Слово специалистам
Слово специалистам
В этом блоге публикуются доклады, презентации и прочие материалы с отраслевых форумов и конференций

Возможности Камчатского края в развитии грузоперевозок по Северному морскому пути

- A + КомментарииПрочитано 629 раз   |
Мы опять возвращаемся к теме Северного морского пути, которая не сходила с уст высоких чиновников весь прошлый год и, похоже, будет еще резонанснее в нынешнем году. Огромную роль в его развитии должно сыграть создание портов-хабов на обоих концах маршрута и реализация сопутствующих инфраструктурных проектов в этих точках. Сегодня рассмотрим, что предлагает Камчатка, где есть идеальная возможности для формирования крупного портового комплекса с ориентацией на арктические перевозки.

Вниманию читателей предлагается текст доклада заместителя председателя правительства Камчатского края Юрия Зубаря, прозвучавшего в рамках форума "Арктика: настоящее и будущее - 2019". В нем достаточно много интересных фактов и сведений с упором на конкретику - и о сроках реализации проектов, и об их стоимости.

 
От редакции


Возможности Камчатского края в развитии грузоперевозок по Северному морскому пути

Развитие грузоперевозок через Северный морской путь является одним из приоритетов государственной политики по развитию Арктики. Президентом поставлена стратегическая цель сделать СМП глобальной транспортной артерией в Арктике и кратно увеличить ежегодный грузооборот по нему уже к 2024 году до 80 млн тонн.
 
Презентация к докладу Юрия Зубаря / Правительство Камчатского края

Для достижения поставленной цели ключевой стратегической задачей является развитие береговой транспортной инфраструктуры и портовых мощностей на СМП. В частности, создание портов-хабов на конечных точках трассы – Мурманского транспортного узла на западе и в Петропавловске-Камчатском на востоке. Именно поэтому Камчатский край, который в последние годы стал одним из самых динамично развивающихся регионов Дальнего Востока, играет в этом процессе особую роль.

Севморпуть может выступить связующим звеном для устойчивого развития всех регионов российской Арктики и Дальнего Востока, при этом формирование порта-хаба с регулярными грузовыми линиями позволит существенно увеличить грузооборот портов и интегрировать их с портами стран АТР, Европы и Северной Америки за счет формирования арктической транспортной линии.

Процесс формирования на Камчатке порта-хаба закономерен – это самый высокоширотный незамерзающий круглогодичный порт, расположенный в непосредственной близи к международным судоходным линиям.

В 2015 году аналитический центр правительства РФ при экспертном содействии "Корпорации развития Камчатки" – регионального института развития, созданного правительством края, разработал финансово-экономическую модель развития СМП, которая показала, что реализация схемы с перегрузкой на Камчатке грузов с ледовых шаттлов на суда безледового класса – наиболее эффективный вариант с точки зрения экономики. Причем не только для контейнерных перевозок, но и для СПГ. Исследование показало, что через схему порта-хаба с международных линий Европа – Азия и Северная Америка – Европа возможно перераспределить на СМП не менее 59 млн тонн грузов.

Этот транспортный потенциал уже сегодня начал реализовываться на Камчатке – в последние несколько лет, на фоне внедрения преференциальных режимов производства и роста социально-экономических показателей, на территории региона заметно активизировалось развитие транспортно-логистической инфраструктуры – ведется масштабная модернизация и строительство новых морских терминалов, реализуются пробные рейсы по доставке продукции через Севморпуть.
 
Презентация к докладу Юрия Зубаря / Правительство Камчатского края

Приведу несколько наиболее ярких примеров.

Проект ПАО "Новатэк"

На территории Камчатского края реализуется крупный проект по созданию морского СПГ-терминала, который будет расположен в бухте Бечевинская, в 90 км от г. Петропавловска-Камчатского.

14 марта 2019 года правительство РФ утвердило "Комплексный план реализации проекта морского перегрузочного СПГ-терминала в Камчатском крае". Запуск I очереди намечен на 2022 год.

Реализация инвестиционного проекта ПАО "Новатэк" позволит обеспечить доставку сжиженного природного газа с "Ямал СПГ" и в будущем "Арктик СПГ 2" танкерами ледового класса по Северному морскому пути на восточное побережье полуострова Камчатка. Через терминал, расположенный там, СПГ будет перегружаться на обычные газовозы для доставки в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Планируемая мощность терминала составляет 20 млн тонн в год, а период его функционирования – более 40 лет. Ожидаемый срок запуска первой очереди комплекса мощностью 10 млн тонн в год – 2022 год, второй очереди такой же мощности – 2024 – 2025 год.

Объем частных инвестиций ПАО "Новатэк" в создание перегрузочного комплекса составит порядка 70 млрд руб.
 
Презентация к докладу Юрия Зубаря / Правительство Камчатского края

Проблематика: На 2020 – 2022 годы планировалось выделение 28,8 млрд руб. бюджетных средств для создания объектов федеральной собственности в бухте Бечевинская (подходной канал, волнозащитные сооружения, система управления движением судов и др.) Однако федеральным законом о бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов бюджетные средства на указанные цели не предусмотрены.

Проект "Терминал Сероглазка", дочернее предприятие группы Norebo, реализующее проект в сотрудничестве с компанией Maersk

В рамках проекта поэтапно, до 2027 года, создается новый грузовой терминал с современным рефрижераторным комплексом, причальными сооружениями, ремонтными цехами для обслуживания судов, а также складской комплекс с автоматизированным учетом и распределением продукции. Объем инвестиций составляет 2,2 млрд руб.

В рамках проекта уже построены и реконструированы причальные сооружения протяженностью 522 погонных метра с глубинами до 14 метров, введен в эксплуатацию холодильник, обустроена площадка для рефконтейнеров.
 
Презентация к докладу Юрия Зубаря / Правительство Камчатского края

ООО "Свободный Порт Камчатка"

К 2021 году должно быть завершено строительство современного многофункционального транзитного грузового узла для обработки, приема и перевозок грузов, следующих с Камчатки в другие российские регионы, страны Юго-Восточной Азии, а также в Европу по трассе Севморпути. Объем инвестиций – 4 млрд руб.

Проектом предусмотрено строительство рефрижераторного терминала, терминала по обработке навалочных, генеральных грузов – общей производительностью до 600 тыс. тонн в год, а также пассажирского терминала для организации водного туризма. В рамках проекта по соглашению с ФГУП "Нацрыбресурс" осуществляется реконструкция и проведение дноуглубительных работ причалов №№ 10 – 12 с общим причальным фронтом 533,8 м.

Параллельно реализуется еще целый ряд проектов – создание комплекса по хранению и складированию нефтепродуктов, реконструкция нескольких причалов в морском порту, планы по восстановлению Петропавловской судоремонтной верфи (СРВ) (РПЗ "Сокра" и "Поллукс"). Здесь же планируется развивать переработку рыбы, создать холодильные мощности и грузовой контейнерный терминал. Объем инвестиций не менее 1 млрд руб.

Проект ООО "Приморский универсально-перегрузочный комплекс"

Серьезным шагом по налаживанию транспортной схемы ледовых шаттлов на СМП стало подписание в феврале 2019 года на Сочинском инвестиционном форуме губернатором Камчатского края и главой Ленинградской области соглашения, которое предусматривает сотрудничество в части развития контейнерных перевозок по СМП. В рамках данного соглашения в апреле на форуме "Арктика: территория диалога" было подписано соглашение о намерениях по реализации на Камчатке проекта строительства морского глубоководного контейнерного терминала по перевалке грузов, транзит которых будет осуществляться через СМП по принципу "ледовых шаттлов". Первая очередь проекта должна быть запущена к 2024 году, грузооборот составит 3 млн TEU (двадцатифутовых контейнеров).

Эти проекты ярко демонстрируют общий процесс формирования на Камчатке международного порта-хаба, его востребованность, интерес инвесторов и существующие возможности. Они закладывают потенциал для роста грузоперевозок через СМП.

Лихтеровоз "Севморпуть"

Эти планы уже реализуются – в конце августа текущего года в Петропавловск-Камчатский прибыл атомный лихтеровоз "Севморпуть", который доставил 5 тыс. тонн продукции камчатских рыбопромышленников по Северному морскому пути в г. Санкт-Петербург. Заход лихтеровоза "Севморпуть" является воплощением наших идей 5-летней давности и подтверждает, что от слов мы перешли к делу – морской порт Петропавловск-Камчатский становится одной из оконечностей Севморпути. Тестовый рейс лихтеровоза явился первым шагом на пути формирования регулярных рейсов по Северному морскому пути. Планируется, что данное судно будет совершать подобные рейсы регулярно.

При этом организация постоянной судоходной линии для транспортировки по СМП камчатской рыбной продукции –лишь один проект из числа других инициатив, интегрирующих экономику и транспортную сферу Камчатки в реализацию глобальной государственной задачи – развитие Северного морского пути, превращения его в активную логистическую артерию мирового значения.

Круизный арктический туризм

2018 год стал рекордным за последние 5 лет по числу иностранцев, посетивших Камчатский край. Число иностранных туристов, прибывших на круизных судах, увеличилось более чем в 2 раза (до 12843 чел.), а в 2019 году – еще на 50 % (до 19321 чел.).
 
Презентация к докладу Юрия Зубаря / Правительство Камчатского края

Круизный туризм имеет большое значение для развития туристической отрасли Камчатского края в целом. В последние десять лет на территории Камчатского края активно развивается новый для России вид путешествий – морской экспедиционный туризм. Речь идет об иностранных пассажирских круизных судах, маршруты которых связаны с посещением особо охраняемых природных территорий. Вполне естественно, что в сегодняшних условиях развития индустрии туризма Камчатки, Сахалина, Чукотки, Магаданской области и других регионов наиболее широкое распространение и популярность приобрели круизные программы экспедиционного характера.

Особенно востребованы арктические туры гражданами Германии и США. Экспедиционные круизы рассчитаны на небольшое количество участников: от 50 до 110 человек на одном судне. Для этих проектов используются суда ледового класса или ледоколы, способные посещать районы, абсолютно недоступные для обычных круизных теплоходов (например, российские суда "Профессор Хромов" и "Профессор Шокальский", иностранные суда "National Geographic Orion", "Silver Explorer", "Hanseatic"). Круизы включают посещение многочисленных уникальных природных уголков, экскурсии на резиновых моторных лодках типа "Зодиак", высадку на островах и побережье, заходы в устья рек для наблюдения за птицами и млекопитающими, изучение местной флоры и фауны. Круизных туристов привлекает уникальный животный мир Курильских, Командорских островов, побережья Камчатки, Чукотки, Магаданской области, Сахалина. Здесь встречаются киты (в том числе касатки), ластоногие – морские львы, морские котики, каланы, нерпы, моржи, а также обитатели суши - медведи, лисы, песцы и морские птицы.

Несмотря на высокую стоимость экспедиционных круизов, такие путешествия пользуются огромным спросом, и места на них заказывают за год и даже раньше.

Ежегодная тенденция к увеличению количества заявок и проходов судов с туристическими целями по Северному морскому пути предопределяет актуальность вопроса о системном туристическом развитии Арктической зоны. 

Проблематика: Основным сдерживающим фактором для увеличения турпотока является неразвитая туристская инфраструктура, а также недостаточное количество круизных судов ледового класса. Требуется серьезная реконструкция объектов Арктической инфраструктуры, перепрофилирование их под нужды туризма.

Реализация обозначенных инициатив – это только начало закономерного процесса по трансформации морского порта Петропавловск-Камчатский в крупный международный логистический хаб. Он сможет обеспечивать перевалку генеральных, наливных и навалочных грузов морскими судами всех классов в международном товарообороте по арктической транспортной линии.
 
Презентация к докладу Юрия Зубаря / Правительство Камчатского края

В завершение хочу еще раз отметить, что устойчивое развитие прибрежных территорий связано в первую очередь с реализацией транспортного потенциала, способного укрепить взаимосвязи и объединить их. Севморпуть выступает драйвером развития для всей российской Арктики, формирования порта-хаба с регулярными грузовыми линиями и станет основой, связывающей регионы внутри страны. Мы уже наблюдаем, как этот процесс дает качественный толчок для развития территории Арктической зоны и Дальнего Востока РФ.

Более того, формирование регулярной арктической линии позволит организовать прямые маршруты поставки грузов между портами стран Азии, Европы, Северной Америки и обеспечить существенный рост грузоперевозок через СМП.

 
Юрий Зубарь,
заместитель председателя правительства Камчатского края

Доклад предоставлен организаторами форума "Арктика: настоящее и будущее"
 
Материалы по теме:
Севморпуть с другого ракурса — транзит, круизы, малый бизнес (о форуме "Арктика: настоящее и будущее - 2019")
СПГ, ледоколы, Севморпуть... Как выполнить задачу президента? (о "Комплексном плане модернизации и развития магистральной инфраструктуры")
Вывоз ресурсов по Севморпути вырастет в 10 раз. А может быть, в 17? (о прогнозах Министерства природных ресурсов по объемам грузооборота Северного морского пути на 2030 год)
Пальмы и песок Суэц пусть оставляет себе, а частью грузов с СМП придется поделиться (о первом опыте контейнерной перевозки по Севморпути компании Maersk)

Китай рвется в Арктику. Надо пользоваться! (о сотрудничестве с Пекином в использовании Севморпути)
"Дирижеры" Севера (о круглом столе по развитию Севморпути в ходе форума "Арктика: настоящее и будущее" 2017 года)

Нужны ледоколы, опорные зоны и полномочия для "Росатома" (о форуме "Арктика: настоящее и будущее" 2017 года)
Конец полярной ночи? (о форуме "Арктика: настоящее и будущее" 2016 года)
Севморпуть: не ждать у моря погоды (о проблемах логистики Северного морского пути)
Тонкая белая линия (о планах по созданию Национальной арктической транспортной линии)

Наши новости в Telegram

Поделиться новостью
"Новатэк", ПАО Россия, Москва+7 (495) 730-60-00
"Корпорация развития Камчатского края", АО Россия, Петропавловск-Камчатский +7 415 220-1577


Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь или

Предыдущая новость