Как сегодня живет старейший кабельный завод России

- A + Автор: Кирилл Воловик КомментарииПрочитано 1642 раза   |
25 октября вся кабельная промышленность России отмечает свой профессиональный праздник - день кабельщика. Производство этой продукции берет свое начало со дня основания завода "Севкабель" - первого отечественного предприятия, специализирующегося на выпуске кабелей. В 2019 году завод празднует юбилей - 140 лет. В рамках "Невы-2019", в канун праздника наш корреспондент Кирилл Воловик встретился с коммерческим директором "Севкабеля" Олегом Айрапетовым и обсудил с ним отрасль, а также работу предприятия на судостроительном рынке.
- Олег Романович, насколько известно, "Севкабель" имеет почтенный возраст. Сколько сейчас лет заводу? Сколько сегодня человек работает на "Севкабеле"?

- Заводу "Севкабель" в этом году исполняется 140 лет. Замечу, что история всего кабельного производства в России начинается со дня основания завода "Севкабель". Поэтому вместе со всей страной будем праздновать 25 октября юбилей "Севкабеля" и День работника кабельной промышленности. В настоящее время на нашем предприятии работает порядка 650 человек.
 
Олег Айрапетов, коммерческий директор ГК "Севкабель" / Корабел.ру

- Расскажите, работает ли сегодня завод "Севкабель" на судостроительном рынке? Какой продукцией представлен?

- Наш завод на рынке давно. У нас есть отдельный цех по производству судовых кабелей. Мы поставляем свою продукцию практически на все гражданские суда, которые строятся в России. Так, например, мы поставляли и поставляем свою продукцию на строящиеся атомные ледоколы на Балтийском заводе и ледокол на "Адмиралтейских верфях". Это те суда, что будут работать в Арктике, в экстремальных условиях. Мы планируем дальше продолжать поставки на будущую серию ледоколов, которая дополнительно будет строиться на Балтийском заводе.

География поставок не ограничивается только регионами Северо-Запада. Наша продукция поставляется и на Дальний Восток, и в средней полосе России, к примеру, для Зеленодольского завода имени А.М. Горького.

Помимо судовой линейки кабелей, "Севкабель" имеет группу продукции для нефтегазовой отрасли. Это геофизические кабели, которые применяются в морской геофизике – они предназначены для спуска приборов и оборудования для исследования морского дна. По этому направлению завод "Севкабель" является лидером отрасли.

Вместе с этим, весь дальневосточной рыболовецкий флот работает на нашем кабеле.

- Вы сказали, что у "Севкабеля" есть ярко выраженные направления деятельности. Соединим нефтегазовую и судостроительную отрасли в одно. Из общего объема поставок, сколько процентов оно занимает? И где еще востребована продукция вашего предприятия?

- Конкретное морское направление занимает порядка 20% из общего объема заказов. Оставшиеся 80% - это промышленное и индустриальное применение.

- Давайте остановимся на судовых кабелях. Что это за продукция?

- В основном это силовые контрольные кабели и высоковольтные кабели, которые применяются при строительстве практически всех судов гражданского назначения — от танкеров до ледоколов. Есть очень узкоспециализированная линейка кабелей для подводных лодок.

- А что вообще сегодня происходит на рынке кабельной продукции? Какие существуют тенденции в мире?

- В целом рынок кабельной продукции меняется, осваиваются новые материалы, выпускается продукция под специальные, порой совершенно индивидуальные требования заказчика. По нашим оценкам, объем рынка растет. Правда, сами по себе динамики отличаются по критериям. Если мерить по тоннажу и километражу, то это будет одна динамика роста, по выручке — совершенно другая.

Дополнительно растет и конкуренция как со стороны существующих заводов, так и со стороны новых, еще мало известных предприятий. Те предприятия, которые еще вчера производили совсем небольшие объемы изделия, сейчас начинают наращивать мощности и производство. Это касается общепромышленных кабелей, а вот на судовом рынке, который мы считаем узконаправленным, игроков можно пересчитать по пальцам.

- Тогда интересно послушать вас как эксперта с точки зрения кабельной продукции, как вы смотрите на отечественное судостроение? В каком оно состоянии?

- Можно с уверенностью сказать, что рынок судостроения будет только расти. Взгляните на Дальний Восток и ССК "Звезда". Ведь там будут строить большое количество судов — порядка 120 единиц, в том числе для освоения Арктики. Активно развивается программа инвестквот, по всей России сейчас строятся рыболовецкие суда. Вместе с этим, по некоторым регионам России образовываются судостроительные кластеры.
 
Фото: "ГК "Севкабель" , ООО

- Олег Романович, чем уникален "Севкабель", помимо того, что это старейшее предприятие в России по производству кабельной продукции?

- Наш завод производит качественную продукцию, и наша уникальность заключается в том, что мы никогда не баловались с качеством и не делали "усеченку". Это дает нашим покупателям уверенность и гарантию, что кабельная продукция соответствует всем отраслевым стандартам. Кроме того, благодаря 140-летней истории завода и 70-летней истории НИИ "Севкабель" у нас есть возможность соединять большой опыт с инновационными решениями, производственную культуру с последними промышленными нововведениями.

- Для представления рынка, у основных производителей кабельной продукции, предложения в целом одинаковые? Номенклатура как-то разнится или не особо?

- У всех игроков на рынке, кто делает и предлагает качественную продукцию, – да, в целом все одинаковое. Просто сейчас рынок таков, что многие компании в погоне за покупателями начинают "хулиганить", что отражается на качестве готовой продукции.

- У меня была несколько неприятная мысль, что "Севкабель" потихоньку умирает, потому что на территории завода появилось и активно развивается пространство "Севкабель Порт". Даже совсем недавно вместе с судоходной компанией "Нева Тревел Компани" там открыли причал для туристов. Интересно понять, в каких вы взаимоотношениях находитесь с пространством? Ведь они продвигают бренд предприятия, причем достаточно эффективно.

- Что касается первого тезиса о гибели предприятия - "Севкабель" не умирает и не умрет. Это априори не соответствует действительности и выбранной стратегии компании. Мы планируем жить, развиваться дальше и поставлять продукцию на благо России. Там, где сейчас находится "Севкабель Порт", раньше действительно располагались производственные мощности, но мы их перенесли, расположили через дорогу, тем самым оптимизируя технологическую цепочку и производственную логистику. Таким образом, наше предприятие исключило различного рода перемещения полуфабрикатов через Кожевенную линию и связанные с этим потери. Мы просто повысили эффективность своего производства.

Несомненно, все в городе ассоциируют "Севкабель Порт" с нашим предприятием. Дело в том, что сегодня есть тенденция, которая ведет к уменьшению производственных площадей многих заводов. То, что раньше занимало три гектара, сейчас уже можно поместить в один. Именно об этом говорили руководители "Севкабеля", заявляя, что мы двигаемся по "Индустрии 4.0" - более технологичному производству при меньших ресурсах, в том числе и территориальных.
Небольшая справка об истории появления "Севкабель Порта" и о развитии морской тематики пространства:

Завод "Севкабель" в 2017 году в ходе модернизации локализовал все свое производство на одной территории, вместо исторического расположения на двух площадках.

Перенос производства на одну площадку был обусловлен тем, что современные линии не требуют такого количества квадратных метров, как это было полтора века назад, когда завод строился. Расположение по двум сторонам Кожевенной линии было неудобным в плане логистики и влекло за собой издержки. Таким образом, все оборудование и процессы были перевезены в цеха на Кожевенной линии, 39 (это площадка завода площадью 10 га), а на Кожевенной, 40 освободилось около 3 га территории с выходом к Финскому заливу. 

На освободившейся территории руководство завода решило создать беспрецедентный проект - общественное пространство "Севкабель Порт". Для реализации и операционного управления была нанята управляющая компания Miles&Yards, "Севкабель" же занимается стратегическими вопросами и является инициатором и инвестором создания "Севкабель Порта" на небольшой части своей территории. 

Нашу редакцию особенно интересовало перспективное развитие морской тематики в пространстве. Точных деталей и планов разузнать не удалось, однако известно, что "Севкабель Порт" продолжит активно использовать ближайшую акваторию, и морская тема с пространства никуда не денется. Сейчас руководство планирует подключение дополнительных маршрутов теплоходов вместе с судоходной компанией "Нева Тревел Компани". 

- Олег Романович, раз мы затронули тему "Индустрии 4.0", тогда расскажите о ваших мощностях. В каком они состоянии?

- Мы используем импортные станки, многие из которых дорабатывает под себя наша команда: совместно с IT-отделом и НИИ "Севкабель", совместно с технологами, например, разрабатывают собственное ПО и создают собственную оснастку – это необходимо для увеличения исходных мощностей оборудования. Кроме того, мы занимаемся активным внедрением программы "Умный цех" - это уникальная разработка завода. "Умный цех" позволяет минимизировать бумажную бюрократию, автоматизировать производственные процессы.

- Испытывает ли ваше предприятие какие-то проблемы? Может, хотели бы видеть более активную поддержку государства? Есть ли вообще какие-то трудности у производителей?

- Дать однозначные ответы на подобные вопросы достаточно трудно. Есть проблемы, которые решаются в рабочем порядке. В моем понимании помощь государства должна быть в виде финансирования больших инвестиционных проектов, которые в итоге дадут возможность производителям продукции получить заказы, произвести продукцию, обеспечить рабочими местами персонал и так далее.

Однако каких-то неразрешимых проблем нет, ведь в кабеле основными материалами являются медь и алюминий, которые мы закупаем в России. С подобными закупками проблем нет, как и с поставщиками.
 
Фото: "ГК "Севкабель" , ООО

- С 2014 года Россия находится под санкциями, многие иностранные компании ушли с отечественного рынка. И показалось, что это может стать неплохим драйвером для развития российских компаний, российских производителей. Подскажите, коснулись ли вас санкции? Дали ли толчок к развитию или все осталось прежним — те же поставки, того же объема?

- Безусловно, введенные санкции отразились и на нашем предприятии. В той же судовой отрасли ушли конкуренты, которые поставляли кабель из Финляндии. Сейчас же есть конкуренция в лице корейских производителей, компаний из Китая, которые активно лоббируют своих производителей на рынке. Поэтому мы надеемся, что политика импортозамещения, точнее ее конкретные решения, усилят контроль за приобретением заказчиками продукции именно российского производства и позволит нам увеличить портфель заказов.

Однако на примере нашего предприятия мы не заметили серьезного качественного скачка с момента введения санкций. Мы как поставляли, так и поставляем достаточно много на судостроительную отрасль.

- Традиционный вопрос, связанный с рыбопромысловым флотом. Вы сказали, что рыбодобывающие суда Дальнего Востока ходят с вашими кабелями. Вы как-то участвуете в программе "квоты под киль"?

- Мы ведем плановую работу с проектными институтами, которые, так или иначе, участвуют в проектировании. Вместе с этим сотрудничаем непосредственно с заказчиками, предлагая большой спектр продукции — судовые, геофизические, контрольные кабели, а также какие-то специальные, которые мы можем разработать силами нашего НИИ "Севкабель" по техническому заданию под конкретную потребность. Поэтому "Севкабель" в любом случае будет участвовать в программе инвестквот.

Несмотря на то, что на рынке уже известно, что рыболовецкие компании достаточно требовательные, мы не видим в этом проблем. Абсолютно нормально, что заказчик желает качественной продукции для своего флота. В качестве своей продукции мы уверены. Да, кабели могут быть не такими дешевыми, но те компании, которые дорожат имиджем и хотят быть уверенными в качестве конечного изделия, приходят к нам.
 
Стенд "Севкабеля" на "Неве-2019" / Корабел.ру


- Из нашего разговора складывается впечатление, что разговор о рынке судовой кабельной продукции — это разговор не о разноплановости, а о качестве. Правильно я понимаю?

- В целом, вы правы. Но судовые кабели — это технологически более сложная продукция, чем общепромышленные кабели. Мы стараемся создавать новое. К примеру, недавно наш НИИ "Севкабель" разработал конструкцию кабеля, которая может эксплуатироваться при температуре окружающей среды, достигающей минус 70 Со.

Главным трендом, повторюсь, на рынке является погоня за качеством, потому что заказчики последние несколько лет сильно обожглись о большое количество контрафактной продукции и встретились с проблемами, связанными с применением такой продукции. Я говорю о пожарах и несчастных случаях. Потери, которые несут промышленные предприятия из-за простоев при закупке дешевой кабельной продукции, несоизмеримы с получаемой прибылью. Все стараются производить в срок, без простоев, потерь и риском для человеческой жизни.

Если же обратимся к судостроению, то тут есть явный тренд на освоение Арктики, о котором постоянно говорит государство. Поэтому мы и работаем над конструкциями кабельной продукции, способными функционировать при низких температурах. Еще есть интересное направление в геофизике. В частности, НИИ "Севкабель" поставило кабель для бурения реликтового озера Восток.
 
Фото: "ГК "Севкабель" , ООО


- У "Севкабеля" есть собственный НИИ? Проходит ли ваша продукция какие-то испытания и где?

- Да, наш институт занимается разработками, сертификацией и испытаниями. У НИИ "Севкабель" есть собственный испытательный стенд, и у лаборатории института есть соответствующая аккредитация.

- Олег Романович, напоследок любопытно послушать ваши планы на будущие пять лет. Куда планируется двигаться? Какое направление развивать? Будете ли работать в сторону увеличения объема поставок в судостроении?

-
Наше предприятие планирует продолжить работу в сторону расширения портфеля заказов на морском рынке несмотря на то, что мы уже поставляем кабели в судостроении в достаточно большом количестве. Если говорить о глобальных планах завода, то мы собираемся осуществить релокацию основного оборудования и мощностей. Сейчас идет выбор площадки. Это позволит нам развиваться. На территории Васильевского острова в Санкт-Петербурге мы достаточно сильно стеснены, и любые инвестиции в оборудование вызывают вопросы об установке и расположении станков. Это дополнительные проблемы для нашего предприятия. После релокации мы даже хотим освоить выпуск новой продукции, в том числе, в судовой отрасли.


[Больше фото в галерее снизу]

Материалы по теме:
Неприкаянный заказ, или История одного кабеля (статья о "Рыбинском кабельном заводе")
Автор: Кирилл Воловик
Поделиться новостью
"Адмиралтейские верфи", АО Россия, Санкт-Петербург+7 (812) 714-88-63
"Балтийский завод", АО Россия, Санкт-Петербург+7(812)324-94-35, +7(812)324-93-70
"Зеленодольский завод им. А.М. Горького", АО Россия, Зеленодольск+7(84371)5-76-10
"ГК "Севкабель", ООО Россия, Санкт-Петербург+7(812)329-75-87, +7(812)329-00-83, +7(800)444-1515
"Нева Тревел Компани", ООО Россия, Санкт-Петербург+7 (812) 327-14-15, +7 (911) 172-46-07
"Судостроительный комплекс "Звезда", ООО Россия, Большой Камень+7(42335)4-11-75, +7(42335)4-00-00

Подписка Корабел.ру экономит ваше время
Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного!

Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь или

Предыдущая новость