Большие перспективы украинской судостроительной отрасли
Судостроительный комплекс Украины, несмотря на долгие годы пребывания в упадке, по-прежнему обладает достаточным техническим, научным и кадровым потенциалом для удовлетворения нужд как украинских, так и зарубежных заказчиков, а предприятия и организации отрасли способны обеспечить реализацию полного цикла создания судов, включающего разработку технологий, проектирование, изготовление, испытания и сбыт. В Украине насчитывается 11 судостроительных предприятий, 25 конструкторско-технологических и научных организаций, где работают около 65 тысяч человек.
Судостроительный комплекс Украины, несмотря на долгие годы пребывания в упадке, по-прежнему обладает достаточным техническим, научным и кадровым потенциалом для удовлетворения нужд как украинских, так и зарубежных заказчиков, а предприятия и организации отрасли способны обеспечить реализацию полного цикла создания судов, включающего разработку технологий, проектирование, изготовление, испытания и сбыт. В Украине насчитывается 11 судостроительных предприятий, 25 конструкторско-технологических и научных организаций, где работают около 65 тысяч человек.
Номенклатура продукции, которая может быть изготовлена судостроительным комплексом, обширна. Возможности отечественных предприятий позволяют изготавливать танкеры, балкеры, универсальные сухогрузные суда, контейнеровозы, транспортные рефрижераторы, сухогрузы класса "река-море", суда-снабженцы, плавучие краны, доки, пассажирские суда прибрежного плавания и суда на подводных крыльях, землечерпалки, рыболовные траулеры и сейнеры, тунцеловы и многое другое.
Перспективы у этой отрасли народного хозяйства огромны. Мировая потребность в судостроении большая, экономические выгоды безусловны. Да и морская держава, каковой, учитывая географическое положение, является Украина, должна иметь современный флот, развивать морскую инфраструктуру. Судостроение входит в число отраслей с так называемой высокой долей прибавочной стоимости, что должно привлечь соответствующее внимание "государственных мужей", которые все чаще справедливо говорят о том, что пора нашей экономике переориентироваться с экспорта сырьевых товаров на производство готовой продукции. Именно в судостроении Украина может продемонстрировать успех кластерного подхода в достижении качественного экономического прорыва.
В очередной раз напомнили нам об этой отрасли новые инвесторы Черноморского судостроительного завода (ЧСЗ), которые 12 октября сего года устроили праздник для работников завода и жителей города Николаева, посвященный 110-летию со дня основания ЧСЗ. К счастью, благодаря правильной позиции государства подобные торжества стали возможны в принципе. Ведь до недавнего времени даже говорить о таких оптимистичных мероприятиях на ЧСЗ никому не пришло бы в голову.
Проблемы у большинства украинских судостроительных предприятий появились сразу с нарастанием дезинтеграционных процессов в начале 90-х годов. Идентичны были и причины этих проблем — последовавшее вслед за развалом СССР разрушение кооперационных связей и технологических производственных цепочек, падение экономики Украины. Были сложности и с заказчиками (не всегда удавалось своевременно выполнить заказы), финансовое состояние предприятий судостроения оставляло желать лучшего. Государство попыталось решить эту проблему традиционным способом — продажей ряда судостроительных предприятий частным инвесторам. Но ЧСЗ с инвесторами явно не повезло — имеющие специфическую репутацию братья Олег и Игорь Чуркины приложили максимум усилий для того, чтобы завод никогда не начал работать.
Отнюдь не джентльменский набор приемов братьев Чуркиных включал незаконную дополнительную эмиссию акций, создание фиктивных структур, через которые "выводились" производственные и социальные активы ЧСЗ в пользу подконтрольных бывшим собственникам завода юридических лиц, накапливание задолженностей перед бюджетом, Пенсионным фондом и по зарплате сотрудникам, а также многое другое. К счастью, ситуация изменилась, и государство проявило интерес к "художествам" братьев Чуркиных. В результате 26 июля 2007 года решением Хозяйственного суда города Киева удовлетворен иск Фонда госимущества Украины о расторжении договора купли-продажи акций ГАХК "ЧСЗ", заключенного с подконтрольным господам Чуркиным ОАО "Николаевская малотоннажная верфь".
Новое руководство ЧСЗ во главе с генеральным директором Ильей Горном взвалило на свои плечи тяжелую ношу. Несмотря на огромное количество проблем производственного характера они, в первую очередь, проявили заботу о людях — работникам завода были выплачены задолженности по зарплате, накопившиеся еще с 2001 года и на 1 августа 2007 года составлявшие 1,785 миллиона гривен. Затем были решены вопросы с отчислениями в Пенсионный фонд. Руководство ЧСЗ, в отличие от бывших собственников завода, взяло на себя ответственность за социальное положение пенсионеров, ранее работавших на предприятии, и не может к ним равнодушно относиться, ведь людям трудно выживать только на государственные пенсии. С учетом реального положения вещей разрабатывается график реструктуризации задолженности ЧСЗ перед Пенсионным фондом Украины.
Новое руководство ЧСЗ основной задачей на перспективу считает необходимость вывести предприятие из того состояния, в которое оно оказалось загнанным при братьях Чуркиных. Главное — наладить ритмичную работу завода, вернуть ему доброе имя, обеспечить контрактами, установить долговременные, устойчивые, взаимовыгодные связи с заказчиками. В частности, это существенное наращивание объемов производства, предоставление услуг по проектированию судов и корабельного оборудования. Кроме того, как показывает практика, нередки случаи, когда заказчики затем становятся и инвесторами предприятия. Кстати, решение производственных задач напрямую связано все с теми же социальными вопросами — если по состоянию на 1 августа штат завода насчитывал 172 сотрудника, то на 1 октября сего года их было уже 1364.
Поиск потенциальных финансовых партнеров ЧСЗ ведется как среди профильных компаний, так и среди портфельных инвесторов. И в этом вопросе есть реальные сдвиги. Во время праздничных мероприятий, посвященных 110-летию завода, руководство ЧСЗ нашло время и для того, чтобы провести предметные переговоры с представителями двух известных в Европе профильных компаний. Вследствие чего стало известно, что австрийская АВH и норвежская MIL Shipping намерены купить у ЧСЗ по 2 судна-снабженца. И судостроители уверены, что это только начало.
Что ж, празднование юбилея завода удалось! В его рамках были проведены мероприятия по восстановлению Доски почета ЧСЗ, реставрации Аллеи славы и Мемориальной площади на территории предприятия. Одним из знаковых событий также было зажжение Вечного огня возле памятника погибшим во время Великой отечественной войны работникам завода. Традиции возрождаются, и это очень приятно. Коллектив предприятия надеется, что ЧСЗ обязательно станет флагманом европейского судостроения.
Источник: Интернет-газета Экономика.
Перспективы у этой отрасли народного хозяйства огромны. Мировая потребность в судостроении большая, экономические выгоды безусловны. Да и морская держава, каковой, учитывая географическое положение, является Украина, должна иметь современный флот, развивать морскую инфраструктуру. Судостроение входит в число отраслей с так называемой высокой долей прибавочной стоимости, что должно привлечь соответствующее внимание "государственных мужей", которые все чаще справедливо говорят о том, что пора нашей экономике переориентироваться с экспорта сырьевых товаров на производство готовой продукции. Именно в судостроении Украина может продемонстрировать успех кластерного подхода в достижении качественного экономического прорыва.
В очередной раз напомнили нам об этой отрасли новые инвесторы Черноморского судостроительного завода (ЧСЗ), которые 12 октября сего года устроили праздник для работников завода и жителей города Николаева, посвященный 110-летию со дня основания ЧСЗ. К счастью, благодаря правильной позиции государства подобные торжества стали возможны в принципе. Ведь до недавнего времени даже говорить о таких оптимистичных мероприятиях на ЧСЗ никому не пришло бы в голову.
Проблемы у большинства украинских судостроительных предприятий появились сразу с нарастанием дезинтеграционных процессов в начале 90-х годов. Идентичны были и причины этих проблем — последовавшее вслед за развалом СССР разрушение кооперационных связей и технологических производственных цепочек, падение экономики Украины. Были сложности и с заказчиками (не всегда удавалось своевременно выполнить заказы), финансовое состояние предприятий судостроения оставляло желать лучшего. Государство попыталось решить эту проблему традиционным способом — продажей ряда судостроительных предприятий частным инвесторам. Но ЧСЗ с инвесторами явно не повезло — имеющие специфическую репутацию братья Олег и Игорь Чуркины приложили максимум усилий для того, чтобы завод никогда не начал работать.
Отнюдь не джентльменский набор приемов братьев Чуркиных включал незаконную дополнительную эмиссию акций, создание фиктивных структур, через которые "выводились" производственные и социальные активы ЧСЗ в пользу подконтрольных бывшим собственникам завода юридических лиц, накапливание задолженностей перед бюджетом, Пенсионным фондом и по зарплате сотрудникам, а также многое другое. К счастью, ситуация изменилась, и государство проявило интерес к "художествам" братьев Чуркиных. В результате 26 июля 2007 года решением Хозяйственного суда города Киева удовлетворен иск Фонда госимущества Украины о расторжении договора купли-продажи акций ГАХК "ЧСЗ", заключенного с подконтрольным господам Чуркиным ОАО "Николаевская малотоннажная верфь".
Новое руководство ЧСЗ во главе с генеральным директором Ильей Горном взвалило на свои плечи тяжелую ношу. Несмотря на огромное количество проблем производственного характера они, в первую очередь, проявили заботу о людях — работникам завода были выплачены задолженности по зарплате, накопившиеся еще с 2001 года и на 1 августа 2007 года составлявшие 1,785 миллиона гривен. Затем были решены вопросы с отчислениями в Пенсионный фонд. Руководство ЧСЗ, в отличие от бывших собственников завода, взяло на себя ответственность за социальное положение пенсионеров, ранее работавших на предприятии, и не может к ним равнодушно относиться, ведь людям трудно выживать только на государственные пенсии. С учетом реального положения вещей разрабатывается график реструктуризации задолженности ЧСЗ перед Пенсионным фондом Украины.
Новое руководство ЧСЗ основной задачей на перспективу считает необходимость вывести предприятие из того состояния, в которое оно оказалось загнанным при братьях Чуркиных. Главное — наладить ритмичную работу завода, вернуть ему доброе имя, обеспечить контрактами, установить долговременные, устойчивые, взаимовыгодные связи с заказчиками. В частности, это существенное наращивание объемов производства, предоставление услуг по проектированию судов и корабельного оборудования. Кроме того, как показывает практика, нередки случаи, когда заказчики затем становятся и инвесторами предприятия. Кстати, решение производственных задач напрямую связано все с теми же социальными вопросами — если по состоянию на 1 августа штат завода насчитывал 172 сотрудника, то на 1 октября сего года их было уже 1364.
Поиск потенциальных финансовых партнеров ЧСЗ ведется как среди профильных компаний, так и среди портфельных инвесторов. И в этом вопросе есть реальные сдвиги. Во время праздничных мероприятий, посвященных 110-летию завода, руководство ЧСЗ нашло время и для того, чтобы провести предметные переговоры с представителями двух известных в Европе профильных компаний. Вследствие чего стало известно, что австрийская АВH и норвежская MIL Shipping намерены купить у ЧСЗ по 2 судна-снабженца. И судостроители уверены, что это только начало.
Что ж, празднование юбилея завода удалось! В его рамках были проведены мероприятия по восстановлению Доски почета ЧСЗ, реставрации Аллеи славы и Мемориальной площади на территории предприятия. Одним из знаковых событий также было зажжение Вечного огня возле памятника погибшим во время Великой отечественной войны работникам завода. Традиции возрождаются, и это очень приятно. Коллектив предприятия надеется, что ЧСЗ обязательно станет флагманом европейского судостроения.
Источник: Интернет-газета Экономика.