реклама

150 сухогрузов до 2027 года: что и где строится?

Еще в ноябре 2022 г. глава Росморречфлота Захарий Джиоев заявил, что России нужно 400 сухогрузов и танкеров. В апреле 2023 г. вице-премьер и глава Минпромторга Денис Мантуров сообщил, что до 2027 г. в нашей стране планируется построить 150 грузовых судов. Сюда же стоит добавить недавний запрос Объединенной зерновой компании (ОЗК) на 14 новых морских сухогрузов. Что же и где строится и будет строиться?

Начнем с наиболее серийного сухогруза последних лет в России – RSD59. В первую очередь эти суда активно строятся на "Красном Сормове". Так, 22 февраля 2023 г. на заводе спустили последнее из 11 судов в серии, строящейся для государственного заказчика, а 20 ноября группа из 6 теплоходов ушла в Ростов-на-Дону для дальнейшей передачи заказчику. Одиннадцатый теплоход получил имя известного промышленника и мецената Дмитрия Бенардаки. Но сухогрузная история для "Красного Сормова" на этом не заканчивается: следом  на ПМЭФ-2023 подписали контракт с заводом на строительство еще 34 сухогрузов проекта RSD59.

Церемония спуска на воду сухогруза проекта RSD59 на заводе "Красное Сормово" / Фото:
Церемония спуска на воду сухогруза проекта RSD59 на заводе "Красное Сормово" / Фото: "Красное Сормово"

 

Крещение сухогруза на заводе "Красное Сормово" / Фото: Инстаграм Гендиректора
Крещение сухогруза на заводе "Красное Сормово" / Фото: "Красное Сормово"

Технические характеристики RSD 59:

  • Длина максимальная – 141,00 м;
  • Ширина габаритная – 16,98 м;
  • Осадка (в море/в реке) – 4,50/3,60 м;
  • Дедвейт в море при осадке 4,50 м – 7445 т;
  • Дедвейт в реке при осадке 3,60 м – 5112 т;
  • Автономность (река/море) – 20/12 суток;
  • Количество трюмов – 2;
  • Объем грузовых трюмов – 11200 м3;
  • Контейнеровместимость (трюм/палуба) – 252 (192/60) TEU;
  • Мощность ГД – 2x1200 кВт;
  • Экипаж/мест – 11/14 человек + лоцман;
  • Скорость при осадке 4,50 м – около 10,2 узлов.
Закладная секция 1301 сухогруза проекта RSD59ARC стр. № 5919 на АО "Окская судоверфь" / Фото:
Закладная секция 1301 сухогруза проекта RSD59ARC стр. № 5919 на АО "Окская судоверфь" / Фото: "Окская судоверфь", ОАО

Также 28 декабря 2023 г. на Невском ССЗ сдали заказчику первое сухогрузное судно RSD59 с отечественными ВРК – ДРК1200М. А 25 декабря 2023 г. на Окской судоверфи заложили киль сухогруза проекта RSD59ARC (версия судна для работы в арктической зоне). Кстати, недавно команда "Корабел.ру" побывала на RSD59, как раз построенном на Окской судоверфи. Обязательно переходите по ссылке, чтобы познакомиться с капитаном "Петротранса-5902"  

Судно  RSD59 Петротранс-5902 / Фото: Корабел.ру
Судно RSD59 Петротранс-5902 / Фото: Корабел.ру

Уникальный проект АРК-2023 разработки ЗАО "Си Проект" и ООО "Белогородская верфь" заложен на Белогородской судоверфи в количестве двух единиц. Сухогрузы специально разрабатывались под Беломоро-Балтийский канал с возможностью выхода в Белое море, что очень важно для ООО "Судоходная компания "АРК". Кроме того, эти суда буквально вдохнули новую жизнь в Белогородскую верфь, на которой сейчас вовсю идет полномасштабная модернизация. 

Закладная доска проекта АРК-2023 / Фото: Корабел.ру
Закладная доска проекта АРК-2023 / Фото: Корабел.ру

"Суда проекта АРК-2023 будут полностью строиться на Белогородской судоверфи, здесь же будут спускаться и проходить испытания. Предварительные сдаточные работы планируем завершить весной 2024 г., а передать суда в середине 2025 г. После завершения модернизации завода сможем выйти и на строительство RSD59", – генеральный директор Белогородской судоверфи Олег Нагорный.

В Тверской области заложили кили двух сухогрузов проекта АРК-2023 / Фото: Корабел.ру
В Тверской области заложили кили двух сухогрузов проекта АРК-2023 / Фото: Корабел.ру

Технические характеристики проекта АРК-2023:

  • Длина габаритная – 118 м;
  • Ширина габаритная – 13,6м;
  • Осадка река/море – 3,6/4,5;
  • Дедвейт – 3100/4700;
  • Контейнеровместимость – 252 шт;
  • Максимальная мощность ГД – 2х800;
  • Скорость хода – 10 узлов;
  • Автономность – 11 суток.

 

Сухогрузы проекта 00108, разработанные КБ "Вымпел", строятся на судостроительном заводе "Лотос" (входит в ЮЦСС)  в количестве четырех единиц. Головное судно заложено 4.05.2023 г., два последних судна одновременно заложены 29.06.2023 г. 

Проект 00108 / Фото: Корабел.ру
Проект 00108 / Фото: Корабел.ру

Технические характеристики проекта 00108:

  • Наибольшая длина – 141 м;
  • Ширина – 16,9 м;
  • Высота борта – 6,3 м;
  • Объем грузовых трюмов – 12 тыс. куб. м;
  • Дедвейт в море – 9200 т (при осадке 5,3 м);
  • Дедвейт в реке – 5000 т (при осадке 3,6 м);
  • Скорость – 10 узлов.

 

"Астраханская область – ключевой участок этого маршрута. Несмотря на санкции, наблюдается рост грузооборота через астраханские терминалы. Поэтому крайне необходимо строить современные суда. Уверен, что коллектив завода успешно с этим справится", – губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин.

Сухогруз-контейнеровоз проекта 00108 / Фото: пресс-служба АО КБ
Сухогруз-контейнеровоз проекта 00108 / Фото: пресс-служба АО КБ "Вымпел"

Кстати, проекту 00108 скорее всего суждено стать серийным, так как в рамках льготного лизинга судов водного транспорта, утвержденного распоряжением Правительства РФ, до 2027 г. планируется построить 21 контейнеровоз.

СУХОГРУЗ №303 / Фото:
СУХОГРУЗ №303 / Фото: "Лотос", СЗ ОАО

Также на судостроительном заводе "Лотос" продолжается строительство RSD49, у которого появился новый заказчик – Иранская республика. Сухогруз разработки Морского инженерного бюро (МИБ) готов на 80%.

Морской сухогрузный теплоход проекта RSD49 / Фото: АО
Морской сухогрузный теплоход проекта RSD49 / Фото: АО "Волга-флот"

Технические характеристики проекта RSD49:

  • Длина максимальная –139,95 м; 
  • Ширина –16,5 м;
  • Высота борта – 6 м;
  • Осадка в море / в реке – 4,7 / 3,6 м; 
  • Дедвейт в море / в реке – 7154 / 4518 тонн; 
  • Объем грузовых трюмов –10920 м3
  • Количество трюмов – 3 шт.; 
  • Объем балластных танков –3959 м3;
  • Мощность и тип ГД –2 х 1200 кВт (WARTSILA 6L20) кВт 
  • Скорость (при осадке 4,7 м и 85% МДМ) – 11,5 узлов; 
  • Автономность –20 суток; 
  • Экипаж / мест –10 /12 чел. 

 

Весьма интересные суда проекта RSD71 строятся на Окской судоверфи в количестве четырех единиц разработки МИБ. Суда были специально разработаны под грузовую базу Волжского пароходства. Основное преимущество нового проекта перед предыдущими сухогрузами в универсальности, гарантирующей эффективную работу судна как в море, с дедвейтом 7170 тонн, так и в реке, дедвейт 4380 тонн. Также теплоходы будут соответствовать всем современным международным экологическим требованиям. Всего Волжское пароходства хочет построить до 20 таких сухогрузов.

Закладка судна "Конструктор Егоров" проекта RSD71 для Волжского пароходства / Фото:
Закладка судна "Конструктор Егоров" проекта RSD71 для Волжского пароходства / Фото: "Морское Инженерное Бюро", ООО

Технические характеристики проекта RSD71:

  • Длина максимальная – 119.96 м;
    Ширина габаритная – 16.98 м;
    Осадка (в море / в реке) – 4.90 / 3.60 м;
    Дедвейт (в море / в реке) – 7173 / 4395 тонн;
  • Мощность ГД – 2x1180 кВт;
  • Скорость – 11.0 ±0.3 узлов;
    Количество грузовых трюмов – 1;
  • Объем грузового трюма – 9063 м³;
    Автономность – 20 суток;
    Экипаж – 11 человек + лоцман.
В Нижегородской области спущено на воду судно проекта RSD71 / Фото:
В Нижегородской области спущено на воду судно проекта RSD71 / Фото: "Окская судоверфь", ОАО

Интересный факт. Один из сухогрузов, спущенных 25.10.2023 будет носить имя своего идейного вдохновителя Геннадия Вячеславовича Егорова (руководителя МИБ, годы жизни: 1966-2021), а именно – "Конструктор Егоров". Ещё три других судна также получили почетные имена: выдающегося деятеля водного транспорта, последнего министра речного флота РСФСР Леонида Васильевича Багрова (1978-1990), руководителя ФГБУ "Администрация морских портов Черного моря", почетного работника морского флота, почетного работника транспорта России Владимира Владимировича Ерыгина (1955-2020) и выдающегося отечественного хирурга, Героя Социалистического Труда, академика РАМН, почетного гражданина Нижнего Новгорода и Нижегородской области Бориса Алексеевича Королева (1909-2010).

 

Контракт на RSD34L подписан между заказчиком и ЗАО "Нефтефлот" 25.09.2023 г. Проект разработан Морским инженерным бюро для перевозки генеральных и навалочных грузов (в том числе зерна), пакетированных пиломатериалов, круглого леса, металлолома, металла в связках и рулонах, крупногабаритных, длинномерных и тяжеловесных грузов, угля, опасных грузов классов 1, 2, 3, 4, 5, 6.1, 8, 9 в соответствии с МК МПОГ и грузов категории "В" из МК МПНГ. Цена контракта составила 3,4 млрд. рублей. Сроки сдачи судов – 30.11.2025 г.

Проект RSD34L / Фото:
Проект RSD34L / Изображение: МИБ

Технические характеристики проекта RSD34L:

  • Длина максимальная – 119,9 м;
  • Ширина габаритная – 16,98 м;
  • Дедвейт река/море при осадке 3,8 м – 4760 / 5150;
  • Автономность по топливу – 25 суток;
  • Количество грузовых трюмов – 2;
  • Размеры грузовых трюмов (l x b x h), м:
  • 1 трюм - 22.75 x 13.20 x 8.40;
    2 трюм - 61.75 x 13.20 x 8.40;
  • Объем грузовых трюмов – 9100 м³;
  • Мощность ГД – 2 x 750 кВт;
  • Скорость – 10 узлов;
  • Экипаж – 11 человек + лоцман.

 

Два макета крупнотоннажных зерновоза дедвейтом 40 000 и 60 000 тонн были представлены на "НЕВЕ 2023" Крыловским государственным научным центром (КГНЦ). Техническое проектирование судов осуществляет ЦКБ "Балтсудопроект".

Технический проект зерновоза от ЦКБ "Балтсудопроект" / Фото: Корабел.ру
Макет зерновоза от ЦКБ "Балтсудопроект" / Фото: Корабел.ру

"Мы работаем в тесном взаимодействии с потенциальными судовладельцами и грузовладельцами. В июне 2023 г. в Крыловке трудилась рабочая группа во главе с Министром сельского хозяйства Дмитрием Патрушевым. На этой встрече в практически готовый технический проект были внесены изменения. И эти изменения были связаны с требованиями потенциальных судовладельцев. В настоящее время мы находимся на этапе завершения технического проекта. Он будет защищаться в ноябре. И у нас есть уверенность, что результат защиты будет положительным", – генеральный директор ФГУП "Крыловский государственный научный центр" Олег Савченко на "НЕВЕ 2023".

Технический проект зерновоза от ЦКБ "Балтсудопроект" / Фото: Корабел.ру
Макет зерновоза от ЦКБ "Балтсудопроект" / Фото: Корабел.ру

По данным Минсельхоза России за 10 лет таких балкеров необходимо будет построить около 60 единиц. Как отметил наш собеседник, это действительно вызов для отрасли, ведь с таким количеством судов по отдельности не сможет справиться ни один из судостроительных заводов. Поэтому Крыловка совместно с ОСК и ЦТСС ведет интенсивные консультации по определению операционной цепочки строительства, которая позволит грамотно решить поставленную государством задачу. И прежде всего речь идет об энергетических установках.

Сухогруз проекта RSD 59 у причальной стенки Невского ССЗ / Фото: Корабел.ру
Сухогруз проекта RSD 59 у причальной стенки Невского ССЗ / Фото: Корабел.ру

А на этом наш краткий обзор по строящимся сухогрузам завершается. Всем приятных выходных и до скорой встречи. А если мы вдруг упустили какое-то судно, обязательно напишите, и мы его включим.

"Крыловский государственный научный центр", ФГУП
Санкт-Петербург
+7 (812) 415-66-07
"Красное Сормово", ПАО
Нижний Новгород
+7 (831) 229-61-27, +7 (831) 229-61-05
"Окская судоверфь", АО
Навашино
+7(83175)5-75-46
"Нефтефлот", ЗАО
Самара
+7 (846) 276-33-50
"Судостроительный завод "Лотос", АО Нариманов
+7 (8512) 29-00-34
"Невский судостроительно-судоремонтный завод", ООО Шлиссельбург
+7(812)335-25-60, +7(812)335-25-70
"Белогородская судоверфь", ООО Белый Городок
+7(495) 796-00-57, +7 (48236) 7-33-17; +7 (48236) 7-32-72



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости