реклама

Где взять специалистов с опытом?

Мы продолжаем серию интервью с руководителями отечественных конструкторских бюро. Сегодняшним гостем "Корабела" стал генеральный директор ГЦКБ "Речфлота" Алексей Клепиков.
Какие проблемы есть на российском проектном рынке, как их решать, какие существуют прогнозы по развитию судостроения в стране. Все это в сегодняшнем интервью.

– Алексей Валерьевич, над какими проектами сейчас работает ГЦКБ "Речфлота"?

– Работы у КБ сейчас много, все расписано на год вперед. Из крупных наших работ можно выделить подготовку РКД для танкера-бункеровщика проекта RT37 (разработчик технического проекта – "Морское инженерное бюро"). Строительство ведет Восточно-Сибирское речное пароходство на озере Байкал.

Еще мы готовим документацию носовой оконечности и цилиндрической вставки сухогрузного судна проекта RSD32 для "Окской судоверфи" (разработчик технического проекта – "Морское инженерное бюро"). Эту работу мы выполняем вместе с КБ "Си Тех", которое занимается кормовой частью судна.

Также мы принимаем участие в разработке РКД пассажирского теплохода проекта PV300VD, который строится на астраханском СЗ "Лотос".

 
Алексей Клепиков / "ГЦКБ Речфлота"
 – Генеральным подрядчиком выступает Волго-Каспийское ПКБ.

 – Именно. Волго-Каспийское ПКБ отвечает за все проектирование, а на подрядных работах задействовано ГЦКБ "Речфлота" и "Си Тех". Наша часть – 1-й и 4-й строительные районы.

 Сейчас мы заканчиваем выпуск эксплуатационной документации на научно-исследовательское судно пр. 3292 для Росгидромета, которое будет работать на Байкале. Работа по нему практически завершена, осталось выпустить эксплуатационную документацию. Разработка технического проекта и РКД выполнена нами.

Заканчиваем разработку РКД на нефтеналивную баржу проекта ROB20.




Совсем недавно заключили договор на разработку технического проекта морского водолазного судна, которое планирует строить завод "Нижегородский теплоход". Активно начали заниматься данным проектом.
Разрабатываем концептуальный проект толкаемого состава для перевозки зерна.
 
Катер проекта 3330 / "ГЦКБ Речфлота"

Кроме того, идет сопровождение промерного судна проекта 3330, которое строит Ярославский судостроительный завод. Аукцион прошел совсем недавно, завод только-только приступил к работе.

Плюс у нас много небольших работ по переоборудования и модернизации судов.

– Со странами СНГ работаете?

– В 2017 году мы работали с Казахстаном. Семейский ССЗ строил буксир-толкач по нашему проекту RT220. Сейчас ведем переговоры по заключению следующих контрактов в области строительства технического флота.
 
Буксир-толкач проекта 4014 / "ГЦКБ Речфлота"

– А какие проекты у вас есть на перспективу?

– Как раз толкаемый состав для перевозки зерна – это очень хорошая перспектива.

– Какие еще у вас есть перспективные проекты?

– Не так давно ФКУ "Речводпуть" разместило аукцион на строительство черпакового 250-кубового земснаряда пр. 3409 по нашему техническому проекту. Будем ли мы делать рабочую документацию, решит завод-строитель.
 
Разборный колесный паром проекта 3243 / "ГЦКБ Речфлота"

– У вас, помимо КБ, есть и свое производство. Что делаете в рамках его развития?

– Нам удалось восстановить линейку судового оборудования, которую в свое время выпускал Богородский машиностроительный завод. Сейчас предприятие приказало долго жить, хотя некогда это было крупнейший градообразующий завод, который выпускал большие объемы различной продукции.

Из той линейки мы – единственное предприятие в стране – занимаемся серийным производством судовых редукторов марок СРП-50, СРП-60, СРП-70. Выпускаем порядка 150 судовых дизель-редукторных агрегатов в год на базе отечественных двигателей и собственных редукторов. Наверное, мы и здесь единственное предприятие в стране, кто выпускает такой объем ДРА на базе российских дизелей.

Помимо этого, на нашем производстве мы занимаемся выпуском палубного оборудования. Туда входят различные сцепные замки, натяжные устройства, натяжные барабаны, буксирные гаки, небольшие кран-балки. Занимаемся и небольшим судостроением, изготавливаем суда длиной до 20 метров: небольшие речные буксиры, шаланды, насосные станции.

Суммарно мы построили уже более 15 небольших судов по различным проектам, в том числе разработанными нами.

– А палубное оборудование тоже ваших проектов?

– Часть оборудования наших проектов, часть — сторонних. Производство у нас не привязано жестко к КБ, да и зачем его завязывать?
 
Несамоходная баржа-площадка проекта 0150 / "ГЦКБ Речфлота"

– Производство тоже загружено на долгосрочную перспективу?

– Да, примерно на год вперед.

– В Нижегородском регионе есть конкуренция на рынке инжиниринговых услуг? Или же у вас сферы деятельности давно поделены, и вы с коллегами просто распределяете заказы между собой?

– Безусловно, мы конкуренты. Но при этом все КБ прекрасно понимают, что такую тему, как PV300VD, один проектант в одиночку не выполнит! Поэтому любую крупную задачу надо делать в кооперации с коллегами. И здесь мы с "Си Техом" или Волго-Каспийским ПКБ – партнеры.

– ГЦКБ "Речфлота" специализируется на проектировании судов техфлота?

– Специализации у нас нет. Мы занимаемся и коммерческим флотом, и вспомогательными судами, и пассажирскими. Исторически ЦКБ НПО "Судоремонт", откуда выросло ГЦКБ "Речфлота", занималось техническим флотом. Сейчас такой специализации нет. Да, у нас есть большие архивы, есть опыт, знания в этой тематике. Но если зацикливаться только на тематике техфлота, то работой КБ не обеспечить. Частных заказчиков в этой тематике мало, а на государство надежды мало.
 
Научно-исследовательского судна проекта 3292 / "ГЦКБ Речфлота"

– Вы работаете с большим количеством заводов. Как вы оцениваете квалификацию инженерных служб на предприятиях?

– Все российские заводы за последние годы серьезно сдали в инженерных компетенциях. Плюс сейчас наблюдается общий дефицит кадров и на заводах, и в КБ. Мы бы с удовольствием взяли к себе конструкторов даже с минимальным опытом работы по некоторым специализациям, но их просто нет. И в ближайшие годы нехватка специалистов будет только нарастать.

На многих судостроительных заводах, некоторые из них стали судоверфями, хороших инженерных служб не стало. Их нужно организовывать с нуля, а это трудоемко, зачастую неэффективно. Поэтому сейчас существует тенденция к тому, что заводы требуют подробную рабоче-конструкторскую документацию на совершенно другом уровне, со всеми подробностями вплоть до подготовки производства. Это естественно, если такими работами на заводах просто некому заниматься. Значит, это должно сделать КБ.
 
Рыболовное судно проекта SFB1204 / "ГЦКБ Речфлота"

– С каким заводом работать было комфортнее всего?

– У нас очень хорошие взаимоотношения с заводом "Нижегородский теплоход", с "Окской судоверфью". В Навашино хороший техотдел. Есть у нас объекты, которые строятся в чистом поле, даже без базовой инфраструктуры. Например, на Байкале, где работает кооперация в чистом виде.

– А как вы решаете эту кадровую проблему?

– Мы берем на работу выпускников, хотя уровень их подготовки даже оценить трудно. Приходят ребята-бакалавры, толковые, перспективные, но устраивать их на работу, чтобы они еще два года учились, мы позволить себе не можем. Редко кто может и работать, и учиться. Студенты к нам обращаются регулярно и из Политехнического института, и из Водной академии. Хочется, конечно, набирать людей уже с опытом работы, но где их взять.
 
Нефтемусоросборщик проекта RT37 / "МИБ"

– С вузами вы работаете, рассказываете какие специалисты вам нужны? Может, корректируете программы подготовки специалистов?

– Честно говоря, нам некогда заниматься такими работами. У нас небольшое КБ в 60 – человек, минимальный административный аппарат. Я знаю, что "Вымпел", например, очень плотно сотрудничает с Политехническим университетом, в том числе по формированию программы обучения.

– Проблема текучки кадров у вас нет? Молодые специалисты не едут на заработки в тот же Санкт-Петербург?

– У нас были такие случаи, когда ребята срывались, уезжали на заработки в Петербург, большинство потом возвращались. Потому что на круг со съемным жильем и прочим получалось не намного выгоднее работать там.
Но у нас в ГЦКБ "Речфлота" политика такая, что если молодой парень хочет работать, то вырасти можно быстро. Я сам стал генеральным директором в 25 лет, а сейчас я самый возрастной в компании: все главные конструкторы, технический и коммерческий директоры младше меня.
 
Несамоходный двухсекционный состав из открытых сухогрузных трюмных барж проекта 3313 / "ГЦКБ Речфлота"

– Каким вы видите КЦКБ Речфлота лет через 5-10?

– Передовым, мобильным, современным конструкторским бюро.

– А что вы для этого планируете делать ?

– У нас в стране все очень непредсказуемо: сегодня работа есть, завтра ее может не быть. Поэтому прогнозировать что-то очень сложно. Но ничего, мы такое уже переживали, это уже не первый кризис. Времена всякие были, как и у всех.

Нужно безусловно растить собственных специалистов, обновлять программное обеспечение.

– Производство планируете развивать?

– Производство и не стоит на месте. Мы проектируем новую линейку оборудования, новые агрегаты, стараемся внедрить российские комплектующие. Планируем запустить в производство новые дизель-редукторные агрегаты повышенной мощности, дизель-генераторы, новые типы палубного оборудования. Ну и, конечно же, развивать судостроение: строить большие суда. Думаю, что к этому мы к этому придем. Вопрос только времени.


Материалы по теме:
Госзаказа на проектирование нового флота стало меньше (интервью с гендиректором РЦПКБ "Стапель")
Когда 3D-норма станет былью (интервью с гендиректором ПКБ "Петробалт")

От коммерческого флота к флоту высокотехнологичному (интервью с начальником — главным конструктором ЦКБ "Балтсудопроект")
Зеленодольское ПКБ: взгляд со стороны гражданки (интервью с гендиректором ЗПКБ)
Российские проекты современных рыбопромысловых судов есть (интервью с заместителем гендиректора "ХС Морское проектирование")
КБ "Си Тех" – совершеннолетие (интервью с генеральным директором "Си Теха" Петром Ежовым).



Комментарии   2.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Levdanskiy Alexander Yakovlevich, 26.06.2018, 22:40Уважаемый г-н Клепиков!
Попробую дать свой вариант ответа на поставленный здесь риторический вопрос. Взять квалифицированных судостроительных специалистов (не только проектантов) можно там, куда их отправили в массовом порядке в не столь далекие времена причастные в той или иной степени к руководству российским судостроением должностные лица. Кстати, большинство из них в период проведения эпохальных кадровых мероприятий представлений с чего начинается и чем заканчивается судостроение  имели (и имеют) весьма слабое, хотя бы в силу отсутствия у них и образования и практического опыта работы в нашей отрасли.
Результаты Вашей работы в существующих условиях почти полного разрушения существовавших некогда традиций предподготовки, подготовки, отбора, обеспечения  преемственности  для кадров безусловно заслуживают уважения. Хотя Вы и сами отчасти похоже заражены той же самой бациллой "кадровой революции": Как говорите, Вы не против принимать людей (понятно, помоложе) хотя бы с некоторыми представлениями о судостроении, т.е. о водной технике. Так в чем же дело, выпуски бухгалтеров, юристов, универсальных менеджеров, как известно , у нас зашкаливают, и большинство из них, наверняка, уж как-нибудь в парках на лодках девушек катали.  Так что, перспектива, в том виде, как ее видят многие руководители в нашей отрасли, есть. далее...
-0+
#Нихотин Артем Петрович, 30.06.2018, 03:21По поводу нехватки кадров. Если руководство действительно считает, что: "Мы бы с удовольствием взяли к себе конструкторов даже с минимальным опытом работы" - то это радует. Т.к. некоторые судостроительные предприятия на северо-западе работают по принципу "Не нравится? Валите! Других найдём". В тех.отделах таких предприятий попадаются трудолюбивые, способные, молодые ребята, которые готовы работать. Однако на них наваливают кучу работы как по судоремонту, так и по судостроению, в результате чего с работой не справляются, + з/п в 28 т.р.не особо радует. На просьбу взять еще кого-либо в помощь - ответ тот же самый: "не нравится?...". В результате такой молодой специалист просто уходит.
Свежие новости