реклама

ЦНИИ судового машиностроения исполняется 55 лет!

0 14 4 мин
"Центральный научно-исследовательский институт судового машиностроения" был создан 22 июля 1970 года. С тех пор предприятие прошло долгий путь, полный успешных проектов и трудовых достижений.

Сегодня компания ведет разработки широкого спектра продукции, в том числе: судовых кранов, рулевых машин, лебедок, шпилей, гидроаппаратуры, насосов, манипуляторов, успокоителей качки, устройств передачи грузов в море на ходу и т.д. ЦНИИ СМ ценят за надежность, качество, мощную научно-техническую базу. Коллектив сохраняет традиции и неизменно смотрит в будущее, пополняя список отечественных передовых разработок. 
В преддверии юбилея предприятия морской блогер №1 Виктория Корабеловна провела интервью с руководителем ЦНИИ СМ и "Пролетарского завода" Игорем Бурцевым.   

Руководитель ЦНИИ СМ и Пролетарского завода Игорь Бурцев
Руководитель ЦНИИ СМ и Пролетарского завода Игорь Бурцев / Фото: ЦНИИ СМ

–  Игорь Юрьевич, сколько сегодня в ЦНИИ СМ трудится человек, какие задачи выполняются? И какие торжественные мероприятия планируете?

– В ЦНИИ СМ сегодня работают порядка 180 человек. У нас очень широкий перечень заказчиков, основные заказчики в области проектных работ это КБ проектанты: Рубин, Малахит, Северное ПКБ и другие. По производству изделий основная площадка это Пролетарский завод. В части НИР много сотрудничаем с Прометеем и КГНЦ. Проектируем лебедки, краны, успокоители качки, рулевые машины, устройства для передачи грузов. Линейка широкая, перечислять можно очень долго.
В честь юбилея организуем настоящий праздник науки, 24 июля проводим конференцию. "Судовое машиностроение. Новые подходы в науке и технологиях", на которую пригласим коллег и друзей. Пользуясь случаем приглашаем ваших читателей тоже поучаствовать.

– А как обстоят дела с привлечением молодежи?

– Вопрос сложный, впрочем, как и везде. У нас достаточно стабильный коллектив, низкая текучка. Большой процент опытных специалистов в возрасте 30-40 лет которые работают у нас много лет, а это очень важно особенно для морской науки, где проекты реализуются долго иногда по пять, а то и по десять лет. Немного упустили поколение 20–25 летних, и сейчас наращиваем процент молодежи. Мы всегда активно взаимодействуем с нашими ВУЗами, в позапрошлом году организовали с "Корабелкой" базовую кафедру судового машиностроения, готовим себе кадры. Летом к нам на практику приходят ребята 2–3 курса, в этом году большой поток почти двадцать человек.

ЦНИИ СМ ведет разработки широкого спектра продукции
ЦНИИ СМ ведет разработки широкого спектра продукции / Фото: ЦНИИ СМ

–  Рассматриваете возможность включения в рабочие процессы искусственного интеллекта?

– Светлую голову конструктора машиной не заменишь, но какие-то функции отдать ИИ можно. Мы внимательно следим за развитием технологий, в частности на постоянной основе взаимодействуем с Асконом, но пока что не видим рабочих версий инженерного ПО с интегрированным ИИ. В любом случае это будущее, думаю, к этому еще придем.

–  Как в целом складывается ситуация с внедрением цифровых решений?

– ЦНИИ СМ был одним из первых, кто внедрил программу "Компас 3D" и системы электронного документооборота. Сейчас стоит задача сделать единое цифровое пространство с Пролетарским заводом. Объем данных постоянно растет, их надо хранить и передавать.

– Насколько знаю, перед ЦНИИ СМ и Пролетарским заводом стоит новая задача: нарастить портфель заказов для гражданского судостроения… 
  
– Совершенно верно. ОСК разработало программу развития до 2035 года. Определены типы судов, для которых необходимо оборудование. Нам, в свою очередь, нужно разработать свою стратегию развития, которая будет соответствовать общей концепции, представить свою линейку продукции для гражданских судов. 
В этот список войдут более десятка наименований изделий, в т.ч лебедки, краны, рулевые устройства, успокоители качки, спуско-подъемные устройства.

Объем данного рынка по выручке превышает 100 млрд рублей. Это тот горизонт, который видим мы и ОСК. План уже расписан: к августу разработаем стратегию по крановому оборудованию, затем по лебедкам и так далее. Позже предстоит защита стратегий, подготовка бизнес-плана, привлечение инвестиций. По моим прогнозам, это произойдет в течение года.

– Есть ли опыт работы в гражданском сегменте, или все будет выстраиваться с нуля?

– Определенный опыт есть. Продолжаем реализовывать проект по поставке кранов на многофункциональные аварийно-спасательные суда. Нюансы имеются, были промахи с расчетом временных затрат. Но сейчас ситуацию исправляем, работаем активно.
Работа с частными клиентами существенно отличается от выполнения государственного заказа. Мы общаемся с руководителями верфей и начинаем подходить к принципу "конструировать под заданную стоимость". Это совершенно иная организация работы. Надо по-другому смотреть на подбор материалов, на материалоемкость, на мощностной ряд двигателей и так далее. Это история, которая заставляет конструктора мыслить иначе. Но для нас вызов интересный.

– Какую помощь оказывает ОСК?

– ОСК крайне заинтересована в том, чтобы судовое машиностроение развивалось самыми быстрыми темпами. И этому оказывает всяческое содействие. Создание машиностроительного кластера на базе ЗАО "ЦНИИ СМ" и ПАО "Пролетарский завод" – одна из ключевых задач. Это значит, что будут инвестиции в новое оборудование, в разработки, в модернизацию предприятий и так далее.

– Насколько институт обеспечен работой?

– Мы работаем в судостроении, специфика нашей отрасли заключается в наличии большого количества проектов с длительными сроками, порядка 80% заказов это проекты на срок от 2 до 5 лет. Так что портфель сформирован на два года вперед, но мы всегда стараемся резервировать свои мощности под перспективные проекты и какие-то интересные новые для нас задачи, которые периодически тоже появляются.  

– Вы 15 лет работали в "Росатоме". И, как мне представляется, задачи, которые сегодня стоят перед отраслью судостроения, "Росатом" частично выполнил: и по интеграции активов, и по сегментированию производства. Этот опыт будет учитываться в вашей дальнейшей работе?

– Конечно. Поэтому меня и пригласили на эту должность. Задача - вывести институт и завод на новый уровень.

– Расскажите о себе, как пришли в судостроение?

– Изначально с морем и судостроением связан не был. Первое образование – горный инженер. Родом из Новокузнецка, юг Запажной Сибири, как известно, шахтерский край. Это и определило выбор, отец работал на шахте и было решено, что надо идти по его стопам. 
Хотя о море мечтал с детства. Друг семьи был моряком дальнего плавания и много рассказывал о службе, о морских закатах и рассветах. Это было так захватывающе, что появилась мечта поступить в Находкинское мореходное училище. Но тогда пришлось выбрать синицу в руках: мечты мечтами, а деньги надо зарабатывать. 
Некоторое время занимался горным делом, но потом жизненный путь повернулся. Пригласили на Западно-Сибирский металлургический комбинат. Позже в Москве открыл свою ИТ-компанию. Затем трудился в приборостроении. Пять лет работал в Санкт-Петербурге в Центральном конструкторском бюро машиностроения. Могу сказать, что удалось сделать его одним из лучших машиностроительных предприятий страны, где производят главные циркуляционные насосы – сердце атомных станций. Теперь возглавляю ЦНИИ СМ и Пролетарский завод.

– Планы на ближайшие три года?

– Улучшить финансовое положение ЗАО "ЦНИИ СМ" и ПАО "Пролетарский завод", позаботиться о своевременности выполнения договоров. Наверное, это первые задачи, и думаю, мы с этим справимся. От принципа "живем от заказа к заказу" надо отказываться, по этому разрабатываем стратегию развития минимум на 10 лет. Только так можно будет чувствовать себя на рынке более уверенно. 
 




Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости