реклама

Блестящий "Алмаз": какие корабли построены фирмой в XXI веке?

1 4236 12 мин
В 2018 году судостроительная фирма "Алмаз" отмечает свой 85-летний юбилей.
Созданная в 1933 г. как верфь Морпогранохраны ОГПУ-НКВД, будущая СФ "Алмаз" быстро выросла до предприятия, обеспечивающего потребности в катерах не только пограничников, но и ВМФ. К началу Великой Отечественной войны здесь было построено 188 малых охотников типа МО-4, внесших заметный вклад в дело Победы. Почти половина построенных на предприятии катеров МО-4 была поставлена ВМФ. Кроме того, с 1940 г. предприятие приступило к серийному строительству торпедных катеров типа ТК-Д3 для ВМФ.

Деятельность предприятия за время его существования можно разделить на ряд последовательных этапов, тесно связанных с развитием отечественного военного катеростроения. На каждом из них "Алмаз" занимал лидирующие позиции в военном катеростроении страны и определял направления технического прогресса в этом сегменте судостроения.
 
В этой статье освещаются основные вехи истории судостроительной фирмы "Алмаз" в третьем тысячелетии.
 
"Судостроительная фирма "Алмаз", ОАО
 
Перейдя на рыночные условия хозяйствования, СФ "Алмаз" к началу ХХI века обрела финансовую устойчивость, которой во многом способствовали экспортные контракты по поставке Республике Греция КВП типа "Зубр" и Республике Вьетнам ПСКР типа "Светляк".
 
Наряду со строительством новых кораблей большое внимание в эти годы уделялось вопросам завершения капитального строительства, в первую очередь, введению в строй большого эллинга на Петроградской площадке. Это позволило производить полный цикл строительства корабля в цеховых условиях до спуска его на воду, что способствовало улучшению условий труда в зимние месяцы и, соответственно, повышению производительности труда на заводе.
 
КВП "Зубр"
 
После передачи в декабре 2000 г. заказчику – Греческой республике – предусмотренного контрактом первого амфибийного МДК типа "Зубр", получившего имя "Кефалиния", фирма приступила к строительству очередного малого десантного корабля "Зубр" для этого заказчика, названного "Закинтос". После передачи в сентябре 2001 г. КВП "Закинтос" греческой стороне было подписано дополнительное соглашение на строительство третьего КВП, получившего имя "Керкира". Этот КВП был передан грекам в 2004 году.
 
Почти параллельно со строительством КВП типа "Зубр" для Греции СФ "Алмаз" выполнила ремонтные работы на таких же кораблях для отечественного ВМФ. Это были КВП "Евгений Кочешков" и "Мордовия".
 
ДКВП "Зубр" для Греческой Республики / "Судостроительная фирма "Алмаз", ОАО

За успехи в области производства экспортно-ориентированной продукции военного назначения Комитет военно-технического сотрудничества России в декабре 2003 г. отметил фирму почетной премией "Золотая идея".

ПСКР "Светляк"
 
С 1992 года завод строит ПСКР типа "Светляк", спроектированного ЦМКБ "Алмаз". В июле 2001 г. морским пограничникам России фирма сдала очередной ПСКР, которому было присвоено имя "Валентин Пикуль". В 2003 г. завод передал минобороны Республики Вьетнам два сторожевых пограничных корабля типа "Светляк". В период 2004 – 2015  гг. для отечественных морских пограничников были построены четыре подобных ПСКР.

В период с 2008 г. по 2012 г. для Республики Вьетнам были построены еще два пограничных корабля. Практически параллельно с этим контрактом в период 2008-2012 гг. завод был занят поставкой одного ПСКР этого типа в Республику Словения.

Всего в ХХI веке фирма построила 10 ПСКР типа "Светляк" – 5 для отечественного заказчика и 5 на экспорт.
 
Светляк для Социалистической Республики Вьетнам / "Судостроительная фирма "Алмаз", ОАО
 
В настоящее время в постройке находится очередной пограничный корабль проекта 10410 для отечественных пограничников (зав. №313), который полностью модернизирован.
 
МАК типа "Буян"
 
Важным событием в жизни "Алмаза" стала закладка 29 января 2004 г. нового корабля – малого артиллерийского корабля типа "Буян" для отечественного ВМФ, получившего название "Астрахань".
 
Корабль спроектирован Зеленодольским ПКБ. При сравнительно малом водоизмещении в 520 т корабль насыщен вооружением. Много хлопот при постройке головного корабля доставило создание водометных движителей. Движители мощностью около 6000 л.с. в отечественной практике создавались впервые. На головном корабле были внедрены новые материалы и технологии при изоляции и отделке помещений. 7 октября 2005 г. головной корабль "Астрахань" был спущен на воду. 1 сентября 2006 г. главнокомандующий ВМФ адмирал В. Масорин утвердил приемный акт корабля, и  состоялся торжественный подъем флага на МАК "Астрахань". Это был первый в третьем тысячелетии надводный корабль, который спроектирован и построен для ВМФ России.
 
Строительство "Астрахани" – прекрасный пример четкого соблюдения сроков и высокого профессионального уровня предприятия. Все новые конструктивные решения на корабле были отработаны всего за полтора года. Новые прогрессивные решения, заложенные в его проект, стали причиной награждения премией правительства РФ. После сдачи головного корабля "Астрахань" предприятие получило заказ на строительство двух серийных МАК этого типа. В 2011 г. был построен первый серийный МАК "Волгодонск", а в 2012 г. – второй корабль "Махачкала". Все корабли типа "Буян" предназначены для усиления Каспийской флотилии. Они вошли в состав 327-го гвардейского дивизиона артиллерийских кораблей Каспийской флотилии.
 
МАК пр. 21630 "Астрахань" / "Судостроительная фирма "Алмаз", ОАО
 
ПСКР типа "Охотник"
 
В 2006 г. Федеральная погранслужба России разработала тактико-техническое задание на проектирование ПСКР нового поколения. От своего предшественника – ПСКР типа "Светляк" он должен был отличаться увеличенными дальностью плавания и автономностью, улучшенными бытовыми условиями для экипажа, а главное – возможностью существенного увеличения контролируемой зоны с помощью размещаемого на корабле легкого вертолета или беспилотного летательного аппарата. Тендер на разработку этого ПСКР выиграло "Северное ПКБ". В начале 2007 г. "Алмаз" выиграл тендер на строительство головного ПСКР типа "Охотник", а 3 сентября 2007 г. на стапелях предприятия был заложен головной ПСКР этого типа, получивший наименование "Рубин".
 
26 июня 2009 г. ПСКР "Рубин" был спущен на воду. 14 ноября 2009 г. Государственная комиссия подписала приемный акт на корабль проекта 22460. В 2010 г. он был переведен внутренними водными путями на Черное море и принял участие в охране морской госграницы России в районе г. Сочи во время зимней олимпиады 2014 г. Перед отправкой к месту постоянного базирования на фирме "Алмаз" 12 мая 2010 г. состоялась церемония торжественного подъема флага. После строительства головного ПСКР "Рубин" Пограничная служба ФСБ России заказала заводу строительство серии "Охотников".
 
Пр. 22460 "Рубин" / "Судостроительная фирма "Алмаз", ОАО

В июне 2012 г. был построен и передан в состав ПС ФСБ России ПСКР "Бриллиант", а в сентябре 2012 г. корабль "Жемчуг". В 2014 г. заказчику были переданы "Изумруд" и "Аметист", в 2016 г. "Проворный" и "Надежный", а в 2017 г. – ПСКР "Бдительный".
 
В постройке со сроком сдачи 15 октября 2018 г. находится ПСКР "Безупречный". Всего "Алмаз" построил 9 ПСКР типа "Охотник". В процессе строительства ПСКР типа "Охотник" встретились трудности в связи с введенными санкциями против России – пришлось заменить механическую установку и весь пропульсивный комплекс германской комплектации на похожий комплекс поставки КНР. Были и другие более мелкие замены. Работа по созданию "Охотника", позволившая оснастить Береговую охрану пограничной службы ФСБ России новыми более совершенными кораблями, была отмечена премией правительства России за 2015 год.
 
Патрульные суда ледового класса типа "Пурга"
 
В 2007 г. в эллинге морского завода "Алмаз" было заложено патрульное судно ледового класса типа "Пурга", спроектированное ПКБ "Петробалт". Сначала оно предназначалось для таможенной службы России, но после отказа последней от продолжения строительства было предложено морским пограничникам ФСБ России, которое они приняли.
 
Их привлекло то, что корпус судна имеет ледовое усиление, обеспечивающее ему самостоятельное плавание в разреженном однолетнем льду толщиной до 0,6 м в период зимне-весенней навигации и 0,8 м в летне-осеннюю навигацию с допустимой скоростью 6 – 8 узл.
 
22 декабря 2010 г. судно было принято Государственной комиссией. С открытием навигации 29 апреля 2011 г. на судне был торжественно поднят флаг, а 4 мая судно, получившее первоначально литерно-цифровое обозначение ПС-824 (позднее наименование "Контр-адмирал Колчин Е.С.") взяло курс на Мурманск, а затем Севморпутем было переведено к месту своего постоянного базирования — в порт Невельск на Сахалине.
 
1 марта 2011 г. Погранохрана ФСБ России заключила контракт с "Алмазом" на строительство следующего судна типа "Пурга". В проект было внесено много изменений, связанных со спецификой использования теплохода. Первое серийное судно было заложено 25 ноября 2011 г. 25 июня 2013 г. судно, получившее литерно-цифровое обозначение ПС-825  (позднее наименование "Контр-адмирал Дианов"), было принято государственной комиссией в состав Погранслужбы ФСБ России, а затем также переведено в порт Невельск на Сахалине.
 
Эксплуатация двух судов типа "Пурга" позволила определить тактику их использования в условиях Дальнего Востока с учетом решений, принятых руководством страны по сохранению природных ресурсов арктического и дальневосточного регионов страны.
 
Пр. 22120 / "Судостроительная фирма "Алмаз", ОАО

Поэтому в октябре 2016 г. Пограничная служба ФСБ России заключила с заводом контракт на поставку третьего судна типа "Пурга". Проект надлежало коренным образом переработать. Наряду со специалистами "Спецсудопроекта" в эту работу активно включились специалисты "Алмаза". Согласно контракту, надлежало определить ледопроходимость судна, для чего в ледовом бассейне Крыловского ГЦН были проведены специальные модельные испытания. Они подтвердили достижение предусмотренных контрактом ледовых характеристик судна.

Корабль, получивший наименование "Камчатка", был заложен 24 мая 2017 г. Его сдача запланирована на октябрь 2018 г.
 
Быстроходные катера
 
Наряду со строительством кораблей и судов, "Алмаз" не забывает свою причастность к скоростному катеростроению.
 
Верный своему чувству нового, завод, отслеживая рынок идей, приобрел проект и в 2006 г. за счет собственных оборотных средств построил новейший патрульный катер "Соболь" разработки ЦМКБ "Алмаз", не имеющей аналогов в России и за рубежом. Система автоматически управляемых днищевых интерцепторов позволяет катеру развивать скорость хода до 48 узл. и существенно снижать амплитуды бортовой и килевой качки при ходе на волнении, что дает возможность 60-тонному катеру использовать оружие на волнении 3 балла. Предприятие совместно со специалистами ЦМКБ "Алмаз" провело презентацию "Соболя" для представителей ВМФ стран СНГ. За строительство подобного головного катера завод наградили специальным дипломом морских частей погранслужбы ФСБ РФ.
 
Пр. 12200 "Соболь" / "Судостроительная фирма "Алмаз", ОАО

Головной катер был приобретен морскими пограничниками, а фирма получила заказ на серию подобных катеров как для отечественных погранслужбы, так и погрануправления Республики Туркменистан. Всего за прошедшие годы фирма совместно с морским заводом "Алмаз" построила 21 катер типа "Соболь". География их службы обширна – от Балтики и Черного моря до Севера и Дальнего Востока.
 
Наряду с катерами типа "Соболь" на морском заводе "Алмаз" в 2003-2008 гг. были построены скоростные катера проекта А-125 и А-125М, разработанные "Агат Дизайн Бюро". Они успешно эксплуатируются ПС ФСБ России в Калининграде.
 
В начале 2007 г. "Алмаз" заключил контракт на поставку  для таможенной службы Азербайджана четырех катеров проекта НРВ 152, разработанных петербургским филиалом фирмы МТД.
 
В том же 2007 г. все четыре катера были переданы заказчику. При водоизмещении около 17 т. они развивают скорость около 47 узлов.
 
Для родного города
 
В 2006 г. к саммиту "Большой восьмерки" завод изготовила далеко не судостроительную продукцию – самый большой в мире плавучий фонтанный комплекс, который функционировал у стрелки Васильевского острова.
 
Плавучий фонтанный комплекс у стрелки Василевского острова / "Судостроительная фирма "Алмаз", ОАО

Работая в тесном контакте с администрацией города и всегда отзываясь на ее запросы, "Алмаз" заложил в ноябре 2007 г. буксир-ледокол для акватории Невы, обеспечивающий устранение ледовых заторов на Невы. Проект был разработан "Инженерным центром судостроения".

Судно водоизмещением около 900 т может взламывать лед толщиной 0,6-0,7 м. Особенностью его является также подъемно-опускная рубка, обеспечивающая проход под петербургскими мостами без их разводки. 27 февраля 2010 г. ледокол был передан заказчику. Ледокол, получивший наименование "Невская застава", – единственное судно в Северо-Западном регионе, способное не только устранять заторы на Неве, но и проводить караваны судов.
 
Морские самоходные плавучие краны
 
Начавшееся в ХХI веке активное обновление корабельного состава ВМФ России потребовало строительства современного портового флота и флота обеспечения. В рамках этой задачи предстояло обновление и парка плавкранов для ВМФ. Согласно заданию ВМФ, петербургское ЗАО "Спецсудопроект" разработало технический проект самоходного плавкрана, одобренный заказчиком.
 
Морской самоходный плавучий кран пр. 02690 / "Судостроительная фирма "Алмаз", ОАО

В апреле 2013 г. "Алмаз", традиционно являющийся строителем скоростных катеров и малых кораблей для ВМФ России и на экспорт, заключил контракт на строительство девяти морских самоходных плавкранов грузоподъемностью 35-150 т. Эти плавкраны предназначены для всех видов грузоподъемных операций, погрузки на надводные корабли, подводные лодки и другие суда ВМФ РФ. К моменту заключения контракта на строительство этих судов, кроме техпроекта, никакой РКД не было. Учитывая сжатые сроки поставки кранов, заводу в очередной раз пришлось привлечь к разработке рабочих чертежей своих сотрудников.
 
17 мая 2013 г. на "Алмазе" заложили головной плавкран, а 2 сентября 2013 г. здесь же заложили первый серийный плавкран. Проведение торжественных мероприятий по случаю закладки серийного плавкрана было приурочено к двум юбилейным датам – 80-летию СФ "Алмаз" и 65-летию ее генерального директора Леонида Грабовца. Практически в эти же сроки, а именно 30 августа и 30 сентября 2013 г. на Василеостровской площадке (МЗ "Алмаз") были заложены еще два плавкрана.
 
После спуска на воду 6 мая 2014 г. головной плавкран стали готовить к испытаниям. Госиспытания головного плавкрана были завершены 30 октября 2014 г. Практически одновременно был принят и первый серийный плавкран. 28 ноября 2014 г. на заводе состоялась торжественная церемония подъема флага обоих плавкранах.
 
Краны у причальной стенки / "Судостроительная фирма "Алмаз", ОАО
 
К моменту написания статьи "Алмаз" сдал ВМФ девять плавкранов проекта 02690. Они распределены по всем флотам России. Плавкраны хорошо зарекомендовали себя в работе. Поэтому ВМФ заказал заводу вторую серию этих судов. В настоящее время на Петроградской площадке фирмы спущено первое судно второй серии и подготовлено к спуску еще одно судно на Василеостровской площадке.
 
Представительские и пассажирские суда
 
В 2001-2002 годах построенная в 1979 г. правительственная яхта "Кавказ" проходила модернизацию на "Алмазе". Были заменены главные двигатели, радионавигационное оборудование, заменены мебель и напольные покрытия, улучшен комплекс противошумных мероприятий. На яхте во время модернизационных работ побывал президент России Владимир Путин.
 
Правительственная яхта "Кавказ" / "Судостроительная фирма "Алмаз", ОАО

В 2001-2002 гг. на морском заводе "Алмаз" был построен скоростной пассажирский паром-катамаран "Линда". Проект судна был разработан петербургским филиалом фирмы МТД. Благодаря системе носовых управляемых подводных крыльев и кормовых интерцепторов, достигается скорость хода 55 узл. Паром был предназначен для перевозки 300 пассажиров на линии Таллин — Хельсинки. Позднее был продан в КНР.
 
В 2003 г. завод построил пассажирское СВП "Ирбис", которое предназначено для перевозки 32 пассажиров. Успешно эксплуатировалось в Якутии.
 
В 2006-2007 гг. на морском заводе "Алмаз" были построены два представительских катера типа "Хоста" по проекту, разработанному ЦМКБ "Алмаз". При водоизмещении около 100 т катер развивает скорость хода до 30 узл. На нем можно комфортабельно разместить 6 человек.
 
В статье рассказано далеко не обо всех образцах продукции, построенной на предприятии в ХХI веке и находящейся сейчас в постройке. Наряду с традиционными поставками для морских пограничников появились и суда ледокольного типа, морские плавкраны. Искушенному читателю понятен тот труд, который требуется от коллектива завода при переходе от одного вида продукции на другой, особенно при ее малосерийности. Но все эти испытания оказались по силам коллективу "Алмаза".
 
Впереди у предприятия новые важные задачи – предстоит постройка ледокола для ВМФ России. Это судно водоизмещением около 4000 т находится на пределе технологических возможностей фирмы и явится очередной проверкой способностей заводчан.
 
Оценивая производственный путь "Алмаза" в ХХI веке, необходимо отметить, что успешная эксплуатация построенных на фирме катеров и кораблей и в отечественном ВМФ и ФПС России, и у зарубежных заказчиков является лучшим подтверждением репутации фирмы как высококвалифицированного строителя катеров и кораблей спецназначения. Всего за 85 лет своего существования предприятие построило свыше 1200 катеров и кораблей для отечественных и зарубежных заказчиков. География поставок продукции фирмы весьма широка – от Греции, Словении, Египта до Индии, Вьетнама и Кубы.
 
В заключение следует подчеркнуть, что руководство судостроительной фирмы "Алмаз", возглавляемое генеральным директором Ильязом Мухутдиновым, производственные возможности фирмы, ее высококвалифицированный коллектив, позволяют решать самые сложные задачи при строительстве кораблей как с легкосплавными, так и со стальными корпусами спусковой массой до 2000 т.
"Судостроительная фирма "Алмаз", ПАО Санкт-Петербург
+7(812)235-48-20, +7(812)350-11-64
"Крыловский государственный научный центр", ФГУП
Санкт-Петербург
+7 (812) 415-66-07
"Проектно-конструкторское бюро "Петробалт", ООО
Санкт-Петербург
+7 (812) 644-56-86, +7( 812) 644-56-88
"Центральное морское конструкторское бюро "Алмаз", АО Санкт-Петербург
+7 (812) 373-28-00
"Зеленодольское проектно-конструкторское бюро", АО Зеленодольск
+7(84371)5-35-88, +7(84371)5-50-77
"Морской завод "Алмаз", ОАО Санкт-Петербург
+7(812)350-28-66
"Спецсудопроект", ЗАО Санкт-Петербург
+7(812)77-77-995



Комментарии   1.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Пивкин Юрий Сергеевич, 08.11.2018, 11:39Автор, претендуя на псевдоисторичность, для пущей важности привязывает, не понятно к чему, некий 85-летний юбилей, рассказывая при этом о сегодняшнем положении дел на одном из осколков бывшего ПО "Алмаз". ПО "Алмаз" включало в себя В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ЦМКБ "Алмаз" (про который афтар, перечислив его продукцию, не сказал ни слова - наверное, потому что не знал) и уже потом - завод, состоявший из двух площадок, расположенных на правом и левом берегах Малой Невы. Именно нехарактерное для Советского времени главенство ЦМКБ над производством позволяло строить на собственной производственной базе практически все головные заказы, без оглядки на "пожелания" промышленности, что позволяло проектировать выдающиеся пароходы с уникальными характеристиками. А то, что в лихие 90-е это ПО распалось на три отдельных самостоятельных единицы, из которых ЦМКБ ещё как-то живёт (занимаясь зачастую несвойственной для своей специализации работой), а обе прихватизированных п далее...
Свежие новости