реклама

"Светофор" и "зеркало безопасности": бережливое производство на примере одного цеха

0 49 4 мин
На "Северной верфи" ОСК внедряют новые методы организации производственных процессов. В качестве пилотного был выбран трубомедницкий цех №20.

Сегодня производственный участок, где гнут трубы (и не только), является примером для остальных. Бережливые практики постепенно распространяются по всему предприятию. Изменения отслеживают с помощью системы оценки "светофор". А еще в цеху можно посмотреться в "зеркало безопасности".  Виктория Корабеловна выясняла как все это работает, что было сделано и какой получен эффект? Об этом и многом другом морскому блогеру рассказал генеральный директор "Северной верфи" ОСК Михаил Ненюков.

Фото: Корабел.ру
Фото: Корабел.ру

Чистота и больше света

Перемены в трубомедницкий цеху №20 началась с уборки: из помещения удалили все, что только мешало. Стало намного светлее и уютнее. Второй шаг - разграничение зон, в которых можно производить определенные операции, хранить продукцию и так далее. Сотрудникам теперь удобнее строить маршрут своего перемещения. 

Каждая труба, поступающая в цех, проходит процедуры предварительного замера и штрихкодирования. Ячейки хранения также имеют свой штрихкод. Это упрощает процесс поиска и подбора нужной трубы для дальнейшей работы. Данный опыт будет растиражирован на другие цеха. 

ОСК выбрало верфь для налаживания целой цепочки процессов на основе бережливого производства (всего в программе участвуют пока три предприятия). Следующие шаги - планирование и формулирование средне-срочного задания.  

Кроме того, в цеху "распутали" переплетение рабочих потоков и развели их так, чтобы люди не мешали друг другу, не тратили время на лишние перемещения. Теперь все процессы выстроены в логической последовательности: труба поступает в цех и по-порядку проходит все производственные участки. 

Фото: Корабел.ру
Фото: Корабел.ру

Посмотри на себя со стороны

Также действует особая система оценки цехов по принципу "светофора". Когда работа отлажена, процессы совершенствуются, не происходит так называемых "откатов", у цеха высокая оценка, и его "красят" в зеленый цвет. Желтый цвет - оценка средняя, красный - неудовлетворительно. Причем выставляют цвета сами сотрудники своим же цехам. Здесь нужно обратить внимание на то, что оценка адресована цеховому руководству.  

На основе таких отзывов составляется график посещения цехов топ-менеджментом, вырабатывается план по устранению недочетов. Это дает возможность постоянно следить за развитием ситуации на каждом участке. Если вовремя не заметить ухудшение, обязательно будет шаг назад. 

После того, как в цеху ситуация станет стабильно "зеленого цвета", начнется кропотливая работа по усовершенствованию процессов. Продвижение может быть малозаметным, но без этого не обойтись. И у каждого начальника цеха есть свой индивидуальный проект развития. Иначе - жди "откатов". В качестве напоминания о том, к чему они могут привести, размещен стенд с фото помещений "до" и "после" внедрения системы бережливого производства. 

Рядом со стендом еще одно занимательное ноу-хау - "зеркало безопасности": это отражающая поверхность и фото сотрудника в полный рост, который обеспечен всеми необходимыми средствами индивидуальной защиты для работы на определенном участке. Можно сравнить свое отражение с фото и проверить, ничего ли не забыл надеть: защитные очки, ботинки, перчатки, респиратор, каска. 

Перемены в цеху сделали его более привлекательным для молодежи. Здесь хотят работать. Люди видят порядок, культуру труда, быстро встраиваются в процессы. 

"Борьба за кадры уже идет на поле нематериальной мотивации. Зарплаты в регионе по отрасли примерно одинаковые. Сейчас на первый план выходят условия труда", - подчеркнул генеральный директор "Северной верфи".  

Фото: Корабел.ру
Фото: Корабел.ру

Мужское начало и энергия металла

В цеху №20 трудятся трубогибщики, сборщики, монтажники. Людей привлекает связь с морем, возможность побывать на судах и, конечно, приложить руку к их созданию. Заводы работают, выпускают продукцию, а значит эти профессии снова востребованы и могут стать перспективным выбором для молодежи. Труд здесь имеет свою специфику: брутальность сочетается с творчеством. 

Немалую роль играют взаимоотношения между руководством и сотрудниками, здесь они строятся в формате открытого диалога. Рабочие обмениваются с директором и мнениями, и идеями, и волнующими вопросами, и рукопожатиями. Михаил Ненюков считает, что тон задает руководитель: "протяни руку первым и получишь обратную связь". 

Общение происходит через несколько каналов: это ящики для писем с предложениями, телеграм-канал, электронная почта. А еще можно просто подойти к генеральному директору и задать вопрос. 

Обращения не прячут под сукно, каждый случай руководитель рассматривает лично. Рабочие нередко спрашивают о зарплате, о системе мотивации, об отпусках, условиях труда. К слову по последнему пункту ранее поступало около 40% запросов. Теперь рабочих в большей степени волнуют дела локального значения.  

Эти и другие новшества Михаил Ненюков ввел на основе своего прошлого опыта работы. Он занял пост гендиректора верфи в феврале 2024 года. До этого более 20 лет трудился в различных производственных сферах. Считает, что в судостроительной отрасли есть своя атмосфера.

"Здесь все наполнено энергией судов, металла и созидания. Для мужчины это важно. Можно сказать, что корабелы собирают большой конструктор, чем-то похожий на детский. Только тут взрослые люди получают на выходе серьезные и очень сложные конструкции", - поделился наблюдениями Михаил Юрьевич.

"Когда у проекта есть имя, порезать его на иголки рука не поднимается"

И конечно особая гордость охватывает заводчан, когда они видят в действии судно, в создании которого лично принимали участие. К судам у корабелов отношение особое. Это не просто железо и набор функционала, это живое существо со своей историей, именем, характером. 

Сравнительно недавно руководству верфи пришлось встать перед выбором: достраивать судно или порезать на иголки. Но рука не поднялась, ведь оно уже было названо в честь выдающегося человека. Этот рыболовный проект изначально заказала компания Норебо, его было решено выкупить и достроить за собственный счет верфи. Сейчас готовность составляет 40%, а это значит судно будет жить.  

 

Всего "Северная верфь" ОСК строит 15 судов и кораблей, в их числе рыболовные траулеры и проекты государственного заказа. Загрузка довольно высокая, и контракты на следующие проекты уже подписаны. 

"Судостроительный завод "Северная верфь", ПАО
Санкт-Петербург
+7 (812) 600-52-60
"Виктория Корабеловна", INC.
Санкт-Петербург
+7 (921) 912-03-73




Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости