реклама

Сергей Еремеев: "В России нет ни судостроительной базы, ни опыта возведения крупнотоннажных промысловых судов"

Флот одной из крупнейших рыбопромысловых компаний Дальнего Востока – Преображенской базы тралового флота – пополнился двумя судами. В начале апреля текущего года "новобранцы", которым дали названия представителей семейства кошачьих "Рысь" и "Леопард", впервые зайдут в бухту Преображения, чтобы доукомплектовать экипажи и отправиться в свои первые рейсы.

Суда приобретены на вторичном рынке у одного из южнокорейских операторов. Сейчас они находятся в южнокорейском порту Пусан, где представители ПБТФ и специалисты компании Korea Trading & Industries Co. Ltd. проводят последние операции по их модернизации и дооснащению.

Преображенская база тралового флота – одна из немногих компаний, которая имеет опыт строительства новых судов. Так, последний новострой для преображенцев, БМРТ "Генерал Трошев", сошел со стапелей Черноморского судостроительного завода по современным меркам сошел совсем недавно, три года назад. А к работе в промысловой экспедиции он приступил в конце марта 2012 года (первый трал экипаж поставил 25 марта).

Как раз о причинах отсутствия массового строительства новых судов для рыбаков, о новых промысловых судах, о достижениях и проблемах работы ПБТФ мы побеседовали с генеральным директором компании – Сергеем Мстиславовичем Еремеевым.

Расскажите о ваших новых судах "Рысь" и "Леопард". Какие задачи будут выполнять, какое специальное оборудование установлено?

Шхуны "Рысь" и "Леопард" имеют сходные технические характеристики. Это бывшие тунцеловы южнокорейской постройки, оснащенные экономичными японскими двигателями мощностью 1200 л.с. Первое - длиной 49,61 метра, шириной 8,8 метра и высотой надводного борта – 3,84 метра. Параметры второго соответственно – 49, 9,2 и 3,94 метра. Регистровая вместимость "Рыси" - 628 тонн, чистая – 256. У "Леопарда" немногим больше: 664 и 274 тонн.
После переоборудования суда будут вести ловушечный промысел креветки ("Рысь") и краба ("Леопард"). В соответствии с этой специализацией каждое из них оснащается необходимым оборудованием для постановки и выборки орудий лова (лебедками, канатными транспортерами, кормовыми ролами и т.д.), а также технологическим комплексом для производства продукции. В его состав входят сортировочные машины, морозильные аппараты, варочные котлы и упаковочные линии. Такое "вооружение" позволит нам в зависимости от конъюнктуры рынка выпускать морепродукты как в сыро-мороженом, так и варено-мороженом виде и расфасовывать их в одно-двухкилограммовую (креветка) и пяти-семикилограммовую (краб) тару.

Преображенская база тралового флота / ПБТФ


Почему купили именно эти суда, чем руководствовались?

Главное требование, которое мы предъявляли к своим будущим судам – экономичный расход топлива на главных двигателях. Как известно, значительная доля затрат в экономике рыбопромысловых предприятий приходится именно на горюче-смазочные материалы. Например, в 2013 году нашей компании для обеспечения своей производственной деятельности потребовалось 30 тысяч тонн флотского мазута и дизельного топлива, обошлись они нам в 740 миллионов рублей. И год от года эти затраты только увеличиваются.

В таких условиях вопросы минимального расхода топлива и способность судов работать на более дешевом тяжелом "горючем", конечно же, выходят на первый план.

Другая немаловажная причина, побудившая нас к приобретению южнокорейских шхун – возможность их быстрого и качественного переоборудования под нужды предприятия. Компания Korea Trading & Industries Co. Ltd., с которой мы в итоге заключили контракт на ремонт и перевооружение судов, располагала необходимыми проектными решениями. Это позволило подрядчикам в сразу же приступить к работе, а нам быть уверенными в том, что срок, предусмотренный договором, будет выдержан.

Планируете еще закупать флот?

Да, такие планы у предприятия есть, и в первую очередь они, конечно же, обусловлены наличием квот на добычу водных биоресурсов. Пока их размер позволяет нам думать о пополнении флота. Надеюсь, что и после грядущего в 2018 году распределения лимитов, ничего не изменится.

Сейчас мы практически полностью осваиваем квоты по основным видам промысла – сельди и минтая, для большей операционной свободы и снижения промысловой нагрузки на имеющийся сейчас флот нашему предприятию не хватает еще одного крупнотоннажного траулера.

Кроме того, в компании принята к реализации программа развития промысла сайры и расширения ее переработки на берегу, в рамках которой предусматривается строительство серии специализированных среднетоннажных судов.

 

Рассматривали ли варианты строительства новых судов?

В данном конкретном случае мы вынуждены были прибегнуть к покупке судов на вторичном рынке, поскольку из-за увеличения квот на вылов креветки и краба нуждались в быстром пополнении своего специализированного флота.

Что же касается новостроя, то ОАО "Преображенская база тралового флота" - это очень редкий пример дальневосточной рыбацкой компании, имеющей опыт строительства крупнотоннажных судов в условиях рыночной экономики. Причем этот путь мы прошли дважды – в 2000 и 2012 годах, когда в состав нашего предприятия вошли большие автономные траулеры-морозильщики "Бухта Преображения" и "Генерал Трошев".

Они были возведены на верфях Черноморского судостроительного завода в г. Николаеве специально по нашему заказу. И как показала практика, процесс постройки судна может оказаться весьма затяжным: в последнем случае он, например, растянулся на три года.

Но от новостроя мы отказываться не собираемся, понимаем, что за ним будущее предприятия. Доказательством тому – заказ, который мы в настоящее время разместили в Китае на возведение первого из серии специализированных судов, предназначенных для промысла двух объектов – сайры и кальмара. При этом мы выкупили проектную документацию, "подвели" ее под требования Российского морского регистра судоходства и Технического регламента, и теперь можем вести дальнейшее строительство сайроловов на любой отвечающей нашим условиям верфи, в том числе отечественной.

На ваш взгляд, что мешает строительству новых рыбопромысловых судов в России?

В системе гражданского судостроения рыбацкий флот относится к наиболее технологически сложному. А в России на сегодняшний день нет ни необходимой судостроительной базы, способной быстро, качественно и за адекватную цену построить нужные рыбакам траулеры, ни опыта возведения крупнотоннажных рыбопромысловых судов. Соответствующие мощности и кадры с развалом Советского Союза остались на Украине. Заводы же, находящиеся на территории нашего государства, занимались строительством мало- и среднетоннажного флота, и ожидать от них возведения "крупнотоннажников" не приходится. Навряд ли в ближайшее время смогут изменить эту ситуацию и новые верфи: например, возведение судоверфи в соседнем с нами Большом Камне затягивается, а ее будущая специализация далека от рыбопромыслового флота.

Преображенская база тралового флота / ПБТФ


И на что еще хотелось бы обратить внимание: можно купить самые современные судостроительные технологии и оборудование, построить верфи, но где сегодня взять квалифицированных специалистов, которых отечественное судостроение потеряло в последние годы? Кто-то ушел на пенсию, кто-то в поисках лучшей доли уехал за границу, а молодежь в профессию просто не пришла, не видя перспектив. С этим мы столкнулись в Николаеве, где во многом кадровый голод стал причиной задержки передачи нам БМТР "Генерал Трошев".

В идеале же, как считаю я, рыбаки не должны строить флот. Мы должны иметь возможность "прийти на рынок" и купить необходимый траулер. В таком случае он сразу (или через совсем небольшой срок) приступит к работе, начнет окупать вложенные в него немалые и зачастую кредитные средства. При строительстве же флота, которое в сегодняшних условиях может растянуться на годы, предприятие вынуждено дожидаться сдачи судна и все это время обслуживать кредиты, нести огромные затраты, не получая при этом никакой отдачи.

Ситуацию может спасти государственная программа рыбопромыслового судостроения, если, конечно, у государства есть интерес к развитию промышленности, способной потянуть за собой и подъем других смежных отраслей. Заказчиком строительства рыболовного флота в рамках такой программы может выступать само государство либо лизинговые компании, которые впоследствии на определенных условиях будут передавать суда рыбакам. Причем, не обязательно это должны быть полнокомплектные траулеры: в серийном порядке могут возводиться корпуса, оснащенные главными двигателями, а вся остальная "начинка" (навигационная, поисковая, промысловая, перерабатывающая) устанавливаться в зависимости от потребностей рыбаков и оплачиваться ими отдельно. И еще одно условие, без которого невозможно массовое обновление рыбацкого флота: льготное кредитование предприятий. Ведь в один прием отдать из своего кармана сумму, измеряющуюся миллиардами рублей (например, на строительство БМТР "Генерал Трошев" ОАО "ПБТФ" затратило 1,2 млрд. рублей), навряд ли сможет даже самая крупная рыбацкая компания. Банковское же кредитование существенно наращивает стоимость новостроя, а с сегодняшними процентными ставками в 25-27 пунктов делает его и вовсе неподъемной.

Капитан Демидюк / ПБТФ


Обращались ли вы в конструкторские бюро и к самим судостроителям (или же они сами обращались к вам) с просьбами озвучить пожелания по возможным проектам новых рыбопромысловых судов?

Свои предложения мы, конечно же, озвучивали. Причем, делали это неоднократно: и по просьбе департамента рыбного хозяйства Приморского края, и на отраслевых совещаниях, и непосредственно судостроителям, например, калининградского завода "Янтарь". Но, к сожалению, ответы, которые мы получили от корабелов по стоимости необходимых нам судов, вызывают, как говориться, немое изумление. Для крупнотоннажных траулеров с минимальным набором оборудования она стартует со 100 миллионов долларов. А в комплектации, способной обеспечить эффективный поиск, добычу рыбы и ее глубокую переработку, с учетом кредитных линий, обслуживание которых будет идти "вхолостую" не менее двух лет (быстрее судно у нас не построят), эта цифра переваливает 150-миллионный барьер. И это с прошлогодней кредитной ставкой в 12 процентов. С сегодняшними запредельными 25-27 процентами стоимость траулера окажется еще выше. Такие вложения не окупятся и за десять лет. Тогда какой в них смысл?

Для примера еще раз скажу, что строительство БМТР "Генерал Трошев" обошлось нашему предприятию в три раза меньшую сумму - 50 миллионов долларов. При этом мы смогли оснастить его самыми современными средствами навигации и связи, поиска и контроля лова рыбы, холодильным установками и траловым комплексом с увеличенной мощностью траловых и кабельно-вытяжных лебедок. Перерабатывающий цех на траулере в соответствии с международными стандартами оборудован специальной санитарной пропускной зоной, а его технологическая "начинка" позволяет вести глубокую переработку сырья.

Поэтому все вопросы о перспективах отечественного рыбопромыслового судостроения с озвученным выше ценообразованием отпадают сами собой.

P.S. Мнение судовладельца понятно. Для полной картины редакция "Корабела" попробует взять комментарии и выяснить мнения по вопросу строительства рыбопросыслового флота у представителей ОСК, КБ "Восток" (ОАО "ЦТСС") и Росрыболовства. О результатах обязательно сообщим в следующих материалах.
 

Беседовал Владислав Букин

 

"Черноморский судостроительный завод", ПАО Николаев
+7 (380 512) 373-468, 476-024
"Преображенская база тралового флота", ПАО Преображение
+7(42377)24-3-31



Комментарии   3.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Владимир Северодвинск, 13.03.2015, 12:32В прошлом году Звёздочка сдала новый траулер пр.50010. Но строительство траулера на оборонном заводе тоже не способствует адекватному ценообразованию. К тому же никто не заказывает серию. Ну хотя бы два или три судна. А так каждое судно получается головным. Кто только не обещал заняться вопросами обновления флота за последние лет пятнадцать! Эффект нулевой. Ни Правительству, ни, тем более, депутатам, это абсолютно не нужно. Сколько было уже разного рода программ, стратегий, поручений... В итоге без судов из Кореи, Японии и Норвегии нашим рыбакам не прожить.
-0+
#Дубровский Виктор Анатольевич, 13.03.2015, 20:05Между прочим, когда горючее пишут в кавычках, то это значит, что имеется в виду спиртное...Это кто же так понимает горючее, журналист или интервьюируемый?
-0+
#Кислицин Андрей Владимирович, 16.03.2015, 10:25ну теперь можно строить на крымских верфях
Свежие новости
Seadevice снижает цены
14:04 / пресс-релизы