реклама

Водная транспортная инфраструктура Волгоградской области

2 17583 13 мин
"Корабел" продолжает рассказывать о состоянии водной транспортной инфраструктуры в различных регионах России. Сегодня объектом рассмотрения стала Волгоградская область, территория которой занимает выгодное географическое положение для обеспечения связей между Европой и Азией. Её пересекают важные водные, железнодорожные, автомобильные и авиационные маршруты, а также два евроазиатских международных транспортных коридора: "Север - Юг" и "Транссиб".

Судоходные водные пути

По территории Волгоградской области протекает около 200 рек, относящихся к бассейнам Азовского и Каспийского морей, Прикаспийскому и Сарпинскому бессточным бассейнам. Большая часть из них, 165 – притоки Дона. Общая протяжённость водных потоков, протекающих по территории Волгоградской области, составляет 7981 км, из них судоходных водных путей – 1,5 тысячи км, на протяжении последних десяти лет этот параметр остаётся неизменным.

Протяженность внутренних водных судоходных путей Волгоградской области
 
Показатель 1990 2000 2003 2005 2006-2012
Внутренние водные судоходные пути, км. 1544 993 1506 1519 1521
Густота внутренних водных судоходных путей, км пути на 1000 кмтерритории 13,7 8,8 13,5 13,5 13,5
 
Река Волга протекает по территории Волгоградской области своим нижним течением на протяжении 318 км. Из них 232 км приходится на Волгоградское водохранилище и только 86 км на собственно Волгу. На 2528 – 2531 км левого берега находится плотина Волжской ГЭС  и Волгоградский гидроузел, сооруженный в 1951 – 1962 годах. В районе г. Волжского отделяется рукав Ахтубы, который течет параллельно главному руслу. Между ним и рекой Ахтубой образовалась жемчужина области – Волго-Ахтубинская пойма, достигающая ширины 25-30 км. Средняя продолжительность навигационного периода в районе Волгограда 224 дня.
 
ВДСК, шлюз №13 / ФБУ "Администрация "Волго-Дон"

В Волгоградской области расположена почти четвертая часть долины и русла реки Дон в её среднем течении. Ширина русла колеблется в пределах 200-300 м, а глубина – от 2 до 6 метров, максимально до 10 м. Нижний Дон – участок реки Дон от города Калач-на-Дону до устья, где он соединяется посредством канала с Волгой, образует Цимлянское и Волгоградское водохранилища. Половодье, как и на всех других реках района, наступает в конце апреля – начале мая.
 
Волго-Донской судоходный канал

Волга и Дон с крупными притоками используются как водные транспортные магистрали. Волга у Волгограда и Дон у г. Калач-на-Дону соединены Волго-Донским судоходным каналом (ВДСК). Через ВДСК эти реки связаны с Волго-Балтийским, Каспийским, Азово-Черноморским и Средиземноморским бассейнами.
ВДСК, шлюз №7 / ФБУ "Администрация "Волго-Дон"

Базовыми параметрами, определяющими условия судоходства в ВДСК, являются: глубина водного пути – 4,0 м, ограничивающая грузоподъемность судов  6500 тоннами, сезонность навигации (8 – 9 месяцев в году), а также состояние гидротехнических сооружений. ВДСК - составная часть формируемой системы международных транспортных коридоров и особенно МТК "Север-Юг" - имеет для Российской Федерации стратегическое значение. Общая протяжённость канала – 101 км. Из них 45 км проходит по водохранилищам. Для прохождения полного пути из Волги в Дон суда должны пройти 13 шлюзов, разделённых на Волжскую шлюзовую лестницу (высота 88 м, состоит из 9 однокамерных однониточных шлюзов) и Донскую шлюзовую лестницу (высота 44 м, состоит из 4 шлюзов такой же конструкции).

Максимальный объем грузооборота по ВДСК был зафиксирован в 1983 году и составил 13,0 млн тонн. Этого показателя удалось достигнуть благодаря увеличению глубины в канале до 4,0 м и росту грузоподъемности судов до 5000 тонн. К 1996 году объем грузоперевозок по ВДСК упал до 2,2 млн тонн, что соответствовало уровню 1956 года, в 2000 году перевезено 1,3 млн тонн грузов. Начиная с 2010 года наблюдается увеличение грузооборота (приведено в таблице). Предусматривается дальнейшее увеличение объемов перевозки грузов по каналу.

Перевозки грузов и грузооборот ВДСК
 
  2000 2005 2009 2010 2011
Перевезено грузов, тыс. тонн  1327,9  1838,9  1189,4  1083,1  1311,4
Грузооборот, млн. т-км  543,3  843,8  383,0  489,5  542,7
 
Участок водных путей Волгоградской области входит составной частью в Единую глубоководную систему (ЕГС) России протяженностью 6,5 тысяч км. В соответствии с Европейским соглашением об основных внутренних водных путях международного значения водные пути ЕГС Европейской части России по своим параметрам отнесены к наивысшему классу внутренних водных путей. Они непосредственно связаны с важнейшими морскими бассейнами и транснациональными железными дорогами и автомагистралями, что создает благоприятные условия для перевозки грузов и образования на территории России межконтинентальной евро-азиатской системы с участием внутреннего водного транспорта.
 
Вид на шлюз с вертолёта / ФБУ "Администрация "Волго-Дон"

На значительной части ЕГС глубина судового хода составляет 4 метра, кроме участка Средней Волги в районе Городецкого гидроузла, где ограничена глубина на Городецком шлюзе до 3-х метров и в нижней части р. Волги участок от Волгограда до п. Стрелецкого протяженность около 500 км, где глубина составляет 3,8 м. Ограниченные глубины снижают провозную способность, особенно крупнотоннажного флота и приводит к экономическим потерями. Так, только по расчетам Волжского пароходства эти потери составляют за навигацию до 1,8 млн рублей. 
 
Предприятия речного транспорта

Основными предприятиями речного транспорта общего пользования Волгоградской области, осуществляющими перевозку пассажиров и грузов, переработку грузов на участке реки Волга, являются ОАО "Волгоградский речной порт" (с филиалами: Порт "Татьянка", СП "Трансфлот", СП "Пассажирский порт"и Порт Волжский).  Ранее в состав ОАО "Волгоградский речной порт" входил Волгоградский грузовой порт и порт в г. Камышине (в настоящее время ООО "Камышинский речной порт"). На участке реки Дон расположен ОАО "Калачевский порт", осуществляющий  переработку и перевозку грузов.

Все объекты речного транспорта располагают производственным потенциалом для выполнения перевозочных и перегрузочных работ. Филиалы, расположенные в г. Волгограде (СП "Трансфлот"), Волжский порт и порт в г. Калач-на-Дону имеют подъездные железнодорожные пути протяженностью соответственно 2000, 2200 и 1300 погонных метров.  Порты связаны с основными автомагистралями, что делает перегрузку грузов более привлекательной, создает благоприятные условия для привлечения грузопотоков.

Общая площадь складов предприятий водного транспорта составляет 81500 м2, в том числе для открытого хранения – 61900 м2 и закрытого хранения – 19600 м2. Общая пропускная способность грузовых причалов при перегрузке навалочных грузов составляет 18 000 тонн в сутки, тарно-штучных грузов – 2 500 тонн в сутки, контейнеров – 4 000 тонн в сутки. Порты открыты для захода российских и иностранных судов, имеющих разрешение на плавание во внутренних водах РФ, и осуществляют работы и услуги круглосуточно.

Грузовые перевозки

Для осуществления грузовых перевозок ОАО "Волгоградский речной порт"  располагает самоходным и несамоходным флотом. Маршруты движения флота:
 
  • вверх по р. Волге до портов г. Москвы и по Волго-Камскому бассейну;
  • вниз по р. Волге до портов г. Астрахани и до порта Оля;
  • через Волго-Донской канал до международного порта Ростов-на-Дону.

Для выполнения грузовых перевозок  используются:
 
  • транспортный буксирный флот в количестве 9 ед. (т/х "ОТА" мощностью 800  л.с., разряд "О", т/х "Волгарь" мощностью 600 л.с. - 4 ед., разряд "О", т/х "РТ" мощностью 300 л.с. - 4 ед. разряд "Р");
  • транспортный несамоходный сухогрузный флот в количестве 17 единиц с суммарной грузоподъемностью 30750 тонн;
  • транспортный сухогрузный флот в количестве 4 единицы (т/х "СТ" грузоподъемностью 600 тонн, разряд "О").

Основными грузами, которые перевозятся флотом ВРП, являются: - нерудные строительные материалы – песок, щебень, обогащенная песчано-гравийная смесь (ОПГС), соль и другие навалочные грузы открытого хранения; лесные грузы; металл и металлолом; нестандартное оборудование по специальным проектам.
 
Перевозки грузов и грузооборот речного транспорта Волгоградской области
 
Анализ перевозок показывает, что в 1990 году флотом портов Волгоградской области перевозился значительный объем народнохозяйственных грузов, который составлял 10,2 млн тонн (в 1980 г. – 11 млн тонн). Из общего объема перевозки до 80% составляли минерально-строительные материалы (песок, ОПГС, гравий и другие). Постоянными потребителями этого рода грузов были предприятия осуществляющие строительство объектов жилья, дорог, предприятий народного хозяйства. После 1992 года потребность в строительных материалах сократилась в 8 раз и объем перевозки грузов составил к 2000 году 1,33 млн тонн с грузооборотом 543,3 млн ткм. и по сравнению с 1990 г. сократился соответственно на 87 % и 42,5 %. Порты начали продавать имеющуюся технику и флот, часть из них ликвидировалась, появились конкурентные предприятия, которые стали разрабатывать береговые карьеры нерудных материалов и доставляли их потребителю наземным транспортом.

В период 2000-2005 гг. строительная и дорожная отрасли города получили развитие, наблюдался рост объема перевозок, и к 2005 году он составил 1,84 млн т (увеличение на 38,3% к 2000 году). В дальнейшем, с учетом кризиса 2008 года, объемы перевозки грузов в межрегиональном и внутриобластном сообщении продолжали сокращаться. С 2011 г. наблюдался рост объемов перевозок, и в 2012 г. объем перевозки грузов уступил объемам 2006 г. на 24,5 %.

Объем перевозки грузов речным транспортом по родам грузов (тысяч тонн)
 
Наименование показателей Всего в том числе:
По России  Внешнетороговые перевозки
Всего в том числе:
экспорт импорт МИП
2007 год
1 2 3 4 5 6 7
Объем перевозки, тыс.т; в т.ч. 2095,4 1946,2 149,1 121,5 12,1 15,5
нефтепродукты 123,6 19,9 103,7 - - -
сухогрузы, всего, в т.ч 1971,8 1926,4 45,5 17,8 12,1 15,5
зерно 29,3 21,2 8,1 8,1 - -
лес 1,6 1,6 - - - -
металл 47,4 34,1 13,3 5,2 - 8,1
удобрения 4,1 4,1 4,1 - - -
строительные 1263,5 1260,6 2,8 0,4 - 2,4
прочие 625,9 608,8 17,1 - 12,1 5,0
2008 год
Объем перевозки, тыс.т; в т.ч. 2224,4 2224,4 - - - -
 нефтепродукты 23,4 23,4 - - - -
сухогрузы, всего, в т.ч 2201 2201 - - - -
зерно 13 13 - - - -
металл 8 8 - - - -
строительные 1263,5 1263,5 - - - -
прочие 733,5 733,5 - - - -
2010 год
Объем перевозки, тыс.т; в т.ч. 1083 1028,9 54,2 49 - 5,2
нефтепродукты 85,4 31,2 54,2 49 - 5,2
сухогрузы, всего, в т.ч 997,7 997,7 - - - -
зерно 35,9 35,9 - - - -
металл 29,6 29,6 - - - -
строительные 625,6 625,6 - - - -
прочие 300,4 300,4 - - - -
2011 год
Объем перевозки, тыс.т; в т.ч. 1311,4 1256,9 54,5 54,5 - -
нефтепродукты 213,9 159,4 54,5 54,5 - -
сухогрузы, всего, в т.ч 1097,5 1097,5 - - - -
зерно 11,2 11,2 - - - -
лес 1,8 1,8 - - - -
металл 4,0 4,0 - - - -
строительные 754,6 754,6 - - - -
прочие 605 605 - - - -
2012 год
Объем перевозки, тыс.т; в т.ч. 1386,6 1345 41,6 41,6 - -
 нефтепродукты 221,5 221,5 41,6 41,6 - -
сухогрузы, всего, в т.ч 1165,1 1165,1 - - - -
зерно 23,9 23,9 - - - -
лес 2,7 2,7 - - - -
строительные 1011,8 1011,8 - - - -
прочие 125,7 125,7 - - - -
 
Наличие речных и озерных судов ОАО "Волгоградский речной порт"
 
Тип флота 2000 2010
Кол-во грузоподъемность, т. Кол-во грузоподъемность, т.
1 2 3 4 5
Всего, в том числе: 166 57630 149 67260
самоходные, 113 3280 102 14070
из них:        
пассажирские и грузопассажирские 61 9405 47 7068
сухогрузные 6 3280 11 13220
наливные - - 2 850
буксирные 25 - 27 -
рейдовые 8 - 7 -
вспомогательные 13 - 8 -
несамоходные, 53 54350 47 53190
из них:        
сухогрузные 30 36450 27 36190
наливные 1 400 1 400
вспомогательные 22 17500 19 16600
 
Возрастная структура судов ОАО "Волгоградский речной порт"
 
Наименование 2000 2010
Транспортные и вспомогательные
суда, всего %
100 100
в том числе имеющие год
постройки, %:
   
До 1949 2,9 1,8
1950-1959 5,1 5,5
1960-1969 29,4 31,8
1970-1979 39,0 39,1
1980-1989 22,1 20,0
1990-1999 1,5 1,8
2000-2009 - -
 
Объемы перегрузочных работ  ОАО "Волгоградский речной порт"

 
Наименование показателя 2000 2005 2010 2011 2012
Объем перегрузочных работ, тысяч тонн 2074,1 2586,4 1987,4 2056,6 2578,5
 
Из данных таблицы  видно, что за последние 12 лет объем перегрузочных работ не изменился и составляет более 2 млн т. Наибольший объем работ наблюдался в 2005 году в связи с потребностью строительных и дорожных предприятий области в минерально-строительных грузах (песок, ПГС и другое). Начиная с 2005 года ОАО "Волгоградский речной порт" (ВРП) осуществляет транспортное экспедирование грузов, как в прямом, так и в смешанном сообщении. Производит перевалку грузов, поступающих в порт в судах, вагонах и автотранспорте с одного вида транспорта на другой, оказывает услуги по поиску и заказу вагонов, автотранспорта, судов, как речных, так и класса "река-море", заключению договоров фрахта, формированию оптимальных транспортных схем доставки грузов с использованием различных видов транспорта, таможенных услуг, информированию клиентов о дислокации судов с грузом и режиме их обработки в российских портах. 

ВРП является одним из крупных предприятий Волжского бассейна, осуществляющим добычу и реализацию речного песка, ОПГС (песчано-гравийная смесь). Для добычи ВРП предоставлено в пользование 5 карьеров. Добываемый речной песок относится ко 2-му классу и соответствует требованиям ГОСТ 8736. ВРП осуществляет реализацию нерудностроительных материалов по договорным ценам предприятиям Волгограда, Волгоградской обл., Астрахани, Ростовской обл., Саратовской обл. и Калмыкии со своих причалов в Волгоградском, Камышинском, Волжском портах. Добычей и реализацией занимается в основном порт Татьянка, который  поставляет речной песок, ОПГС, камень бутовый, щебень различных фракций. Ранее объем добычи метилсульфонилметанов (МСМ) и реализации составлял свыше 2-х млн т, сейчас в связи с отсутствием потребности сократился и в навигационный период поставляется до 0,2 тысяч т.

ВРП обладает "Свидетельством о признании" от ФГУ "Российский речной регистр" № 0518-1-4, согласно которому имеет возможность качественно выполнять ремонтные работы, дефектацию, проверку и испытания, кренование судов, установку оборудования системы ГЛОНАСС/GPS.
 
Маяк на подходе к шлюзу №1 / ФБУ "Администрация "Волго-Дон"

 
Пассажирские перевозки

ОАО  "Волгоградский речной порт" осуществляет пассажирские и паромные перевозки, обслуживает местных и круизных пассажиров. Перевозки пассажиров речным транспортом на территории Волгоградской области осуществляется двумя организациями, входящими в состав ОАО "Волгоградский речной порт": СП "Пассажирский порт" и СП "Камышинский порт".

Перевозка пассажиров и пассажирооборот ОАО "Волгоградский речной порт"
 
Показатели 1990 2000 2005 2009 2010 2011 2012
Перевезено пассажиров,
млн человек
8,5 8,0 4,5 3,7 2,2 1,3 1,0
пассажирооборот,
млн пасс-км.
154 54.3 34,4 29,2 24,9 18,5 15,5
 
Как видно из таблицы, перевозки пассажиров за последние годы постоянно снижались. Одна из основных причин – вывод из эксплуатации ряда причалов в связи с неудовлетворительным состоянием гидротехнических сооружений и необходимостью обеспечить безопасность пассажиров. Кроме того низкая платежеспособность населения сократила объем перевозки в зоны отдыха. В 2012 г. по сравнению с докризисным состоянием 2000 года перевозки пассажиров сокращены в 8 раз, против уровня 2005 года в 4,5 раза. Перевозки пассажиров речным транспортом в Волгоградской области, как и по стране в целом, убыточны. Эти перевозки законодательно компенсируются муниципальными органами управления. При этом убыточность обратно пропорциональна объемам перевозок.  Так, например, в 2000 году было перевезено 8 млн чел. и убытки составили всего 13,5 млн рублей; в 2009 году было перевезено всего 3,7 млн человек, но убытки составили 40 млн руб.

Для обслуживания транзитных и местных пассажиров порт  имеет самый крупный в России, и в Европе речной вокзал длиной около 296 м. Общее количество оборудованных причалов Речного вокзала - 10. К речному вокзалу могут одновременно причаливать 6 туристических судов (теплоходов). Ежедневно порт может принимать несколько десятков круизных лайнеров, теплоходов и прочих судов. Пассажирский порт является связующим звеном между городами юга России и Поволжья. Сюда заходят круизные суда Москва-Волгоград, Москва-Астрахань. Регулярно ходят пассажирские суда до волжских городов Самары, Ульяновска и др.

От речного вокзала организовываются круизы по Волге на теплоходах до Астрахани, Москвы, Саратова, Самары и разнообразные прогулочные экскурсии по Волге, также налажено регулярное водное сообщение с  несколькими дачными поселками: Бакалда, Кульбаза и другие.

За истекшие 25 лет после постройки вокзала ремонт причальных сооружений не осуществлялся. Порт в 2006 году производил подчистку дна, укладку новых плит 8, 9, 10 причалов. Ограниченные ресурсы не позволили продолжить эту работу на 11 – 16 причалах.  Однако ежегодно порт проводит плановые водолазные обследования и поддерживает причальные эстакады в удовлетворительном состоянии. Ежегодная потребность для поддержания нормального функционирования причальных сооружений составляет порядка 3-5 млн рублей.

Волгоградский речной порт осуществляет регулярные паромные перевозки пассажиров и техники: в Камышинском порту, через Волгоградское водохранилище, на линии Камышин-Николаевск, и на автомобильной дороге Астрахань-Самара, через реку Еруслан. Перевозки осуществляются по следующим маршрутам: Камышин-Николаевск-Камышин (теплоход "Окский-25"), через Еруслан (теплоход "Окский-4"), Руднева - о. Сарпинский (теплоход "СП-15").

Помимо грузовых, пассажирских и паромных  перевозок ВРП выполняет буксировку плавсредств, рейдовые работы и проводит комплексное обслуживание собственного и транзитного флота. Для этих целей ВРП располагает вспомогательным рейдовым, вспомогательным техническим и обслуживающим флотом, который позволяет производить очищение и не загрязнять окружающую среду.
 
Вывод

Для повышения эффективности использования Единой глубоководной системы и действующего МТК "Север-Юг", повышения провозной способности флота, снижения экономических потерь необходимо:
 
  • устранить "узкие места" на ЕГС – ограничения глубин на участках водного пути – Городецкий гидроузел и часть Н. Волги от Волгограда до п. Стрелецкое, обеспечив глубину судового хода на всем протяжении до 4 м;
  • провести модернизацию ВДСК и предусмотреть дальнейшее развитие канала;
  • продлить судоходный путь на Среднем Дону до г. Серафимович, обеспечивающего выход на федеральную трассу Р-22 "Каспий".
 
По транспортному флоту:
  • заменить устаревшие суда с 60 летним сроком эксплуатации, особенно пассажирские, тем самым исключить транспортные риски (угрозы здоровью и жизни пассажиров);
  • приобрести по лизингу новые современные пассажирские  и транспортные крупнотоннажные суда, суда река-море плавания;
  • провести модернизацию ряда судов с 30 летним сроком эксплуатации.
Материал подготовлен совместно с Министерством
транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области.

 
 



Комментарии   2.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Рыбаков Алексей Викторович, 05.09.2014, 14:59При беглом прочтении, понравилась очень одна интересная мысль, где говориться «…перевозки пассажиров за последние годы постоянно снижались. Одна из основных причин –… необходимостью обеспечить безопасность пассажиров». Так может их просто лучше не возить? Одни проблемы с этими пассажирами, вот и убытки тож.
-0+
#Кошкин А.м., 08.09.2014, 08:17Эдак вы договоритесь и не жить... Одни убытки природе от рода человеческого...
Свежие новости
В РРПК рассказали об организации производства на супертраулерах
18:49 / рыболовство