реклама
Наши репортажи
Наши репортажи
Материалы корреспондентов портала

Прохоренко Владимир Иванович: "При объединении хотелось бы сохранить нашу речную составляющую"

В последнее время было множество разговоров на тему объединения двух морских ВУЗов - Государственной Морской Академии им. адм. Макарова и Государственного университета водных коммуникаций. Потихоньку все неясности с работой объединенной структуры разрешаются. Но в составе как ГУВКа, так и Академии им. адм. Макарова были и средние профессиональные учебные заведения.
О будущем колледжей в составе объединенного университета, а также о повседневной работе, мне рассказал директор "Колледжа водного транспорта Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова" Прохоренко Владимир Иванович. 

Владимир Иванович, какие отделения сейчас существуют в колледже и на какие направления осуществляется набор абитуриентов?
Сейчас в Колледже водного транспорта существуют три эксплуатационных отделения: “Судовождение”, “Эксплуатация судовых энергетических установок” и “Эксплуатация судового электроборудования и средств автоматики”, а также одно строительное - “Строительство и эксплуатация инженерных сооружений”. По окончанию выпускникам присваиваются квалификации соответственно "техник-судоводитель", "техник-судомеханик", "техник-электромеханик", "техник-строитель". При этом на профессии плавсостава принимаются только юноши, а на “строительство” и юноши, и девушки.
Группы набираются, как после 9-го класса со сроком обучения 3 года 10 месяцев, так и после 11-го класса - 2 года 10 месяцев. Имеется также и заочное отделение со сроком обучения на год дольше дневного.

А как обстоят дела с обучением по “модным” специальностям, таким, как “Менеджмент” или “Туризм”?

Да, несколько лет назад, был период, когда у нас было восемь направлений. Помимо основных, по подготовке кадров плавсостава, также велось обучение на специальности “Туризм”, “Право и соц. обеспечение”, “Реклама”, “Менеджмент”. Причем студентов по этим направлениями было больше, нежели на основных направлениях.

В 2009 году ректором Университета было принято решение о том, что Колледж должен постепенно уходить от подготовки по непрофильным специальностям и увеличивать количество курсантов, обучающихся на плавательных специальностях, потребность в которых увеличивается. Да и соревноваться в качестве подготовки юристов и экономистов со специализированными колледжами, а тем более с ВУЗами довольно трудно. Поэтому сейчас у нас 80% обучающихся   на эксплуатационных специальностях.

Владимир Иванович, раз мы заговорили о плавсоставе, то как повлияет или уже повлияло объединение двух ведущих морских ВУЗов - Государственной Морской Академии им. адм. Макарова и Государственного университета водных коммуникаций в частности на Колледж водного транспорта?

Если брать среднее морское профессиональное образование в Санкт-Петербурге, то при Государственной Морской Академии им. адм. Макарова был и есть Морской колледж, у ГУВКа есть Колледж водного транспорта. По профилю подготовки мы в 50% совпадаем. Только КВТ в отличии от Морского колледжа готовит еще электромехаников. Что касается береговых специальностей - то у нас это - “Строительство и эксплуатация инженерных сооружений”, а в Морском колледже - “Организация перевозок и управление на транспорте”. Кроме того, у СПбГУВК есть филиалы, которые готовили специалистов со средним образованием в Печоре, Котласе и Петрозаводске, у "Морской Академии им. адм. Макарова" есть аналогичный филиал в Архангельске. Теперь же мы все входим в единую структуру, а значит, будем работать по одинаковым учебным планам, естественно, по совпадающим специальностям.

Присоединение, если говорить опять о структуре среднего профессионального образования, позволит нам сэкономить бюджетные средства за счет использования единой материальной базы и тренажеров. Скажем, в «Морской Академии им. адм. Макарова» есть большой тренажерный центр и мы раньше платили порядка миллиона рублей за то, чтобы наши курсанты прошли там обязательную подготовку. Теперь этих расходов не будет.
Объединение позволит концентрировать педагогические кадры. Не секрет, что во всех заведениях, как высшего, так и среднего морского образования, преподаватели спецдисциплин являются дефицитом. А такое взаимодействие позволит распределить учебную нагрузку так, чтобы преподаватель смог увеличить количество рабочих часов за счет работы в двух учебных заведениях. Это устраивает и самих преподавателей, да и нам легче комплектовать штат специалистов. Думаю будет единый методический центр по улучшению качества подготовки.

С объединением двух морских колледжей в единую структуру, не предполагается ли уменьшение количества бюджетных мест для абитуриентов?

Нет, уменьшения количества мест, которые выделяются Заказчиком (Федеральным агентством морского и речного транспорта), не предполагается. Даже наоборот, сейчас потребность в плавсоставе возрастает, потому как кадры на флоте стареют, нужно обновление. Если брать конкретно КВТ, то мы выпускаем в год 150-160 специалистов, а потребности отрасли в 3-4 раза больше. Поэтому цифра приема будет только возрастать.
Система среднего профессионального образования после объединения двух ВУЗов однозначно умирающей не будет. К тому же в Колледже мы готовим кадры с учетом плавания на судах "река-море"А, на внутренних водах, в отличие от того же Морского колледжа.

Все судоходные речные компании в один голос говорят о нехватке молодых кадров, им по сути специалисты с высшим образованием не нужны. Повторюсь, об том говорят сами судовладельцы. Поэтому при объединении хотелось бы сохранить нашу речную составляющую.

Как проходит практика курсантов и имеются ли целевые программы обучения?

По вопросу прохождения практики Колледж водного транспорта сотрудничает с 15 компаниями. Но исконно Речного училище создавалось для обеспечения "Северо-Западного Речного Пароходства", и подготовки кадров для работы на судах "река-море" плавания. Это сотрудничество продолжается до сих пор.

Такие организации, как СЗП, понимают, что обучение может быть только совместным. Ведь без практики курсант, а тем более курсант-эксплуатационник, настоящим специалистом стать не может. Напротив, крюинговые компании, где зарплаты, конечно, поболее, требуют уже готовых специалистов, с рабочим дипломом, навыками и т.д. Участия в подготовке будущих специалистов они не принимают, поэтому на практику наши курсанты туда не направляются, хотя по выпуску они имеют возможность работать и там.

А “речники” с удовольствием берут наших ребят, которые первый раз поднимаются на борт. Некоторым курсантам во время первой практики даже нет 18-ти лет. Отрадно то, что сейчас восстанавливается та забытая методика наставничества, и будущие судоводители, и судомеханики перенимают опыт опытных кадров: вместе делают отчет и т. д. Есть такое понимание у судоходных компаний, что без совместной работы будущих специалистов не подготовить.

Наш колледж находится в перечне тех учебных заведений, кто может способствовать получению рабочих документов. Общая практика в процессе обучения разделена на две части. После окончания второго курса, в случае, если курсант прошел необходимую подготовку, имеет действующую медкомиссию, сдал “Дельта”-тест и предоставил журнал практики, мы передаем весь необходимый пакет его документов в МАП. Администрация выдает курсанту свидетельства вахтенного матроса или моториста. И на следующую практику наш курсант уходит уже в штатной должности рядового состава, то есть одновременно работает на судах и проходит практику. По окончанию колледжа, в случае набранного плавценза курсант в течении года без экзаменов имеет право получить документы вахтенного штурмана, судомеханика или электромеханика.

Владимир Иванович, а все-таки какой процент выпускников КВТ продолжает обучение в головном Университете?

Ввиду перехода на бакалавриат/магистратуру наши выпускники не могут продолжить обучение в Университете по сокращенной программе. Государство ее закрыло, хотя данный вопрос опять поднимается, причем, на самом высоком уровне. Судоходные компании, да и сам ВУЗ говорят, что им удобнее работать с теми ребятами, которые уже прошли практику, имеют рабочие дипломы, идут получать высшее образование осознанно и хотят работать по специальности, а не просто так или случайно.

Раньше, до перехода на данную систему, у нас 70% выпускников продолжали обучение в Университете. Сейчас этот процент несколько снизился. И к тому же, в основном, наши выпускники поступают на заочное отделение. Рабочий диплом уже на руках, а садиться за парту заново на пять с половиной  лет у них считается “невыгодным”.

Второй большой проблемой для продолжения обучения в Университете была отмена отсрочки от службы в ВС. Правда, в этом году вопрос решили, и сейчас те выпускники, которые поступают в Университет, вновь получили льготы.

Каков “портрет” сегодняшнего абитуриента, поступающего в Колледж водного транспорта?

Корни этого вопроса уходят в историю училища, к самому его открытию в 1944 году. Уже после снятия блокады понимали, что будет резкая нехватка кадров из-за отсутствия мужского населения, к тому же много детей остались без родителей. А учеба позволяла тем ребятам, у которых было трудное материальное положение, помимо получения профессии, иметь и жилье, и одежду, и трехразовое питание. Эти социальные моменты, с самого 44-го года, прошли через “перестройку” и сохранились до сегодняшнего дня. Сейчас, конечно, ситуация намного лучше, но проблема сохраняется. Для ребят из многодетных, неполных семей, или из пригорода, где маленькие зарплаты, поступление - это возможность выйти в люди. Ведь обучаться в ВУЗе, даже на бюджетной основе, для них очень сложно по материальным причинам, а подрабатывать, начиная с первого курса, не каждый сможет.

Но, чтобы абитуриенты приходили к нам осознанно, в колледже организован отдел профориентационной работы. Мы ездим по школам, в том числе и в Ленинградской области, рассказываем о морских специальностях, о том, что ждет поступающих. Что у нас порядок, дисциплина, экипаж.

Еще у нас заключены договоры с клубами юных моряков. Например, с клубом “Адмиралтеец”, где наши курсанты, кстати, проходят шлюпочную практику. Оттуда к нам приходят ежегодно 10-15 абитуриентов. Пусть уровень подготовки по общеобразовательным предметам несколько хуже, потом подтянем, но зато они уже знают о морской жизни, видели те же шлюпки, механизмы и готовы морально. Вот такие мотивированные абитуриенты нам и нужны.

Идет ли обновление материально-технической базы колледжа, нового оборудования?

Конечно, обновление оборудования идет постоянно. Когда я сюда пришел в 2006 году, общее состояние колледжа было плачевным. Что говорить, если, когда зашел в кабинет химии, я подумал, что попал в 50-е года - стояли те самые парты. Сейчас мы провели ремонт, оснастили лаборатории необходимым оборудованием, поставили компьютеры. И в целом, сначала происходило обновление кабинетов общеобразовательных предметов: химии, физики, математики, информатики и т. д. На сегодняшний момент половина помещений оборудованы оргтехникой: компьютеры у ребят, у преподавателя, проектор, экран, интерактивные доски и т.д. Правда, очень сложно было приучать преподавателей ко всем этим новинкам, особенно возрастных; работали через хорошие примеры, демонстрируя, насколько техника облегчает их труд.

Что касается дорогостоящих тренажеров, прохождение которых требуется для подготовки плавсостава, то курсанты проходят тренинги в университете. В колледже такого оборудования нет, да и не нужно. Тем более с присоединением Морской Академии им. адм. Макарова, где данная материальная база по тренажерам намного шире, подготовка, думаю, улучшится.

Раз уж мы заговорили о преподавателях, то как обстоит ситуация с молодыми кадрами в колледже?

Как я уже говорил, преподаватели, особенно на специальных дисциплинах, у нас возрастные. Причин много, но основная - это, конечно, низкая зарплата. Что говорить, если наш выпускник, только выйдя за двери колледжа, уже получает больше преподавателя?

В среднем профессиональном образовании не обязательно нужны люди, которые защитили кандидатскую или докторскую диссертации. Скорее нужны практики, те специалисты, что имеют большой опыт работы на судах. И если с судоводителями больших проблем нет, люди все же приходят, закрепляются, то найти судомеханика намного труднее. Тем специалистам, которые имели дело только с механизмами, с нашими ребятами очень трудно. Можно быть хорошим механиком, но работать с людьми, еще и с детьми, сможет не каждый: надо иметь и педагогический опыт
Разговоры о повышении зарплат преподавательскому составу среднего профессионального образования идут. Надеюсь, если ситуация в этом вопросе изменится к лучшему, то будут к нам приходить на работу не только специалисты после выхода на пенсию.
Беседовал Владислав Букин.



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
Разработан инновационный диагностический зонд для судового машиностроения
11:24 / судостроение