реклама
Северный вестник
Северный вестник
Блог Олега Кулешова

Флот Севмаша: плавкраны-тяжеловесы

Северодвинское машиностроительное предприятие "Севмаш" по праву считается лидером судостроительной отрасли России. Здесь производят самые технически сложные корабли – атомные подводные лодки. Если говорить в числах, на заводе работает 27700 человек, в цехах предприятия размещается свыше 19000 единиц производственного оборудования и машин, а флот предприятия состоит из 40 единиц: судно обеспечения "Давид Пашаев", судно спецназначения "Лименда", буксиры, а также 2 плавкрана "Юрий Кондрашов", ПК-2 "Блейхерт" и несамоходные плавсредства. Сегодня речь пойдет о двух заводских плавкранах – "Юрий Кондрашов" и ПК-2 "Блейхерт".
САМЫЙ МОЩНЫЙ
 
Морской самоходный плавучий кран грузоподъемностью 400 тонн "Юрий Кондрашов" был заложен под именем "Севморнефтегаз" на стапеле Севастопольского морского завода 16 февраля 1993 года Его постройка, как и постройка многих других кораблей и судов того времени, растянулась на десятилетия – его достроили только в июле 2004 года. Он стал последним плавкраном, построенным на Севморзаводе при украинской власти.
 
Плавкран "Юрий Кондрашов" / Корабел.ру
Стоит отметить, что сейчас Севморзавод вновь занят своим краностроительным направлением – осенью прошлого года на предприятии был заложен плавкран ПК-400 "Севастополь".
Плавкран "Юрий Кондрашов" / Корабел.ру

Плавкран "Севморнефтегаз" представляет собой морское самоходное судно понтонного типа с крыльчатыми движителями, полноповоротным верхним строением (краном), грузовой площадкой на верхней палубе и кормовой опорой для укладки грузовой стрелы в походное положение.
 
Плавкран "Юрий Кондрашов" / Корабел.ру
 
В октябре 2004 года плавкран на буксире был переведен в Северодвинск, где на предприятии "Севмаш" началась работа по формированию экипажа, расконсервации и вводу в эксплуатацию.
 
Плавкран "Юрий Кондрашов" / Корабел.ру

В апреле 2005 года плавкран ввели в строй, и первым заданием стала работа с первым кессоном МЛСП "Приразломная". Весь ход строительства платформы плавкран выполнял самую сложную работу – установку секций верхнего строения и параллельно принимал участие в строительстве полупогружных платформ "MOSS", платформы "Арктическая" на соседнем предприятии "Звездочка". Работы было много, работали практически всегда в три смены. В ноябре 2010 года под командованием капитана-кранмейстера Юрия Окулова плавкран был переведен в порт Мурманск на 35-й судоремонтный завод для дальнейшей достройки "Приразломной". Этот этап работы был сложным, но интересным.
 
Плавкран ПК-2 / Корабел.ру

В сентябре 2011 года, после сдачи МЛСП "Приразломная" заказчику плавкран вернулся в Северодвинск, где продолжил работу с заказами на "Севмаше".
 
Плавкран "Юрий Кондрашов" / Корабел.ру

Но несмотря на работу с "Севмашем", его новая жизнь началась в апреле 2014 года, когда предприятие выкупило плавкран у "Газпрома" и переименовало его в "Юрия Кондрашова", в честь главного инженера "Севмаша" (2004-2008 гг.)
 
ВЕТЕРАН ПК-2 "БЛЕЙХЕРТ"

Второй трудяга  "Севмаша" - 150-тонный плавкран ПК-2, построен по проекту фирмы "Блейхерт" (г. Лейпциг) в 1954 году. Кран предназначен для грузовых операций в портах и на рейдах, для судоремонтных работ, а также для спасательных работ и в гидротехническом строительстве.
 
Плавкран ПК-2 "БЛЕЙХЕРТ" / Корабел.ру

О данном плавкране ходит много легенд. Кто-то говорит, что его как трофей вывезли из Германии, кто-то говорит другое, но все намного проще. В июне 1955 года на стапеле "Севмаша" заложили понтон, который уже в ноябре спустили на воду. Все остальные детали поставлялись из Лейпцига с помощью железнодорожного транспорта до Архангельска, а затем по реке до Северодвинска.
 
Плавкран ПК-2 "БЛЕЙХЕРТ" / Корабел.ру

30 мая 1958 года был подписан акт приемки, и кран ввели в эксплуатацию.

С того момента кран выполнял различные грузовые работы: разгружал транспорт, приходивший с оборудованием для заказов, выгружал строительные материалы, так как завод еще достраивался. Особенно стоит отметить то, что без помощи ПК-2 из цеха № 50 не выходил ни один заказ.
 
Плавкран ПК-2 "БЛЕЙХЕРТ" / Корабел.ру

Кроме того ПК–2 разгружал баржи, приходящие из Архангельска с металлоконструкциями портальных кранов "Коне", участвовал в монтаже "Коне" на набережной, монтировали спецкран в порту.
 
Плавкран ПК-2 "БЛЕЙХЕРТ" / Корабел.ру

Особенностью плавучих кранов данного типа является то, что крановая часть располагается на понтоне и при повороте нужно отслеживать крен и дифферент. С вылетом стрелы изменяется грузоподъемность, крен, дифферент. Понтон крана имеет длину 50 м, ширину 28 м, высоту борта 7,25 м. Обеспечена высокая непотопляемость за счет четырех продольных переборов и шести поперечных. При заполнении двух смежных отсеков кран остается работоспособным.
 
Плавкран ПК-2 "БЛЕЙХЕРТ" / Корабел.ру

Все каюты оборудованы мебелью. Вся мебель была изготовлена из дерева, в 1996 году частично заменена на пластиковую. Для приготовления пищи была установлена плита, которая топилась углем, в 1975 году заменена на электрическую.
 
Плавкран ПК-2 "БЛЕЙХЕРТ" / Корабел.ру

В 1996 году кран модернизировали. Все механизмы понтонной части были заменены на отечественные. Крановая часть сохранена в полном объеме. Заменены только кабельные трассы.
 
Плавкран ПК-2 "БЛЕЙХЕРТ" / Корабел.ру

В последние годы кран принимал участие в самых масштабных операциях на предприятиях "Севмаш" и "Звездочка". В таких, как строительство нефтебуровых платформ "Приразломная", "Арктическая", в модернизации тяжелого авианесущего крейсера "Адмирал Горшков" для ВМС Индии (сейчас "Викрамадитья"), в ремонтных работах ракетного крейсера "Маршал Устинов". Принимал участие в модернизации стапеля цеха № 42, отгрузке в порт Сабетта на п. Ямал. В настоящее время выполняет грузоподъемные работы при ремонте батопорта в бассейне ССП.
 
Плавкран ПК-2 "БЛЕЙХЕРТ" / Корабел.ру

Самая уникальная работа, с привлечением ПК-2 – при строительстве платформ "MOSS", когда грузили крупные металлоконструкции, где была необходима работа сразу четырех кранов: двух береговых и двух плавучих со стороны моря. Работа, в которой требовалось большое внимание крановщиков и всех членов экипажа, была выполнена успешно.
 
Плавкран ПК-2 "БЛЕЙХЕРТ" / Корабел.ру

Численность экипажа - 20 человек. Валерий Колоденец в должности капитана-кранмейстера с 2005 года. Старший механик Алескер Садыгов работает на ПК-2 с июля 2007 г., родом из Азербайджана, служил в ВМФ на Севере, женился на девушке из Соломбалы и решил остаться здесь жить. Является высококвалифицированным, технически грамотным специалистом, обеспечивает качественное обслуживание судовых систем и механизмов. Пользуется заслуженным авторитетом в коллективе. Неоднократно был отмечен руководством цеха и общества.
 
Плавкран ПК-2 "БЛЕЙХЕРТ" / Корабел.ру

Машинисты крана – матросы 1 класса Сергей Ануфриев и Надежда Остапчик. От них в большей мере зависит безаварийная работа крана, требующая внимания, терпения, ответственности при перемещении грузов.

Сергей Ануфриев работает на кране с июня 2000 года. Часто бывает в командировках на других участках и может работать на всех кранах цеха № 22.
 
Плавкран ПК-2 "БЛЕЙХЕРТ" / Корабел.ру

Надежда Остапчик работает на ПК-2 с 2015 года, а в цех №22 пришла работать уборщиком в 1980 году. Закончила курсы машиниста крана. Сначала замещала крановщиков, затем стала работать постоянно. Также является высококвалифицированным специалистом, может работать на всех кранах цеха №22, направлялась в командировки на МЛСП "Приразломная".

Сергей Роменский - старший электрик-моторист 1 класса на кране с апреля 1990 года. Коренной северодвинец. Элекрическую часть знает на "отлично".

Матросы: Владимир Баландин, Дмитрий Хутин, Александр Крицкий.
Дневальный: Наталья Клюшина работает на кране недавно, но пользуется заслуженным авторитетом и уважением в коллективе.
 
Материалы по теме: 

 



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
Окская судоверфь произвела закладку киля малого морского танкера
15:25 / судостроение