АРХАНГЕЛЬСК, 24 марта. «Росатом» обвинил судоремонтное предприятие «Звездочка» в том, что та, осуществляя работы по утилизации старых атомных подводных лодок, реализует получаемый металл на аукционах.
Как сообщает BarentsObserver со ссылкой на норвежские издания, госкорпорация «Росатом» подала два иска в Арбитражный суд Москвы о взыскании с северодвинского ОАО «Центр судоремонта «Звездочка» более 169 млн руб.
В «Росатоме» считают, что полученные от продажи металла средства классифицируются как дополнительные доходы бюджета и подлежат перечислению на специальный счет. «Звездочка» не перечислила полученные от реализации средства за 2007-2008 годы в указанном объеме.
«Звездочка» специализируется на утилизации АПЛ с 1990-х годов. В 2003-2004 годах Норвегия оплатила утилизацию на предприятии АПЛ класса «Виктор-II». По информации МИД Норвегии, итоговая стоимость утилизации составила 5,2 млн евро.
Утилизация АПЛ на норвежкие средства была завершена в апреле 2004 года. От какой АПЛ остался металл, в продаже которого без перечисления денег на специальный счет «Росатом» обвиняет «Звездочку», не известно.
В отчете об утилизации АПЛ класса «Виктор-II» на «Звездочке» МИД Норвегии пишет о нормальном сотурдничестве с судоверфью и российскими властями. Проект был выполнен в установленные сроки и в рамках выделенного бюджета.
Утилизация большинства АПЛ класса «Янки», «Дельта» и «Тайфун» на «Звездочке» проводится на средства американского фонда конверсии российской атомной промышленности Nun Lugar.
ОАО «Центр судоремонта «Звездочка» считается ведущей российской верфью, специализирующейся на ремонте и переоборудовании подводных лодок, надводных кораблей и судов любого класса и назначения. В последние годы на предприятии также освоено строительство судов, рыболовных траулеров, самоподъемных плавучих буровых установок для добычи нефти и газа в шельфе арктических морей России.
«Звездочка» расположена в Северодвинске (Архангельская область) при впадении реки Северная Двина в Белое море, на месте первого российского морского порта. Здесь в середине XVI века уже действовал порт Святого Николая, через который велась торговля России со странами Западной Европы.
Сейчас морское сообщение от собственных причалов «Звездочки» и через морской порт Архангельск является одним из наиболее удобных видов транспорта для приемки и отправки грузов в любую точку планеты.