Наши репортажи
Наши репортажи
Материалы корреспондентов портала

Экскурсия по "Янтарю" - как модернизируют производство под суда нового типа

- A + Автор: Юлия Хазиева КомментарииПрочитано 4245 раз   |
Суда, сдаваемые верфями, стали более наукоемкими, более сложными в постройке. Конечно, пока это чаще уникальные, единичные заказы, но в перспективе судостроительные заводы нацелены на серийное производство таких объектов, так как потребность в них стоит остро в смежных отраслях промышленности, включая ВПК, научно-исследовательский комплекс и рыбопромышленность.
На активной стадии сейчас работы по модернизации производственных площадок и территории набережной на калининградской верфи "Янтарь". Начиная с 2012 года, здесь работают над обновлением технопарка, закупкой тяжелой техники и станков, заменой устаревшего грузоподъемного оборудования. 

По мере увеличения портфеля заказов растет и потребность в рабочих специалистах. Например, несколько лет назад встала проблема с наличием на производстве судовых трубопроводчиков. В регионе таких специалистов не обучали, привлечь из других возможности не было из-за удаленности области. Но со временем удалось наладить сотрудничество с местным Прибалтийским судостроительным техникумом, где открылось направление по подготовке специалистов по трубопроводным работам. Это в том числе помогло предприятию снизить средний возраст работников, на сегодняшний день он составляет около 40 лет.

На заводе нас провели по рабочим цехам и показали устройство сегодняшего завода "Янтарь". При модернизации замена техники производилась как на отечественную, так и на импортную в зависимости от назначения. Поскольку изначально планировались весьма глобальные изменения, обновления происходят постепенно. Первыми на очереди стояли трубогибочное и машиностроительное производства. Сейчас идет реконструкция достроечной набережной на всем ее протяжении.

Начинаем осмотр завода с "сердца" производственных процессов, а именно со сборочно-сварочного цеха. Он состоит из двух корпусов, в одном находится линия резки металла под корпус и под отдельные детали.
 
Сборочно-сварочный цех / Корабел.ру

Здесь же расположен пресс для придания необходимой кривизны частям корабля. Пресс был произведен еще в СССР и является одним из старейших в области. И, как нам прокомментировали работники цеха, потребности в новом пока нет, а "машину" охарактеризовали как крепкую, надежную и простую в эксплуатации. Поскольку основную часть техники в этой секции уже обновили, рядом можно обнаружить новенькие краны уже немецкой марки. А далее располагается недавно установленный листогибочный станок.
 
Листогибочный станок / Корабел.ру

В следующем секторе раскинулось сварочное производство. После того, как в соседнем помещении металл гнут, режут и прочими способами придают ему нужную форму, он поступает в этот сектор производства. Здесь начинается предварительная сборка корпуса и изготовление секций. На момент посещения можно было увидеть только лишь просторные помещения, загруженные техникой, так как объектов данного этапа не было. Большая часть объектов пущена в сборку уже на стапеле.
 
В сборочно-сварочном цеху / Корабел.ру

Вся площадь, занимаемая заводом "Янтарь" вместе с производственными, административными помещениями и набережной, составляет более 80 Га. Территория стала мини-городом со своими улицами, переулками, кое-где сохранились таблички с названиями. Как было отмечено, территория даже излишне большая для производства из-за транспортировки объектов — зачастую перемещение больших частей судна с одного конца завода в другой превращается в целую логистическую операцию. Поэтому в идеале конечный итог реконструкции — это создание компакт-верфи, где все основные виды производств будут сконцентрированы в районе главного стапеля, а перемещение станет мобильным и оперативным.

Гальваническое производство

На участке гальванической обработки металлические изделия проходят очистку перед непосредственной сборкой. Здесь производится фосфатирование, промывка, обезжиривание, цинкование поверхностей. В совокупности все эти процессы позволяют обеспечить корпусу судна и другим металлическим частям корабля прочность и долговечность, а также избавляют от коррозии и других вредных для материалов воздействий.
 
Гальванические ванны / Корабел.ру

Гальваническая обработка на "Янтаре" производится в специальных ваннах, полировка элементов осуществляется вручную на станках без использования шлифовального оборудования. "Работа интересная, у нашего отдела есть возможность превращать нечто неприметное во что-то красивое и полезное", - говорят работники.

Трубогибочный цех

Трубы также проходят гальваническую обработку, после чего отправляются на трубообрабатывающий участок. Здесь выполняются работы по резке и гибке труб.

Не так давно на верфи прошел реконструкцию корпус трубомонтажного/трубогибочного цеха. Новое оборудование закупали как у российских, так и у зарубежных поставщиков из Европы, Китая, Кореи. К примеру, станки стоят импортные, а кран-балки имеют российское производство.
 
Пильный станок GS Hydro / Корабел.ру

Достроечная набережная

На территории ПСЗ "Янтарь" есть два открытых стапеля — "Янтарь", принимающий суда спусковым весом до 10 000 т, длиной до 145 м и шириной 26 метров, а также малый стапель "Буревестник", способный обеспечить строительство объектов весом до 2 200 т и шириной до 15 метров.

Длина всей достроечной набережной составляет почти полтора километра, глубина — до восьми метров. Сейчас модернизация именно этой территории в приоритете. Она предполагает полную замену основания и покрытия набережной, создание новой инфраструктуры и обновление кранового оборудования.

В начале набережной возвышается сторожевой корабль "Неустрашимый" проекта 11540, находящийся на завершающей стадии ремонта. Планируется, что Балтийскому флоту он будет передан в 2020 году.
 
"Неустрашимый" у набережной завода "Янтарь" / Корабел.ру


На главном стапеле расположились океанографические суда "Алмаз", строящийся по доработанному проекту 22010, и "Евгений Горигледжан". Последний будет построен в результате ремонта и переоборудования морского буксира.

О заказах

Все производственные модернизации нацелены на расширение возможностей по постройке новых проектов судов на различные нужды. В частности, ПСЗ "Янтарь" на сегодня специализируется на выспуске кораблей ВМФ, научно-исследовательских судов и рыболовных траулеров.
 
Строящееся судно на стапеле "Янтарь" / Корабел.ру

Несколько слов о готовности последних. Проект SK-3101R — это серия из трех комбинированных траулеров, реализация ведется на Прибалтийском судостроительном заводе "Янтарь" для "Рыболовецкого колхоза им. Ленина" (Камчатка), проект разработан норвежским бюро "Skipskompetanse". Первое судно "Ленинец" было передано заказчику в августе, а сейчас оно уже отправилось в Камчатский край по южному маршруту. Второй траулер "Командор" завершает ходовые испытания и готовится к сдаче к концу осени, "Ударник" — третий траулер проекта — находится на этапе достроечных работ. Его сдача должна состояться до конца года.
 
"Ленинец" и "Командор" на заводской акватории / Корабел.ру
 
Третий траулер проекта SK-3101R "Ударник" / Корабел.ру

БДК "Петр Моргунов" в этом году будет передан Северному флоту, осенью он выходит на ходовые испытания. Напомним, этот корабль станет первым серийным БДК (после головного "Ивана Грена") проекта 11711. Единицы этого проекта обладают полным водоизмещением около 6 тыс. т, это самые крупные надводные корабли ВМФ России, построенные в современности.
 
БДК "Петр Моргунов" на достройке / Корабел.ру

Также на производстве продолжается строительство океанографических исследовательских судов двух разных проектов по заказу Министерства обороны РФ для Главного управления глубоководных исследований. "Алмаз" — второе судно проекта 22010 — сейчас в процессе насыщения механизмами. Сдача второго океанографа "Евгения Горигледжана" предположительно состоится в этом году.
 
"Евгений Горигледжан" / Корабел.ру

Еще одним важным пунктом производственной программы стал заказ по реализации проекта 11356. Напомним, это фрегаты, изначально строившиеся для ВМФ России. Но из-за отсутствия надлежащих по требованиям к установке двигателей было принято решение вести дальнейшее строительство в интересах ВМС Индии.

Сейчас одной из приоритетных задач стоит дальнейшая реализация проекта БМРТ и возобновленное строительство кораблей на экспорт. Кроме того, в следующем году, как нам сообщили, ПСЗ "Янтарь" надеется получить заказ на постройку еще двух крупных рыболовецких судов. Поэтому, несмотря на то что в конце 2019 года завершается работа по целому ряду проектов, верфь настроена на серьезную загрузку в ближайшие годы.
 
Закладная секция БМРТ "Виктор Гаврилов" / Корабел.ру


Материалы по теме: 
Листогибочный станок
Автор: Юлия Хазиева
Поделиться новостью
"Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь", АО Россия, Калининград+7 (401) 264-86-41, +7 (401) 261-31-80


Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь или

Предыдущая новость