Об атомной субмарине К-278 "Комсомолец", которая была построена в Северодвинске, написано много книг и снято множество телевизионных сюжетов. Но сегодня следует напомнить о трагедии, которая произошла с K-278 7 апреля 1989 года.
K-278 "Комсомолец" был построен на северодвинской судоверфи "Севмаш" 3 июня 1983 года. B конце декабря того же года уникальная субмарина c корпусом из титана вступила в состав Северного Флота. Технических новшеств у подлодки было хоть отбавляй.
Новейшая субмарина в течении шести лет после постройки служила базой для экспериментов в области глубоких погружений. Наряду с участием в экспериментах подлодка интенсивно использовалась для учений ВМФ и несения боевой службы, в частности, участвовала в противолодочном охранении подводных лодок стратегического назначения от подводных лодок вероятного противника.
"Комсомолец" входил в состав 6-й дивизии 1-й флотилии Северного флота, в которой находились и другие субмарины с титановыми корпусами: "подводные истребители" проекта 705 и "барракуды" - субмарины проекта 945 и 945А.
Тогда, в 1989 году, никто и представить себе не мог, что самый титулованный из мировых подводных кораблей, субмарина, которой принадлежит мировой рекорд погружения - 1032 метра, - утонет. Самая современная субмарина СССР, новейшего на то время третьего поколения, единственная подлодка проекта 685 "Плавник", до сих пор лежит на дне Норвежского моря в 180 километрах юго-западнее острова Медвежий на глубине 1600 метров. Причины катастрофы до сих пор неизвестны.
Сегодня Северодвинск почтит память погибших моряков-подводников. В 16.30 на воинском мемориале острова Ягры состоится траурный митинг. Время выбрано не случайно, так как именно в эти минуты аварийный корабль стремительно погружался под воду. Ha его борту навечно осталось 42 моряка.