реклама

Scorpio выручил "Приз"

0 587 3 мин
Благополучно завершилась драматическая операция по спасению военного батискафаа АС-28 "Приз", затонувшего в минувший четверг у побережья Камчатки. Семеро моряков провели трое суток на глубине 190 метров при температуре, не превышающей 10 градусов. Как и пять лет назад, когда произошла трагедия с атомоходом "Курск", у наших военных не оказалось оборудования, чтобы поднять батискаф. Помощь пришла только в ночь на воскресенье.

Ключевую роль в спасении экипажа "Приза" сыграл беспилотный подводный аппарат Scorpio ROV. Именно он разрезал тросы, удерживавшие батискаф на глубине. Scorpio принадлежит британской компании James Fisher Rumic, специализирующейся на спасении экипажей затонувших подлодок. Исполнительный директор компании Роджер ЧАПМАН дал в Лондоне эксклюзивное интервью "МН".



- Кто попросил вас принять участие в спасении батискафа?

- Мы получили распоряжение от руководства нашим военно-морским флотом подготовиться к участию в этой операции 5 августа. Мне позвонили в семь утра, а в одиннадцать мы получили подтверждение, что российское Министерство обороны обратилось к руководству наших ВМС с просьбой прислать к месту аварии наше спасательное оборудование.

- Как проходила спасательная операция?

- В полдень 5 августа наша спасательная команда из восьми спасателей со всем оборудованием выехала в близлежащий аэропорт, где нас уже ждал зафрахтованный транспортный самолет королевских ВВС "С-17". Понадобилось 12 часов, чтобы добраться до Камчатки. После разгрузки в аэропорту русские помогли нам установить оборудование на их судне, с которого мы и проводили работы по высвобождению батискафа от сетей и кабелей.

- Сколько времени понадобилось, чтобы поднять батискаф?

- Через пять часов после того как мы покинули порт на Камчатке, мы добрались до места аварии. Сама операция заняла примерно семь часов.

- Существует международный закон, по которому все работы по спасению на море оплачивает спасенная сторона. Можно ли подъем батискафа считать коммерческой операцией?

- Это коммерческая операция, но нашим клиентом в ней выступает британское министерство обороны. У нас долгосрочный контракт с министерством, и мы обязаны круглые сутки находиться в постоянной готовности на случай спасательных операций по первому его требованию. Возможно, есть какое-то соглашение между британским и российским правительствами. Мне о нем не известно. Эту операцию нельзя назвать широкомасштабной, поэтому не думаю, что финансовая компенсация здесь может быть значительной.

- Что представляет собой ваша компания?

- Мы сотрудничаем прежде всего с королевским флотом, предоставляя свои услуги по спасению экипажей попавших в аварию подлодок. Наша штаб-квартира расположена в шотландском городке Ренфру, неподалеку от Глазго. Кроме практического спасения на море, чем мы занимается вот уже 15 лет, мы конструируем спасательные аппараты и консультируем по глубоководным спасательным операциям.

- Ваша компания считается гражданской или военной?

- Абсолютно гражданская и независимая от правительства. Хотя в компании много бывших офицеров флота. Я сам служил на подводном флоте, пока не вышел в отставку.

- Расскажите о спасательном аппарате Scorpio, с помощью которого был поднят батискаф?

- Этот аппарат длиной около трех метров способен погружаться на глубину более 900 метров. Существует несколько модификаций Scorpio - их использование зависит от типа проводимой операции. Первоначально такие аппараты использовались во время разведки нефтяных месторождений в Северном море. Наша компания их модернизировала и приспособила для спасения экипажей субмарин.

- Помню, брал у вас интервью пять лет назад, во время участия вашей компании в операции по спасению "Курска". Тогда вы жаловались на трудности координации своих работ с руководством российского флота и на недоверие с его стороны. Как обстояло дело на этот раз?

- Во время эпопеи с "Курском" действительно возникали как политические проблемы, так и масса других трудностей. В то время наши отношения с российской стороной были не очень благоприятными. Потом мы по разным поводам сотрудничали с российским флотом, и в результате у нас сложились дружеские связи. На этот раз трудностей не возникало, и отношение к нам русских было самым благожелательным.




Досье МН

ОПЕРАЦИЯ

Очень старались, но...

Российские военные обнародовали подробности операции по спасению батискафа АС-28 "Приз". На первом этапе операции - 4 августа - спасатели пытались освободить АС-28 от тросов и сетей с помощью аппарата "Веном", но он вышел из строя. На втором (5 августа) малый телевизионный аппарат "Тайгер" провел визуальное обследование батискафа. 6 августа с помощью якоря "Кил-168" и троса с кабельного судна "Бирюса" удалось поднять несколько кусков кабеля, продувочных шлангов антенны и тросов. В этот же день два буксира безуспешно пытались вытащить АС-28 вместе с антенной на менее глубокое место. На пятом этапе - 6 и 7 августа - военные снова начали поднимать АС-28 вместе с антенной. Подъем прекращен - на место происшествия подоспели английские спасатели и аппарат "Скорпион", который 7 августа и освободил батискаф. Операция по спасению экипажа обошлась в 10 млн. рублей.




Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости