реклама

"Замерзали лебедки, перемерзали шланги": водолазы МРТС провели под водой почти месяц полярной зимы

В середине января новостные СМИ отрапортовали о важном для Мурманского региона событии: нефтеналивной танкер "Умба" встал на якорь на рейде в акватории морского порта Мурманск в среднем колене Кольского залива. Журналисты отметили ювелирную работу лоцманов, проведших 330-метровый танкер от входа в Кольский залив и до рейда. За кадром осталась лишь работа водолазов, установивших якорно-швартовые связи, без которых стало бы невозможным использование "Умбы" в качестве перевалочной базы.
Между тем, выполняя эти работы, глубоководные водолазы АО "МРТС" поставили новый рекорд России по глубине, длительности погружения. Две команды, из четырех человек каждая, провели суммарно 24 дня под давлением стометровой глубины. 
 
Рекорд рекорду рознь
 
О покорении глубин сейчас говорят чаще, чем об освоении космического пространства. Регулярно появляется информация и о новых рекордах. Совсем недавно два российских дайвера-любителя совершили подледное погружение на глубину 106 метров и провели под водой 80 минут. Военные водолазы-спасатели также погружались на 100 метров. В чем же рекорд, спросите вы?

Значение имеет длительность и цель погружения. Одно дело кратковременный спуск, и совсем другое ? длительное погружение, при котором две группы водолазов живут и работают под давлением одна 17, а другая 7 суток, а глубоководный водолазный комплекс 24 дня поддерживает соответствующее стометровой глубине давление.

Алексей Алексеевич Пехов – главный водолазный специалист АО "МРТС":
Подбор водолазов для выполнения работ на такие глубины очень важен, необходим индивидуальный подход к совместимости людей, так как они живут бок о бок в небольшом замкнутом пространстве по много суток.
 
Нефтеналивной танкер "Умба" / МРТС

Свою роль играют и условия окружающей среды. Январская погода в Кольском заливе, когда температура воздуха то и дело опускается ниже -20ºС, а температура воды колеблется в районе -1,5ºС, не самый приятный вариант для погружений. И не только для погружений. Техника рассчитана на работу при температуре не ниже -20ºС, но зима диктует свои условия.

Дмитрий Божинский – руководитель водолазных спусков:
Самой большой трудностью для команды МРТС стало обеспечение работоспособности техники в периоды, когда температура опускалась до -22-27ºС. Мороз усугублялся ветром и метелью. Техника просто не предназначена для таких условий эксплуатации. Замерзали лебедки, перемерзали шланги. Приходилось ежеминутно контролировать состояние оборудования. Горячая вода через шланги шла круглосуточно: иначе все просто перемерзло бы. Мы делали все возможное, вплоть до обогрева самых "слабых" узлов с помощью обычных грелок. Иначе никак: при поступлении команды начать работу мы должны были быть готовы ее начать. Однако теперь мы знаем, что способны выполнить работу даже в таких тяжелых условиях.

Не стоит сбрасывать со счетов и уровень организованности. "Штабу" МРТС приходилось координировать действия водолазов, оператора колокола и экипажей двух судов. За все время проведения работ ни одного промаха, хотя в общей сложности было задействовано около 80 человек, а позиционирование и укладка массивов весом 200 тонн создавали множество предпосылок для возникновения ЧП.

Работа на глубине затруднялась тем, что на поверхности стояла полярная ночь, видимость была незначительной. Для выхода к месту работ водолазы ориентировались по компасу.

Еще одна составляющая ? использование уникального для России оборудования, управление им силами собственных специалистов. Впрочем, на этом стоит остановиться подробнее.

"Такие работы в России могут выполнять только водолазы АО "МРТС": только у нас есть оборудование, которое обеспечивает длительное погружение на такую глубину; только у нас есть такие специалисты, которые могут работать с такой техникой и в таких жестких условиях", - рассказывает руководитель водолазной службы МРТС Алексей Ильич Пехов.

Ход работ
 
Цель работ ? установка якорно-швартовых связок для танкера "Умба".
 
"Кендрик" / "МРТС"

В этом проекте у компании было задействовано три судна – "Кендрик", "Литса" и "Сервис". На борту "Кендрика" был установлен МГВК-300 с пристыкованной камерой-колоколом. На "Литсу" поставили кран "Либхерр" грузоподъемностью 350 тонн. "Литса" приходила к причалу, загружала краном массивы по 200 и 50 тонн, возвращалась на участок и начинала выполнять грузоподъемные работы. "Сервис" был задействован на разработке грунта для первой цепочки пяти массивов, которые сейчас находятся между танкером и берегом. Цепочка расположена на мелководье, другие суда из-за отливов туда даже не могли подойти. Грунт с большим уклоном, поэтому задачей "Сервиса" было разработать площадку ? своеобразную террасу ? на которую устанавливался массив. После этого массив закапывали, иначе он мог начать сползать под нагрузкой собственного веса.

В целом от "Умбы" отходит 10 якорно-швартовых связок. Схема выглядит так: танкер – цепь – подвесной массив 50 тонн – цепь – массив 200 тонн – цепь – массив 200 тонн. Задачей водолазов было отцеплять стропы от массивов.

Работа занимала самое меньшее порядка 7 минут, не считая времени, необходимого на отстыковку и спуск колокола, подготовку водолазов к выходу. Но иногда стропы перекручивались с цепями ? даже небольшого захлеста было достаточно, чтобы задача становилась физически невыполнимой. В этом случае на помощь приходила "Литса": совершала маневры, пока нагрузка не ослабевала и водолаз мог отцепить стропы.

Водолазы работали тройками: первый выполнял задание, второй страховал и оказывал необходимую помощь, третий находился в колоколе для управления его системами. В общей сложности операция занимала 3-4 часа. Сам спуск или подъем колокола с прохождением 100 м глубины - 15 минут, выход водолаза после достижения глубины ? еще 15 минут, второй водолаз выходил еще через 10 минут. Стыковка и отстыковка колокола отнимала 30-40 минут. То есть 1,5-2 часа ? это время на погружение без работы.

Контроль качества осуществлялся по нескольким каналам. Картографическое судно "Дунай" делало промеры и определяло, насколько правильно лег якорь, с помощью гидрографического оборудования. Оно показывало, как ложились массивы, есть ли отклонения. Кроме того, велась видеосъемка водолазов – все, что они делали, снималось.

Водолазный комплекс МГВК-300
 
Мобильный глубоководный водолазный комплекс МГВК-300 с камерой-колоколом ? первый в истории нашей страны комплекс такого уровня, установленный на отечественном судне. МГВК предназначен для работ на глубинах до 300 метров и рассчитан на 9 водолазов.

В комплекс входят водолазный колокол на 3 человек, 2 жилые барокамеры, предназначенные, соответственно, для 3 и 6 человек, все необходимые системы жизнеобеспечения и рабочее оборудование. В целях безопасности водолазы на время пребывания в барокамере лишены возможности пользоваться телефонами, планшетами и другими гаджетами. К комплексу пристыкована спасательная, эвакуационная барокамера с одним отсеком на девять человек. Она служит гарантией защиты водолазов: в случае форс-мажорных обстоятельств выбрасывается за борт, после чего ее можно отбуксировать и поставить на другое судно для декомпрессии водолазов.

Комплекс работает в режиме насыщенных погружений. Девять водолазов могут работать в три смены. Остающиеся на ГКВ операторы могут отслеживать погружение колокола на глубинах до 200 метров.
 
Участники экспедиции. Слева направо: Специалист (водолаз) Дмитрий Васильевич Божинский , водолазы-глубоководники Максим Михайлович Тарасов,  Александр Владимирович Комлев, Евгений Владимирович Пысь, Евгений Анатольевич Маркелов , Начальник МГВК Алексей Ильич Пёхов, Старший специалист (водолаз)  Алекесей Алексеевич Пёхов, Старший врач по водолазной медицине Валерий Николаевич Левицкий.

Насыщенные погружения — водолазные спуски методом длительного пребывания под повышенным давлением газовой среды. Они проводятся из условий повышенного давления газовой среды барокамеры водолазного комплекса. Время пребывания под повышенным давлением равно времени полного насыщения тканей организма индифферентными газами или превышает его. Последующая декомпрессия происходит в тех же условиях.

Камера-колокол заслуживает отдельного описания. В отличие от барокамеры, колокол находится в движении. Приемно-выходной отсек герметично пристыкован к шлюзу барокамеры ? через него водолазы попадают в колокол, чтобы отправиться к месту проведения работ. Колокол рассчитан на 3 водолазов и в сложных случаях готов обеспечить их жизнедеятельность на протяжении суток. Вес колокола с водолазами ? около 9 тонн. Чтобы спустить его под воду к месту проведения работ и поднять обратно на борт, используется спускоподъемное устройство (СПУ), которое нейтрализует воздействие на колокол качки судна и обеспечивает безопасность водолазов в нештатных ситуациях.
 
Подготовка водолазов
 
17 водолазов МРТС изначально прошли серьезную подготовку и постоянно поддерживают высокий уровень профессионализма. Первым этапом обучения стал подготовительный курс в Подводном центре Тасмании в Австралии. Курс включал аттестационную подготовку на подтверждение опыта шланговых водолазов, курс оказания медицинской помощи. Также в программу входила подготовка на ассистентов техника. Завершающим этапом стало обучение на озере Сентанана на барже DiveDevil 2. На этом судне расположен особый глубоководный комплекс, состоящий из двухместного колокола и барокамеры. За время подготовки каждый водолаз команды АО "МРТС" сделал пять спусков в колоколе, в процессе которых отрабатывались аварийные задачи. Был проведен и смешанный глубоководный спуск на глубину 90 метров с последующей декомпрессией длительностью 63 часа.

Все водолазы АО "МРТС" успешно сдали экзамены и получили сертификаты международного образца на ведение водолазных работ на континентальном шельфе на глубине до 300 метров. Однако получение сертификатов не стало конечной точкой. Регулярно проводятся тренировочные погружения. К примеру, перед началом работ в Кольском заливе три команды, каждая из которых состояла из четырех водолазов, совершили по два погружения на глубину 10 метров на трое суток каждое. Такая серьезная подготовка ? необходимость. Без нее отправлять людей на глубоководные работы нельзя.
 
Безопасность
Нефтеналивной танкер "Умба" / МРТС

Любой спуск водолаза ? это риск, особенно на такую глубину. Любая неосторожность смертельно опасна. Сорвало судно с якорей, и водолаз может остать­ся на глубине. Запутался в стропах, травмирован погружаемым оборудованием... Но водолазы АО "МРТС" работали безопасно: при каких-либо работах на поверхности, водолаз отходил в колокол. Дала результат слаженность действий экипажей "Кендрика", "Литсы" и команды водолазов. Это три кита, на которых держалась безопасность спусков. Все беспрекословно подчинялись руководителю погружений. Он был напрямую на связи, следил за всеми действиями и водолазов, и кораблей.

Алексей Алексеевич Пехов
Успешное выполнения всякой работы зависит от качества подготовки к ней. Так, перед глубоководными спусками были проведены тренировочные с проживанием на глубине 10 м, длительностью по нескольку суток. Во время этих спусков проводились работы в водолазном колоколе, водолазы оттачивали мастерство, вспоминали порядок действий при различных операциях в колоколе, запоминали расположение многочисленных клапанов, имитировали аварийное покидание МГВК с помощью спасательной барокамеры. Специалисты СЖО (систем жизнеобеспечения) практиковали приготовление различных смесей для дыхания водолазов. Электромеханики проводили обслуживание техники без перебоев в работе МГВК, незамедлительно устраняя неисправности, понимая, что на кону жизни людей.

Жизнь под давлением
 
Участники экспедиции МРТС.  Слева направо: водолазы-глубоководники Евгений Владимирович Пысь, Максим Михайлович Тарасов, Александр Владимирович Комлев

За время погружения водолазы получили новый опыт, новые эмоции, новые, порой совершенно неожиданные, ощущения. Члены водолазной команды ? одни из немногих людей, встречавших Новый год под давлением стометровой глубины. Согласитесь, такие воспоминания надолго остаются в памяти. Например, под воздействием давления знакомая и привычная пища приобретает абсолютно другой вкус и запах, меняется ее консистенция. Вся еда больше напоминала пластилин или отсыревший картон, привыкание потребовало определенного времени. Водолазы "МРТС" столкнулись и с другой трудностью: кислородно-гелиевая смесь совместно с давлением заставляют голос звучать совершенно иначе. В первые сутки практически не могли понять друг друга ? настолько изменились голоса. Потом адаптировались, слух подстроился, появилось и понимание.
 
Итоги и планы
 
"Безусловно, мы гордимся, как гордились бы любой отлично выполненной работой. Но для нас это не рекорд, это просто очередной шаг вперед. Останавливаться на достигнутом мы не собираемся, впереди еще много задач, требующих смелых и неординарных решений. Уверен, что и с ними мы справимся", ? отметил генеральный директор ОАО "МРТС Холдинг" Валерий Коликов.

Этот проект ? не первый и не последний в деятельности АО "МРТС". Однако, как и каждая серьезная задача, он оставил свой след и в душах людей, и в истории компании. Этот проект показал, что специалисты "МРТС" могут выполнять сложные задачи в очень непростых условиях.

Андрей Бушев



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
КМЗ производит удобную и качественную судовую мебель
07:55 / пресс-релизы