реклама

Герои не только на фронте: чем жили судостроительные заводы России во времена Великой Отечественной войны

0 536 2 мин
Сегодня, в день великой победы Советского Союза над фашистской Германией, редакция Корабел.ру подготовила статью в память о подвигах наших заводов.

С началом Великой Отечественной войны склад жизни промышленников кардинально поменялся. Основной задачей заводов стал выпуск военной техники и оружия. Военно-Морскому флоту потребовалось большое количество небольших, но быстрых и маневренных кораблей. 

 

Дальний Восток

 

Дальний Восток для Советского Союза стал важной стратегической единицей во всех областях промышленности. Города Дальнего Востока не подвергались атакам, а потому производственный процесс в сравнении с центральной частью СССР был налажен наилучшим образом. Рабочие трудились по 11 часов выпуская оружие и военную технику.

 

Амурский судостроительный завод 

 

Амурский судостроительный завод — одно из немногих предприятий, которые в годы Великой Отечественной войны продолжило работать по своему основному профилю — судостроению.  С 1941 по 1945 гг. он построил и сдал флоту 9 боевых кораблей и 2 парома и отремонтировал 17 боевых подводных кораблей Тихоокеанского флота.

 

Кроме того заводчане осваивоили изготовление артиллеристских снарядов, фугасных бомб, авиационных осколочных бомб и казенников для миномётов. Всего за годы Великой Отечественной войны завод произвел больше 45 000 фугасных авиабомб, снарядов АС-76 — больше 160 000 шт;  авиационных осколочных бомб — больше 12 000 шт.

Музей Амурского судостроительного завода / Фото: Telegram-канал ПАО
Музей Амурского судостроительного завода / Фото: Telegram-канал ПАО "АСЗ"

 

"ОСТОН — завод имени С. М. Кирова"

 

Ныне упразденный завод имени С.М.Кирова во временя Великой Отечественной войны трудился изо весх сил. Места рабочих фронтовиков заняли их жены и дети. С производства выходила самая разнообразная военная техника: фугасные и зажигательные авиабомбы, морские мины. 

 

Несмотря на военное положение завод продолжал строить корабли и спустил на воду тяжелые мониторы "Сиваш", "Перекоп" и "Хасан". Осуществлялись ремонт и модернизация кораблей Краснознаменной Амурской флотилии.  

 

Центр судоремонта "Дальзавод"

Уже в первые месяцы войны предприятие начало изготавливать боеприпасы и стрелковое оружие, мины и снаряды. Вместе с тем основной деятельностью все же оставался судоремонт. Во времея войны "Дальзавод" отремонтировал более 100 кораблей.

 

Благовещенская судоверфь

 

У Благовещенской судоверфи с начала войны стояла основная задача — завершение строительства семи барж, которые были заложены еще в довоенный период. 

 

Помимо этого заводчане ремонтировали и модернизировали речные суда, которые по Амуру поставляли бронетехнику в центральную часть страны, ремонтировали сельскохозяйственную технику, и даже проводитли ремонт квартир фронтовиков. 

 

Юг страны (побережье Черного море, Нижнее Поволжье, Азов)

 

Южный фронт стал самым важным орперативно-стратегическим объединением в начале Великой Отечественной войны. Именно здесь люди первыми ощутили на себе ужасы войны и первыми продемонстирировали свои стойкость, силу и пастриотизм.

 

Большинство заводов этого района были разрушены и восстанавливались непосредственно после окончания военных действий. Часть производств была эвакуирована.

 

Азовская судоверфь 

 

На Азовской верфи активно велись ремонт, реконструкция, а также вооружение судов для действий Отдельного Донского отряда в Таганрогском заливе и нижнем Дону. 

 

Здания и оборудование верфи, которые не успели эвакуировать, сильно пострадали. Заложенные суда в разной степени готовности были уничтожены. Однако, после войны, верфь была восстановилась не без помощи заводчан.

Филиал "Севастопольский морской завод" АО "Центр судоремонта "Звёздочка" / Фото: пресс-служба Центра судоремонта
Филиал "Севастопольский морской завод" АО "Центр судоремонта "Звёздочка" / Фото: пресс-служба Центра судоремонта "Звёздочка"

Филиал "Севастопольский морской завод" АО "Центр судоремонта "Звёздочка"

 

ЦС "Звездочка" на тот момент стал единственной крупной производственной базой на Черном море, а потому важнейшей стратегической мишенью для фашистов. 

 

Сотрудников перебазировали в инкерманские штольни, где выпускали минометы и танки, а сам завод был подвержен бомбардировкам. 1 июня 1944 года началось активное восстановление производства.

 

Судостроительный завод "Море"

 

Большая часть оборудования была демонтирована и эвакуирована на Восток. Здание было разрушено. Его восстановление началось 23 апреля 1944 года, через 11 дней после освобождения Феодосии. В восстановлении участвовали в основном женщины и подростки. Но уже в 1945 году завод выпустил свою первую продукцию — слесарные тиски.

 

Судостроительный завод им. Б.Е.Бутомы

 

В августе 1941 года завод был включен в число заводов Наркомата судостроительной промышленности. После освобождения Керчи от фашистских захватчиков полностью разрушенный в годы Великой Отечественной Войны завод был восстановлен в кратчайшие сроки вместе с заводом.

"Амурский судостроительный завод", ПАО
Комсомольск-на-Амуре
+7 (4217) 57-34-83
"Судостроительный завод "Море", AO
Феодосия
+7 (36562) 29-3-22
"Азовская судоверфь", АО Азов
+7 (86342) 4-04-36, +7 (86342) 5-16-62
"Центр судоремонта "Звездочка", АО Северодвинск
+7 (818) 459-66-29
"Благовещенский судостроительно-судоремонтный завод", АО Благовещенск
+7(34766)2-63-63,+7(34766)2-63-66
"Центр судоремонта "Дальзавод", АО Владивосток
+7 (423) 2-224-010



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости