реклама

Связать науку и производство

0 1265 7 мин
Приказом ректора и с одобрения ученого совета во ВГУВТ создан Институт инноваций в судостроении и судоремонте (ИИСС). Его возглавил выпускник университета, генеральный директор инжиниринговой компании "Си Тех" Петр Ежов. Читайте на нашем сайте интервью с ним по этому поводу.
Петр Ежов, гендиректор "Си Тех"

- Расскажите, почему на эту должность пригласили именно вас?

- С 1977 по 1982 год я учился на кораблестроительном факультете ГИИВТа, деканом которого в те годы была знаменитая Галина Николаевна Сиротина. Диплом защищал по кафедре теория корабля под руководством выдающегося ученого, инженера, изобретателя - Михаила Яковлевича Алферьева. Распределен был в ЦКБ по судам на подводных крыльях. Приобрел навыки программирования, обучился работе аналитика. Обеспечивал связь программистов с инженерами при разработке программного обеспечения для нужд судостроения. Результатом этих работ стали программы “Sea Solution” и "Sea Hydro”, эксплуатирующиеся до сих пор.

В 1998 году мне было предложено создать и возглавить российско-норвежское предприятие, получившее название "Си Тех". Основными задачами было обеспечить развитие программного обеспечения для судостроения, выполнять нестандартные проектно-конструкторские работы, опираясь на разносторонних специалистов в России и за рубежом и выпускать рабочую конструкторскую документацию для строительства судов, используя собственное бесплатное ПО и ПО мировых лидеров.

Выполняя поставленные задачи, удалось развить КБ, специализирующееся на РКД для российских и зарубежных верфей, сформировать международную группу профессионалов, специализирующихся на моторных яхтах и скоростных судах, сохранить направление программного обеспечения. С 2012 года "Си Тех" активно продвигает в РФ тяжелую САПР для судостроениия — CADMATIC Marine Solution. Видимо, разносторонний опыт работы с отечественными и зарубежными заказчиками и стал причиной приглашения меня на должность директора нового института.

Таким образом, одна из основных моих задач - собрать инициативное ядро ученых и преподавателей всех возрастов и специализаций: наука и производство должны взаимодействовать. Цитируя ректора питерской "Корабелки", могу подчеркнуть — любая вузовская наука должна заканчиваться изделием. Скромно надеюсь, что мой опыт будет полезен родному университету.
 
Плавучий металлический ремонтный док. Грузоподъемность 8000 тонн, проект 28 140, "Си Тех" / "Си Тех"

- Что эффективнее — современные стартапы или традиционная модель, научной работы "учитель – ученик"?

- Убежден, что одно без другого не бывает. Когда в пример ставят успешные стартапы Билла Гейтса или Стива Джобса, которые, не закончив обучение, запустили успешный бизнес в высокотехнологичной IT-сфере, хочется напомнить, что в обоих случаях лежала хорошая маркетинговая идея и удачное стечение обстоятельств, но реальную работу, которая принесла славу и деньги вышеупомянутым бизнесменам, делали специалисты высочайшей квалификации, подготовленные в рамках традиционной школы. До сих пор молодые люди, насмотревшись рекламы, увлечены получением образования менеджера. Для таких людей хочется привести статистику США: более 75% менеджеров высшего звена промышленных высокотехнологичных компаний получили базовое инженерное образование. Понимая нетерпение молодежи, хочу сказать — не бойтесь, пробуйте, обжигайтесь, но помните — для старта достаточно задора, рыночного чутья и хорошей идеи, а для устойчивого роста — необходимы знания, опыт и профессионализм.

Одна из задач ИИСС — соединить задор молодежных стартапов с серьезной научной подготовкой, опытом реального КБ, мудростью заведующих кафедрами и направить все в русло успешной реализации с обязательным коммерческим успехом - как для авторов, так и для ВГУВТ.

Одним из путей достижения этой цели будет стремление приблизить образование к нуждам внешнего заказчика (КБ, заводы), развитие кросс-платформенных знаний. Ненормально, что сегодня судоводители и судостроители живут в параллельных мирах. Формально корабел создает судно для судовладельца с учетом того, что оно управляется экипажем, но я не помню каких-либо спецкурсов ни в советское время, ни в настоящее, чтобы специалисты по судовождению, обитаемости судов хоть что-то читали студентам, да и специалистам-корабелам.

Уверен, будет полезно, чтобы те, кто эксплуатирует водный транспорт, читали лекции студентам и действующим инженерам. Для меня было чрезвычайно полезно поговорить с капитаном одного из судов, построенных по проекту "Си Тех", чтобы узнать те сведения, которые не прописаны ни в каких нормах и инструкциях. Скажете, что это невозможно в рамках забюрократизированного образовательного процесса? Но ничто не мешает под эгидой ИИСС организовывать факультативные занятия, курсы повышения квалификации и т.п. Уверен, что на большой Волге найдутся специалисты, готовые делиться своими знаниями не только за деньги, но и за "совесть".

Еще одним из направлений развития междисциплинарных знаний видится сотрудничество с иными специальностями, в т.ч. и "сухопутными". В конструкторском бюро "Си Тех" я регулярно сталкиваюсь с различными запросами по созданию плавучих домов, ресторанов, гостиниц и т.п. Корабел не владеет дизайном и архитектурой, архитектор и дизайнер не изучают теорию и устройство судов. Заказчики, как правило, изначально обращаются к обычным гражданским архитекторам, дизайнерам. Как следствие, рождаются нежизнеспособные проекты – красивые воздушные замки. Спецкурс повышения квалификации для сухопутных архитекторов вполне может стать коммерческим проектом, также как и обратный курс — дизайн для корабелов. Мне самому для того, чтобы сделать дипломный проект, на десятилетия опередивший по своим идеям подходы к проектированию пассажирских судов, пришлось два года изучать дизайн параллельно учебе на 4-м и 5-м курсах.

Есть еще много хороших идей, но ни одна идея (проект) не будет успешной, если во главе ее не встанет увлеченный и заинтересованный руководитель этого проекта.
 
Лоцмейстерское судно «Капитан Шершнев», проект 02 781 "Си Тех" / "Си Тех"

-Что вам, бросилось в глаза при знакомстве с современным ВГУВТ? Все-таки вы давно покинули стены "альма матер".

- В первую очередь в глаза бросилось то, что есть разделение на "зарабатывающие" кафедры и тех, кто обеспечивает учебный процесс. В силу современных реалий ВГУВТ вынужден жить по правилам, которые формулирует государство через свои министерства и иные структуры. Можно с этим спорить, можно сколько угодно ругать, но это данность, с которой приходится считаться.

Тут же родилась следующая идея.

Как мы знаем, экипажи судов работают в условиях повышенной травмоопасности, испытывают физические и психологические нагрузки, стрессы. При работе на судне легко получить травму, в условиях сменных вахт надо уметь восстанавливаться и т.п. При этом как будущие корабелы, так и действующие инженеры максимум чем руководствуются, так это санитарными правилами. Ни в книгах по проектированию судов, ни в открытых отраслевых стандартах я не встречал рекомендаций, как правильно сформировать на судне тренажерный зал, какие выделить помещения, какие и где поставить снаряды. Ни разу я не встречал ни на малых, ни на больших судах сертифицированных комплексов упражнений, сформированных применительно к той или иной специализации, типу трудовой деятельности члена экипажа.

Очень надеюсь, что этот вопрос получит в рамках ИИСС свое развитие, и ориентируюсь в данной работе на плотное взаимодействие с пароходствами, Роспотребнадзором, спортивными медиками, другими структурами. Комплексы упражнений должны быть разработаны, сертифицированы и внедрены в практику, а методики проектирования — в повседневную деятельность КБ и в нормативные документы.

Еще одной важной и перспективной темой могла бы стать работа с кафедрой электротехники и электрооборудования объектов водного транспорта. Если у нас направление экологически чистых, "зеленых" судов по большей части еще экзотика, то на западе – уже норма. Теперь важная задача – не отстать.

Россия следует мировым тенденциям, и к нам уже обращаются судовладельцы с просьбой перевести суда с механической силовой установкой на электротягу для возможности эксплуатации в заповедных местах. А есть еще газомоторное топливо, гибридные установки, модульные платформы по аналогии с автомобильной промышленностью и т.п. Есть много направлений и идей, чтобы совместными усилиями вновь вывести и ВГУВТ, и нижегородскую школу корабелов на лидирующие позиции и в России, и в мире.
 
Рабочий катер "Сергей Чередниченко", проект "Си Тех" / "Си Тех"

- Неужели вуз, основная задача которого учить студентов, должен превратиться в полноценное КБ или завод?

- Вы правы, вуз никогда не станет заводом или полноценным КБ. Каждый должен заниматься своим делом. Но без связи науки и производства нет ни науки, ни производства. Надо искать инновации на стыке различных дисциплин, решать не только технические, но и юридические проблемы.

К примеру, в действующих санитарных правилах я не помню разделения понятий - питьевая вода, вода для мытья, серые или черные стоки. Если юридически разделить эти понятия, появятся возможность применить новый подход уже на стадии проектирования судов, что в некоторых случаях позволит существенно улучшить их конкурентные характеристики. Мы постоянно забываем, что защита отрасли со стороны государства, санкции, импортозамещение и т.п. - это временные явления.

Рано или поздно и судостроители, и судоходчики на ВВП столкнутся с тем же, с чем давно столкнулись торговые моряки — с глобальной конкуренцией. Много ли наших судов покупают в Европе? А где покупают суда наши судовладельцы, если у них нет госсубсидии, гослизинга и т.п.? А просто: есть живые деньги – надо купить эффективное судно. К сожалению, ответ известен — за границей. У норвежцев, у голландцев, в Корее, Турции, Китае и т.п. И нам все еще не стыдно?

Планирую со своими замами и кафедрами провести ревизию тем, которыми университет уже занимается, в том числе — выполненных НИР. Несмотря на "потерю" экспериментального производства, производственные базы у ВГУВТ есть и всегда можно найти возможность доведения перспективных идей до стадии опытного образца.
С привлечением специалистов Института экономики, управления и права, патентоведов подготовить инвестпакеты, которые могли бы приобретаться предпринимателями "под ключ", т.е. те самые стартапы, о которых говорили выше.
 
ВГУВТ

- А один в поле воин?

- Нет. Каким бы генератором идей ни была бы моя голова, я ничего не смогу сделать без всесторонней помощи всей мощнейшей и влиятельнейшей машины под названием ВГУВТ, без людей, здесь работающих, без помощи других выпускников.

Нам нужна команда единомышленников, которая будет зарабатывать и славу и деньги и для себя и "для того парня". ВГУВТ – это мощный и звучный бренд, его нужно научиться продавать и продвигать. Конкуренты в "Политехе", "Макаровке", "Корабелке", Гданьске не сидят на месте.

Рано или поздно в нашей стране придут к разделению флота, выполняющего международные рейсы, каботажного, речного и малого флотов, для которых будут действовать упрощенные правила. Уверен, что здесь ВГУВТ вполне может стать научным лидером.

Подводя итог, я приглашаю к сотрудничеству всю "прогрессивную" общественность ВГУВТ. Ученые, преподаватели и студенты должны понять: участие в проектах нового института поможет им достойно жить и развиваться.
 
Беседовал Егор Гладышев,
начальник отдела по связям с общественностью
 
Материалы по теме:
КБ "Си Тех" – совершеннолетие (интервью с гендиректором "Си Тех")
 



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости