Если вдруг случится авария...

- A + КомментарииПрочитано 514 раза   |
О новейшей барокамере, глубоководных пеналах, подводной экзотермической резке и работах на месте крушения авиалайнера Ту-154 в районе Сочи рассказывает технический директор "Дайвтехносервис" Валентин Михайлов

В штатной обстановке ни с подводными лодками, ни с другими кораблями и судами ВМФ не случается никаких происшествий. Но в нашей суровой реальности, увы, иногда приходится переключаться в режим ЧС и спасать со дна моря подводников или обследовать место крушения судна. И тогда не обойтись без соответствующего оборудования.

О том, что нового появилось и появится в ближайшем будущем в распоряжении спасательных служб, мы беседуем с техническим директором компании "Дайвтехносервис" Валентином Михайловым.
 
Технический директор компании "Дайвтехносервис" Валентин Михайлов / "Дайвтехносервис", ООО

Расскажите о последних новинках, разработанных вашей компанией. Самая крупная, как минимум по физическим параметрам, это барокамера РБК-2200. Чем она интересна и где будет использоваться?

— Барокамере РБК-2200 (2200 мм — это ее внутренний диаметр) аналогов в нашей стране нет ни по внутреннему насыщению, ни по размеру. Она позволит существенно расширить возможности использования гипербарического оборудования как для водолазных, так и для медицинских целей. Использование этой барокамеры предполагается как в составе береговых стационарных учебно-тренировочных водолазных комплексах, так и в составе водолазных комплексов специализированных спасательных судов большого водоизмещения с полным спектром подводно-технических работ на глубинах до 60 метров.

Отдельно отмечу возможности использования такой барокамеры для лечения специфических заболеваний водолазов в специализированных медицинских учреждениях в том числе научно-учебных, таких как кафедра физиологии подводного плавания Военно-медицинской академии, которая в нашей стране наиболее серьезно занимается проблемами профилактики и лечения заболеваний, связанных с работой под повышенным давлением.

Одной из задач под которую проектировалась РБК-2200, это использование ее в качестве элемента модульной системы спасения экипажей подводных лодок. В такой барокамере наиболее эффективно используется как ее внутреннее пространство, так и ее оборудование.

Операция по спасению происходит следующим образом: спасательный аппарат пристыковывается к подводной лодке, подводники переходят из отсека (рассматривается случай, когда в отсеке в связи с аварийной ситуацией давление повышено) в спасательный аппарат. Спасательный аппарат с подводниками (давление внутри спасательного аппарата равно давлению в отсеке подводной лодки) отстыковывается, поднимается на поверхность и пристыковывается к модульной системе спасения через приемно-переходной отсек. Дальше они переходят и размещаются в модуле с барокамерой РБК-2200 по 10 человек.
 
Барокамера РБК 2200 / "Дайвтехносервис", ООО

И сколько таких модулей потребуется для одной спасательной операции?

— Планируется установка таких модулей до шести штук. Можно и больше, но мы понимаем, что это требует наличия значительного пространства открытой верхней палубы. На сегодняшний день на тех судах-спасателях, где планируется размещение такой системы, можно установить шесть модулей с барокамерами РБК-2200 — на 60 спасенных подводников. Причем 60 человек — это в комфортных условиях. А если потребуется, то их количество можно увеличить вдвое, до 120 человек. Понятно, что это менее комфортно, но их жизни будут сохранены.

Чем еще порадуете спасателей?

— Другая наша разработка — гидравлическая насосная станция для аварийно-спасательных подразделений Военно-морского флота. Это, во-первых, мощное водоотливное средство и дополнительно средство привода к действию гидравлического инструмента для проведения аварийно-спасательных работ. Гидравлический инструмент планируется использовать при проведении судоподъемных, аварийно-спасательных работ, при снятии кораблей с мели и так далее. На сегодняшний день в Военно-морском флоте такого комплекта инструментов нет.

В числе новинок от "Дайвтехносервиса" указан, например, комплект глубоководных пеналов. Что это такое?

— В случае аварии с подводной лодкой, первое, что нужно сделать, это ее найти. Второе — обследовать ее. Третье (до начала основной фазы спасательной операции) поддержать жизнедеятельность подводников этой подводной лодки. Средствами поддержания их жизнедеятельности являются вода, пища, медикаменты и так далее. Все это нужно в подводную лодку передать, для чего и предназначены глубоководные пеналы. Они представляют из себя цилиндрическую емкость диаметром около 500 мм, длиной — около метра, которая опускается на тросе под воду и далее с помощью водолаза этот пенал передается в подводную лодку (через торпедный аппарат или спасательный люк).

В 2015 году нашим предприятием сделано устройство, которое называется комплект глубоководных пеналов "КГП 300". Это кассета на шесть пеналов, размещающаяся в технологическом десятифутовом контейнере вместе с грузоподъемным устройством для подачи этих пеналов на глубину до 300 м. Гидравлическое грузоподъемное устройство вместе с кассетами раскладывается из контейнера, и кассета с пеналами опускается под воду. Техника шагнула вперед, и теперь пеналы в лодку подают не только водолазы, но и телеуправляемые и обитаемые подводные аппараты.
 
Стенд компании на МВМС-2017 / "Дайвтехносервис", ООО

И эти контейнеры будут размещаться на спасательных судах?

— В том-то вся идея, что не только на них. Не факт, что в момент аварии на месте окажутся именно спасатели со всеми необходимыми средствами для оказания помощи, со спасательными аппаратами и водолазами. Суть в том, что этот контейнер с помощью авиации можно будет доставить и установить на борт любого судна, которое находится в районе аварии и у которого есть более-менее свободное место на палубе. Туда же можно доставить комплект, скажем, необитаемого (или небольшого обитаемого) подводного аппарата, спустить кассету с пеналами и обеспечить поддержание жизнедеятельности личного состава аварийной подводной лодки.

В 2016 году это изделие получило патент на изобретение, поскольку аналогов такому устройству в мире нет. Везде для спуска таких кассет используются отдельные грузоподъемные устройства больших габаритов и массы, установка которых сопряжена с большими затратами по времени доставки и монтажу. Штатное грузоподъемное оборудование кораблей и судов применять в этом случае нельзя, так как у них длина троса не позволяет опустить груз на большую глубину. Требуются грузоподъемные устройства с тросом длиной более 300 метров, которыми располагают только специально оборудованные суда. Чем хороша наша разработка — ее можно поставить на любое судно, где имеется место размером с десятифутовый контейнер, и сразу приступить к спасательным работам.

А есть у вас еще какие-то разработки, на которые получен патент на изобретение?

— Есть изделие, которое называется мобильный комплект экзотермической резки. Экзотермическая резка режет практически все — от бетона до металла. Нужна она при проведения аварийно-спасательных работ: разрезать корпус, вырезать отверстие, что-то отрезать и так далее. Экзотермическая резка проводится без непрерывной подачи электрического тока, который необходим лишь на начальном этапе для поджига электрода в кислородной струе. Обычно для поджига используется подача искры с поверхности с помощью кабеля. Мы сделали уникальную систему, которая позволяет водолазу, не используя никаких источников питания с поверхности, взять ее с собой под воду и работать автономно. В состав комплекта входит погружной энергоблок в герметичном боксе, рассчитанном на давление до 6 кг (а это глубина 60 м). Устройство позволяет автономно использовать для подводной резки до 60 электродов. Этим изобретением интересуются многие, в том числе иностранные компании, специализирующиеся на поставках оборудования для подводной сварки и резки.
 
Обследование винто-рулевой группы атомохода "Ямал" водолазами "Морспасслужбы" / "Дайвтехносервис", ООО

Кто ваши заказчики? Понятно, что это ВМФ, а кто еще?

— Наши заказчики — это все структуры, которые занимаются подводно-техническими работами, в том числе коммерческие и государственные. Государственные структуры — это в первую очередь Министерство обороны, Федеральная служба охраны, ФСБ, Национальная гвардия и, конечно, МЧС. В целом, это все те структуры, которые занимаются в том числе аварийно-спасательными и подводно-техническими работами или выполняют специальные задачи, связанные с погружением под воду.

А частные заказчики есть?

— Доля частных заказчиков год от года меняется, в зависимости от того, как экономически себя чувствует бизнес. Тем не менее коммерческий рынок всегда есть. Частные компании приобретают так называемую "водолазку" — водолазное снаряжение, а также средства обеспечения для выполнения подводно-технических работ, иногда небольшие необитаемые телеуправляемые подводные аппараты.

Судостроительные предприятия что-то закупают?

— Да, но в основном те, что строят для государственных заказчиков (Министерства обороны, ФСО, ФСБ, МЧС, Морспасслужбы Росморречфлота). Для этих ведомств мы всего спроектировали около 50 судовых водолазных комплексов различного исполнения.

На новых аварийно-спасательных судах ваше оборудование присутствует?

— Да, конечно, большая часть судовых водолазных комплексов, поставленных Военно-морскому флоту в период с середины 2000-х, это наша продукция.

Если взять, например, того же "Игоря Белоусова", чем он оборудован?

— Он оборудован глубоководным комплексом (ГВК), но, к сожалению, не российским, а зарубежным. В составе ГВК все оборудование, в том числе барокамеры импортные. Наши только спасательные глубоководные аппараты.

Есть возможность в будущем его переоборудовать?

— На это нужно нацеливаться, мы все ориентированы на импортозамещение. Конкретно "Белоусова" переоборудовать, наверное, смысла нет, но если проект пойдет в серию, то можно и нужно будет ставить отечественное оборудование. Тем более, что как вы видите, это возможно. Нелегко, но возможно.
 
Архангельский филиал Морспасслужбы / Корабел.ру

В каких известных операциях было задействовано ваше оборудование?

— Последняя операция, за которой все тщательно следили, это работы на месте крушения лайнера Ту-154 в районе Сочи в декабре 2016 года. Там участвовали катера, на которых стоит наше оборудование. И они показали себя очень достойно в том числе на фоне всего оборудования, которое там работало. Те, кто эксплуатировали наши водолазные комплексы, были довольны — они показали свою многофункциональность, и в этих сложных как с моральной, так и с технической точки зрения условиях все работало без нареканий.

Мы, понимая всю сложность задач, даже сформировали у себя группу технической поддержки, которая круглосуточно работала на предприятии. Но, к счастью, нам и флоту задействовать эту группу не понадобилось.

Этот полученный опыт будет как-то учтен?

— Конечно, любой опыт, как и любую критику, мы принимаем. Помимо того, что следим за тем, как работает наше оборудование, мы еще и ежегодно на всем оборудовании, которое поставляем для Военно-морского флота, проводим сервисное обслуживание. Во время сервиса осуществляем мониторинг того, что происходит с нашим оборудованием, как оно работает и какие у заказчика есть пожелания по его модернизации. У нас есть контакт со всеми эксплуатирующими наше оборудование организациями, и мы никогда не доводим дело до рекламаций. Если что-то случается, выезжаем по звонку и все устраняем.
 
Материалы по теме:
Службу день и ночь несут (об Архангельском филиале Морспасслужбы Росморречфлота)
Круги и петли, шашки и буи (интервью с гендиректором Муромского приборостроительного завода)
Поделиться новостью
"Дайвтехносервис", ООО Россия, Санкт-Петербург+7(812)350-95-44, +7(812)498-88-99, +7(812)498-88-77

Подписка Корабел.ру экономит ваше время
Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного!

Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь или