Развитие отечественного судоремонта – одна из важнейших наших задач

- A + Автор: Гненной Олег КомментарииПрочитано 1623 раза   |
Интервью статс-секретаря – заместителя министра промышленности и торговли Российской Федерации В.Л. Евтухова проекту "Корабел.ру"
Евтухов В.Л., статс-секретарь – заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации / Фото: Новодережкин Антон/фотобанк ТАСС для ПМЭФ
– Виктор Леонидович, Минпромторг совместно с Минтрансом, Минвостокразвития и "Росатомом" прорабатывает сейчас предложения по модернизации производственных мощностей для ремонта арктического флота. Как распределены функции в этом четырехугольнике, и на чем фокусируется ваше министерство? 

– Каждый из перечисленных вами участников процесса имеет свою зону ответственности в отношении морского и речного флота: Минтранс и "Росатом" выступают на стороне заказчиков услуг судоремонта, Минвостокразвития координирует планы регионов, а наша задача состоит в том, чтобы подготовить комплексный ответ заказчикам и местным властям с позиций промышленности.

Для оценки объема судоремонта нами установлено, что, например, к порту Мурманска приписаны 319 гражданских морских судов в классе ФАУ «Российский морской регистр судоходства» и три самоходных судна в классе ФАУ «Российское классификационное общество» (бывш. ФАУ РРР) длиной от 23 до 334 метров, валовой вместимостью от 106 до 159 397 тонн.

При формировании судоремонтного кластера необходимо учесть, что существенную долю в объеме выпуска продукции крупных судоремонтных предприятий северных регионов составляет военный судоремонт. 
Фото: Корабел.ру
Также важно учитывать, что до февраля 2022 года на российских предприятиях ремонтировалось не более 30% отечественных транспортных и не более 15% рыболовных судов. Отечественные судовладельцы предпочитали ремонтировать суда в Прибалтике, Норвегии, Польше, Германии, Румынии, Болгарии, а также в странах Азиатско-Тихоокеанского региона.

В рамках текущей экономической ситуации и в связи с отказом ряда иностранных контрагентов в обслуживании российских судов, вопрос развития отечественного судоремонта выходит на первоочередной план.

Однако надо признать, что многие судоремонтные предприятия находятся не в лучшем состоянии, требуется обновление материально-технической базы (стапели, причальные стенки, спусковые устройства), закупка современного оборудования, привлечение квалифицированных кадров. Это новый вызов, который нам предстоит преодолеть, но я уверен, что при слаженной работе органов власти, промышленности, вузов, отраслевых экспертов, мы успешно справимся с новыми задачами.
Фото: Корабел.ру
– Усилия будут концентрироваться на двух зонах – Дальнем Востоке и западном участке арктической зоны – Мурманской и, возможно, Архангельской областях? Или стоит ожидать расширения географии?

– Как мы знаем, граница акватории Северного морского пути официально простирается от мыса Желания архипелага Новая Земля через Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море до мыса Дежнева в Чукотском море. Наши северные регионы – Мурманская и Архангельские области, а также акватории Берингова, Охотского морей являются конечными точками отправления и получения грузов. Кроме того, часть данного маршрута находится в зоне формирования и таяния многолетних арктических льдов, которые и являются основным препятствием на этом кратчайшем пути из Европы в Азию. Расширение усилий по обустройству СМП – порты, средства радионавигации, аварийно-спасательное сопровождение – может быть связано с участием регионов, вдоль морских границ которых пролегает данный многосотмильный маршрут.

Расширение географии возможно, если к проектам освоения СМП присоединятся российские компании, способные поставлять морскую технику, отвечающую суровым арктическим условиям, включая требования по винтеризации до минус 50 градусов.
 
– Каков потенциальный объем рынка судоремонта в данных регионах? Кто будет основным клиентом модернизированных судоремонтных предприятий? Судовладельцы привлекаются к разработке программы? 

– В акватории СМП плавание осуществляют суда, перевозящие грузы в рамках северного завоза, транспортные морские суда, вывозящие продукцию горнодобывающих и других ресурсных компаний, в основном, совершающие плавание под российским флагом. Суда, проходящие сквозь весь северный маршрут, а также рыбопромысловые суда принадлежат как российским, так и иностранным компаниям. Конечно, есть и вспомогательный флот в виде буксиров, гидрографических судов, аварийно-спасательного флота. Собственно, вот эти основные группы судов и представляют собой основных заказчиков судоремонта в северных российских морях.

Скажем, за девять месяцев 2022 года Администрация СМП выдала 930 разрешений на плавание для 776 судов в собственности 206 судовладельцев; за полный прошедший 2021 год было выдано 1229 разрешений для 886 судов, принадлежащих 257 судовладельцам. 

На учете в Мурманском и Архангельском филиалах, а также в филиале по атомным судам ФАУ "Российский морской регистр судоходства" состоит около 300-400 морских судов.

Текущие мероприятия по развитию отрасли прорабатываются с крупными местными судовладельцами и грузоотправителями, которые обеспечивают стабильный грузопоток, но мы также открыты к диалогу и предложениям со стороны заказчиков судоремонта, которые только начинают задумываться о переводе своих судов на плановое и внеочередное ремонтное обслуживание в связи с обязательствами перед классификационными обществами или в результате внештатных ситуаций.

– Какие действующие судоремонтные мощности планируется присоединить к программе? 

– Cудоремонтная отрасль в Мурманской области представлена такими предприятиями, как АО "82 судоремонтный завод" (ПАО "Роснефть"), "35 судоремонтный завод" (филиал АО "ЦС "Звездочка"), "СРЗ "Нерпа" (филиал АО "ЦС "Звездочка"), "10 ордена Трудового Красного Знамени судоремонтный завод", ФГУП "Атомфлот" (предприятие Госкорпорации "Росатом"), способными обслуживать суда длиной от 140 до 300 метров. Всего в регионе, согласно данным ЕГРЮЛ, 30 предприятий специализируются на строительстве кораблей, судов и лодок (код 30.1)  и 77 предприятий – на ремонте и техническом обслуживании судов и лодок (код 33.15).

– Одна из главных проблем судоремонтников – дефицит судоподъемных сооружений (доков, слипов). Что предполагается делать в этом направлении?

– АО "ОСК" представлены предложения по дополнительным мероприятиям, направленным на развитие производственных мощностей предприятий, специализирующихся на строительстве и ремонте судов ледового класса: Выборгского судостроительного завода, "Адмиралтейских верфей", Кронштадтского морского завода, Балтийского завода и завода "Ремкор". В настоящее время Минпромторгом России прорабатываются варианты по возможным источникам финансирования.
Фото: Корабел.ру
В части судоремонтных мощностей можно выделить проекты по реконструкции сухого дока 35-го судоремонтного завода – филиала АО "Центр судоремонта "Звездочка", строительству логистического порт-хаба и компактной судостроительной верфи на базе "Петропавловской судоверфи", созданию судоремонтных комплексов в рамках территорий опережающего развития на Дальнем Востоке, а также проект судоремонтного кластера в Архангельской области.

Минпромторг России во взаимодействии с Минвостокразвития России, Минфином России, ОСК и другими участниками прорабатывает меры государственной поддержки инвестиционных мероприятий как в рамках действующих государственных программ, так и на основе других механизмов, включая программы по линии Фонда развития промышленности (ФРП), лизинговых программ по приобретению производственного оборудования.

– На каком этапе находится идея создания кластера гражданского судоремонта в Мурманске на базе 10 СРЗ?

– Сегодня это фактически нулевой этап. С данным предложением к нам обратилась Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК). Но надо учитывать, что создание кластера требует соблюдения установленных правил и процедур (постановление правительства РФ № 779). Зачастую, когда коллеги только приходят с предложением по созданию кластера, они размывают понятия и не изучают нормативную базу.

При этом хочу добавить, что развитие судоремонта в регионе активно поддерживается губернатором А.В. Чибисом. В апреле состоялась его встреча с главой Минпромторга Денисом Валентиновичем Мантуровым, где было отмечено, что развитие судоремонтных компетенций в Мурманской области может стать новым масштабным региональным инфраструктурным проектом.

– Сохранились ли планы "Норебо" вложить в судоремонт на Дальнем Востоке 4,5 млрд рублей? Стоит ли ожидать аналогичных действий в регионе Баренцева моря?

– Делать официальные заявления о планах частной компании, как вы понимаете, я не могу. Действительно, крупнейшая рыбопромышленная компания АО "Норебо Холдинг" планирует реконструкцию мощностей Петропавловск-Камчатского судоремонтного завода и модернизацию существующих зданий АО "Судоремсервис" для проведения надводного ремонта и межрейсового техобслуживания. Проекты масштабные, дорогостоящие, планируется создание нескольких сот новых рабочих мест на Дальнем Востоке. По линии Минпромторга России мы готовы оказать все возможные меры поддержки. 

Как мы знаем, в марте текущего года АО "Норебо Холдинг" также стало владельцем "Пелла-Стапель". Компания активно развивается, и со своей стороны мы сделаем все возможное для поддержки этих усилий, в том числе и в регионе Баренцева моря, если такие планы компания официально анонсирует.

При этом, если вернуться к предыдущему вопросу, который мы затронули, то Мурманская область может стать флагманом судоремонта в регионе Баренцева моря. Потому что до 24 февраля большинство рыбопромысловых компаний, осуществляющих вылов рыбы и краба в данном регионе, ремонтировали суда в Западной Европе. Сейчас компании начали массово получать отказы в обслуживании судов за границей. Поэтому развитие судоремонта в Мурманске при должной поддержке со стороны государства и инициативе бизнеса, может "выстрелить".  

– Какие предложения поступают от судостроительного кластера Архангельска?
 

– Архангельское судостроение и судоремонт включает как крупные предприятия типа cудоремонтного завода "Красная кузница" (АО "ЦС "Звездочка"), Архангельской ремонтно-эксплуатационной базы флота, базы технического обслуживания АТФ (структурное подразделение АО "Архангельский траловый флот"), так и более скромные компании, такие как ОАО "Мортехсервис", ООО "Нью Оптимист".

Мы знаем, что архангельские корабелы и судоремонтники готовы к выполнению новых заказов: СРЗ "Красная Кузница" ищет применение своим производственным мощностям и готов оказывать услуги судам длиной до 80 м и шириной до 16 м. Головная организация АО "ЦС "Звездочка" проводит серьезную реконструкцию производственных мощностей, происходит формирование новых специфических технологических процессов, внедрение современных принципов организации производства и управления ими. Существует необходимость в реконструкции набережных, эллингов, инженерных сетей и коммуникаций, цехов и производственных участков, определяющих потенциальные возможности по ремонту, постройке и достройке любых плавсредств.

Инвестиционная стратегия Архангельской ремонтно-эксплуатационной базы флота направлена на приобретение нового оборудования в целях выпуска продукции судостроения, а также снижения себестоимости ремонта судов за счет поддержания имеющихся производственных мощностей в исправном состоянии и продления срока службы оборудования.

Плановый показатель базы технического обслуживания АТФ (структурное подразделение АО "Архангельский траловый флот") на 2022 год по модернизации базы техобслуживания судов составляет около 100 млн рублей. Кроме того, рассматривается возможность строительства нового дока длиной до 130 метров и грузоподъемностью до 10 тыс. тонн.

Относительно недавно Экспертный совет федерального Фонда развития промышленности рассмотрел проект "Модернизация металлического двухбашенного дока "Док-10" проекта Р39", представленный ООО "Нью Оптимист" из Архангельска. В результате рассмотрения компании был одобрен заем размером 25 млн рублей в рамках совместного финансирования федерального ФРП и регионального отделения фонда по программе "Проекты развития". Это первый одобренный для Архангельской области совместный проект федерального и регионального ФРП.

Все эти проекты известны в Минпромторге, и министерство оказывает им поддержку по своей линии.

– Желание присоединиться к программе развития судоремонта высказывают представители и других регионов страны. Можно ли ожидать расширения географии?

– Наше министерство всегда готово к диалогу и конкретным предложениям. При поступлении конкретных предложений будем их рассматривать. По Мурманской области и Камчатскому краю это инициатива бизнеса и руководства регионов.

– Звучали идеи объединения небольших судоремонтных компаний в рамках неких технопарков, имеющих причальную стенку и соответствующей инфраструктуру (по аналогии с Южной Кореей). Рассматривался ли такой вариант?

– Все поступающие предложения мы детально анализируем, так как промышленность является "голосом" развития. Но и тут, возвращаясь к вопросу про кластеры, следует учитывать, что создание технопарков тоже должно происходить определенным образом с соблюдением всех правил и процедур. 

Задача развития судоремонта требует скоординированных действий от всех участников процесса. В российских реалиях надо понимать, что как заказчики (судовладельцы), так и исполнители (судоремонтные предприятия) в большинстве своем являются частными компаниями, каждая из которых управляется своим руководством, исходя из собственных интересов. Поэтому директивные методы управления в данной области невозможны, и приходится искать компромиссы путем переговоров с учетом интересов всех сторон.

Если какая-то промышленная группа, пул компаний или регион выступят с инициативой создания судоремонтного технопарка, то мы, безусловно, рассмотрим такую инициативу. 

– Отмену НДС для судоремонтных предприятий обсуждали еще до февраля 2022 года. Летом появилась информация о возможном снижении для судоремонтников страховых взносов с 30 до 7,6% и преференциях по налогу на прибыль. Какова ситуация на сегодняшний день?

– Сегодня мы находимся на финальном этапе. После многочисленных обсуждений мы нашли компромиссное решение – установить для всех отечественных судоремонтных предприятий нулевую ставку НДС при условии заключения инвестиционных соглашений, содержащих обязательства о направлении этими предприятиями дополнительных доходов на развитие и модернизацию собственных производственных мощностей.

По итогам совещания у заместителя председателя правительства Российской Федерации – министра промышленности и торговли Российской Федерации Д.В. Мантурова, состоявшегося 11 августа, Минфину России даны соответствующие поручения в части обеспечения внесения необходимых изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации. В свою очередь, Минпромторгом России сейчас разрабатывается форма инвестиционного соглашения с судоремонтными предприятиями и порядок его заключения. Кроме того, Минпромторгом России и Минвостокразвития России с участием АО "Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики" и Фондом развития промышленности ведется проработка с судоремонтными организациями вопроса привлечения финансирования на модернизацию производственных мощностей.

Что касается возможного снижения для судоремонтников страховых взносов с 30 до 7,6% и преференций по налогу на прибыль, скажу, что данный вопрос поднимался коллегами из Минвостокразвития в рамках Петербургского экономического форума. Мы пока не располагаем информацией о дальнейшем продвижении данной инициативы. 

– В МГУ им. адмирала Г.И. Невельского планируют готовить механиков-судоремонтников для работы на предприятиях региона. В каких еще вузах могут появится аналогичные программы?

– Да, действительно, Морской государственный университет им. адмирала Г.И. Невельского планирует готовить специалистов подобной квалификации для работы на предприятиях региона. При этом хочу отдельно отметить, что кадровый голод сегодня наблюдается во всех регионах, и данная проблема нарастает. В связи с развитием новых направлений и технологий, увеличением объемов работ по судостроению и судоремонту, обеспечению круглогодичных перевозок, нам всем необходимо пересмотреть подходы к подготовке кадров. Немаловажной остается и послевузовская подготовка – это проведение стажировок и практик, участие в фабриках процессов, межзаводской трансфер специалистов.
 
К основным вузам, в которых сегодня готовят специалистов для судостроения, относятся питерская Корабелка (СПбГМТУ) и университет Петра Великого, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева, Дальневосточный федеральный университет, Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева. В этих и других вузах, считаю, должны появится соответствующие программы обучения по профилю судоремонта.
Автор: Гненной Олег
Поделиться новостью

Телегам Канал Корабелов

Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь

Предыдущая новость