реклама
Слово специалистам
Слово специалистам
В этом блоге публикуются доклады, презентации и прочие материалы с отраслевых форумов и конференций

Что мы строили, строим и будем строить для Арктики?

0 1747 9 мин
Сегодня у нас сразу два доклада на схожую тему. Первый посвящен обзору тех проектов, которые ОСК предлагает для использования в российской Арктике. В самом тексте (автор - Евгений Загородний, вице-президент корпорации) о них сказано довольно бегло, но в сопровождающих его иллюстрациях можно найти конкретные характеристики реализованных, реализуемых или планируемых проектов.

Второй доклад подготовлен министром промышленной политики Крыма Андреем Васютой. Казалось бы, трудно найти два более противоположных региона России, чем Крым и Арктика. Но при этом и связей у них достаточно - оба обладают стратегической важностью, оба находятся на острие современного развития страны, оба прочно ассоциируются с флотом, а значит, и с судостроением. В докладе министра рассказывается о том, что могут предприятия и фирмы полуострова, работающие в этой сфере, предложить для нашего Севера.
От редакции?


Арктика – территория транспортных возможностей
(доклад на форуме "Арктика: настоящее и будущее 2017")

В последнее десятилетие в мире все более пристальное внимание уделялось Арктике. Это было обусловлено и геополитическими интересами ключевых держав региона, и объемом потенциальных энергетических ресурсов, и, кроме того, возможностями Северного морского пути.
 
Презентация Евгения Загороднего / форум "Арктика: настоящее и будущее"

Арктика – зона особого внимания для России и особого внимания ОСК – как флагмана отечественного судостроения. Никакое давление, никакие санкции не заставят нас отказаться от развития региона.

Если говорить о развитии транспортной системы России в Арктике, в первую очередь, речь идет о развитии Северного морского пути (СМП) как единой национальной транспортной магистрали и о разработке арктического шельфа Российской Федерации как наиболее перспективного с точки зрения запасов углеводородного сырья.

Объединенная судостроительная корпорация обладает всеми необходимыми компетенциями, в том числе инжиниринговыми, для создания судов ледокольного флота, а также морской техники для разведки и разработки месторождений на арктическом шельфе Российской Федерации.
 
Презентация Евгения Загороднего / форум "Арктика: настоящее и будущее"

В настоящее время на верфях корпорации продолжается строительство двенадцати ледоколов и судов усиленного ледового класса, три из которых с ядерной энергетической установкой. Корпорацией накоплен уникальный опыт кооперации между передовым предприятием атомного ледоколостроения Балтийским заводом и Центральным конструкторским бюро "Айсберг", которые уже почти 70 лет совместно создают ледокольные суда. Вот и сегодня на верфях Балтийского завода строятся атомоходы проекта ЛК-60.
 
Презентация Евгения Загороднего / форум "Арктика: настоящее и будущее"

Ключевые предприятия ОСК - прежде всего "Севмаш" и "Звездочка" с филиалами в Мурманске - располагаются в Полярном регионе и укомплектованы высококвалифицированными специалистами в области судостроения.

Убеждены, что при реализации государственной программы "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу" должны быть задействованы, прежде всего, предприятия, расположенные в Полярной зоне. Это позволит направить необходимые инвестиции на сохранение и развитие производственных мощностей, привлечь и закрепить квалифицированные кадры.
 
Презентация Евгения Загороднего / форум "Арктика: настоящее и будущее"

С учетом поручения президента Российской Федерации о диверсификации производства ОПК по выпуску продукции гражданского назначения, мы готовимся к реализации уникальных проектов в арктическом регионе, таких как строительство ледостойкой стационарной платформы для месторождения "Каменномысское - море" и строительство второй очереди завода по сжижению газа "Арктик СПГ - 2".
 
Презентация Евгения Загороднего / форум "Арктика: настоящее и будущее"

Нашими предприятиями подготовлены проекты модернизации производственных мощностей. Учитывая это, нашим потенциальным заказчикам необходимо как можно раньше определится с исполнителем заказов. Это, в свою очередь, позволит нашим предприятиям самым серьезным образом подготовиться к реализации проектов, провести всю необходимую предварительную настройку производства. И, как следствие, успешно реализовать проект.
 
Презентация Евгения Загороднего / форум "Арктика: настоящее и будущее"

Наши предприятия в европейской части страны, прежде всего в Северо-Западном регионе, также активно готовятся к реализации перспективных проектов для расширения транспортных возможностей Севморпути. Ведется реконструкция "Северной верфи". После ее окончания мощности предприятия будут позволять изготовить и спустить на воду корпус перспективного атомного ледокола "Лидер" мощностью 120 МВт. Дальнейшая достройка флагмана ледокольного флота должна пройти на Балтийском заводе, имеющем всю необходимую инфраструктуру, а также лицензии для строительства надводных судов с ядерной энергетической установкой.
 
Презентация Евгения Загороднего / форум "Арктика: настоящее и будущее"

Стоит отметить, что в качестве одного из основных направлений развития наших предприятий мы видим развитие кооперационных связей между ними, в том числе развитие концепции крупноблочного строительства.
 
Презентация Евгения Загороднего / форум "Арктика: настоящее и будущее"

Среди перспективных направлений в среднесрочной и долгосрочной перспективе мы видим участие наших конструкторских бюро и предприятий корпорации в реализации проекта обеспечения подводно-подледного бурения, который многим известен под названием "Айсберг".
 
Презентация Евгения Загороднего / форум "Арктика: настоящее и будущее"

Кроме того, мы считаем необходимым подключиться к такому перспективному направлению в импортозамещении, как создание и производство элементов подводных систем добычи. Это сложная задача, но в то же время задача государственной важности. Считаем, что ее можно осуществить только объединением усилий нефтегазовых компаний, специализированных машиностроительных предприятий, предприятий судостроительной отрасли и органов исполнительной власти.
Евгений Загородний,
вице-президент АО "ОСК"

Текст доклада и презентации предоставлены организаторами форума "Арктика: настоящее и будущее"


Производство высокотехнологической продукции крымскими предприятиями для нужд Арктики
(доклад на форуме "Арктика: настоящее и будущее - 2017")


В настоящее время Республика Крым может и готова внести свой вклад в развитие Арктики. С момента вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации мы ощущаем серьезную поддержку промышленных предприятий Республики Крым, как со стороны руководства страны, так и со стороны вертикально-интегрированных структур. В соответствии с приказом Минпромторга России за промышленными предприятиями Крыма закреплены кураторы (такие как АО "Холдинг "Технодинамика", ОАО "Зеленодольский завод имени A.M. Горького", ОАО "ОСК", ОАО "Средне-Невский завод" и Группа предприятий ИТС (г. Санкт-Петербург)). При поддержке ответственных кураторов промышленные предприятия смогли успешно интегрироваться в экономическую, финансовую, кредитную, правовую систему Российской Федерации с учетом существующих территориальных особенностей и восстанавливают свои конкурентные позиции на внутреннем рынке.
 
Презентация Андрея Васюты / форум "Арктика: настоящее и будущее"

Так, за период 2015-2017 годов и кураторы, и Республика Крым выделили средства на модернизацию и реконструкцию. Например, ООО "Судостроительный завод "Залив" на перевооружение потратил более 800 млн руб, ФГУП "Судостроительный завод "Море" – более 600 млн руб. Из государственного бюджета Республики
Крым с софинансированием из федерального бюджета судостроительным предприятиям (ООО "Судостроительный завод "Залив", АО ЭМЗ "ФИРМА СЭЛМА", ГУП Республики Крым "КТБ "Судокомпозит" и ГУП РК "Научно-исследовательский институт аэроупругих систем") была выделена субсидия в размере 91,7 млн руб. (из бюджета Крыма – 36,68 млн руб., из федерального бюджета – 55,02 млн руб.).

Крымским предприятиям удалось сохранить кадровый потенциал, что позволяет сегодня предложить
актуальные разработки для освоения Арктической зоны.
 
"Судостроительный завод Залив", ООО

Учитывая санкционные меры, применяемые к Республике Крым, в том числе в виде отсутствия крымских гражданских заказов, то особую значимость имело бы размещение на производственных мощностях крымских предприятий государственного оборонного заказа и внутреннего государственного заказа, в том числе в интересах Арктики.

Так, например, эффективное освоение арктических нефтегазовых месторождений, особенно на шельфе, невозможно без внедрения новых технологий в сварке с учетом низких температур. Электромашиностроительный завод "Фирма Сэлма" является крупнейшим разработчиком и производителем электросварочного оборудования на постсоветском пространстве. Сварочное оборудование "Фирмы Сэлма" используется при строительстве судов на таких крупных судостроительных предприятиях, как ООО "Судостроительный завод "Залив" (г. Керчь), АО "Центр судоремонта "Звездочка" (г. Северодвинск), АО "Производственное объединение "Северное машиностроительное предприятие" (г. Северодвинск) и другие.
 
Презентация Андрея Васюты / форум "Арктика: настоящее и будущее"

Предприятие проводит работу по реализации двух смежных научно-технических направлений по
выпуску новой сварочной техники:

1. Создание мобильных установок для автоматической монтажной сварки в среде защитных газов порошковыми проволоками неповоротных стыков труб, обеспечивающих работоспособность сварных соединений при температурах до -60 градусов Цельсия в условиях Арктики. Данная установка за счет специальной раскладки сварочных валиков в каждом слое шва и за счет использования новых для нефтегазового сектора металлопорошковых проволок с системой микролегирования обеспечит не только повышение качества сварных соединений, но и значительное повышение хладостойкости сварных соединений, вплоть до температуры -60
градусов Цельсия.

2. Создание стационарных установок для автоматической сварки под слоем флюса протяженных сварных соединений, обеспечивающих их работоспособность при температурах до -60 градусов Цельсия в условиях Арктики.

Хочу отметить, что оборудование производства АО "ЭМЗ "Фирма Сэлма" внесено в подготовленный Минпромторгом России каталог высокотехнологической продукции для нужд Арктики.
 
Атомный ледокол "Вайгач" / "Атомфлот"

Индустриальное освоение Арктики невозможно без создания на территории северных регионов России надежного транспортного сообщения. Одним из ключевых условий создания новых магистралей является изготовление судов и морской техники арктического использования.

ООО "Судостроительный завод "Залив" (уникальное и в своем роде единственное судостроительное предприятие в России, которое имеет две технологические линии постройки судов – стапель грузоподъемностью 2500 т и сухой док длиной 360 м и шириной 60 м, что позволяет проводить ремонт и строительство нескольких судов одновременно).
 
Презентация Андрея Васюты / форум "Арктика: настоящее и будущее"

Завод осуществляет строительство судов любого класса и назначения и готов восполнять ледокольный флот страны строительством следующей продукции:

• атомные ледоколы нового поколения типа "Лидер" с улучшенными параметрами
ледопроходимости и эксплуатационными характеристиками;
• крупнотоннажные танкеры нового поколения типа "Афрамакс";
• газовозы для транспортировки сжиженного природного газа.

Создание эффективного ледокольного флота нового поколения является важным фактором освоения и использования ресурсов и пространств Мирового океана. ООО "Судостроительный завод "Залив" со своим многолетним опытом строительства судов в интересах северных стран готов к новым проектам для Арктики.
 
"Судостроительный завод Залив", ООО

Учитывая специфические климатические особенности, доставка грузов в Арктику по сложности сравнима с доставкой в космос. Арктическая логистика – это очень сложное направление, требующее особого подхода.
Перевозки грузов целиком и полностью зависят от погодных условий, предсказать которые просто невозможно. Облегчить данную задачу вполне возможно за счет продукции, производимой государственным унитарным предприятием Республики Крым "Научно-исследовательский институт аэроупругих систем", которое является единственным в Крыму предприятием по разработке парашютно-десантной и воздухоплавательной техники и может изготавливать для освоения Арктики следующие виды продукции:

• комплекс десантирования модульных грузов, который предназначен для многократного безпарашютного десантирования грузов в мягкой упаковке из самолетов Ил-76;
• комплекс "Ветрозащитное устройство", предназначенный для защиты зоны выполнения работ от воздействия ветра. Экран ветрозащитного устройства представляет собой эластичную парашютную оболочку, устанавливаемую с целью затенения необходимой зоны от воздействия ветра. Может использоваться для защиты мобильных госпиталей, вертолетных площадок, запуска аэростатов.

Еще одно крымское предприятие, которое готово обеспечить поставку в Арктическую зону продукции гражданского назначения является Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Конструкторско-технологическое бюро "Судокомпозит".
 
Презентация Андрея Васюты / форум "Арктика: настоящее и будущее"

Предприятие может выполнять:

• разработку, изготовление и поставку легкосборных энергосберегающих жилых домов и административно-бытовых сооружений из полимер-композитных материалов, в том числе мобильных (передвижных);
• разработку, изготовление и поставку модульных кабин повышенной комфортности из полимер-композитных материалов для транспортных средств – транспортеров, снего-болотоходов, аэросаней, катеров (судов) на воздушной подушке;
• разработку, изготовление и поставку разъездных и рабочих катеров, спасательных шлюпок и прочих мелких судов из полимер-композитных материалов.

Реализация арктических проектов и курс на импортозамещение открывают широкие возможности для развития промышленных предприятий Республики Крым.
 
Презентация Андрея Васюты / форум "Арктика: настоящее и будущее"

Крымские предприятия обладают огромным производственным потенциалом, который необходимо развивать и максимально использовать, расширяя кооперационные связи между Республикой Крым и предприятиями, расположенными на материковой части Российской Федерации, что позволит выпускать в интересах освоения Арктики на основе современных технологий и оборудования все больше импортозамещающей и экспортоориентированной продукции.

В связи с усилением "санкционного" давления, разработка принципов стратегического импортозамещения и реализация новых проектов, в том числе на принципах государственно-частного партнерства, может оказаться "локомотивом" для положительной динамики развития промышленного комплекса Республики Крым.
 
Презентация Андрея Васюты / форум "Арктика: настоящее и будущее"
 
Андрей Васюта,
министр промышленной политики Республики Крым
 
Текст доклада и презентации предоставлены организаторами форума "Арктика: настоящее и будущее"
 
Материалы по теме:
Еще ледоколы, больше ледоколов! (о построенных, строящихся или проектируемых российских ледоколах)
Войти второй раз в одно "Море" (о феодосийском заводе "Море")
Крымский судоремонт – разжать тиски (интервью с директором компании ООО "Ювас Транс")
Потемки Таврические (о выживании крымских предприятий в период энергоблокады)



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости