реклама

Реки Сибири нуждаются в обновлении флота для дноуглубительных работ. "Обь-Иртышводпуть" и Ленский бассейн

Чуть более года назад, в разгар "санкционного шторма" вдруг выяснилось, что львиную долю дноуглубительных работ в российских морских водах выполняют иностранные компании. "Корабел.ру" решил выяснить, как сегодня обстоят дела в дноуглублении речном. Оказалось, работаем сами. На старых судах, но в целом успешно.

Для этого мы пообщались с отделами водных путей трех сибирских администраций бассейнов Росморречфлота: Обь-Иртышского, Енисейского и Ленского. Не умаляя значения прочих бассейнов, все-таки отметим стратегическое значение безопасности судоходства и пропускной способности этих трех, что, в частности, связано с федеральным проектом развития Северного морского пути. В этом же регионе реализуют инвестпроекты различные "дочки" "Газпрома" и "Роснефти", а также "Норникель". О дноуглублении в Енисейском бассейне мы рассказали в предыдущей публикации (Реки Сибири нуждаются в обновлении флота для дноуглубительных работ. "Енисейречтранс"). Теперь переносимся в район Обь-Иртышского бассейна, а следом посетим и Ленский.


 

"Обь-Иртышводпуть": с опережением графика


Вторая сибирская администрация бассейна внутренних водных путей, с которой "Корабел.ру" знакомит читателей, – ФБУ "Обь-Иртышводпуть". С "Енисейречтрансом" они соседи. Также оба бассейна объединяет масштабность территории и большая протяженность водных путей: если у "Енисейречтранса" она составляет 8182 км, то в ведении "Обь-Иртышводпути" и вовсе в два с половиной раза больше – около 22 000 км.

Хозяйство Обь-Иртышского бассейна всегда было немаленьким, но совсем недавно, в апреле 2023 года, еще более подросло в результате объединения учреждения с ФБУ "Обский БВП", в ведении которого было 7245 км, из которых 3289 км – со средствами навигационного ограждения с гарантированнцыми габаритами.

Водные пути Обь-Иртышского бассейна расположены на территории Западной Сибири и простираются от южной границы России в Алтайском крае до трасс Северного морского пути в Арктической зоне.

В состав бассейна входят крупные сибирские реки Обь и Иртыш с притоками, судоходные трассы Обской губы и Тазовской губы, озёра Новосибирского и Телецкого водохранилищ.

 

Специфика бассейна

Русла рек бассейна сложены из песчаных, глинистых и лишь на небольших участках гравелистых грунтов. Основная часть рек не имеет подпорных сооружений, влияющих на уровень воды. На реке Иртыш в пределах России таких сооружений не имеется, но на уровень воды оказывает влияние каскад гидротехнических сооружений, построенных в Казахстане в советское время.

В настоящее время в Омской области для улучшения водности Иртыша возводится подобное гидротехническое сооружение. И одно такое уже имеется в верхней части Оби. В его состав входят Новосибирское водохранилище и судоходный шлюз (одна нитка).

Судоходство на Обь-Иртышских водных путях от таяния до появления льда максимальная продолжительность действия средств навигационного оборудования составляет 190 суток и более. Протяженность водных путей, снабженных навигационными знаками, составляет 55,3% от общей. Протяженность путей с гарантированными габаритами судовых ходов – 9577 км.

 

Флот зрелого возраста

Для поддержания безопасного судоходства ФБУ проводит как комплексные мероприятия, так и отдельные виды работ: тральные, дноочистительные, изыскательские и прочие. В частности, для обеспечения безопасных для судового хода глубин применяется дноуглубительная техника различных типов в зависимости от особенностей грунта. Для этого в составе парка судов в филиалах ФБУ имеются землесосные и землечерпательные снаряды производительностью по грунту от 150 до 4000 куб. м в час.

По данным "Обь-Иртышводпути" средний возраст его флота по состоянию на 01.01.2023 составил 43 года. "При этом доля новых судов составляет 5% от общего количества", – ответили на наш вопрос в администрации. На просьбу уточнить, до какого возраста судно там считают "новым", сообщили: до 20 лет. Как следствие, доля действительно новых судов, построенных в рамках современных технических требований с учетом улучшенных условий проживания экипажей там вообще близка к нулю.

Землесос
Землесос "Ямал", Обь-Иртышский бассейн / Фото: ФБУ "Администрация "Обь-Иртышводпуть"

Впрочем, пусть не так быстро, как этого бы хотелось обь-иртышским речникам, но обновление идет. При проведении судоремонтных, в том числе модернизационных, работ на судах "по возможности используются современные материалы, устанавливаются механизмы, оборудование, отвечающее требованиям текущего времени", – говорится в письме ФБУ.

Одним ремонтом и модернизацией дело не ограничивается. При этом именно 2023 год, несмотря на пугающие прогнозы прошлого года, принес Обь-Иртышскому бассейну долгожданные "обновки". Помимо трех выполненных контрактов по капремонту судов, в настоящее время проводятся закупки трех новых земснарядов на условиях лизинга. Кроме того, уже получены две единицы дноуглубительной техники проекта 4395 (землесос, РЦКПБ "Стаппель"), а до конца года ожидается поступление нового обстановочного судна.

 

По-стахановски

По данным на октябрь, объем разработанного грунта составляет 5 млн 326,5 тыс. куб. м, тогда как плановый показатель составлял 5 млн 300 тыс. куб. м.

В навигацию 2023 года на дноуглубительных работах было задействовано 13 земснарядов и землесосов, среди которых "Иртышский-504", "Иртышский-727", "Казым", "Обский-1006", "Обский-307", "Николай Асанов" и другие. Вместе они разработали 118 перекатов, чтобы обеспечить безопасные условия судоходства для флота.

 

В настоящее время почти весь дноуглубительный флот учреждения поставлен на разоружение. Так, законсервированы на заму "Иртышский-727", "Ямал", "Обский-720", "Обский – 1006", "Казым", "Аган", "Георгий Петров" и другие. Планируется, что 16 дноуглубительных снарядов пройдут в межнавигационный период 2023-2024 годов ремонт, текущий или средний.

В период навигации-2023 в целях поддержания гарантированных габаритов судовых ходов запланированы дноуглубительные работы в объеме 5 млн 900 тыс. куб. м. Как нас заверили, работы ведутся с опережением графика, более 50% уже выполнено.

 

Камень в наш огород

Не обошлось и без разговора на кадровую тематику. Как и коллеги с Енисея, речники с Оби и Иртыша ведут соответствующую работу. В частности, ФБУ заключает контракты с высшими и средними учебными заведениями, готовящими специалистов для водного транспорта. По этим договоренностям вузы и колледжи проводят дополнительную подготовку студентов по востребованным должностям технического флота. "Но в связи со значительным моральным и техническим износом эксплуатируемого флота, желающих работать на таких судах становится все меньше, – пишет нам "Обь-Иртышводпуть". – Кроме того, в последние годы СМИ не уделяют должного внимания внутреннему водному транспорту, его специфике, романтике и красоте просторов России".

 

"Ленводпуть": будете у нас на Колыме, милости просим!

 

И наконец, Ленский бассейн. Огромная территория, отсутствие круглогодичной дорожной сети делают внутренние водные пути Ленского бассейна безальтернативными в плане жизнеобеспечения Северо-Восточного региона России. ФБУ "Администрация Ленского бассейна" обеспечивает содержание водных магистралей в короткий период арктического лета на территории семи самостоятельных бассейнов рек – Лены и ее притоков (Витима, Олекмы, Алдана и Вилюя), Колымы, Индигирки, Яны, Нижней Тунгуски, Оленька и Анабара – для доставки грузов северного завоза. Также в Ленском бассейне берут начало грузопотоки на Таймыр и Чукотку.

Огромная территория, отсутствие круглогодичной дорожной сети делают внутренние водные пути Ленского бассейна безальтернативными в плане жизнеобеспечения Северо-Восточного региона России / Фото: ФБУ
Огромная территория, отсутствие круглогодичной дорожной сети делают внутренние водные пути Ленского бассейна безальтернативными в плане жизнеобеспечения Северо-Восточного региона России / Фото: ФБУ "Администрация "Ленводпуть"

Здесь хозяйство самое большое из всех. Бассейн реки Лены большей частью расположен в зоне тайги, и лишь участок нижнего течения протяженностью 350 километров – в зоне тундры. Около 1000 километров нижнего течения реки находится за Северным полярным кругом.

Почти весь бассейн реки Лены находится в зоне распространения вечной мерзлоты. Глубина слоя вечной мерзлоты возрастает с юга на север и достигает местами 100 метров. Глубина поверхностного, то есть оттаивающего летом слоя неодинакова и зависит от рельефа местности, растительного покрова и состава грунта. Глубина сезонного оттаивания поверхностного слоя грунта в русле реки и на отмелях примерно одинакова и составляет 2,2 – 2,5 метра.

Суммарная протяженность обслуживаемых администрацией водных путей составляет 21 726 км, из которых 16 522 км находятся в Республике Саха (Якутия), 4076 км –в Иркутской области, 762 км – в Магаданской области, 366 км – в Хабаровском крае. Общая протяженность водных путей, обслуживаемых обстановкой, т.е. со средствами СНО, составляет 10 962,1 км, из которых:

- с гарантированными габаритами и освещаемой обстановкой – 6039,1 км;

- с гарантированными габаритами и светоотражательной обстановкой – 636 км;

- с гарантированными габаритами, с неосвещаемой обстановкой – 2490 км;

без гарантированных габаритов, с освещаемой обстановкой – 2 км;

без гарантированных габаритов, с неосвещаемой обстановкой – 1795 км.

Остальные 10 758,9 км – водные пути без навигационного оборудования и гарантированных габаритов.

 

В настоящее время на балансе ФБУ "Администрация Ленского бассейна" находится 336 единиц технического, обстановочного и вспомогательного флота, в том числе дноуглубительного – 24 земснаряда общей технической производительностью 23 720 м³/час. В рабочем ядре в навигационные период 2023 года было задействовано 217 единиц, из них 12 – дноуглубительные снаряды.

 

Показатели по землечерпательным работамЕд.изм20192020202120222023
Количество земснарядов использовавшихся в работеед.1413111412
в т.ч. ед.
 

 

 

 

 
землесосов ед.77476
многочерпаковых ед.75555
дноуглубительный кранед.-1221
Суммарная техническая 
производительность
куб.м/час1786017280147501743716280
Общий объем извлеченного грунта на транзитетыс.куб.м1483,3811606,6281539,732126,9652235,419


 

Наиболее проблемным, узким местом в обеспечении судоходства в Ленском бассейне являются участки сопряжения внутренних водных путей с морскими прибрежными трассами Северного морского пути: Быков мыс (0 км р. Лена), бар реки Яна (22 км), бар реки Индигирка (27 км). Транспортные суда класса "река-море", идущие по реке Лене, проходят устьевые речные участки Яны и Индигирки по протяженным (22-27 км) мелководным барам. Гарантированные глубины на данных участках обеспечиваются выполнением комплекса путевых работ: содержания знаков судоходной обстановки, изысканий, дноуглубления.

Дноуглубительные работы на арктических реках Яне, Индигирке, Колыме, а также в устье реки Лена, ежегодно выполняются семью земкараванами общей технической производительностью 11 310 куб. м в ч. Необходимо отметить, что выполнение дноуглубительных работ на барах арктических рек зависит от сложных гидрометеоусловий. Это наличие дрейфующих льдов, штормовые, ветро-волновые и сгонные явления. Данные факторы значительно влияют на своевременную подготовку баровых судоходных прорезей к началу арктической навигации, на общий объем работ.

"Сергей Иванов", пр. 3052, класс РРР. Обстановочный теплоход получен "Ленводпутями" 23 октября 2023 года / Фото: ФБУ "Администрация "Ленводпуть"

 

Флот уже не тот

Теперь немного о грустном. Средний возраст судов, находящихся на балансе "Ленводпути", составляет более 35 лет. Из нового судостроения для ФБУ "Администрация Ленского бассейна" в 2023 г. поступило три судна (два обстановочных, одно промерное). При этом следует констатировать, что имеющиеся в распоряжении ФБУ "Администрация Ленского бассейна" ресурсы дноуглубительного флота весьма ограничены и несопоставимы с возможностями выполнения капитальных дноуглубительных работ, имевшимися в 70-80-е годы ХХ века.

 

В настоящее время их хватает только для поддержания существующей трассы судового хода практически без возможностей проведения капитальных дноуглубительных работ, направленных на создание и длительное закрепление на затруднительных участках новых направлений. Любые масштабные переформирования в пределах морфологически сложных участков, способные значительно изменить русловую обстановку и заметно осложнить судоходные условия, могут стать большой проблемой для грузо- и пассажироперевозок речным транспортом из-за недостаточных мощностей дноуглубительного флота.

 

"Для проведения качественного и своевременного ремонта судов в Янском, Колымском, Индигирском районах водных путей отсутствуют нормальные ремонтно-эксплуатационные базы, – говорится в письме ФБУ. – Поэтому проведение межнавигационных, доковых ремонтов проводить невозможно. Учреждение вынуждено периодически заниматься перегоном судов из бассейна северных рек в Якутск, где расположена ближайшая база для ремонта земснарядов, судов технического флота. Это требует больших финансовых затрат и сопряжено с определенным риском, так как буксировка судна осуществляется за пределами установленных для них районов плавания, в том числе и по морю".

 

Из-за отсутствия производственного и технологического оборудования для выполнения судоремонтных работ в районы приходится завозить не только заводские изделия, но буквально и мелкие изделия, которые можно изготовить на месте. Для доставки в филиалы из г. Якутска оборудования, сменно-запасных частей, обстановочного инвентаря, продуктов коллективного питания, ТМЦ, а также судового аварийно-спасательного и противопожарного снабжения силами автотранспортного участка ФБУ в период работы автозимников с 15 декабря до 15 апреля ежегодно выполняется 28-35 рейсов грузовыми автомашинами. Поэтому необходимы расширение, реконструкция, техническое перевооружение и строительство отдельных береговых объектов, предназначенных для обслуживания Янского, Колымского, Индигирского и Вилюйского районов ВПиС.

 

Молодежь не затащишь

Подразделения ФБУ "Администрация Ленского бассейна" испытывают острую нехватку квалифицированных кадров. "Нужны инженеры – гидротехники, механики, командиры флота с соответствующими знаниями, рабочими дипломами и желательно с соответствующим опытом работы", – рассказали нам в службе путей. В целях привлечения молодежи для работы на водном транспорте в рамках организации профориентационной работы среди школьников учреждение проводит встречи выпускников 9-11 классов школ со специалистами учреждения.


Практически каждый год ФБУ заключает целевые договоры с профильными образовательными учреждениями: ФГБОУ "Якутский институт водного транспорта", ГПБОУ "Жатайский техникум". В период навигации выделяются рабочие места на земснарядах для прохождения производственной практики курсантами. Создаются необходимые условия для выполнения программы практики, освоения новой техники, технологии и высокопроизводительных способов труда. Проводится работа с центром занятости населения (обучение за счет ЦЗ), повышение квалификации работников по программам дополнительного профессионального образования.


К сожалению, отсутствие развитой социальной инфраструктуры и транспортная недоступность населенных пунктов арктической зоны Ленского бассейна отталкивают большинство выпускников и соискателей рабочих мест при трудоустройстве на технический флот учреждения, работающий в Заполярье.


Ввиду отсутствия регулярного круглогодичного транспортного сообщения между населенными пунктами на реке Яне и городом Якутском ФБУ "Администрация Ленского бассейна" ежегодно испытывает трудности в доставке членов экипажей судов, в том числе практикантов профильных учебных заведений, в поселок Нижнеянск к месту работы и прохождения практики, а также их вывозу обратно после окончания навигации.


Транспортная недоступность населенных пунктов на реке Яне, в особенности п. Нижнеянска, где практически отсутствует квалифицированная медицинская помощь, становится угрозой безопасности жизнедеятельности людей, живущих и работающих в бассейне реки.


"Хотелось бы, чтобы федеральное агентство морского и речного транспорта (ФАМРТ) для привлечения молодых специалистов разработало программу их социальной поддержки, включая возмещение стоимости проезда молодого специалиста и членов его семьи и провоза имущества, полную или частичную компенсацию аренды жилья молодому специалисту при переезде, возмещение молодому специалисту процентной надбавки (районных коэффициентов и надбавок за работу в северных районах) до достижения установленного законодательством трудового стажа и прочие меры социальной поддержки", – говорится в письме за подписью руководителя "Ленводпути" Андрея Сахарова.


 




Комментарии   1.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-1+
#Кузнецов Дмитрий Вячеславович, 16.12.2023, 09:19Всем доброго времени суток! Интересно написано про молодых специалистов! Я бы даже сказал лаконично)))) Вопрос зарплат вообще опустили))) Надо в первую очередь посмотреть на зарплаты! Они смешные. А сколько должен знать конструктор работающий в техническом отделе какого-нибудь техучастка? И это все за 30-40 тыс. до вычета налогов (13%). Конечно выпускник речного училища или института пойдет куда-нибудь работать таксистом или курьером нежели за копейки решать инженерные задачи порой под руководством пенсионера у которого КПД ноль, печатает с трудом, САПР это вообще темный лес, да еще и зарплата с разными стимулирующими выплатами в разы больше за хваленый "опыт". Может стоит посмотреть на социальные лифты и кадровый подбор внутри организаций а потом приглашать молодежь? Может быть стоит подумать о том как сделать дистанционные режим работы если не получается сделать адекватные зарплаты (я имею ввиду для специалистов конструкторской сферы)? Может стоит задуматься о том что зарпл далее...
Свежие новости
АО "Порт Коломна" объявило о завершении модернизации теплохода "Невский-18"
20:58 , 27 Апреля 2024 / судоремонт