Блог морского юриста
Блог морского юриста
Управляющий партнер Адвокатского бюро «Инмарин» Кирилл Маслов, известный эксперт в области правового регулирования деятельности на морском и внутреннем водном транспорте информирует «Корабелов» об основных изменениях законодательства
- A + КомментарииПрочитано 4474 раза   |
Еще в далеком 2010 году в своем докладе на расширенном заседании коллегии Министерства транспорта Российской Федерации Игорь Левитин заявил, что Российский Международный Реестр судов, в его нынешнем состоянии, требует совершенствования с точки зрения повышения экономической привлекательности для судовладельцев по сравнению с иностранными государствами. По его словам, в этой связи Министерством подготовлены предложения по поддержке российского судоходства и судостроения в виде отдельного законопроекта.

 

Не обманул
Федеральный закон Российской Федерации от 7 ноября 2011 года N 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией мер государственной поддержки судостроения и судоходства" (далее – ФЗ «О мерах господдержки судостроения и судоходства»), действительно, содержит ряд положений затрагивающих вопрос о Российском Международном Реестре судов.
Вот только насколько они существенны, мы разберемся в рамках данной статьи.

По существу вопроса
Российский Международный Реестр судов (далее также - РМРС) учреждён на основании Федерального закона № 168-ФЗ от 20 декабря 2005 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с созданием Российского Международного Реестра судов".
Целью образования РМРС является "создание экономических и организационных условий, обеспечивающих функционирование зарегистрированных в нем российских судов, имеющих все преимущества «удобного» флага".
РМРС имеет ряд преимуществ перед Государственным судовым реестром (далее – ГСР) и Реестром по праву иностранного государства (судном под иностранным флагом в России). К наиболее существенным из них относятся:
  1. Срок регистрации судна составляет всего 7 дней.
  2. Налог на имущество составляет 0%
  3. НДС – 0%
  4. Судно не является объектом налогообложения 
 и т.д.

Что нового
Пункт 7 статьи 33 Кодекса торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 N 81-ФЗ (далее - КТМ РФ) предусматривает перечень судов, которые могут быть зарегистрированы в РМРС. Статья 2 ФЗ «О мерах господдержки судостроения и судоходства» в значительной степени, расширила и конкретизировала перечень таких судов. К примеру, помимо судов, которые используются для международных перевозок грузов, пассажиров и их багажа, а также для оказания иных связанных с осуществлением указанных перевозок услуг, новая редакция пункта 7 предусматривает возможность регистрации в РМРС:
  • судов, используемых для перевозок и буксировки в каботаже (однако при условии, что возраст таких судов на момент регистрации не превышает пятнадцать лет),
  • судов используемых для разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр, гидротехнических и подводно-технических работ,
  • самоходных судов с главными двигателями мощностью не менее 55 киловатт,
  • несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 тонн, построенных российскими судостроительными организациями после 1 января 2010 года.
В продолжение вышесказанного стоит отметить, что ФЗ «О мерах господдержки судостроения и судоходства» вносит понятие Российский международный реестр судов в Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 25.10.2001 N 136-ФЗ (далее - КВВТ РФ), в частности в статью 16 КВВТ РФ. Если ранее данная статья предписывала возможность государственной регистрации судна и прав на него исключительно в Государственном судовом Реестре Российской Федерации или Судовой книге, то теперь пункт дополнили Реестром арендованных иностранных судов и Российским Международным Реестром судов. Кроме того, законодатель закрепил право регистрации в РМРС для судов, построенных российскими судостроительными организациями после 1 января 2010 года и используемые в целях судоходства, включая их использование в сообщении между портами, расположенными на внутренних водных путях Российской Федерации.


О социальном
Статья 5 ФЗ «О мерах господдержки судостроения и судоходства» предусматривает одно очень важное нововведение в Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Оно предусматривает, в течение переходного периода, применение пониженных тарифов страховых взносов для страхователей, производящих выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в РМРС, за исполнение трудовых обязанностей члена экипажа судна, - в отношении данных выплат и вознаграждений. Согласно пункту 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в течение 2012 - 2027 годов для страхователей, применяются следующие тарифы страховых взносов:
Тариф страхового взноса На финансирование страховой части трудовой пенсии На финансирование накопительной части трудовой пенсии для лиц 1967 года рождения и моложе
0,0 процента для лиц 1966 года рождения и старше для лиц 1967 года рождения и моложе 0,0 процента
0,0 процента

ФЗ «О мерах господдержки судостроения и судоходства» затронул и Трудовой кодекс Российской Федерации. Новая редакция статьи 59 ТК РФ теперь дозволяет заключать срочный трудовой договор с членами экипажей морских судов, судов внутреннего плавания и судов смешанного (река - море) плавания, зарегистрированных в Российском международном реестре судов.
В завершении скажем, что закон «О мерах господдержки судостроения и судоходства» действительно вносят в копилку привлекательности РМСР свою купюру и ее значение мыслится, как посыл формирования принципа “доступности” и “привлекательности” Российского Международной Реестра судов для иностранных судовладельцев осуществляющих перевозки не только морем, но и по реке.

06 марта 2012 года

Лысак Евгений Игоревич
аспирант РАНХГС при Президенте России,
юрист ООО «Инмарин Ле Дефенс»

Наши новости в Telegram

Поделиться новостью
"Инмарин", Адвокатское Бюро Санкт-Петербурга
Россия, Санкт-Петербург+7 (800) 250-00-13, +7 (812) 603-48-63


Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь или

Предыдущая новость