реклама

Барышников С.О., ректор ГУВК: "Живи честно и честно делай свою работу"

61 9464 10 мин

Нам удалось побеседовать с ректором Государственного Университета Водных Коммуникаций, Сергеем Олеговичем Барышниковым. Предлагаем Вам присоединиться к обсуждению проблемы, как "кадры решают всё".

 В Государственном Университете Водных Коммуникаций людно, но не шумно. Атмосфера настраивает на эффективную работу. Сергей Олегович встретил нас крайне радушно. Тем не менее, разговор начался с проблемной темы:

Сегодня наблюдается общий спад числа поступающих в технические ВУЗы. Однако наши собеседники из учебных заведений замечают, что показатели потихоньку восстанавливаются.
Да, наш университет также отмечает рост числа поступающих. Наверное, это носит какой-то закономерный характер. Думаю, что этому поспособствовал и растущий уровень средней зарплаты в отрасли, и возможность получить стабильную, достойную работу. Значит, экономика наша правильно развивается.
Не секрет, что раньше абитуриенты чаще шли на экономические специальности, на гуманитарные. Никто не хотел что-либо производить, работать руками. Сейчас всё возвращается на нормальные рельсы — снова начали пользоваться популярностью судоводители, судомеханики, портовые специальности. Нам очень отрадно, что интерес растет. Хотя, не скрою, хотелось бы, чтобы он был еще шире.

Сегодня в ВУЗах часто сетуют на качество школьной подготовки. И сейчас, когда продвигается новая реформа образования, как вы оцениваете, насколько Вам будет легче, или тяжелее, работать с выпускниками обсуждаемых программ?
К сожалению, должен отметить резкое снижение качества подготовки абитуриентов. Система ЕГЭ привела к тому, что, как при сдаче на права по билетам, где задача — правильно назвать варианты, и здесь натаскивают прежде всего на выполнение теста. Многое при этом уходит.
Мы можем оценить масштаб проблемы по уровню иногородних поступающих. С удовольствием обучаем таких ребят, они нужны народному хозяйству. Реки разбросаны по всей стране, и даже в малонаселенных районах расположены крупные артерии, где востребованы наши выпускники. Но родители нередко рассказывают, что у них не было того или иного предмета, либо целиком, либо частично.
Недостаток учителей, особенно на периферии — для школ это не вина, а беда. Те процессы, которые лихорадят высшее образование, не могут не отразиться и на школе вообще. К нам уже обращаются с тем, чтобы мы помогли вести в школах некоторые предметы. Больше всего проблем с математикой, физикой — действительно не хватает учителей достаточной квалификации. Это, конечно, не может не сказаться на уровне ребят.
В школе учеников часто отговаривают сдавать физику, по различным причинам. В результате если студент, поступив на гуманитарные специальности, потом решает пойти в технический ВУЗ, мы не сможем его принять — физика-то не сдана!
Поэтому для всех желающих были созданы курсы для подготовки к ЕГЭ: да, эта подготовка платная, но недорогая. И, если оплачиваешь один предмет, то еще два получаешь бесплатно. Как правило, это физика, информатика — те предметы, которых в школах не хватает. Университет спонсирует курсы из собственных средств. Те же, кто уже поступил, подтягивают на первых курсах школьные дисциплины до приемлемого уровня, прежде чем переходить к более сложным предметам.
Да, качество страдает. Но что ж делать? В высшей школе, к счастью, есть здоровый консерватизм, который помогает находить решения. И нам приходится идти по этому пути, деваться некуда.

В рамках вашего университетского комплекса есть несколько колледжей. Насколько эффективно обучение в них, и куда дальше идут выпускники?
В составе комплекса 4 колледжа. Три находятся на периферии: это Котлас, Петрозаводск, Печора. Их присоединили несколько лет назад. Ранее еще был присоединен Колледж водного транспорта. Ребята приходят после 9-11 класса, разного уровня подготовки. Но именно здесь мы можем хорошо на них повлиять. Там, где не найти преподавателя на дисциплину, ведут педагоги из университета. Соответственно, мы всегда можем дать качественное среднее образование.
Многие закончившие колледж поступают в университет. Для нас они уже более интересны: сориентированные на определенную специальность, студенты уже не мечутся, решив для себя, где и как дальше работать.
В этом году появился конкурс даже на внебюджетные места. Отрадно, что университет, имея такую подпитку, возможность влиять на подготовку по программам СПО, может дальше получить более качественных специалистов.

Есть ли у вас стипендии? Может быть, и от сторонних фондов?
Ну, во-первых, стипендию мы выплачиваем независимо ни от каких фондов, из средств, которые заработал университет. Успевающие студенты однозначно деньги получают. Также нам выделяли стипендии и от города, и отраслевые, и именные. Одно могу только сказать — что университет платит больше. Поэтому не всегда выгодно получать деньги «со стороны», поскольку одна программа исключает другую.
Кроме того, из собственных средств мы поддерживаем малоимущих студентов. А также выполняем ту функцию, которую должно было бы выполнять государство - поддержка детей-сирот. Эта программа всегда четко и жестко выполнялась.

Вы занимаетесь трудоустройством ваших выпускников?
Разумеется. У нас всегда был ответственный по этому вопросу. Сейчас создан специальный отдел, который занимается и практиками, и помощью в трудоустройстве. Во время обучения студенты могут подработать в различных стройотрядах. После выпуска же очень важно помочь им найти свое место в отрасли.
Активно развивается целевая контрактная подготовка - привлечение мотивированной молодежи, желающей работать именно на водном транспорте. Среди наших основных, базовых партнеров – Западное пароходство, порт Усть-Луга, компания Орион, бывшее «Беломоро-Онежское пароходство», и другие. Мы совместно находим кандидатов на специальности. Компании во время обучения поддерживают своих курсантов, выплачивают им дополнительные стипендии, решают вопрос с практикой. Ведь у судоводителей самая сложная - первая практика. Молодой человек еще ничего не умеет, и, конечно, никто не хочет его просто так возить, катать с утра до ночи.
Мы заключаем контракт не только для трудоустройства на штатную должность. Какое-то количество студентов поработает просто в качестве практикантов. Кроме того, они бесплатно пройдут обучение на тренажерах.
Из-за длительных сроков навигации возникает проблема с отрывом от учебного процесса. Период пребывания в самом университете сокращается. Но мы не можем никоим образом снизить качество образования, поэтому сейчас активно развиваем дистанционные формы обучения. На нашем сайте мы создали образовательный портал, где студенты могут зайти, найти свою специальность, соответствующую методическую литературу, и заниматься во время нахождения на судах. Cудовладелец помогает нам организовать 1-2 раза в неделю видеовстречи с кураторами; студенты могут задать свои вопросы, получить какую-то помощь. Для нас тем важнее то, что мы не теряем связь с курсантом, и можем контролировать его пребывание, и моральное, физическое состояние во время нахождения на практике.
После выпуска курсанты практически не стоят на бирже. Трудоустраиваются сразу 90-96% потока. В основном, все работают в отрасли, этому как раз и способствует целевая контрактная подготовка. Мало того, многие ищут вакансии еще и в том регионе, где они выросли, где находится их семья, друзья.

Есть ли у вас иностранные партнеры?
Конечно, но главным образом мы работаем для российского рынка. В стране тысячи судов речного и смешанного река-море плавания, и чаще ребята находят работу там.
Есть компании, с которыми мы сотрудничаем в отношении прохождения плавательной практики. Примером может стать германская Wessels. Наши студенты проходят обучение не только на судах, но и на буровых установках, к примеру, вахтовиками.
На таком удалении главное затруднение - обеспечить качество преподавания. Помимо того, что мы должны дать материал, мы должны проконтролировать его усвоение. Значит, нужно предложить не обычный тест, где наугад набирают 50% правильных ответов. Мы создали новый принцип тестирования, он гораздо лучше соответствует нашим потребностям.
Для того, чтобы выполнять лабораторные работы на расстоянии, нужно переводить имеющиеся установки в виртуальное пространство. Этим мы занимаемся совместно с компанией «Транзас». Часть лабораторных работ у них есть, их нам передают; часть они готовы разрабатывать под нашим методическим руководством. Но, конечно, итоговый контроль должен быть здесь, в университете. Пока же идет процесс накопления материала — это и видеолекции, и лабораторные работы. Сложнее всего с курсовыми проектами. Портовики, гидротехники выполняют очень сложные работы, им не всегда легко разобраться, и здесь требуются видеоконсультации, вне всякого сомнения.

Есть ли в университете иностранные лекторы?
У нас достаточно таких преподавателей, но нельзя сказать, чтобы это направление было принципиальным. А вот иностранных студентов у нас достаточно много: раньше было около 500, сейчас это количество немного снизилось, но мы восстанавливаемся. Хотим довести поток где-то до 800-900 человек, больше нам просто в общежитии не расселить.
Сейчас у нас учатся студенты из 38 стран, в основном, это страны третьего мира, арабского региона, и бывшие республики СССР. Все обучение проходит на контрактной основе.

А какая у Вас есть материальная база для подготовки курсантов?
В первую очередь это тренажер, который связан с безопасностью жизнедеятельности, как себя вести на судах в экстремальных ситуациях. Как известно, студенты и курсанты эксплуатационных специальностей должны пройти определенные виды тренажерной подготовки, для того, чтобы быть допущенными до работы на судах. С этим нам помогает Ленрыбфлот. Часть тренажеров, связанных с судовождением, можно пройти в Университете.

Планируете ли вы менять программу, вводить новые курсы, кафедры?
Конечно, необходимо следить за потребностями рынка. В этом году происходит окончательный переход на обучение по болонской системе. Соответственно специальности, направления переформировываются. Мы вынуждены пересмотреть наши подходы к преподаванию, потому что для нас важно сформировать полноценные, полнокровные группы. Нельзя наделать групп по 5-10 человек и потом говорить, что не хватает денег на их обслуживание. Поэтому мы должны выбрать востребованные у абитуриентов направления.
Одно из самых популярных, пусть и не новых — это транспортная логистика. Несколько иначе придется взглянуть на нее в свете последних изменений. Но спрос огромный — ведь даже вокруг нашего университета сидит много организаций, занимающихся логистикой. Спрос на кадры достаточно большой, мы готовили и будем готовить специалистов. Должен сказать, что и судоводители-выпускники очень активно идут в логистику.

Какие проблемы в университете, отрасли, Вы считаете, необходимо решить уже в ближайшее время?
Во-первых, это переход на новые стандарты образования. Мы и раньше готовили бакалавров. Но у нас параллельно оставался специалитет — для эксплуатационных специальностей. Нужно уже перестроиться, и это вызывает определенные трудности.
Дальше — то, что коснулось всех: демографический спад, экономическая ситуация в стране. Тарифы растут, инфляция ускоряется, а зарплаты, к сожалению, пока отстают. Кроме того, университету приходится некоторые вопросы, которые должно решать государство, закрывать самому из собственных заработанных средств — в частности, помощь детям-сиротам.
Всё это финансы. Многие общежития требуют ремонта, часто значительного, какое-то оборудование устарело, и хотелось бы его заменить. Даже лицензионное программное обеспечение, на котором мы обязаны работать, стоит значительных денег. К сожалению, здесь нет скидок для образовательных учреждений.
В стране нет понимания фразы «кадры решают все». Если посмотреть любую конференцию, любое обсуждение, вопрос кадров стоит обычно в самом конце. Да, конечно, здесь можно говорить, что первое, яйцо или курица. Но кадры нужны везде, и то, насколько они подготовлены, скажется на том, как хорошо будет эксплуатироваться судно, насколько эффективно будет работать шлюз и т.д.

А нет ли у вас проблемы с кадрами?
Наверное, это общая картина: преподавательские кадры стареют. Но нам удается привлекать молодежь. Мы целенаправленно ведем эту работу, на кафедрах действительно много молодых преподавателей, и это отрадно.
К сожалению, нет среднего звена. Так сложилось, что между возрастными и молодыми преподавателями получился разрыв. Наверное, сказался кризис 90-х: ушли в бизнес, или еще куда-то, где можно больше зарабатывать.
Мне 55 лет, но я чувствую себя молодым, потому что у меня за спиной нет этого разрыва. Наверное, я из того последнего поколения, которое учили люди в расцвете лет, ныне старики. Мы с благодарностью несем те знания, умения, патриотизм, который они в нас вложили. И свою деятельность сегодня я могу описать одной фразой: «Живи честно, и честно делай свою работу».

Сейчас разрабатывается проект объединения ВУЗов отрасли. Есть предположения, что каждый ВУЗ возьмет на себя подготовку по тем специальностям, которые он лучше всего преподает. Как Вы относитесь к подобному распределению?
Я не согласен с этим. Объясню почему. Нельзя так разделять: судоводителей готовить в Макаровке, судомехаников — в Нижнем Новгороде, а гидротехников в ГУВК. Мы так ничего не приобретем, а наоборот, сделаем хуже.
Во-первых, потребности в кадрах такие, что вся подготовка, которая идет в высших школах страны, не может удовлетворить нынешний спрос. И я очень сомневаюсь, что, предположим, все судоводители будут собраны в Макаровке. Что из Новороссийска или с Дальнего Востока поедут учиться именно на эту специальность. Мне кажется, что оторванность от регионов пагубно скажется на учебном процессе.
Приведу пример. К нам однажды обратились из Магадана с просьбой открыть филиал. На резонный вопрос, почему они не едут учиться во Владивосток, где достаточно учебных заведений, мне сказали: «Так вот это-то и плохо. Отучившись во Владивостоке, к нам студенты уже не возвращаются».
Боюсь, что и здесь произойдет нечто подобное. Полностью убирать от кого-то какую-то подготовку — я против такого разделения.
Вот подготовка гидротехников есть только в нашем университете. В нашем городе - еще в Политехническом университете. Да, здесь нам карты в руки. А судоводители, судомеханики готовятся во всех учебных заведениях. Не думаю, что такое строгое распределение даст лучший результат. Здесь действительно, прежде чем отрезать, нужно семь раз отмерить.
Объединение, наверное, нужно. Может быть, те действия, которые нам кажутся неправильными, с более высокого уровня предстают в новом свете. Возможно, чересчур много ВУЗов для страны. Не буду спорить.
Я только одного понять не могу. Если есть государственные ВУЗы, (а у нас очень много говорят о поддержке государством НЕгосударственных учреждений), то разве не нужно в первую очередь поднимать свои, родные учебные заведения? Мы в неравных условиях с частным образованием. У них нет конкурсной системы, они выбирают поставщиков услуг совершенно свободно. Мы связаны соответствующими законами, и очень часто оказываемся обмануты, жуликов достаточно на этом рынке. И вдруг мы выясняем, что поддержку получает частный ВУЗ. Который, казалось бы, пусть существует, если он нужен, а если не нужен — исчезает. Ведь госВУЗы государство не закрывает — значит они нужны! Так поддержите их! Обустройте, помогите, сделайте ребятам условия, быт, спорт. Вот этого я понять не могу.
К сожалению, часто окончательные решения принимают люди, далекие от отрасли, не знающие специфики. Так получилось с нашей сокращенной формой образования для поступающих после колледжа. Казалось бы — если студент уже прошел практику, основы, давайте перезачтем этот год. Но когда человеку в Минобрнауки нужно обьяснять, что такое земснаряд, решения принимаются часто противоположные мнению специалистов. Но мы все равно, добьемся, сделаем сокращенную форму обучения. Все это реально, просто требует терпения и настойчивости. Надо поработать.



Комментарии   61.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Сидоренко Дмитрий Александрович, 06.03.2011, 01:36Прочитал интервью и очень расстроился! Я являюсь выпускником данного университета. До сих пор общаюсь с преподавателями с кафедры. Они тоже говорят о том, что уровень абитуриентов ужасно снизился. В этом Сергей Олегович  прав, но есть и обратная сторона медали.
Вот он говорит о том, что собираются открывать новые факультеты, в частности «транспортную логистику». Я соглашусь с тем, что специалисты по данной профессии нужны, но не стоит забывать и о других профессиях. Знаете меня вот очень огорчило, то что не было сказано ни одного слово про судостроение. А ведь это основа. Без кораблей  новые  специалисты не нужны. Я так понимаю, что в нашей стране судостроение  задвинули на последнее место?  Все надеются на китайцев и корейцев?  А как же отечественные верфи? У нас дефицит проектировщиков.  Нам нужны молодые проектировщики с искрой в глазах.
Между тем, на сколько мне известно, специальность «Кораблестроение» переводят на бакалавриат. А это очень плохо, даже катастрофично! Остановитесь!!! На кафедре и так только одна группа учиться. Из моего выпуска по специальности пошло работать только два человека. Преподаватели, которые работают на кафедре, имеют огромный опыт, которым с удовольствием делятся со студентами, но большая часть учителей  находится в преклонном  возрасте. Необходимо привлекать новые кадры. Так же нужно организовать хорошую практику. Не такую как сейчас, 2-3 раза сводят на завод и успокоились. Нужно загонять студентов в цеха, пусть смотрят, общаются с рабочими, а то некоторые выпускники даже не представляют, как выглядит «металл». Так же руководству университета необходимо организовать обучение программам для черчения. При этом это обучение, не должно заканчиваться изучением «КОПАСА». К сожалению, этот программный продукт российского производства мало где применяется. Обучайте AutoCAD. А еще было бы очень хорошо, если будут учить  специализированным программам (FORAN, AVEVA и т.п.). При этом лучше и тому и другому. Чтобы у выпускников был выбор, куда  идти работать. Ведь в разных проектных КБ стоят разные программы. Так же сделать упор на изучение иностранных языков. А то, что это за специалист не умеющий работать с иностранными документами. далее...
-0+
#Дубский Евгений Александрович, 06.03.2011, 14:09У всех руководителей большие планы и сказочные истории о будущем.
Мне не нравится в сегодняшней системе образования присутствие таких явлений как ЕГЭ, бакалавриат и магистратура. Где-то в печати я встретил отождествление западной докторской диссертации с нашей кандидатской. Получается, что бакалавр - это выпускник ПТУ, а не высшего учебного заведения, то есть если из института выходит бакалавр, значит, он - недоучка.
 
А Вам, Дмитрий Александрович, я скажу перефразируя Вашу фразу: что это за специалист, который не умеет говорить и писать на своем языке? Вас не доучили что ли? Не стыдно?
-0+
#Сидоренко Дмитрий Александрович, 06.03.2011, 22:57Мне не стыдно, и я не понимаю ха что мне должно быть стыдно. Меня ни кто не продвигал и никто за меня не просил. Я сам всего добился.
-0+
#Дубский Евгений Александрович, 06.03.2011, 23:57Хорошо, что Вы всего добились сам, но если Вы такой специалист, то стыдно должно быть за то, что не выучили русский язык до сих пор.
Вы пишете с космическим количеством ошибок! Чудовищная неграмотность.
-0+
#Назаров Альберт Георгиевич, 06.03.2011, 18:12К сожалению, знания, которыми обладают преподаватели старшего поколения, неимнуемо устаревают. Скажем, такие диспциплины как проектирование судов, конструкцию корпуса, технологию судостроения и т.д. они должным образом преподнести уже не могут. Молодежь - за очень редким исключением - не имеет достаточного опыта (как научного, так и производственного), и читает "по книжкам". Выход - привлекать для чтения лекций практикующих специалистов, даже приглашать иностраннцев, но, видимо, бюджет государстенных ВУЗов не позволяет это делать.
-0+
#Сидоренко Дмитрий Александрович, 06.03.2011, 22:55Альберт, а подскажите что может устареть в дисциплине конструкции корпуса или проектирование судов?
-0+
#Назаров Альберт Георгиевич, 07.03.2011, 04:58Я могу привести примеры из области, в которой работаю.
 
В конструкции корпуса - появляются новые методы расчета, новые конструктивные решения и узлы. Возьмем, например, GL - расчет конструкции в их правилах заточен под использование FEM методов. Или посмотрите на технологию сборки корпусов СмартКит от Vripack - конструкция корпуса радикально отличается от общепринятой. Или альбом типовых конструктивных узлов LR... И таких принципиальных усовершенствований - масса. Я не говорю о том, что среднестатистический выпускник не готов взять правила иностранных КО и работать с ними - этому не учат, а ведь в эпоху глобализации это необходимый навык.
 
О проектировании судов даже говорить не стоит. Достаточно сказать, что до сих пор отечественные корифеи преподают расчет сопротивления быстроходных судов по Седову-Перельмутру; недавно видел новую методичку НКИ на эту тему - это же п-ц!
-0+
#Петр, 06.03.2011, 20:54а что запрещает использовать skype и видеодиски для лекций иностранных специалистов,опять же программы по обмену студентами на семестр или год как принято во всем мире...море возможностей!
-0+
#Назаров Альберт Георгиевич, 07.03.2011, 05:00Что мешает? Бюрократический подход и "битва за часы" на кафедрах...
-0+
#Францев М.Э., 07.03.2011, 08:19На прошедшей неделе был на выставке, посвященной композиционным материалам. Получил возможность ознакомиться с рядом "новых" технологий, активно продвигаемых по импорту, в частности, одной из разновидностей варианта метода вакуумной инфузии (в соответствии с советскими нормативными документами – «вакуумного мешка»). При ближайшем рассмотрении выяснилось, что это та же самая схема вакуумного мешка, включенная в нормативные документы (ОСТы) Минсудпрома 70-х годов прошлого века. Да, вместо резины - силикон и ПВХ. Но на вопрос: а как обеспечивается преобладание вертикального капиллярного смачивания (необходимого для пропитки пакета большой толщины) над продольным движением потока по канализирующему слою - внятного ответа, по-прежнему, нет. Более того, компания, продвигающая данный метод, имеет производство в России, но оснастку большой толщины (основную свою продукцию) изготавливает дедушкиным контактным формованием при массе трескучих фраз об "RTM-процессах". А как копнешь чуть глубже маркетинговых проспектов - нет ответа… далее...
-0+
#Назаров Альберт Георгиевич, 07.03.2011, 09:31"Образование заключается не в знании рекламных проспектов" - золотые слова!
От себя добавлю: и не в воспоминаниях о прошлом.
 
Чему могут научить люди, которые уже 20 лет ничего не проектировали/не строили?
-0+
#Францев М.Э., 07.03.2011, 09:40Просто профессия конструктора и профессия преподавателя - это разные профессии Альберт. Так же, как профессия конструктора и технолога, конструктора и руководителя производства, конструктора и ученого. Но конструктор не может их заменить, так же как и они конструктора. У каждого своя дорога. И не стоит пытаться судить о том, в чем мало понимаешь. "Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны" - сказано больше двух тысяч лет назад, а как современно! Не правда ли?
-0+
#Назаров Альберт Георгиевич, 07.03.2011, 09:56у Вас сколько лет педагогического стажа?
-0+
#Назаров Альберт Георгиевич, 07.03.2011, 09:46Почитав всегда интересный пост г-на Францева хочется со многим согласиться, но хочется и спросить: если все это давно и хорошо известно, то где же результаты? Где массовое отечестенное производство судов из композитов "по ОСТам 1970-х", и почему маленькая Шри-Ланка в котрой фактически идет гражданская война выпускает судов из композитов больше, чем Россия? Где расчетный софт Российской разработки, и почему у РМРС нет до сих пор софта для выполнения расчетов по их же правилам? (таковой есть у всех уважающих себя КО, в том числе у CCS). И этот список можно продолжать бесконечно, но главная мысль: при нынешнем уровне запущенности своего не грех поучиться лучшему у иностранцев.
 
Кстати про то, что инфузия и ваккумный мешок это одно и то же - не согласен; в английской терминологии infusion и vacuum bagging это разные процессы. Инфузия как полноценный производственый процесс стала возможной лишь с появлением мультиаксиальных тканей, которых в 1970-х еще не было.
-0+
#Францев М.Э., 07.03.2011, 10:01По всей видимости, Ваша реплика, Альберт, связана, в первую очередь, с удаленностью вашего пребывания и недостаточной осведомленностью о происходящем в российской судостроительной промышленности. Для начала можно привести пример преподавания на Кафедре проектирования судов СПбГМТУ профессора Шляхтенко - в миру действующего Главного конструктора ЦМКБ "Алмаз" и еще нескольких более молодых специалистов этой конторы. Упомянутые мной процессы применяются для изготовления серийной продукции на одном из профильных предприятий Санкт-Петербурга (я думаю специалисты поймут о каком предприятии и продукции идет речь). Масса ПО для конструирования композитов разработано в МАИ, в МВТУ им. Баумана, МАТИ (зайдите на соответствующие сайты). Там же масса материалов о математическом моделировании различных процессов для композитов. Зайдите например на сайт Института композитных технологий. Посмотрите, очень многое есть в ОНПП "Технология". Расширяйте кругозор - специалисту это полезно. А то вы выучили Р далее...
-0+
#Назаров Альберт Георгиевич, 07.03.2011, 10:10Так суда постренные из композитов - ГДЕ? Сколько тонн пластика выпускает в год все Российское судостроение - наверняка у Вас есть цифры?
-0+
#Францев М.Э., 07.03.2011, 10:15С этим вопросом, я думаю, Вам лучше обратиться в ОСК - может быть они Вам их дадут, а у меня на это, извините, нет полномочий. Но по массе, думаю, будет побольше, чем в Шри-Ланке. Я думаю, что один радиопрозрачный обтекатель с "Юрия Долгорукого" перевесит.
-0+
#Назаров Альберт Георгиевич, 07.03.2011, 11:08Давайте еще стулья для стадионов посчитаем... По массе - одно промысловое судно длиной 20м это 25 тонн пластика; а там они строятся сотнями.
 
Кстати к Вам вопрос, по научной части - вот написали Вы докторскую по композитам. Какой процент ссылок на иностранные источкики, и сколько процентов из них на работы последних 10 лет? Просто интересно, насколько российская наука знакома с работами зарубежных коллег.
-0+
#Францев М.Э., 07.03.2011, 12:27Считать можно что угодно и как угодно, например, если хотите 1 космический корабль примерно равен, с точки зрения трудоемкости и интеллектуальных вложений, 10 млрд. табуретов (а может и больше, готов поспорить, что подобный анализ все равно никто производить не будет). Это все равно ничего не определяет. Что касается ссылок на зарубежные источники - около сотни. И что дальше? Это тоже ничего не определяет. Потому что по ряду позиций западные страны (включая США) до сих пор не располагают уровнем и возможностями СССР (соответственно, России). Есть смысл ссылаться там, где тебя опережают или хотя бы находятся на одном уровне. Но пока не везде так. Для человека, позиционирующего себя в качестве специалиста, незнание передовых достижений СССР (сохраняющихся) не что иное, как техническое невежество. Неприятие этих приоритетов свидетельствует о чем-то другом, не лучшем.
-0+
#Назаров Альберт Георгиевич, 07.03.2011, 12:39"не что иное, как техническое невежество" - отлично сказано!
А как называется, когда путают ваккумный "вакуумный мешок" с "инфузией"?
-0+
#Францев М.Э., 07.03.2011, 13:09Альберт, я уже говорил, что конструктор и технолог не одно и то же. А технологии - явно не ваш конек.
-0+
#Назаров Альберт Георгиевич, 07.03.2011, 13:21Все-таки кроме ОСТов не мешало бы изучить и работы отсталых зарубежных коллег. Могу посоветовать книг/статей - почитаете перед защитой; если надумаете приехать на конференцию - могу познакомить с "отсталыми" спецами из DIAB и SP/HM. Все-таки для будущего доктора наук по "композитной" специальности знать разницу между техпроцессами "инфузии" и "вакуумного мешка" - весьма желательно.
 
Кстати этот диалог - отличная иллюстрация, кто и как будет готовить российских студентов. Не добавить, не убавить...
-0+
#Францев М.Э., 07.03.2011, 13:17Для общего развития рекомендую: Крысин В.Н. Крысин М.В. Технологические процессы формования, намотки и склеивания конструкций М., Машиностроение, 1989 стр. 40 технология вакуумного мешка с дренажным слоем стр. 40 рис. 1.17. Привет западу
-0+
#Назаров Альберт Георгиевич, 07.03.2011, 13:42Скачал, нашел, посмотрел. Это схема вакуумного мешка. Уложен ПРЕДВАРИТЕЛЬНО ПРОПИТАННЫЙ связующим материал, ОБЖИМ осуществляется в мешке вакуумом, излишки свзяующего удаляются в дренажный слой. И причем тут инфузия? Инфузия - это когда укладывается СУХОЙ материал и обживается вакуумом, а связующее по системе распределительных трубок засасывается из резервуара под мешок. То есть при инфузии ПРОПИТКА осуществляется в мешке.
 
Спросите у любого композитчика - он Вам то же самое скажет. Короче, даааа... Доктор наук из Вас будет что надо.
 
P.S. Еще я обратил внимание на количество ссылок и наименований зарубежных фирм в рекомендованной Вами книге.  Хороший индикатор передовых достижений...
-0+
#Назаров Альберт Георгиевич, 07.03.2011, 14:06Инфузия:
http://www.youtube.com/watch?v=g58x8atklaQ
Вакуумный мешок:
http://www.youtube.com/watch?v=zlrnrEpBC7I&feature=related
Заметили разницу?
-0+
#Францев М.Э., 07.03.2011, 14:07Я же говорю, что вы с технологиями не дружите. Предварительная пропитка армирующего материала обеспечивает сплошность матрицы по всему объему изделия. А пропитка сухого материала приводит к разрывам сплошности и непроклеям. Там возникает конкуренция двух процессов: движения связующего по дренажному слою и капиллярного пропитывания в поперечном направлении. Но поскольку жидкость движется по пути наименьшего сопротивления (вспомните гидравлику) слои у вас пропитываются некачественно.  А контроль осуществляется только визуально через вакуумную оболочку из силикона или когда смола пошла уже в вакуумный рукав. А обнаружить технологические дефекты типа расслоение под декоративом невозможно - нет на Западе соответствующего оборудования для НК композитов. Масса изделия,  изготовленного по этой технологии (пропитки сухого армирующего материала), достаточно простой формы - типа лопасти воздушного винта гуляет на 5-8% от номинала - разделите на плотность связующего, получите о далее...
-0+
#Назаров Альберт Георгиевич, 07.03.2011, 14:20Я с технологиями не "дружу", мы их используем регулярно в наших проектах. Заметьте, что работать приходится с передовыми поставщиками композитных технологий.
А Вы показали незнание элементарных вещей - следствие того, что катастрофичечски не хватает практического опыта. Не было инфузии в СССР, а был ваккумный мешок - 20 лет назад. И учиться теперь надо всем нам (тем кто хочет быть конкурентоспособным, конечно), перенимать положительный опыт и технологии.
 
Так что вперед - в светлое будущее российского образования.
-0+
#Францев М.Э., 07.03.2011, 14:25Браво, Альберт! Расчеты по нормативным документам, технологии в готовом виде, как ватрушка.Все,  как из кубиков. А где же инженерная составляющая? Техническое творчество, так сказать? Но зато других критиковать - тут уже бездна креатива! Да, видимо именно такова конкурентоспособность в понимании современной молодежи. Успехов!
-0+
#Назаров Альберт Георгиевич, 07.03.2011, 14:33"Но зато других критиковать - тут уже бездна креатива" - возвращаю Вам Ваш упрек; креатива тоже хватает.
Кстати в блоге запостил скриншоты по испытаниям катамаранов; эта работа войдет в доклад на HPMV2011.
Успехов!
-0+
#Рыбаков Алексей Викторович, 08.03.2011, 00:00И все-таки предлагаю обсудить, как и редакция, крылатое выражение «отца народов»: «Кадры решают все!». И сегодняшний производный вывод от него, и очень популярный у руководства различного уровня миф о «кадровый голод». Конечно, на первый взгляд, что кадры решают все, положение правильное. Но кто такие «кадры» и почему они должны решать все?
 
Вообще, к понятию «кадры» относится штатный наемный состав предприятия или организации и учреждения. От уборщицы тети Маши до Генерального Директора Сидора Петровича или Дмитрия Анатольевича. И что, тетя Маша решает «все» как Дмитрий Анатольевич? Решалки у них разные. У одной швабра, у другого административный ресурс. Говорить то надо не о том, что кадры решают все, а о добросовестном выполнении закрепленных обязанностей, которым должно соответствовать оплата труда. Иными словами, как платят, так и работаем. А то, «кадры решают все»! Это все равно, что ленинское про «кухарку, которая управляет государством» или «города берут генералы, а сдают солдаты». далее...
-0+
#Дубский Евгений Александрович, 08.03.2011, 06:16А я с Вами не согласен по некоторым позициям, Алексей Викторович.
Интеллигент должен иметь фундаментальное образование, которое позволило бы ему мыслить не только в рамках своей специальности, и также позволило бы развиваться в любом другом направлении.
Что касается математики, то "ее уж за то учить следует, что она ум в порядок приводит". И это независимо от того, придется ли специалисту в будущем брать производную или вычислять пределы функций. А как же может иметь представление о мире человек, не знакомый с физикой? Или как быть нравственным человеком, если ты не читал и не осмыслял "Евгения Онегина", которого один невежда здесь опустил ниже плинтуса, сказав, что чтобы написать такое произведение высшего искусства, достаточно иметь разгулявшуюся фантазию?
Другой вопрос, что в действительности в ВУЗах очень мало внимания уделяется практической подготовке на производстве, специалисты отрасли не читают лекции. Хотя это надо бы делать, и как минимум, на это должен быть выделен семестр. далее...
-0+
#Рыбаков Алексей Викторович, 08.03.2011, 12:34Уважаемый Евгений Александрович!
 
Мне кажется, что Вы немного заблуждаетесь и в понятии «интеллигент» и «фундаментальное образование» тесно связывая их между собой. Хотя связь и существует, но косвенно.
 
Мы знаем немало примеров достаточно интеллигентных людей, но без фундаментального образования. Одним из ярких примеров современности является Билл Гейтс, только недавно получивший диплом об образовании за выдающие успехи мирового значения. До этого у него диплома (бумажки) не было. Возможно ли это у нас? До последнего времени было все наоборот – весьма интеллигентные люди с фундаментальным образованием превращались в бомжей. А надо чтобы и у нас были свои Эдисоны и Билл Гейтсы, чему вряд ли способствует существующая система образования.
 
А понятие «фундаментальное образовании» вообще довольно растяжимое. Вы, например, имеете такое? Я уверен, что у Вас фундаментальное образование имеется только на уровне средней школы. Я абсолютно ув далее...
-0+
#Дубский Евгений Александрович, 08.03.2011, 15:02Интеллигет - человек, занимающийся умственным трудом (инженер, писатель, ученый, артист и т. д.)
"Фундаментальное образование" я понимаю, как образование, которое включает в себя изучение естественных (математика, физика и др.) и гуманитарных наук (история, культурология, русский язык, литература).
Конечно, набор таких дисциплин должен определяться направленностью ВУЗа, но основные фундаментальные науки исключать нельзя, оставив прикладные.
Да, курс математики в СПбГМТУ (ЛКИ) намного меньше, чем в СПбГУ по специальности "Математика", но он есть, хотя на производстве мне лично не приходилось использовать эти знания, за некоторым малым исключением.
Уж я, по крайней мере, имею техническое образование, но в то же время и писать могу без ошибок (как грамматических, так и стилистических) и о теории разумного эгоизма поговорить.
Далее. Если у человека есть мозги, то он может ими пользоваться независимо от того, есть ли у него диплом или нет. Я не думаю, что Билл Гейтс не разбирается в культуре, например, или не имеет представления о об устройстве Вселенной, хотя его занятие совсем другое. далее...
-0+
#Рыбаков Алексей Викторович, 09.03.2011, 09:22Уважаемый Евгений Александрович!
 
Мне кажется, что Вы путаете понятия «интеллигент» с «интеллигенцией». Совсем не факт, что интеллигенция (люди, занимающиеся умственным трудом) сплошь состоит из интеллигентов и, наоборот, среди рабочих и крестьян нет интеллигентных людей. Я за свою жизнь встречал много и тех и других. Далеко ходить не надо. Возьмите наш сайт, большинство которого составляет интеллигенция, и почитайте комментарии к статьям. И Вы увидите много интересного, я не говорю об орфографии и синтаксиси – эти ошибки простительны для технарей. Но когда такой технарь доказывает, что при делении на ноль получается ноль или опровергает законы Ньютона, то можно ли таких людей относить к интеллигентам? Они даже школьной программы не знают.
 
То, что Вы пишите грамотно – бесспорно, но на сегодняшний момент, а не времен XIX века или будущего, хотя и у Вас в этом посте есть ошибки – ведь и на солнце бывают пятна. Все течет, все меняется. Особенно это стало популярным сейчас. Безграмотные Вовочки пришли к власти, и поучают Марью Ивановну как правильно писать, вводя новые правила правописания, за которые она ставила им двойки. А что говорить об устной речи. Живой Великорусский язык стал настолько живым, что мама не горюй. Особенно в этом преуспела наша интеллигенция – культура так и брызжет с экранов телевизоров и театральных подмостков в виде «фени» и «мата». Это у них называется «нести культуру в народ и быть ближе к народу». «Феня» скоро станет не объектом изучения на филфаке университетов, а государственным языком. Особенно на этом поприще преуспел наш многоуважаемый премьер - за что, наверное, его так и любит народ. далее...
-0+
#Дубский Евгений Александрович, 09.03.2011, 11:35Уважаемый Алексей Викторович!
 
Видимо, мы с Вами приходим к консенсусу в рамках этого диалога, т. к. я не вижу взаимоисключающих положений, разве что в нашей системе образования (да и в языке тоже) есть аналоги "бакалаврам" и "магистрам" и потому я бы не хотел называться такими словами, куда приятнее быть инженером или, скажем, техником.
 
Что касается об объемах наук. То здесь, наверное, надо говорить об объемах курса и о количестве дисциплин. Здесь я буду непреклонен. Традиционные математика, физика, русский язык и др. нельзя убирать из программы.
 
Ну, и должен оправдаться. Мои ошибки появляются по второстепенной причине, т. к. я набираю текст на клавиатуре, а не пишу карандашом на бумаге. Но, даже так, грамотность моего письма находится на недосягаемой высоте здесь.
 
Если редакция сайта сделает функцию редактирования сообщений, то Ваш острый глаз не найдет моих ляпов.
 
И еще такое маленькое-мале далее...
-0+
#проф, 09.03.2011, 20:41а... на какую зарплату претендуют выпускники?
-0+
#Ивакин Александр Николаевич, 10.03.2011, 08:06Судя по рекламным материалам на стендах корабелки, выпускники могут расчитывать на 20 000 в первый год работы... Полагаю это средняя цифра.
-0+
#Рыбаков Алексей Викторович, 10.03.2011, 12:15Уважаемый Александр Николаевич!
На стендах корабелки льстят выпускникам, или чего-то не договаривают, как Герасим Му-Му. По крайней мере, у нас базовый оклад мастера корпусного цеха – 4000 р.
-0+
#Дубский Евгений Александрович, 10.03.2011, 15:45Александр Николаевич, откуда берутся такие цифры? Да к тому же средние. По рекламе, вообще, нельзя судить о действительности. На судостроительных заводах России 20000 рублей - это зарплата хорошего инженера.
Полагаю, что Алексей Викторович ближе к правде, хотя 4000 рублей - несколько заниженное значение.
В КБ, полагаю, платят больше. Но не в государственных, естественно.
-0+
#Ивакин Александр Николаевич, 10.03.2011, 17:11В 2004 году мне как выпускнику СПбГМТУ предлагали в учебном центре Адмиралтейских верфей - 15000  рублей.
Мои однокурсники ставшие технологами на этом замечательном предприятии получали тоже порядка 15000.
В Рубине и того больше.
А стенды с предлагаемыми сейчас зарплатами видел буквально неделю назад, т.к. сами мы ищем выпускников корабелки.
Я эту история промониторил.
-0+
#Дубский Евгений Александрович, 10.03.2011, 17:33В 2003-м году на Балтийском заводе молодому специалисту (технологу-корпуснику) платили 5000 рублей. За вычетом подоходного налога получалось около 4600. Через год-два, когда человек стал приносить реальную пользу предприятию, ему стали платить 17000-20000 рублей.
На АВ ситуация та же.
На других завода ситуация та же. "Промониторийте" (ну, и слова!) предлагаемые рабочие места на питерских предприятиях.
И не надо лохматить бабушку!
-0+
#Рыбаков Алексей Викторович, 10.03.2011, 12:14Ваш вопрос является основой мифа о кадровом голоде. Там, где выпускники получают достойную для их положения зарплату, такого мифа не существует. И наоборот.
-0+
#Францев М.Э., 10.03.2011, 06:55Здесь есть материалы, близкие обсуждаемой теме:
http://www.za-nauku.ru//index.php?option=com_content&task=view&id=3851&Itemid=31
http://www.za-nauku.ru//index.php?option=com_content&task=view&id=3842&Itemid=31
http://www.za-nauku.ru//index.php?option=com_content&task=view&id=3889&Itemid=31
http://www.za-nauku.ru//index.php?option=com_content&task=view&id=3859&Itemid=31
 
Для перехода достаточно просто загрузить ссылку в строку браузера
-0+
#проф, 10.03.2011, 19:52касательно  зарплаты - не праздный вопрос... я возможно был бы готов взять кого-то на работу прямо  со " школьной" скамьи... вопрос в том каковы зарплатные ожидания выпускников.. ведь предложия им меньше чем то на что они расчитывают - не захотят продуктивно работать
-0+
#проф, 10.03.2011, 22:27мне не нужны Эдисоны - мне вполне достаточно молодого человека который
а) снет что такое пароход
б) знает что такое судостроение
в) знает что таакое судоходство
г) имеет хорошую техничесскую базу
д) понимает что его еще учить года два прежде чем от него будет реальный толк
е) хочет рабоая расширять свой кругозор
.....
я)готов рабоать много ,включая командировки без ограничений
 
а ... чуть не забыл - поскольку все таки морской бизнес - нормальный рабочий английский абсолютно обязателен
 
Вот и интересуюсь за какие деньги готовы работать выпускники подходящие под эти критерии
-0+
#Донской Алексей Владимирович, 10.03.2011, 23:10Здесь Александр Николаевич прав, если говорить про Петербург.
Средний размер ожидаемого - от 20 000 после испытательного срока.
Эту цифру можно регулировать ясными условиями повышения, системой премирования и «социалкой» (питание, проезд, страховка и т.д.)
Хорошие командировочные в Вашем случае тоже играют роль.
-0+
#Дубский Евгений Александрович, 12.03.2011, 11:31А русский язык не обязателен? (У Вас, я смотрю, с ним большие проблемы.) С помощью русского языка дела не делаются или "бизнес не бизнесуется"?
-0+
#Назаров Альберт Георгиевич, 12.03.2011, 15:48Сегодня морской специалист без знания английского - это нонсенс. В лучшем случае это инженер 3 категории рисующий кницы.
Практически вся передовая научно-техническая информация и общение с коллегами/поставщиками в условиях глобализации идет на английском.
 
Кстати интересно - до сих пор российских инженеров-кораблестроителей учат, что их профессия называется shipbuilding engineer? Или все-таки кафедрам иностранных языков дали пинка и они поняли, что это профессия называется naval architect?
-0+
#Дубский Евгений Александрович, 12.03.2011, 16:46О-о, какие познания английского! Что ж, достойно.
Но смею заметить, что в России упомянутая специальность называется "Кораблестроение", а не "naval architect". И думают русские на русском языке, а англичане - на английском. Да и государственный язык в России - русский.
Видимо, у нас еще техническая интеллигенция не настолько высокого уровня, чтобы зарубежные коллеги бросились бы изучать наш язык.
Не вижу особых проблем работать с иностранными документами человеку, говорящему по-русски.
А почему здесь, интересно, пишут не на английском, а на ломаном русском? Может, поднимем уровень сайта и станем писать на хорошем английском?
К слову, может, пора уже упразднить специальность "Переводчик"?
-0+
#Назаров Альберт Георгиевич, 12.03.2011, 20:22Изучая иностранный язык, нужно учить и оригинальную терминологию его носителей, а не выдумки теток с кафедры иняза.
В области науки и техники "переводчик" без знаний предмета - это лишнее звено, а то и вредитель.
 
А вообще, посмотрите на количество научных публикаций на английском и на русском - поймете перспективы.
-0+
#Донской Алексей Владимирович, 12.03.2011, 20:53Евгений Александрович!
Не нужно комплексовать из-за незнания иностранных языков. Какие Ваши годы, еще успеете изучить.
Почитайте пока работы классиков на русском, например:
 
«…знание иностранных языков есть первое дело". Справедливость этих слов я ценил в течение всей своей жизни»
А.Н. Крылов «Мои воспоминания»
-0+
#Донской Алексей Владимирович, 12.03.2011, 21:09«Лицемере, изми первее бервно из очесе твоего, и тогда узриши изъяти сучец из очесе брата твоего»
-0+
#Донской Алексей Владимирович, 10.03.2011, 23:42Вот интересная ссылка сайта СПГУВК - http://www.spbuwc.ru/main.php?lnk=528
 
Сектор содействия трудоустройству студентов и выпускников организовал круглый стол на тему "Работа в Макдоналдс". Студентам рассказали о программе "Менеджер-стажер", по которой в течение 240 дней можно пройти курс обучения от работника ресторана до ассистента директора.
Не организация временного трудоустройства групп студентов в порт, ССЗ или что-либо в этом роде, а четкая работа сектора трудоустройства в режиме «пути наименьшего сопротивления». Поставили «галку» в плане работы.
Еще и обещают, что подобные встречи с различными компаниями будут проходить на протяжении всего года. Видимо в планах «Теремок» с «Чайной ложкой». Красавцы!
 
А может так проще организовать дистанционные формы обучения? Куратор зашел перекусить…
Боюсь только, что подобные «системы быстрого питания» не будут способствовать оздоровлению ни студентов, ни «стареющего преподавательского состава».
-0+
#проф, 11.03.2011, 20:18Мои вопросы были адресованы конкретно к автору статьи. и я прошу их воспринимать буквально -то есть как размещение информации о вакансиях, при этом  я полагаю что найдется довольно много тех кто был бы готов сотрудничать с ВУЗом, при условии. что есть понимание на что вообще ориентироаны выпускники
-0+
#Морозов Сергей Владимирович, 12.03.2011, 11:35"Живи честно и честно делай свою работу" - стержень решения любой проблемы.
-0+
#Францев М.Э., 12.03.2011, 22:19Интересная книга, посвященная американской системе образования, и не только:  http://tk.nxt.ru/ Прочитав ее, можно сделать вывод, что нестандартное мышление для инженера (в том числе и морского) существенно важнее знания английского языка
-0+
#Францев М.Э., 12.03.2011, 22:22Хотя конечно знание иностранного языка лишним не бывает
-0+
#Рыбаков Алексей Викторович, 14.03.2011, 12:56Уважаемый Михаил Эрнстович!
 
Спасибо за ссылку на книгу! Очень интересно! Особенно мне понравилось отношение американцев к законам, правилам и инструкциям. Нашим бы «танцорам», которым все время что-то мешает, им бы у них поучиться. Тогда не было бы у нас Чернобыля и «Адмирала Нахимова», да и прочих Саяно-Шушенских ГЭС.
 
А проблемы со средним образованием у них не несут таких тяжелых последствий, как у нас. Во-первых, у них в стране с равными возможностями делается все, чтобы каждый имел возможность получить, как это прописано в законе, среднее образование в необходимом объеме. Но это не значит, что каждого этот объем устраивает и у него есть способности это усвоить. Усваивают столько, сколько могут. Во-вторых, для дальнейшей учебы нужны не малые деньги и уверенность в себе, что ты эту учебу освоишь в установленное время. Там можешь экзамены неограниченное количество раз сдавать – плати деньги и теряй время оно не ограничено. Если богат, то можешь всю жизнь учиться на первом курсе – в армию не заберут и не выгонят. Поэтому американцы, со свойственной им практичностью, понимают, что если в школе учился с двойки на тройку без увесистого кошелька в университете делать нечего, а на «дурачка» не пройдет. Или будешь иметь необходимый объемом знаний по выбранной специальности или не получишь диплома – деньги не помогут. далее...
-0+
#проф, 14.03.2011, 19:31Г-н Дубский.. у меня не с русским языком сложности а с манерой тыканья пальцами в клавиатуру компьютора - каюсь - думаю быстрее чем работают. пальцы. да лень если честно проверять.. н считайте неуважением...
однако замечу, что к сожалению да " дела не делаются" и не просто " бизнес не бизнесуется" а судоходство - не судоходится...
смею Вам напомнить. что судостроение служит ТОЛЬКО для обеспечения нужд судоходства и не для чего иного, а пароход - суть объект перемещающийся по морям и океанам ..а по сему или Вы ( мы) способны работать с использованием английского или мы не способны работать вообще - потому что нас с вами просто не сможет понять 99% тех для кого работает судостроение
К сожалению я так и не получил комментаррииот Автора статьи по поводу зарплатных ожиданий выпускников и следовательно не могу решить стоит ли мне искать потенциальных работников среди студентов этого ВУЗА.. а жаль...
-0+
#Абрамова Анна Александровна, 15.03.2011, 10:34К сожалению, г-н Барышников не так часто, как хотелось бы, просматривает комментарии к статье. Но я передам ему Ваш вопрос.
-0+
#проф, 14.03.2011, 20:20Г-н Дубский, скажите Вас не коробят такие "исконно русские"
слова , как
стрингер, комингс, гак, бимс...?
Слово "навигация" Вам как?  нормально? если да то что не так с naval architect или Вам слово архитектор не нравится?
Свежие новости
"Дальприбор" станет экспонентом "Морского конгресса – Дальний Восток"
02:00 / события