реклама

Неприкаянный заказ, или История одного кабеля

Мы продолжаем рассказ о предприятиях, которые посетили в ходе экспедиции в город Рыбинск. Сегодня у нас на очереди Рыбинский кабельный завод. С его продукцией хорошо знакомы наши судостроители — большинстве сданных за последние годы судов можно отыскать кабели с маркой РКЗ.
Рыбинский кабельный завод

Резину делают сами

Рыбинск — город не только корабелов и двигателестроителей. Есть в нем и другие важные производства — приборостроение, например, или деревообработка. Не последнее место в списке предприятий занимает кабельный завод — один из старейших в России! В следующем году РКЗ отметит свое 70-летие, возраст солидный.

Создан завод был в первый год после окончания Великой Отечественной войны как филиал "Москабеля" и занимался тем, что выпускал провода для автомобилей и тракторов. Место для него было выбрано не случайно — ниже по Волге располагался ряд крупных автозаводов.

Однако довольно быстро предприятие набрало обороты и отошло от чисто автомобилььной тематики. Уже к 1980-м годам завод превратился в гиганта кабельной сферы — расширилась номенклатура, появилось судовое направление, начались экспортные поставки. В 1989 году на его территории открылось совместное с австрийцами производство эмалированных проводов.

В 2000-е годы, после модернизации, "Рыбинсккабель" запустил производство изолированных кабелей под напряжение до 35 кВ.

В общем, сами видите, завод немаленький. При этом, что важно для нас, часть его продукции идет в судостроительную сферу — у РКЗ есть все необходимые регистровые сертификаты, военная приемка. А еще — неплохая доля рынка в 20-25%. Это примерно столько же, сколько у их главного конкурента на судовом направлении — холдинга "Кабельный альянс".

Удерживать такую серьезную нишу позволяет база, накопленная еще в советские годы. Во-первых, это отлаженное производство. Во-вторых, высококвалифицированные кадры с многолетним опытом. А в-третьих, РКЗ — одно из трех во всей России предприятий, которые способны сами для себя делать резину. Здесь налажен полный цикл изготовления продукции. За счет этого достигается выигрыш, в том числе в цене.
 
Рыбинский кабельный завод / Корабел.ру

Три года назад завод запустил новинку — кабель для морских буровых платформ. В 2017-м этот продукт победил в конкурсе "100 лучших товаров России" в номинации "Новинка года — 2017". Кабель был разработан под конкретного заказчика. Однако у этой истории нет красивого финала — заказчик от закупок отказался.

Учитывая все вышесказанное, понятно, почему мы в ходе недавней рыбинской экспедиции решили заехать на предприятие — познакомиться, посмотреть производство, узнать о том, как дела обстоят в российской кабельной промышленности и что там приключилось с кабелем для морских платформ.


Безгалогеновый кабель как норма жизни

— По кабелю для морских платформ мы полностью разработали ТУ, с нуля, по согласованию с заказчиком — "Лукойлом". Как вы знаете, эта компания ведет разработку Филановского месторождения на каспийском шельфе. Как раз тогда начали вводиться санкции, потребовалось импортозамещение, и мы включились в этот проект по заказу "Лукойла", — рассказывает гостям из "Корабела" заместитель коммерческого директора по маркетингу Сергей Егоров. Мы сидим у него в кабинете, пьем чай и расспрашиваем о той самой истории с неприкаянным заказом.
 
Сергей Егоров / Корабел.ру

Требования, по его словам, выдвигались нефтяниками жесткие, современные — с применением новых материалов, с изоляцией из безгалогенной композицией типа HF XLPE и оболочками из композиции типа SHF2, с повышенной огнестойкостью. Предназначаться кабели должны были для подвижной и неподвижной прокладки внутренних и наружных соединений электрооборудования на платформах. Рабочий диапазон — от -50 до +60 градусов по Цельсию. Срок годности — 30-35 лет.

"Рыбинсккабель" полностью реализовал этот проект, создал целую линейку продукции под указанные параметры. Его изделия получились с пониженной пожарной опасностью, они имеют медные луженые жилы и термический барьер из слюдосодержащей ленты. В линейке предлагается изоляция из керамообразующей кремнийорганической резины типа HF S95, с общим, индивидуальным и парным экраном жил в виде оплетки из медных луженых проволок, с броней в виде оплетки из стальных оцинкованных проволок.

Для России эта линейка уникальна, на Западе аналоги, понятно, есть — их-то и собирались "импортозамещать". Но в итоге клиент все-таки сделал выбор не в пользу отечественного производителя.

— Живем мы в мировой экономике, цена ненамного меньше, чем итальянская. И, будем откровенны, покупатель нашел способы обойти санкции. В итоге продолжает покупать там. Даже с учетом того, что выходит чуть-чуть подороже, он решил сотрудничать с европейцами, — вздыхает наш собеседник.

Мы решаем копнуть чуть глубже, и интересуемся происхождением материалов для кабелей — оказывается, закупки идут в той же Европе. В России нет соответствующего оборудования и нет производителей, готовых вложиться прямо сейчас в его установку. Безгалогеновая изоляция, если и выпускается в нашей стране, то на 70-80% в ее основе лежат все те же иностранные ингредиенты. А это, безотносительно санкционного давления, еще и вопрос цены — она привязана к курсу евро или доллара. Соответственно, можно представить себе, как возросли издержки за последние три-четыре года.

Поэтому на наших кабельных предприятиях в большинстве случаев изоляция до сих пор делается из полиэтилена, в то время как за границей безгалогеновая продукция — уже давно не страшный эксклюзив, а норма жизни, объясняет нам Сергей Егоров.
 
Рыбинский кабельный завод / Корабел.ру

Надо будет — нарастят

Помимо конкретного кабеля, нас еще интересовало состояние рынка в целом — насколько судовое направление востребовано сегодня. Выяснилось, что кабельные заводы, как и верфи, тоже сильно зависят от госпрограммы вооружений. Речь, конечно, о той части продукции, что ориентирована на море и реку.

Дело в том, что именно "военка" поглощает две трети всех выпускаемых судовых кабелей. Поэтому самый пик заказов был пару лет назад, а сейчас обороты пошли на спад. И это касается не только Рыбинского кабельного завода — похожая ситуация и на других предприятиях.

С другой стороны, в плюс нашему рынку сыграло резкое снижение закупок продукции у Азовского кабельного завода — он расположен в украинском Бердянске и традиционно был сильным конкурентом для российских производителей. Больше всего от этого выиграл подольский "Экспокабель" — именно на него возложена задача заместить весь выпавший объем украинских изделий.
 
Рыбинский кабельный завод

Вообще же, для кабельных заводов, замечает представитель РКЗ, судовое направление, мягко говоря, не главное. Если брать рыбинское предприятие, то в общей массе продукции судовые кабели занимают всего процента два. Поэтому к ее востребованности или невостребованности там относятся философски. Пойдет в рост российское судостроение — в считанные месяцы будет наращено производство кабелей для него. Благо, все мощности под это остались.

[Больше фото в галерее ниже]

Материалы по теме
Такой разный Рыбинск. Репортаж из экспедиции. День первый
Такой разный Рыбинск. Репортаж из экспедиции. День второй и последний
"Планируем выйти на четыре сухогруза в год" (интервью с гендиректором "Верфи братьев Нобель")
"Корабел.ру" на орбите "Сатурна" (репортаж с испытательного комплекса на "ОДК-Сатурн")

 
"Рыбинский Кабельный Завод", ООО Рыбинск
+7(800)100-70-76, +7(812)425-17-75
"Экспокабель", ОАО Подольск
+7 (495) 505-66-90
"Холдинг Кабельный Альянс", ООО Екатеринбург
+7(343)283-33-33
"Лукойл", ПАО Москва
+7(903)519-87-87, +7(495)627-44-44



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
АО "Порт Коломна" объявило о завершении модернизации теплохода "Невский-18"
20:58 , 27 Апреля 2024 / судоремонт