Нам удалось побеседовать с ректором Государственного Университета Водных Коммуникаций, Сергеем Олеговичем Барышниковым. Предлагаем Вам присоединиться к обсуждению проблемы, как "кадры решают всё".
В Государственном Университете Водных Коммуникаций людно, но не шумно. Атмосфера настраивает на эффективную работу. Сергей Олегович встретил нас крайне радушно. Тем не менее, разговор начался с проблемной темы:
Сегодня наблюдается общий спад числа поступающих в технические ВУЗы. Однако наши собеседники из учебных заведений замечают, что показатели потихоньку восстанавливаются.
Да, наш университет также отмечает рост числа поступающих. Наверное, это носит какой-то закономерный характер. Думаю, что этому поспособствовал и растущий уровень средней зарплаты в отрасли, и возможность получить стабильную, достойную работу. Значит, экономика наша правильно развивается.
Не секрет, что раньше абитуриенты чаще шли на экономические специальности, на гуманитарные. Никто не хотел что-либо производить, работать руками. Сейчас всё возвращается на нормальные рельсы — снова начали пользоваться популярностью судоводители, судомеханики, портовые специальности. Нам очень отрадно, что интерес растет. Хотя, не скрою, хотелось бы, чтобы он был еще шире.
Сегодня в ВУЗах часто сетуют на качество школьной подготовки. И сейчас, когда продвигается новая реформа образования, как вы оцениваете, насколько Вам будет легче, или тяжелее, работать с выпускниками обсуждаемых программ?
К сожалению, должен отметить резкое снижение качества подготовки абитуриентов. Система ЕГЭ привела к тому, что, как при сдаче на права по билетам, где задача — правильно назвать варианты, и здесь натаскивают прежде всего на выполнение теста. Многое при этом уходит.
Мы можем оценить масштаб проблемы по уровню иногородних поступающих. С удовольствием обучаем таких ребят, они нужны народному хозяйству. Реки разбросаны по всей стране, и даже в малонаселенных районах расположены крупные артерии, где востребованы наши выпускники. Но родители нередко рассказывают, что у них не было того или иного предмета, либо целиком, либо частично.
Недостаток учителей, особенно на периферии — для школ это не вина, а беда. Те процессы, которые лихорадят высшее образование, не могут не отразиться и на школе вообще. К нам уже обращаются с тем, чтобы мы помогли вести в школах некоторые предметы. Больше всего проблем с математикой, физикой — действительно не хватает учителей достаточной квалификации. Это, конечно, не может не сказаться на уровне ребят.
В школе учеников часто отговаривают сдавать физику, по различным причинам. В результате если студент, поступив на гуманитарные специальности, потом решает пойти в технический ВУЗ, мы не сможем его принять — физика-то не сдана!
Поэтому для всех желающих были созданы курсы для подготовки к ЕГЭ: да, эта подготовка платная, но недорогая. И, если оплачиваешь один предмет, то еще два получаешь бесплатно. Как правило, это физика, информатика — те предметы, которых в школах не хватает. Университет спонсирует курсы из собственных средств. Те же, кто уже поступил, подтягивают на первых курсах школьные дисциплины до приемлемого уровня, прежде чем переходить к более сложным предметам.
Да, качество страдает. Но что ж делать? В высшей школе, к счастью, есть здоровый консерватизм, который помогает находить решения. И нам приходится идти по этому пути, деваться некуда.
В рамках вашего университетского комплекса есть несколько колледжей. Насколько эффективно обучение в них, и куда дальше идут выпускники?
В составе комплекса 4 колледжа. Три находятся на периферии: это Котлас, Петрозаводск, Печора. Их присоединили несколько лет назад. Ранее еще был присоединен Колледж водного транспорта. Ребята приходят после 9-11 класса, разного уровня подготовки. Но именно здесь мы можем хорошо на них повлиять. Там, где не найти преподавателя на дисциплину, ведут педагоги из университета. Соответственно, мы всегда можем дать качественное среднее образование.
Многие закончившие колледж поступают в университет. Для нас они уже более интересны: сориентированные на определенную специальность, студенты уже не мечутся, решив для себя, где и как дальше работать.
В этом году появился конкурс даже на внебюджетные места. Отрадно, что университет, имея такую подпитку, возможность влиять на подготовку по программам СПО, может дальше получить более качественных специалистов.
Есть ли у вас стипендии? Может быть, и от сторонних фондов?
Ну, во-первых, стипендию мы выплачиваем независимо ни от каких фондов, из средств, которые заработал университет. Успевающие студенты однозначно деньги получают. Также нам выделяли стипендии и от города, и отраслевые, и именные. Одно могу только сказать — что университет платит больше. Поэтому не всегда выгодно получать деньги «со стороны», поскольку одна программа исключает другую.
Кроме того, из собственных средств мы поддерживаем малоимущих студентов. А также выполняем ту функцию, которую должно было бы выполнять государство - поддержка детей-сирот. Эта программа всегда четко и жестко выполнялась.
Вы занимаетесь трудоустройством ваших выпускников?
Разумеется. У нас всегда был ответственный по этому вопросу. Сейчас создан специальный отдел, который занимается и практиками, и помощью в трудоустройстве. Во время обучения студенты могут подработать в различных стройотрядах. После выпуска же очень важно помочь им найти свое место в отрасли.
Активно развивается целевая контрактная подготовка - привлечение мотивированной молодежи, желающей работать именно на водном транспорте. Среди наших основных, базовых партнеров – Западное пароходство, порт Усть-Луга, компания Орион, бывшее «Беломоро-Онежское пароходство», и другие. Мы совместно находим кандидатов на специальности. Компании во время обучения поддерживают своих курсантов, выплачивают им дополнительные стипендии, решают вопрос с практикой. Ведь у судоводителей самая сложная - первая практика. Молодой человек еще ничего не умеет, и, конечно, никто не хочет его просто так возить, катать с утра до ночи.
Мы заключаем контракт не только для трудоустройства на штатную должность. Какое-то количество студентов поработает просто в качестве практикантов. Кроме того, они бесплатно пройдут обучение на тренажерах.
Из-за длительных сроков навигации возникает проблема с отрывом от учебного процесса. Период пребывания в самом университете сокращается. Но мы не можем никоим образом снизить качество образования, поэтому сейчас активно развиваем дистанционные формы обучения. На нашем сайте мы создали образовательный портал, где студенты могут зайти, найти свою специальность, соответствующую методическую литературу, и заниматься во время нахождения на судах. Cудовладелец помогает нам организовать 1-2 раза в неделю видеовстречи с кураторами; студенты могут задать свои вопросы, получить какую-то помощь. Для нас тем важнее то, что мы не теряем связь с курсантом, и можем контролировать его пребывание, и моральное, физическое состояние во время нахождения на практике.
После выпуска курсанты практически не стоят на бирже. Трудоустраиваются сразу 90-96% потока. В основном, все работают в отрасли, этому как раз и способствует целевая контрактная подготовка. Мало того, многие ищут вакансии еще и в том регионе, где они выросли, где находится их семья, друзья.
Есть ли у вас иностранные партнеры?
Конечно, но главным образом мы работаем для российского рынка. В стране тысячи судов речного и смешанного река-море плавания, и чаще ребята находят работу там.
Есть компании, с которыми мы сотрудничаем в отношении прохождения плавательной практики. Примером может стать германская Wessels. Наши студенты проходят обучение не только на судах, но и на буровых установках, к примеру, вахтовиками.
На таком удалении главное затруднение - обеспечить качество преподавания. Помимо того, что мы должны дать материал, мы должны проконтролировать его усвоение. Значит, нужно предложить не обычный тест, где наугад набирают 50% правильных ответов. Мы создали новый принцип тестирования, он гораздо лучше соответствует нашим потребностям.
Для того, чтобы выполнять лабораторные работы на расстоянии, нужно переводить имеющиеся установки в виртуальное пространство. Этим мы занимаемся совместно с компанией «Транзас». Часть лабораторных работ у них есть, их нам передают; часть они готовы разрабатывать под нашим методическим руководством. Но, конечно, итоговый контроль должен быть здесь, в университете. Пока же идет процесс накопления материала — это и видеолекции, и лабораторные работы. Сложнее всего с курсовыми проектами. Портовики, гидротехники выполняют очень сложные работы, им не всегда легко разобраться, и здесь требуются видеоконсультации, вне всякого сомнения.
Есть ли в университете иностранные лекторы?
У нас достаточно таких преподавателей, но нельзя сказать, чтобы это направление было принципиальным. А вот иностранных студентов у нас достаточно много: раньше было около 500, сейчас это количество немного снизилось, но мы восстанавливаемся. Хотим довести поток где-то до 800-900 человек, больше нам просто в общежитии не расселить.
Сейчас у нас учатся студенты из 38 стран, в основном, это страны третьего мира, арабского региона, и бывшие республики СССР. Все обучение проходит на контрактной основе.
А какая у Вас есть материальная база для подготовки курсантов?
В первую очередь это тренажер, который связан с безопасностью жизнедеятельности, как себя вести на судах в экстремальных ситуациях. Как известно, студенты и курсанты эксплуатационных специальностей должны пройти определенные виды тренажерной подготовки, для того, чтобы быть допущенными до работы на судах. С этим нам помогает Ленрыбфлот. Часть тренажеров, связанных с судовождением, можно пройти в Университете.
Планируете ли вы менять программу, вводить новые курсы, кафедры?
Конечно, необходимо следить за потребностями рынка. В этом году происходит окончательный переход на обучение по болонской системе. Соответственно специальности, направления переформировываются. Мы вынуждены пересмотреть наши подходы к преподаванию, потому что для нас важно сформировать полноценные, полнокровные группы. Нельзя наделать групп по 5-10 человек и потом говорить, что не хватает денег на их обслуживание. Поэтому мы должны выбрать востребованные у абитуриентов направления.
Одно из самых популярных, пусть и не новых — это транспортная логистика. Несколько иначе придется взглянуть на нее в свете последних изменений. Но спрос огромный — ведь даже вокруг нашего университета сидит много организаций, занимающихся логистикой. Спрос на кадры достаточно большой, мы готовили и будем готовить специалистов. Должен сказать, что и судоводители-выпускники очень активно идут в логистику.
Какие проблемы в университете, отрасли, Вы считаете, необходимо решить уже в ближайшее время?
Во-первых, это переход на новые стандарты образования. Мы и раньше готовили бакалавров. Но у нас параллельно оставался специалитет — для эксплуатационных специальностей. Нужно уже перестроиться, и это вызывает определенные трудности.
Дальше — то, что коснулось всех: демографический спад, экономическая ситуация в стране. Тарифы растут, инфляция ускоряется, а зарплаты, к сожалению, пока отстают. Кроме того, университету приходится некоторые вопросы, которые должно решать государство, закрывать самому из собственных заработанных средств — в частности, помощь детям-сиротам.
Всё это финансы. Многие общежития требуют ремонта, часто значительного, какое-то оборудование устарело, и хотелось бы его заменить. Даже лицензионное программное обеспечение, на котором мы обязаны работать, стоит значительных денег. К сожалению, здесь нет скидок для образовательных учреждений.
В стране нет понимания фразы «кадры решают все». Если посмотреть любую конференцию, любое обсуждение, вопрос кадров стоит обычно в самом конце. Да, конечно, здесь можно говорить, что первое, яйцо или курица. Но кадры нужны везде, и то, насколько они подготовлены, скажется на том, как хорошо будет эксплуатироваться судно, насколько эффективно будет работать шлюз и т.д.
А нет ли у вас проблемы с кадрами?
Наверное, это общая картина: преподавательские кадры стареют. Но нам удается привлекать молодежь. Мы целенаправленно ведем эту работу, на кафедрах действительно много молодых преподавателей, и это отрадно.
К сожалению, нет среднего звена. Так сложилось, что между возрастными и молодыми преподавателями получился разрыв. Наверное, сказался кризис 90-х: ушли в бизнес, или еще куда-то, где можно больше зарабатывать.
Мне 55 лет, но я чувствую себя молодым, потому что у меня за спиной нет этого разрыва. Наверное, я из того последнего поколения, которое учили люди в расцвете лет, ныне старики. Мы с благодарностью несем те знания, умения, патриотизм, который они в нас вложили. И свою деятельность сегодня я могу описать одной фразой: «Живи честно, и честно делай свою работу».
Сейчас разрабатывается проект объединения ВУЗов отрасли. Есть предположения, что каждый ВУЗ возьмет на себя подготовку по тем специальностям, которые он лучше всего преподает. Как Вы относитесь к подобному распределению?
Я не согласен с этим. Объясню почему. Нельзя так разделять: судоводителей готовить в Макаровке, судомехаников — в Нижнем Новгороде, а гидротехников в ГУВК. Мы так ничего не приобретем, а наоборот, сделаем хуже.
Во-первых, потребности в кадрах такие, что вся подготовка, которая идет в высших школах страны, не может удовлетворить нынешний спрос. И я очень сомневаюсь, что, предположим, все судоводители будут собраны в Макаровке. Что из Новороссийска или с Дальнего Востока поедут учиться именно на эту специальность. Мне кажется, что оторванность от регионов пагубно скажется на учебном процессе.
Приведу пример. К нам однажды обратились из Магадана с просьбой открыть филиал. На резонный вопрос, почему они не едут учиться во Владивосток, где достаточно учебных заведений, мне сказали: «Так вот это-то и плохо. Отучившись во Владивостоке, к нам студенты уже не возвращаются».
Боюсь, что и здесь произойдет нечто подобное. Полностью убирать от кого-то какую-то подготовку — я против такого разделения.
Вот подготовка гидротехников есть только в нашем университете. В нашем городе - еще в Политехническом университете. Да, здесь нам карты в руки. А судоводители, судомеханики готовятся во всех учебных заведениях. Не думаю, что такое строгое распределение даст лучший результат. Здесь действительно, прежде чем отрезать, нужно семь раз отмерить.
Объединение, наверное, нужно. Может быть, те действия, которые нам кажутся неправильными, с более высокого уровня предстают в новом свете. Возможно, чересчур много ВУЗов для страны. Не буду спорить.
Я только одного понять не могу. Если есть государственные ВУЗы, (а у нас очень много говорят о поддержке государством НЕгосударственных учреждений), то разве не нужно в первую очередь поднимать свои, родные учебные заведения? Мы в неравных условиях с частным образованием. У них нет конкурсной системы, они выбирают поставщиков услуг совершенно свободно. Мы связаны соответствующими законами, и очень часто оказываемся обмануты, жуликов достаточно на этом рынке. И вдруг мы выясняем, что поддержку получает частный ВУЗ. Который, казалось бы, пусть существует, если он нужен, а если не нужен — исчезает. Ведь госВУЗы государство не закрывает — значит они нужны! Так поддержите их! Обустройте, помогите, сделайте ребятам условия, быт, спорт. Вот этого я понять не могу.
К сожалению, часто окончательные решения принимают люди, далекие от отрасли, не знающие специфики. Так получилось с нашей сокращенной формой образования для поступающих после колледжа. Казалось бы — если студент уже прошел практику, основы, давайте перезачтем этот год. Но когда человеку в Минобрнауки нужно обьяснять, что такое земснаряд, решения принимаются часто противоположные мнению специалистов. Но мы все равно, добьемся, сделаем сокращенную форму обучения. Все это реально, просто требует терпения и настойчивости. Надо поработать.
Сегодня наблюдается общий спад числа поступающих в технические ВУЗы. Однако наши собеседники из учебных заведений замечают, что показатели потихоньку восстанавливаются.
Да, наш университет также отмечает рост числа поступающих. Наверное, это носит какой-то закономерный характер. Думаю, что этому поспособствовал и растущий уровень средней зарплаты в отрасли, и возможность получить стабильную, достойную работу. Значит, экономика наша правильно развивается.
Не секрет, что раньше абитуриенты чаще шли на экономические специальности, на гуманитарные. Никто не хотел что-либо производить, работать руками. Сейчас всё возвращается на нормальные рельсы — снова начали пользоваться популярностью судоводители, судомеханики, портовые специальности. Нам очень отрадно, что интерес растет. Хотя, не скрою, хотелось бы, чтобы он был еще шире.
Сегодня в ВУЗах часто сетуют на качество школьной подготовки. И сейчас, когда продвигается новая реформа образования, как вы оцениваете, насколько Вам будет легче, или тяжелее, работать с выпускниками обсуждаемых программ?
К сожалению, должен отметить резкое снижение качества подготовки абитуриентов. Система ЕГЭ привела к тому, что, как при сдаче на права по билетам, где задача — правильно назвать варианты, и здесь натаскивают прежде всего на выполнение теста. Многое при этом уходит.
Мы можем оценить масштаб проблемы по уровню иногородних поступающих. С удовольствием обучаем таких ребят, они нужны народному хозяйству. Реки разбросаны по всей стране, и даже в малонаселенных районах расположены крупные артерии, где востребованы наши выпускники. Но родители нередко рассказывают, что у них не было того или иного предмета, либо целиком, либо частично.
Недостаток учителей, особенно на периферии — для школ это не вина, а беда. Те процессы, которые лихорадят высшее образование, не могут не отразиться и на школе вообще. К нам уже обращаются с тем, чтобы мы помогли вести в школах некоторые предметы. Больше всего проблем с математикой, физикой — действительно не хватает учителей достаточной квалификации. Это, конечно, не может не сказаться на уровне ребят.
В школе учеников часто отговаривают сдавать физику, по различным причинам. В результате если студент, поступив на гуманитарные специальности, потом решает пойти в технический ВУЗ, мы не сможем его принять — физика-то не сдана!
Поэтому для всех желающих были созданы курсы для подготовки к ЕГЭ: да, эта подготовка платная, но недорогая. И, если оплачиваешь один предмет, то еще два получаешь бесплатно. Как правило, это физика, информатика — те предметы, которых в школах не хватает. Университет спонсирует курсы из собственных средств. Те же, кто уже поступил, подтягивают на первых курсах школьные дисциплины до приемлемого уровня, прежде чем переходить к более сложным предметам.
Да, качество страдает. Но что ж делать? В высшей школе, к счастью, есть здоровый консерватизм, который помогает находить решения. И нам приходится идти по этому пути, деваться некуда.
В рамках вашего университетского комплекса есть несколько колледжей. Насколько эффективно обучение в них, и куда дальше идут выпускники?
В составе комплекса 4 колледжа. Три находятся на периферии: это Котлас, Петрозаводск, Печора. Их присоединили несколько лет назад. Ранее еще был присоединен Колледж водного транспорта. Ребята приходят после 9-11 класса, разного уровня подготовки. Но именно здесь мы можем хорошо на них повлиять. Там, где не найти преподавателя на дисциплину, ведут педагоги из университета. Соответственно, мы всегда можем дать качественное среднее образование.
Многие закончившие колледж поступают в университет. Для нас они уже более интересны: сориентированные на определенную специальность, студенты уже не мечутся, решив для себя, где и как дальше работать.
В этом году появился конкурс даже на внебюджетные места. Отрадно, что университет, имея такую подпитку, возможность влиять на подготовку по программам СПО, может дальше получить более качественных специалистов.
Есть ли у вас стипендии? Может быть, и от сторонних фондов?
Ну, во-первых, стипендию мы выплачиваем независимо ни от каких фондов, из средств, которые заработал университет. Успевающие студенты однозначно деньги получают. Также нам выделяли стипендии и от города, и отраслевые, и именные. Одно могу только сказать — что университет платит больше. Поэтому не всегда выгодно получать деньги «со стороны», поскольку одна программа исключает другую.
Кроме того, из собственных средств мы поддерживаем малоимущих студентов. А также выполняем ту функцию, которую должно было бы выполнять государство - поддержка детей-сирот. Эта программа всегда четко и жестко выполнялась.
Вы занимаетесь трудоустройством ваших выпускников?
Разумеется. У нас всегда был ответственный по этому вопросу. Сейчас создан специальный отдел, который занимается и практиками, и помощью в трудоустройстве. Во время обучения студенты могут подработать в различных стройотрядах. После выпуска же очень важно помочь им найти свое место в отрасли.
Активно развивается целевая контрактная подготовка - привлечение мотивированной молодежи, желающей работать именно на водном транспорте. Среди наших основных, базовых партнеров – Западное пароходство, порт Усть-Луга, компания Орион, бывшее «Беломоро-Онежское пароходство», и другие. Мы совместно находим кандидатов на специальности. Компании во время обучения поддерживают своих курсантов, выплачивают им дополнительные стипендии, решают вопрос с практикой. Ведь у судоводителей самая сложная - первая практика. Молодой человек еще ничего не умеет, и, конечно, никто не хочет его просто так возить, катать с утра до ночи.
Мы заключаем контракт не только для трудоустройства на штатную должность. Какое-то количество студентов поработает просто в качестве практикантов. Кроме того, они бесплатно пройдут обучение на тренажерах.
Из-за длительных сроков навигации возникает проблема с отрывом от учебного процесса. Период пребывания в самом университете сокращается. Но мы не можем никоим образом снизить качество образования, поэтому сейчас активно развиваем дистанционные формы обучения. На нашем сайте мы создали образовательный портал, где студенты могут зайти, найти свою специальность, соответствующую методическую литературу, и заниматься во время нахождения на судах. Cудовладелец помогает нам организовать 1-2 раза в неделю видеовстречи с кураторами; студенты могут задать свои вопросы, получить какую-то помощь. Для нас тем важнее то, что мы не теряем связь с курсантом, и можем контролировать его пребывание, и моральное, физическое состояние во время нахождения на практике.
После выпуска курсанты практически не стоят на бирже. Трудоустраиваются сразу 90-96% потока. В основном, все работают в отрасли, этому как раз и способствует целевая контрактная подготовка. Мало того, многие ищут вакансии еще и в том регионе, где они выросли, где находится их семья, друзья.
Есть ли у вас иностранные партнеры?
Конечно, но главным образом мы работаем для российского рынка. В стране тысячи судов речного и смешанного река-море плавания, и чаще ребята находят работу там.
Есть компании, с которыми мы сотрудничаем в отношении прохождения плавательной практики. Примером может стать германская Wessels. Наши студенты проходят обучение не только на судах, но и на буровых установках, к примеру, вахтовиками.
На таком удалении главное затруднение - обеспечить качество преподавания. Помимо того, что мы должны дать материал, мы должны проконтролировать его усвоение. Значит, нужно предложить не обычный тест, где наугад набирают 50% правильных ответов. Мы создали новый принцип тестирования, он гораздо лучше соответствует нашим потребностям.
Для того, чтобы выполнять лабораторные работы на расстоянии, нужно переводить имеющиеся установки в виртуальное пространство. Этим мы занимаемся совместно с компанией «Транзас». Часть лабораторных работ у них есть, их нам передают; часть они готовы разрабатывать под нашим методическим руководством. Но, конечно, итоговый контроль должен быть здесь, в университете. Пока же идет процесс накопления материала — это и видеолекции, и лабораторные работы. Сложнее всего с курсовыми проектами. Портовики, гидротехники выполняют очень сложные работы, им не всегда легко разобраться, и здесь требуются видеоконсультации, вне всякого сомнения.
Есть ли в университете иностранные лекторы?
У нас достаточно таких преподавателей, но нельзя сказать, чтобы это направление было принципиальным. А вот иностранных студентов у нас достаточно много: раньше было около 500, сейчас это количество немного снизилось, но мы восстанавливаемся. Хотим довести поток где-то до 800-900 человек, больше нам просто в общежитии не расселить.
Сейчас у нас учатся студенты из 38 стран, в основном, это страны третьего мира, арабского региона, и бывшие республики СССР. Все обучение проходит на контрактной основе.
А какая у Вас есть материальная база для подготовки курсантов?
В первую очередь это тренажер, который связан с безопасностью жизнедеятельности, как себя вести на судах в экстремальных ситуациях. Как известно, студенты и курсанты эксплуатационных специальностей должны пройти определенные виды тренажерной подготовки, для того, чтобы быть допущенными до работы на судах. С этим нам помогает Ленрыбфлот. Часть тренажеров, связанных с судовождением, можно пройти в Университете.
Планируете ли вы менять программу, вводить новые курсы, кафедры?
Конечно, необходимо следить за потребностями рынка. В этом году происходит окончательный переход на обучение по болонской системе. Соответственно специальности, направления переформировываются. Мы вынуждены пересмотреть наши подходы к преподаванию, потому что для нас важно сформировать полноценные, полнокровные группы. Нельзя наделать групп по 5-10 человек и потом говорить, что не хватает денег на их обслуживание. Поэтому мы должны выбрать востребованные у абитуриентов направления.
Одно из самых популярных, пусть и не новых — это транспортная логистика. Несколько иначе придется взглянуть на нее в свете последних изменений. Но спрос огромный — ведь даже вокруг нашего университета сидит много организаций, занимающихся логистикой. Спрос на кадры достаточно большой, мы готовили и будем готовить специалистов. Должен сказать, что и судоводители-выпускники очень активно идут в логистику.
Какие проблемы в университете, отрасли, Вы считаете, необходимо решить уже в ближайшее время?
Во-первых, это переход на новые стандарты образования. Мы и раньше готовили бакалавров. Но у нас параллельно оставался специалитет — для эксплуатационных специальностей. Нужно уже перестроиться, и это вызывает определенные трудности.
Дальше — то, что коснулось всех: демографический спад, экономическая ситуация в стране. Тарифы растут, инфляция ускоряется, а зарплаты, к сожалению, пока отстают. Кроме того, университету приходится некоторые вопросы, которые должно решать государство, закрывать самому из собственных заработанных средств — в частности, помощь детям-сиротам.
Всё это финансы. Многие общежития требуют ремонта, часто значительного, какое-то оборудование устарело, и хотелось бы его заменить. Даже лицензионное программное обеспечение, на котором мы обязаны работать, стоит значительных денег. К сожалению, здесь нет скидок для образовательных учреждений.
В стране нет понимания фразы «кадры решают все». Если посмотреть любую конференцию, любое обсуждение, вопрос кадров стоит обычно в самом конце. Да, конечно, здесь можно говорить, что первое, яйцо или курица. Но кадры нужны везде, и то, насколько они подготовлены, скажется на том, как хорошо будет эксплуатироваться судно, насколько эффективно будет работать шлюз и т.д.
А нет ли у вас проблемы с кадрами?
Наверное, это общая картина: преподавательские кадры стареют. Но нам удается привлекать молодежь. Мы целенаправленно ведем эту работу, на кафедрах действительно много молодых преподавателей, и это отрадно.
К сожалению, нет среднего звена. Так сложилось, что между возрастными и молодыми преподавателями получился разрыв. Наверное, сказался кризис 90-х: ушли в бизнес, или еще куда-то, где можно больше зарабатывать.
Мне 55 лет, но я чувствую себя молодым, потому что у меня за спиной нет этого разрыва. Наверное, я из того последнего поколения, которое учили люди в расцвете лет, ныне старики. Мы с благодарностью несем те знания, умения, патриотизм, который они в нас вложили. И свою деятельность сегодня я могу описать одной фразой: «Живи честно, и честно делай свою работу».
Сейчас разрабатывается проект объединения ВУЗов отрасли. Есть предположения, что каждый ВУЗ возьмет на себя подготовку по тем специальностям, которые он лучше всего преподает. Как Вы относитесь к подобному распределению?
Я не согласен с этим. Объясню почему. Нельзя так разделять: судоводителей готовить в Макаровке, судомехаников — в Нижнем Новгороде, а гидротехников в ГУВК. Мы так ничего не приобретем, а наоборот, сделаем хуже.
Во-первых, потребности в кадрах такие, что вся подготовка, которая идет в высших школах страны, не может удовлетворить нынешний спрос. И я очень сомневаюсь, что, предположим, все судоводители будут собраны в Макаровке. Что из Новороссийска или с Дальнего Востока поедут учиться именно на эту специальность. Мне кажется, что оторванность от регионов пагубно скажется на учебном процессе.
Приведу пример. К нам однажды обратились из Магадана с просьбой открыть филиал. На резонный вопрос, почему они не едут учиться во Владивосток, где достаточно учебных заведений, мне сказали: «Так вот это-то и плохо. Отучившись во Владивостоке, к нам студенты уже не возвращаются».
Боюсь, что и здесь произойдет нечто подобное. Полностью убирать от кого-то какую-то подготовку — я против такого разделения.
Вот подготовка гидротехников есть только в нашем университете. В нашем городе - еще в Политехническом университете. Да, здесь нам карты в руки. А судоводители, судомеханики готовятся во всех учебных заведениях. Не думаю, что такое строгое распределение даст лучший результат. Здесь действительно, прежде чем отрезать, нужно семь раз отмерить.
Объединение, наверное, нужно. Может быть, те действия, которые нам кажутся неправильными, с более высокого уровня предстают в новом свете. Возможно, чересчур много ВУЗов для страны. Не буду спорить.
Я только одного понять не могу. Если есть государственные ВУЗы, (а у нас очень много говорят о поддержке государством НЕгосударственных учреждений), то разве не нужно в первую очередь поднимать свои, родные учебные заведения? Мы в неравных условиях с частным образованием. У них нет конкурсной системы, они выбирают поставщиков услуг совершенно свободно. Мы связаны соответствующими законами, и очень часто оказываемся обмануты, жуликов достаточно на этом рынке. И вдруг мы выясняем, что поддержку получает частный ВУЗ. Который, казалось бы, пусть существует, если он нужен, а если не нужен — исчезает. Ведь госВУЗы государство не закрывает — значит они нужны! Так поддержите их! Обустройте, помогите, сделайте ребятам условия, быт, спорт. Вот этого я понять не могу.
К сожалению, часто окончательные решения принимают люди, далекие от отрасли, не знающие специфики. Так получилось с нашей сокращенной формой образования для поступающих после колледжа. Казалось бы — если студент уже прошел практику, основы, давайте перезачтем этот год. Но когда человеку в Минобрнауки нужно обьяснять, что такое земснаряд, решения принимаются часто противоположные мнению специалистов. Но мы все равно, добьемся, сделаем сокращенную форму обучения. Все это реально, просто требует терпения и настойчивости. Надо поработать.