Что важнее: сварить шов или проверить его?

Во втором материале, посвященном дефектоскопистам, за ответом обратимся на "Северную верфь" к начальнику лаборатории рентгено-гаммаграфирования Виктору Хамицевичу. Расскажем о методах контроля, использующихся на этом заводе, поразмышляем на тему роботизации, а также обязательно ответим на вопрос о возможности карьерного роста. А как без него?
СЗ Северная верфь / Фото: Корабел.ру
СЗ Северная верфь / Фото: Корабел.ру

Расскажите, с какими задачами ежедневно сталкиваются на производстве дефектоскописты, а также о том, какие методы неразрушающего контроля (НК) задействованы на "Северной верфи"?

– На "Северной верфи" применяются радиографический контроль, который в свою очередь подразделяется на рентгенографирование и гаммаграфирование, ультразвуковой контроль и ультразвуковая толщинометрия, капиллярный контроль. Ежедневная задача, стоящая перед персоналом лаборатории РГГ, – контроль качества сварных соединений корпусных конструкций и трубопроводов. Контроль проводится на всех строящихся заказах в цехе, эллинге, стапелях и на плаву. Также проводится контроль литья и основного металла.

Николай Патрушев посетил "Северную верфь", январь 2025 г. / Фото: Корабел.ру
"Северная верфь" / Фото: Корабел.ру

Каждый из методов НК имеет свои особенности. Например, при радиографическом контроле задействованы дефектоскописты, непосредственно проводящие просвечивание сварных соединений с применением источников ионизирующего излучения на строящихся заказах, фотолаборанты которые проводят фотообработку радиографических снимков и инженеры-дефектоскописты, задача которых – провести оценку и расшифровку радиографического снимка и оформить протокол по результатам контроля. Это командная работа. Результат зависит от каждого исполнителя на своем участке работ.

Ультразвуковой и капиллярный методы НК подразумевают проведение контроля, оценку результатов и оформление протокола одним дефектоскопистом. Здесь ответственность за полученный результат лежит полностью на дефектоскописте.

Дефектоскопия / Фото: ООО
Все начинается  с визуального осмотра / Фото: ООО "СЗ АНТЦ "Энергомонтаж"

Какими качествами и знаниями нужно обладать, чтобы быть профессиональным дефектоскопистом? 

– Багаж знаний, необходимый дефектоскописту для выполнения задач, поставленных перед ним, достаточно обширен и включает в себя знания в области физики, химии, математики, знание государственных и отраслевых стандартов и другой документации по НК. Также наш специалист должен разбираться на пятерку в устройстве корабля, основах радиационной безопасности, устройстве и принципах действия аппаратуры для проведения неразрушающего контроля.

Приветствуется наличие таких качеств как технический склад ума, внимательность, аккуратность, выносливость, ответственность, стрессоустойчивость, умение анализировать полученную информацию. 

Есть ли какой-то секрет мастерства специалистов неразрушающего контроля?

– Секрета особого нет, нужны глубокие знания методик НК, оборудование НК и умение его применять. Будет отлично, если человеку действительно интересно заниматься дефектоскопией. 

Фото: ООО
Ультразвуковая дефектоскопия / Фото: ООО "СЗ АНТЦ "Энергомонтаж"

Есть ли у дефектоскописта возможность роста на производстве?

– Личный пример. В 2001 году я пришел на завод дефектоскопистом третьего разряда. Знание и опыт перенимал от уже работающих коллег. Дорос до шестого разряда. Без отрыва от производства получил высшее образование. С 2017 года работал ведущим инженером. В 2024-м возглавил лабораторию неразрушающего контроля. Возможность карьерного роста есть, нужно только желание развиваться.

Перенимаете ли опыт у коллег с других предприятий, участвуете ли в конкурсах?

– Да, мы общаемся с коллегами с других заводов, консультируемся, а порой и сами даем советы, обсуждаем насущные вопросы по телефону и при личных встречах. 

Подчеркну, что поддержание квалификации дефектоскопистов обеспечивается посредством проведения ежегодных аттестаций по профессии, подтверждением квалификации в НОАП по методам и объектам контроля. Персонал лаборатории в зависимости от выполняемых обязанностей имеет квалификацию, соответствующую I, II и III уровню в соответствии с ГОСТ Р ИСО9712.

Дефектоскопия / Фото: ООО
Капилярный контроль / Фото: ООО "СЗ АНТЦ "Энергомонтаж"

Хватает ли дефектоскопистов на заводе? 

– По рядовому составу закрыты вакансии. Однако в лаборатории есть два свободных места для ведущих инженеров-дефектоскопистов. Приглашаю к нам специалистов. 

Как считаете, важнее правильно сварить или проверить?

– Важно и первое, и второе. Качественно проведенный контроль говорит о том, что получена достоверная информация. В свою очередь качественно сваренное соединение не потребует дополнительного контроля, а, соответственно, и дополнительных расходов и срывов сроков. 

А что делать, если всё-таки выявлен брак?

– Если обнаружен брак, то назначается дополнительный контроль. Процент контроля может достигать 100% протяженности сварного соединения. А дальше шов переваривается. 

Не секрет, что давно появилось новое, цифровое оборудование, позволяющее, например, изображение выводить сразу на экран монитора. Есть ли такое на вашем производстве?

– Да, мы рассматриваем возможность применения цифровой радиографии на нашем предприятии. Недавно даже была проведена демонстрация комплекса цифровой радиографии. Примерились, так сказать. Однако НК достаточно консервативная сфера деятельности. Часто бывает так, что технологии уже есть, а нормативной документации на применение еще нет. Например, именно так обстоят дела с цифровой радиографией. Думаю, что в течении ближайших 5 лет каких-то глобальных изменений не будет. 

ООО
Пример ультразвуковой дефектоскопии / Фото: Корабел.ру

Как думаете, смогут ли роботы когда-нибудь полностью заменить дефектоскописта?

– Нет, конечно. В судостроении точно. Робот может заменить человека там, где не надо думать. Где есть разработанный алгоритм действий. Работа дефектоскописта – творческая. Есть такие объекты контроля, что сначала надо придумать, как туда добраться с оборудованием, как его разместить, чтобы получить качественный результат. А потом ещё и как оттуда выбраться.

И несколько слов в заключение нашей беседы. То, что вам кажется важным.

– В заключение хочу привести цитату, которая подчеркивает важность профессии дефектоскописта в современном мире: "Дефектоскопист – последняя инстанция, которая может предотвратить аварию, отказ, непредвиденную остановку машины или механизма". Спасибо за беседу, было приятно рассказать о нашем деле. 

Материалы по теме:




Комментарии   1.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Донской Алексей Владимирович
15.04.2025, 20:19
Исходя из последних слов в заключение беседы...
 
Хотелось бы чтобы в статьях про дефектоскопию рассказывалось еще и про структуру, подчиненность и взаимодействие лабораторий/отделов неразрушающего контроля с другими подразделениями заводов.
 
Профессия безусловно важная и нужная, но если "Дефектоскопист – последняя инстанция...", то хотелось бы понять почему на новых судах топливо самостоятельно "мигрирует" между танками запаса,  а вода из балластная вода сама перемещается в машинное отделение)). Какие инстанции ответственны? Или как обычно - "Не понимаем, о чем речь! Все построечные удостоверения подписаны Дефектоскопистом и Регистром!"
Свежие новости