение этой тенденции. Для этого необходимо сделать ее не только, а может быть и не столько, выставкой достижений и новых технологий, сколько площадкой для обсуждения и выработки решений по наболевшим вопросам отрасли. Обеспечить возможность прямого диалога между всеми участниками рынка и их взаимодействия с государственными органами, привлечь к участию в обсуждениях реальных потребителей и поставщиков услуг и продукции, стать звеном цепочки реального удовлетворения спроса и направления предложений в нужном бизнесу и государству направлении. Именно этого, по-моему, в настоящий момент и не хватает большинству участников морского бизнеса.

Предпосылками для решения задачи являются:
  • отсутствие такого формата в российской выставочной системе;
  • проведение этого мероприятия в Москве, что позволяет привлечь к участию в деловой программе представителей государственных органов (ответственных работников Министерств, депутатов Государственной Думы и Совета Федерации, руководителей надзорных и контролирующих органов), а также ведущих представителей бизнеса («ОСК», крупных судовладельцев, банковских структур);
  • высокий профессионализм организаторов и поддержка их со стороны структур, способных реально оказывать влияние на развитие событий в экономике страны и принятие государственных решений (Минпромторг, Морская коллегия и пр.);
  • наличие большого количества действующих Федеральных целевых программ, предусматривающих финансирование из государственного бюджета;
Для выставки 2012 года полагаю целесообразным выбрать несколько наиболее важных вопросов, обсуждение и решение которых могло бы способствовать развитию морского бизнеса и повышению авторитета конкретно данного мероприятия среди участников отрасли.

Такими вопросами являются:
1. Образование. Как морское, так и инженерное. Все участники морского сообщества отмечают заметное снижение качества подготовки молодых кадров. Это касается как специалистов, обслуживающих водный транспорт, так и работников судостроительной и судоремонтной отраслей. Проблемы организации учебного процесса, повышения квалификации сотрудников, ранее получивших образование, можно было бы обсудить на «Мировом Океане» с привлечением представителей реального сектора экономики, руководителей высших и средних учебных заведений, ответственных работников Минобразования, которому подчинены ВУЗы общетехнической направленности, и Минтранса, управляющего академиями и колледжами по подготовке плавсостава и специалистов по обслуживанию инфраструктуры.

2. Вопросы регионального развития водного транспорта. Как уже отмечалось ранее, значительная часть регионов Российской Федерации объективно зависима от водного транспорта. Некоторые из них целенаправленно вкладывают средства своих бюджетов в строительство судов и инфраструктуры.
Вместе с тем, деятельность регионов разрознена, каждый решает свои частные задачи в меру собственных возможностей и понимания. Такая политика не способствует оптимизации и удешевлению заказываемой продукции. В рамках «Мирового Океана» следует провести серию круглых столов, чтобы представить потребности регионов, предложения проектантов и строителей судов по удовлетворению этих потребностей. Отдельно следует обсудить роль государства в решении региональных программ. К участию в этих мероприятиях целесообразно привлечь руководителей регионов, проектантов и строителей судов, представителей Минрегионразвития, Минпромторга, Минтранса и ориентированных на инвестиции в реальный сектор экономики банковских структур.

3. Вопросы законодательного обеспечения морской индустрии России. Существует ряд вопросов, практически не поднимаемых в прессе и широких кругах морской общественности. К ним можно отнести:
- вступление России в ВТО. Последствия этого для судоходной, судостроительной и судоремонтной отраслей;
- вопросы открытия внутренних водных путей для судов под иностранными флагами;
- анализ последствий принятия закона № 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией мер государственной поддержки судостроения и судоходства", который действует уже с ноября 2011 года.
К обсуждению можно привлечь морских юристов, специалистов судостроения и судоходства, представителей Минтранса и Минпромторга, Российского Регистра судоходства и Российского речного Регистра.

4. Вопросы интеграции России в международный судостроительный бизнес. Выставке «Мировой Океан» крайне необходимо участие представителей европейских судостроительных держав. Это Германия, Финляндия, Норвегия, Голландия, Дания и др. Для них целесообразно провести презентации продукции, в основном, не изготавливаемой в России, обсудить возможности использования научно-технического потенциала России и создания совместных производств.

5. Вопросы возрождения и развития рыбопромыслового флота и всей инфраструктуры рыбной промышленности. Правильно было бы привлечь реально работающих рыбопромысловиков и переработчиков рыбы, проектантов и строителей судов, производителей оборудования, специалистов отраслевой науки и руководителей Росрыболовства.

6. Отдельной большой темой является восстановление и развитие Северного морского пути. Наряду с множеством заявлений о необходимости развития Севморпути и нарастающим интересом развитых стран к территориям Арктики, практически не известны широкой общественности планы государственных органов о конкретных шагах в установлении российского приоритета в этом районе Мирового Океана. Информация об этом из дирекции Севморпути, Совета безопасности России и других государственных структур наверняка вызовет широкий интерес.

Примерными темами обсуждений по предложенным направлениям могут быть:

Образование:
1. Тема - состояние высшего инженерного образования в России, пути повышения его качества и меры, необходимые для этого;
Участники обсуждения – руководители проектных и производственных предприятий, ректоры ВУЗов, представители Минобразования и Минпромторга.

2. Тема – состояние высшего и среднего морского образования в России. Реформирование высших учебных заведений Минтранса и ожидаемые результаты этого процесса.
Участники обсуждения – руководители кадровых служб судовладельческих организаций, руководители учебных заведений, представители крюинговых компаний, представители Минтранса.

3. Тема – потребность экономики России в специалистах морской и судостроительной отрасли. Пути удовлетворения этой потребности. Послевузовское образование и повышение квалификации работников.
Участники обсуждения – специалисты по кадровой политике Минпромторга, руководители учебных заведений, руководители предприятий и организаций.

4. Тема – уровень научных кадров в области судоходства и судостроения. Потребность в отраслевой науке и условия для ее развития.
Участники обсуждения – руководители отраслевых НИИ, ректоры ВУЗов, представители бизнеса, представители Минпромторга.


Вопросы регионального развития водного транспорта:
В этом разделе было бы целесообразно устроить презентации регионов, на которых руководители соответствующих региональных структур осветили потребности в развитии транспортных инфраструктур, приобретении судов, загрузки предприятий. Предложили свои инвестиционные проекты.
Участники – руководители региональных правительств, ответственные за транспорт и промышленность, руководители проектных и производственных структур, банки, заинтересованные в инвестировании, представители Минрегина, Минтранса и Минпромторга.


Вопросы законодательного обеспечения морской индустрии России:
1. Тема - вступление России в ВТО. Последствия этого для судоходной, судостроительной и судоремонтной отраслей.
Участники – представители Минэкономразвития, Минпромторга и Минтранса, руководители предприятий, практикующие юристы.

2. Тема - анализ последствий принятия закона № 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией мер государственной поддержки судостроения и судоходства. Консультации по применению этого закона.
Участники – представители Минтранса, Минпромторга, налоговых и таможенных управлений руководители предприятий, практикующие юристы.

3. Тема - вопросы открытия внутренних водных путей для судов под иностранными флагами.
Участники – руководители производственных, портовых и транспортных предприятий, Российского речного Регистра, Минтранса.

4. Тема – вопросы технического регулирования морской отрасли. Пути урегулирования возникающих конфликтов.
Участники – руководители предприятий, представители Минпромторга, Минтранса, Российского Регистра судоходства, Российского речного Регистра.

Вопросы интеграции России в международный судостроительный бизнес.
В рамках данного направления целесообразно внятно опубликовать позицию российской промышленности по вопросу организации производства оборудования и судов в кооперации с иностранными партнерами. Собираемся ли закупать технологии, создавать совместные предприятия и в каких направлениях техники.
Участники – представители Минпромторга, ОАО «ОСК», руководители предприятий и банковских структур.

Вопросы возрождения и развития рыбопромыслового флота и всей инфраструктуры рыбной промышленности:
1. Тема – состояние рыбопромыслового флота и береговой инфраструктуры. Потребности и перспективы строительства рыбопромыслового флота.
Участники – представители Росрыболовства, отраслевых научных институтов, руководители рыбодобывающих предприятий и проектных организаций, банковских структур.

2. Тема – производство рыбодобывающего и перерабатывающего технологического оборудования.
Участники – руководители предприятий рыбной отрасли, представители проектных организаций, отраслевых научных институтов, Росрыболовства, иностранные производители рыбодобывающего и перерабатывающего оборудования.

Восстановление и развитие Северного морского пути:
В рамках этого направления интересно было бы услышать потребности Севморпути в новой технике, инфраструктуре. Узнать какие программы имеются и как реализуются, какие готовятся.

Участники – руководство Севморпути, представители отраслевой науки, Минтранса, депутаты Государственной Думы, руководители предприятий.»

Надеюсь, мои предложения будут услышаны и в какой-то мере приняты к реализации. И вот тут-то формулируется моя просьба к профессионалам:

Коллеги! Я понимаю, что перечень поставленных мною вопросов не всеобъемлющ, но давайте с чего-то начинать. Подготовка и проведение обсуждений, выработка предложений по решению назревших проблем требует значительных усилий и достаточной компетенции участников разговора. Каждый из Вас кровно заинтересован в развитии морской индустрии России и поэтому прошу высказать свое мнение о направлениях и темах предложенных обсуждений, составе аудитории и возможных модераторах конференций, семинаров, круглых столов, желании поучаствовать таких мероприятиях.

Если нет желания «светиться» в комментариях на сайте – жду ваших откликов на личную электронную почту: nikivakin@korabel.ru
Заранее благодарен.
С уважением, Николай Ивакин.



Комментарии   10.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Михаил Коновалов, 23.08.2012, 13:19Хотелось бы выделить в отдельные блоки вопросы проблем и дальнейшего развития судового машиностроения и приборостроения, ЭРА. Заострить внимание также на проблемах строительства межсредового транспорта (ЭП, СВП) и малых рек. В Сибири и Якутии на карте это целые деревья, а они не осваиваются. И еще по времени надо развести МИР и Великие реки., которые проводятся день в день. И специально надо говорить о CALS/PLM технологиях в судостроительной отрасли,в т.ч.  их информационной совместимости. Иначе отстанем навсегда.
-0+
#проф, 23.08.2012, 23:03Касательно технического регулирования - особенно интерсно в свете допууска судов под иностранными флагами на внутренние водные пути...и всвязи  этим роль Речного Регистра... что будем " пускать" таки суда постенные под  понятные морские классы ( но тогда ричем тут РРР)или неизвесно что?..  и это касатется не толька класса самих судов но и того что за обрудование установлено..
-0+
#Крестьянинов Валерий Вячеславович, 27.08.2012, 23:11Очень хорошие предложения. Если бы даже 2-3 из них удалось обсудить в предлагаемом сценарии, было бы очень хорошо, но... . Я лично настроен весьма пессимистично. Нынешние чиновники без команды с верхней точки вертикали НИЧЕГО ДЕЛАТЬ НЕ БУДУТ.
-0+
#Достоевский Федор Михайлович, 30.08.2012, 20:24лично мне кажется, что основная проблема судостроения сейчас - это ОСК. только думаю этот вопрос обсуждать не будут.
-0+
#проф, 30.08.2012, 20:45Федор Михайлович ( достоевский)... хуже.. не ОСК... если заказчик судна нормальная судоходная компания то ОСК хочет или не хочет должна работать НОРМАЛЬНО... а вот сли заказчик -госкомпания... вот тут начинается  забава..
когдасудостроительный завод каждый болт должен покупать проводя тендер и выбирать ОБЯЗАТЕЛЬНО то что дешевле ( асовсем не то чт о лучше для конкретного судна)- иначе заподозрят в разбазаривании госсредств .. и это сразу адресует заводы во " второй круг".. причем самим -т о заводам эта экономия в три копейки ничего не дает а вот качество конечного подукта - меняется.. но коо это волнует собственно  ведь чиновники " госзаказчина" - это не частные судовладельцы которые несут потом расходы на  эксплуатацию из собственного кармана ..
-0+
#Достоевский Федор Михайлович, 03.09.2012, 19:46забава начинается еще раньше - когда эту госкомпанию в добровольно-принудительном порядке обязывают работать с ОСК
-0+
#проф, 07.09.2012, 20:20А вот это как не стрнно в контекстене имеет значения - потому что , если судовладелец- частная компания  то - он ставит передсудостроиелем требования покупать то что дешевле ... а так- ведь до смешного - завод обязан купить то что дешевле - даже еслемонтаж этого " дешевле" обойдется ему гораздо дороже
я уж не говорю что при таком раскладе  все суда посо обязаныы быыть укомплектованы третьесортным оборудованием из Китая - в котором к слову сказать и хорошего много производится ..но хорошее-то оно по определению никак не может быть самым дешевым
Уж не говрю что такая практика - непоходимый барьер на пути строительства по настоящему конкурентоспособных судов  ( на всякий случайнапомню про SEEMP)
-0+
#Иванов Сергей Григорьевич, 12.11.2012, 19:32Николай Николаевич,
совершенно актуальные предложения по изменению самого формата подобных выставок! Они должны стать площадками дискуссий специалистов всех областей,причастных к теме,а не только иметь собою информативную цель! И предлагаемый Вами перечень тем для России  более,чем актуальный. Но вызывает большое сомнение подготовить подобный формат к срокам выставки,поскольку проблемы для обсуждений требуют профессиональной,компетентной подготовки,что,в свою очередь требует достаточно времени.Нет,чиновники-то государственные от различных ведомств всегда и всюду подготовят свои корпоративные по сути благостные доклады,высвечивающие деятельность их ведомств с выгодной стороны!Но,вот,что касается тех специалистов,что реально работают в области тематики (независимо от их ведомственности и специализации) и знают все проблемы изнутри и могут что-то реальное предложить к обсуждению,то им-то как раз нужно время,чтобы подготовиться к диалогам.Хотя,надо сказать,уверен,что такие далее...
-0+
#Михаил К., 15.01.2013, 10:42Зачастую (не всегда), когда собираются много специалистов, разговоры уходят в спектр узких дискуссий, без изменения кардинальных стратегических изменений. В итоге получается, что при таком пересмотре, необходимость в дальнейшей детализации отпадает вообще, потому как появляются совершенно новые технологические решения.
-0+
#Маркин Сергей Юрьевич, 24.12.2013, 17:37Уважаемый Николай Николаевич! Статья  Виктора Соколова « Можно.. но не нужно вызвала бурную дискуссию» К сожалению, характер обсуждения выявил малую информированность специалистов о современном состоянии экранопланостроения.
Например узнать у Стругова Леонида Васильевича состояние работы над Концепцией развития экранопланостроения в России.
А также узнать у ведущих российских и зарубежных организаций-разработчиков, каковы по их мнению проблемы, препятствующие практическому внедрению экранопланов в практику.
Свежие новости
Сотрудники "Красного Сормова" приняли участие в проекте "Дорога Единства"
17:51 / пресс-релизы