Арктический Суэцкий канал, или чем так важен для России Северный морской путь?

- A + КомментарииПрочитано 885 раз   |
Треть российской территории находится за Полярным кругом, в связи с изменением климата она неожиданно открыла для России новые возможности.
Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК) проанализировал перспективы Северного морского пути с точки зрения энергетики, данные публикует "Нефть и Капитал".

Сейчас по Северному морскому пути курсируют два грузовых тяжеловесных судна, которые перевозят модули СПГ для проекта НОВАТЭКа "Арктический СПГ-2". Оба судна, "GPO Grace" и "GPO Amethyst" принадлежат норвежской компании. Их главная задача — выяснить жизнеспособность нового маршрута. Судна, следующие по маршруту "Нинбо-Чжоушань (Китай) - Мурманск" навстречу друг другу, должны продемонстрировать, насколько пригоден Северный морской путь для транспортировки нефти, газа и для других типов грузов. Такой маршрут занимает до 20–25 дней меньше, чем через Суэцкий канал или через мыс Доброй Надежды. Российские испытания нового маршрута состоялись в январе 2021 года.Тогда российский газовоз ледового класса Christophe de Margerie совершил первый за всю историю рейс по СМП от Карского моря до Китая туда и обратно, доказав возможность круглогодичной навигации.

По мере того, как государства стремятся контролировать арктические морские пути и значительные природные ресурсы, повышается политическая напряженность.

Когда Ever Given заблокировал Суэцкий канал в начале этого года, Россия моментально воспользовалась этим, заявив о своей северной альтернативе.

Россия вложила значительные средства в развитие Северного морского пути. Согласно данным AFP, к 2024 году в развитие пути будет вложено около 274 млрд рублей (примерно $3,7 млрд). Это только государственные средства. В общей сложности в СМП будет вложено 735 миллиардов рублей ($10 трлн).

Круглогодичное судоходство сделает Китай более доступным, а сжиженный природный газ из северо-западной Сибири станет более конкурентоспособным по цене по сравнению с грузами из Катара, Австралии и Индонезии в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Однако, это еще не вся выгода России по данному вопросу. Помимо расширения Северного морского пути, РФ надеется на получение доступа к ресурсам арктического региона (нефти и газу) из-за уменьшения ледяного покрова.

Таким образом, развитие Арктики для России имеет стратегическую важность, о чем неоднократно говорил президент Владимир Путин, а по мнению заместителя премьер-министра РФ Александра Новака, запасов нефти и газа, которые находятся в регионе, хватит нашей стране "на десятки, если не сотни лет".

Для достижения этой стратегической цели Россия планирует использовать новые атомные ледокольные суда. В ближайшие пять лет Росатом хочет построить 4 атомных судна. Строительство каждого из них стоит более $400 млн и может занять до семи лет. Корабли спроектированы специально для экстремальных арктических условий, их высота составляет 52 метра, а длина 173 метра. Суда способны преодолевать лед толщиной до 2,8 метра. Ни одна другая страна не будет иметь сопоставимого с Россией флота, поскольку США и Китай в основном используют дизель-электрические ледоколы.

Однако, амбиции России по освоению Арктики вызвали возмущение среди экологического сообщества. Москва собирается воспользоваться таянием льдов и планирует добывать ископаемое топливо, а для «зеленых» это неприемлемо.

Арктика уже сегодня сильно страдает от изменения климата. "Гринпис" уже заявил, что "история с российскими атомными ледоколами и подводными лодками" должна вызывать тревогу. Между прочим, Росатом также подтвердил, что "существуют риски при реализации проектов в такой хрупкой экосистеме".

Одним из бенефициаров Северного морского пути может стать Владивосток с его торговым портом, который может стать крупным перевалочным узлом. DP World (Dubai Port World), один из крупнейших мировых портовых операторов, уже согласился совместно с FESCO, крупнейшим российским оператором интермодальных перевозок, изучить технико-экономические условия строительства нового контейнерного причала во Владивостоке. Ожидается, что новый причал поможет превратить порт в крупный перевалочный узел, соединяющий потоки грузов из стран Восточной Азии в Северо-Западную Европу по Северному морскому пути.

В июле стало известно, что DP World и Росатом вместе изучат вопросы развития нового арктического маршрута. Как утверждает Дубайская компания, "открытие альтернативного Суэцкому маршрута между Востоком и Западом повысит устойчивость мировой торговли".
Согласно AFP, Россия планирует увеличить грузооборот к 2024 году с 33 млн тонн грузов до 80 млн тонн. К 2035 году он увеличится в четыре раза, до 160 млн тонн. Напомним, что через Суэцкий канал ежегодно проходит 1 млрд тонн грузов.

Очевидно, в ближайшие годы полноценно заменить Суэц у России вряд ли получится. Тем не менее появление нового более быстрого пути между Европой и Азией несомненно отразится на мировом энергетическом рынке. И Россия здесь станет одним из главных игроков.
 
Арктический и антарктический научно-исследовательский институт / Фото: Инстаграм Арктического и антарктического научно-исследовательского института

Наши новости в Telegram

Поделиться новостью

Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь или

Предыдущая новость