Северный вестник
Северный вестник
Блог Олега Кулешова

"Севмаш" - 80 лет заводу-гиганту

Компании: "Севмаш", ПО АО
- A + Автор: Олег Кулешов КомментарииПрочитано 6127 раз   |
В субботу, 21 декабря самому северному и самому большому судостроительному предприятию России - Северному машиностроительному предприятию - исполняется 80 лет.
За эти годы со стапелей завода сошло 132 атомных и 40 дизельных подводных лодок, 45 надводных кораблей и десятки гражданских судов. Отсчет истории завода-гиганта ведется с 21 декабря 1939 года - в этот день был заложен первый корабль "Севмаша", линкор "Советская Белоруссия". Но мы перенесемся на несколько лет раньше, в начало 1930-х годов.
 
"Севмаш" / Корабел.ру

1 июня 1933 года появилось первое морское воинское подразделение - Северная военная флотилия, в будущем ставшая настоящим Северным флотом. Для флотилии была необходима ремонтная база, поэтому руководство СССР задумалось о постройке судостроительного комплекса, где можно было как строить новые корабли, так и ремонтировать существующие. 
 
"Севмаш" / Корабел.ру

Строительство предприятия, получившего название "Завод №402", началось в 1936 году. Именно тогда к стенам Николо-Корельского монастыря в устье Северной Двины на пароходе "Иван Каляев" прибыла первая партия строителей. Приказом наркома тяжелой промышленности от 29 мая 1936 года начальником строительства завода, получившего порядковый номер 402, стал Иван Тарасович Кирилкин. В 1937 поселок, где жили строители завода, получил свое имя - Судострой. Спустя три года на новом производстве работало уже 1700 человек.
 
"Севмаш"

Война

В годы Великой Отечественной войны судостроителями были построены большие морские охотники, эсминцы, дизельные подлодки, паромы, плавбазы и плавмастерские. Здесь же проходили ремонт корабли и суда – участники Арктических конвоев. До 1945 года заводом было отремонтировано 139 кораблей и судов, осваивались и выпускались новые виды военной техники.
 
"Севмаш"

Послевоенные годы

В первые послевоенные годы завод оставался основной базой на Севере страны по ремонту кораблей ВМФ. В начале 1950-х закончилось строительство первой очереди завода, а в середине 1950-х на северодвинской верфи были сданы флоту 46 кораблей, в том числе 2 крейсера, и более 30 различных судов гражданского назначения (без учета достройки и капитального ремонта). В эти же годы завод приступил к постройке дизель-электрических подводных лодок проекта 611 и его модификаций.

В 1955 году на основе 611-го проекта, но уже под номером В611, был создан первый отечественный подводный ракетоносец. В сентябре 1955 года корабль прошел испытания и успешно провел стрельбы. 

В 1955 году на предприятии была заложена первая отечественная атомная подводная лодка, получившая название "Ленинский комсомол". За постройку этого корабля и высокое качество работы завод был награжден орденом Ленина.
 
Подводная лодка "Ленинский Комсомол"

В 1967 году в строй вступила головная подлодка-ракетоносец проекта 667А, созданная в ответ на строительство в США в начале 1960-х годов АПЛ типа "Джордж Вашингтон" с баллистическими ракетами на борту. Затем последовала усовершенствованная серия - 667Б, 667БД, 667БДР и 677БДРМ, которые в настоящее время вместе с новейшими ракетоносцами 4-го поколения проекта "Борей" составляют морскую компоненту российской ядерной триады
 
Вывод из эллинга №15 атомной подводной лодки "Новомосковск" / Корабел.ру

В 1969 году на "Севмаше" была построена первая в мире титановая АПЛ проекта 661. На испытаниях она развила максимальную для подводных кораблей скорость подводного хода в 44,7 узлов.

В середине 1970-х годов была проведена крупнейшая реконструкция предприятия. Она потребовалась для постройки АПЛ третьего поколения - легендарных субмарин проекта 941 и 949 (949А).
 
АПЛ проекта 949А "Смоленск" (2019 год) / Корабел.ру

В 1980 году построена первая АПЛ третьего поколения проекта 949, вооруженная 24 противокорабельными крылатыми ракетами. Год спустя вошел в строй головной подводный ракетоносец проекта 941 ТК-208 (в настоящее время "Дмитрий Донской") с ракетным комплексом "Тайфун".
 
ТРПКСН "Дмитрий Донской" во время выхода в декабре 2017 года. / Корабел.ру

Эта АПЛ занесена в "Книгу рекордов Гиннесса" как самая большая атомная подлодка в мире.
 
"Севмаш"

В 1983 году ВМФ передана опытная глубоководная титановая АПЛ проекта 685 с глубиной погружения до 1000 м – самая глубоководная боевая АПЛ в истории подводного кораблестроения. В 80-90-х годах построена серия многоцелевых АПЛ проекта 971.

Перестройка и 90-е
 
С 1988 по 2004 годы предприятие возглавлял Давид Пашаев. Он в сложнейших экономических условиях сумел сохранить технический и производственный потенциал предприятия, его трудовой коллектив, внес значительный вклад в принципиально новые подходы по созданию образцов военной техники и строительство атомных подводных лодок четвертого поколения, снижению трудозатрат и стоимости работ, под его руководством был разработан целый комплекс мер по двойному применению высоких технологий, осуществляются масштабные программы по утилизации атомных подводных лодок, созданию впервые в России новой отрасли промышленности по строительству платформ для освоения шельфа арктических морей. 

Настоящее время

"Севмаш" дал жизнь атомным подводным кораблям, установившим рекорды подводной скорости, глубины погружения, подводного водоизмещения, а ракетоносцы, созданные корабелами верфи, стали основой морской составляющей ядерных сил России.
 
"Севмаш" / Корабел.ру

С 2012 по 2014 годы флоту были переданы 4 корабля нового поколения: атомные подводные крейсера проекта "Борей" - "Юрий Долгорукий", "Александр Невский", "Владимир Мономах" и головная АПЛ проекта "Ясень" - "Северодвинск". 
 
"Севмаш" / Корабел.ру

В 2013 году министерству обороны Индии был передан авианосец проекта 11430, переоборудованный из авианесущего крейсера "Адмирал Горшков". Реализация этого контракта не имеет аналогов в мировой практике военно-технического сотрудничества, а опыт ремонта надводного корабля сегодня применяется при проведении работ на тяжелом атомном ракетном крейсере "Адмирал Нахимов".
 
"Севмаш" / Корабел.ру

С 2018 года на предприятие стало первым предприятием ОСК, где начали проходить службу призывники - производственные подразделения Минобороны РФ. Для прохождения службы в производственной роты отбираются новобранцы, имеющие среднее профессиональное или высшее образование.  
 
"Севмаш"

По итогам демобилизации военнослужащих НПР на предприятие вернулось 90% ребят - из 50 матросов на "Севмаш" вернулось 45 человек. Все они - выпускники Техникума судостроения и машиностроения. Во время учебы ребята проходили производственную практику на предприятии, а в период службы работали на уже знакомых местах. Сейчас они возвращаются на "Севмаш".
 
АПРК "Князь Владимир" проекта "Борей-А" / Корабел.ру

В настоящее время по проекту "Борей-А" ведется строительство кораблей "Князь Владимир", "Князь Олег", "Генералиссимус Суворов", "Император Александр III", "Князь Пожарский"; по проекту "Ясень-М" - кораблей "Казань", "Новосибирск", "Красноярск", "Архангельск", "Пермь", "Ульяновск". Кроме строительства АПЛ, "Севмаш" осуществляет ремонт надводных кораблей. Так, ведется ремонт корабля проекта 11442М. На проведение этих работ "Севмаш" заключил контракт с Министерством обороны РФ в 2013 году.
Автор: Олег Кулешов
Поделиться новостью
"Севмаш", ПО АО Россия, Северодвинск+7 (818) 450-47-17


Комментарии   1.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь или
-1+
#Ушаков Александр Александр Александро, 20.12.2019, 08:08Спасибо за подробную статью. И мы бывали там ... действительно предприятие-ГИГАНТ !

Предыдущая новость