Глава рабочей группы Госсовета РФ, приморский губернатор Сергей Дарькин представил на заседании президиума Госсовета и Морской коллегии, состоявшемся 2 мая, доклад по развитию морского транспорта России. Как сообщают Вести.Ru, по мнению авторов доклада, разработка и принятие программы развития транспортной системы России на 2010-2015 гг, создание на базе особых портовых экономических зон региональных морских портов-хабов с современной инфраструктурой, а также модернизация ключевых портов,ов, таких как Владивосток и Мурманск - основные меры, которые необходимо принимать для развития системы морского транспорта страны.
"Эффективное решение проблем развития инфраструктуры морского транспорта может быть осуществлено через механизм разработки и реализации федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России на период 2010-2015 годы", - говорится в докладе рабочей группы, который представит приморский губернатор Сергей Дарькин. "Одним из перспективных направлений развития морских портов считаем создание на базе особых портовых экономических зон региональных морских портов- хабов, обладающих развитой инфраструктурой для распределения и качественного обслуживания транспортных потоков", - отмечается в нем. Авторы доклада также предлагают "разработать и реализовать меры по созданию Дальневосточного кластера морского транспорта".
"В число таких мер входит создание российской судоходной компании с участием государства, базы строительства и ремонта флота, укрупненного дальневосточного государственного морского образовательно-научного комплекса на базе морского государственного университета имени Невельского", - подчеркивается в докладе. "Рабочая группа также считает необходимым проработать вопрос о создании управляющей компании по развитию Мурманского транспортного узла", - говорится в нем. Рабочая группа также предлагает предусмотреть бюджетное финансирование атомного ледокольного флота начиная с 2008 года, а так же разработать и утвердить план строительства в 2008-2022 гг ледоколовов нового поколения. Авторы доклада также считают необходимым "дальнейший рост производственной мощности отечественных морских портов за счет строительства новых и реконструкции действующих перегрузочных комплексов для обеспечения быстро растущей потребности российской экономики и внешней торговли в перевалке экспортно- импортных и каботажныхных грузов,ов, а также грузов международного транзита на направлениях Восток-Запад и Север-Юг". В документе содержится анализ ключевых проблем отрасли.
В их числе - дефицит портовых мощностей, ориентированных на перевалку импортных грузов, ограничения по развитию портовой и припортовой инфраструктуры, к которым привело расположение портов в границах населенных городов, неудовлетворительная организация функционирования пунктов пропуска через госграницу. Кроме того, развитию этой сферы мешают недостаточное нормативно- правовое регулирование деятельности морских портов РФ, несовершенство тарифной политики и правовая неопределенность в вопросах резервирования и использования земельных участков для строительства и реконструкции портов, говорится в докладе. Рабочая группа обращает внимание на то, что более 90 проц новых судов, построенных для российских судовладельцев за последние 10 лет, зарегистрированы под иностранными флагами.
Россия по объему внешней торговли моремм занимает 5-е место в Европе и входит в десятку ведущих стран мира, но при этом собственным морским флотом она обеспечивает лишь 4 проц объема внешнеторговых морских перевозок. Кроме того, развитие российских портов и смежной транспортной инфраструктуры происходит неравномерно: причальные терминалы Санкт-Петербурга и Новороссийска перегружены, а порты Северного, Каспийского и Дальневосточного бассейнов имеют избыточные мощности. Об этогм сообщает ИТАР-ТАСС.