Новости подвижников флота
Новости подвижников флота
Новости Общероссийского Движения Поддержки Флота

Реформа ОСК выведет отечественного судостроительного гиганта на новый уровень конкурентоспособности, заявил лидер ДПФ

- A + КомментарииПрочитано 808 раз   |
Реформа Объединенной судостроительной корпорации назрела давно и призвана вывести отечественного судостроительного гиганта на новый уровень конкурентоспособности. Так в интервью "Ведомостям" прокомментировал сообщение газеты об изменении корпорацией своей организационной структуры, председатель Общероссийского движения поддержки флота (ДПФ), кап. 1 ранга запаса Михаил Ненашев.
Михаил Ненашев / Фото: Общероссийское Движение поддержки флота

Источник "Ведомостей" в ОСК сообщил, что в корпорации происходит изменение организационной структуры. В пресс-службе ОСК подтвердили, что корпорация переходит на целевую индустриальную модель с использованием внутригрупповой кооперации как при строительстве кораблей и судов, так и при изготовлении судового комплектующего оборудования. Новая модель должна обеспечить централизацию работы по исполнению гособоронзаказа, заказов гражданского судостроения и заказов по линии военно-технического сотрудничества, а также снизить себестоимость производимой продукции, пояснили в пресс-службе (подчеркнув, что увеличение штатной численности не планируется). "Процессы идут, их надо оптимизировать. Свою роль сыграла и пандемия – удалось оценить, что функционирует хорошо, а где необходимо повысить эффективность, – поясняет источник "Ведомостей" в ОСК. – По сути, трансформация уже началась, она будет проходить в несколько этапов. Но основные перестроечные мероприятия пройдут весной, летом и осенью, они должны завершиться в этом году".

Сейчас ОСК является крупнейшим судостроительным холдингом России, обеспечивая 80% объема отечественного судостроения. По данным сайта корпорации, в нее входит 45 организаций, включая проектно-конструкторские бюро, научно-исследовательские центры, верфи, судоремонтные и машиностроительные предприятия.

В ходе реформы будет сформирован аппарат генерального директора ОСК с функциями стратегического планирования и управления делами. В структуре также появится департамент организационного развития, расширятся и функции департамента информационных технологий: он займется цифровой трансформацией предприятий корпорации. В организационной структуре ОСК появится должность первого заместителя гендиректора, этот человек будет курировать весь производственный блок корпорации, сами предприятия блока будут сгруппированы по центрам продуктовых и технологических компетенций. Также в составе управляющих органов ОСК будет сформирован департамент инжиниринга и научно-технического развития, который займется управлением НИОКР и организацией работы проектно-конструкторских бюро в периметре корпорации. "Это блок по взаимодействию с конструкторскими бюро внутри ОСК, который станет точкой координации разработки новых проектов", – поясняет источник "Ведомостей".

Что такое ОСК

По итогам 2019 г. доля ОСК на внутреннем рынке военного кораблестроения по тоннажу продукции составила около 85% (в 2017 г. – 68%, в 2018 г. – 82%). Предприятия ОСК расположены от Калининграда до Владивостока, от Мурманска до Астрахани, на них работает около 95 000 человек. В 2020 корпорация начала перевод основной части центрального аппарата из Москвы в Санкт-Петербург, где находится большинство предприятий корпорации. В интервью "Интерфаксу" Рахманов сообщал о задержке с перебазированием в связи с пандемией и "дефицитом офисного фонда для 300 человек" в Санкт-Петербурге. По его оценкам, на переезд требовалось около 1,4 млрд руб. дополнительных расходов.

В Министерстве обороны неоднократно критиковали ОСК и входящие в нее предприятия за отставание в выполнении обязательств по гособоронзаказу. Курирующий оборонно-промышленный комплекс вице-премьер Юрий Борисов в 2018 году заявлял, что государственный заказчик в лице военного ведомства "с 2014 года практически ежегодно имеет дело с системными срывами со стороны ряда судостроительных предприятий сроков поставки кораблей и судов для ВМФ" (цитата по ТАСС). Например, ВМФ России в 2020 году недополучил подводные лодки, в том числе стратегическую АПЛ "Князь Олег" (проекта 955А "Борей-А") и многоцелевую АПЛ "Казань" (проекта "Ясень-М"). Ремонт единственного российского авианосца "Адмирал Кузнецов" должен был завершиться к концу 2020 г., но сроки растянулись на неопределенное время.

Реформа ОСК назрела давно, считает Председатель Общероссийского Движения Поддержки Флота – ДПФ - Михаил Ненашев. Когда выходец из Минпромторга Алексей Рахманов возглавил корпорацию в 2014, ему досталось "абсолютно раздробленное хозяйство с автономными верфями и заводами от Калининграда до Владивостока и сложными финансовыми потоками", сказал "Ведомостям" Ненашев.

о его словам, из-за разрозненности предприятий корпорации, если глава ОСК не держал те или иные процессы на личном контроле, то прогресса не было, так как каждый из директоров предприятий принимал решения в своих интересах, а не с позиции эффективности. "Корпорация – это итоговая сборная площадка, но если поставщики, например, производители ракетных комплексов или комплексов ПВО, свою продукцию отдают не вовремя, то корпус корабля стоит, а претензии предъявляют к ОСК", – поясняет Ненашев. Реформа необходима для более эффективной и динамичной работы всех подразделений большой корпорации, отмечает глава ДПФ.

Он также добавил, что вопросы централизации управления необходимы, чтобы разбросанные по разным регионам предприятия не могли манипулировать ценами и тарифами и завышать цену на конечную продукцию, а также решать свои сторонние задачи за счет средств гособоронзаказа. "Заметен страшнейший дисбаланс цен на комплектующие, металл и электроэнергию – это все надо прогнозировать. Если будет централизованное управление и контроль, то в головной организации будут понимать, где какие тарифы на самом деле, сколько стоят те или иные комплектующие, и предприятия в регионах не смогут на эти статьи списывать лишнего, увеличивая первоначальную цену контракта. А у заказчиков логично возникают вопросы: почему цена выросла, зачем очередное допсоглашение?" – говорит эксперт.

По его словам, также раньше каждый директор предприятия самостоятельно решал свои вопросы, выбивал заказы для своего завода, встречался с лоббистами, а в структуре корпорации это все должно быть скоординировано.

Объем государственной программы вооружений (ГПВ) на 2018–2027 гг. определен в 20 трлн руб. В том числе на закупку, ремонт и разработку вооружений, военной и специальной техники будет выделено 19 трлн руб. Минфин в прошлом году предложил сократить выделяемые в 2021–2023 гг. на ГПВ средства на 5%, но решение по этому предложению пока не принято.

В комментарии для портала "Корабел.ру" Михаил Ненашев напомнил, что ОСК приходится конкурировать не только внутри страны с другими российскими судостроительными предприятиями за гособоронзаказ, заказы рыбопромыслового, транспортного и научно-исследовательского секторов экономики РФ, но и с грандами мирового кораблестроения на рынке военно-технической продукции, прежде всего, из стран НАТО, а также с глобальными лидерами гражданского судостроительного рынка, находящимися в Азиатско-Тихоокеанском регионе. "Если Россия не хочет потерять позиции одного из крупнейших экспортеров флотского вооружения и военной техники, а также занять достойное место под солнцем на рынках мирового гражданского судостроения, надо поддержать и всячески способствовать эффективному реформированию ОСК. Разумная централизация, устранение источников непроизводственных издержек, изменение унаследованной из прошлого затратной финансово-промышленной структуры полного цикла на большинстве предприятий, развитие специализации и безбарьерной  кооперации в периметре ОСК, дает хороший шанс на превращение корпорации в одного из лидеров мирового судостроения, как минимум, в его наиболее наукоемких и технологически сложных секторах",- подчеркнул председатель ДПФ.  

Наши новости в Telegram

Поделиться новостью


Комментарии   5.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь или
-0+
#Бак Юрий Ханонович, 24.03.2021, 14:44Слава БОГУ - Давно пора.
у меня, судостроителя  с 1960 года, есть РАЗРАБОТКИ опережающие современный уровень в СУДОСТРОЕНИИ. Прошу связаться со мной по эл. почте back.yury2010bak@yandex.ru
-0+
#Коновалов Михаил Сергеевич, 30.03.2021, 13:45Гораздо важнее было бы реформирование всей судостроительной отрасли, а то сама же ОСК сообщила об участившихся отказах зарубежных компаний обслуживать поставленное оборудование.  Тридцать лет страна живет идеями международной кооперации, а практика оказалась другой. Петр ! учреждал Адмиралтейства, от прошлого  осталось лишь одно единственное название, а в Англии Адмиралтейство сохранили до сих пор. Может пора что-то и переосмыслить. Из отрасли ушло приборостроение, большинство машиностроительных предприятий. ОСК сыграла позитивную роль в том, что хоть часть государственных  акций КБ и верфей собрала под свой контроль. Но ОСК - это еще не вся судостроительная отрасль. Да и морской флот давно пора восстанавливать до требуемого уровня. Что касается речного флота, то там новых идей пока тоже еще не в избытке. А взяться за все это похоже пока некому.

Предыдущая новость