реклама

"Плавучий" космос по-славянски

Вчера, 30 марта в дальневосточный порт Славянка прибыло долгожданное судно с плавучим космодромом Sea Launch ("Морской старт"). Завтра пусковая платформа, в которую за прошедшие десятилетия было вложено немало денег и на которую возлагается немало надежд, будет доставлена в акваторию Славянского судоремонтного завода.

А теперь давайте поподробнее о том, что это за "Морской старт" такой, чем он важен для России и почему его доставили в Славянку. Обозреваем историю проекта и берем комментарий у генерального директора Славянского СРЗ.
 

Как возникла идея "Морского старта"?

Так исторически сложилось, что наша страна расположена на севере Евразийского континента (причем севернее просто некуда) и не имеет никаких территорий в теплых широтах. Это имеет определенные минусы не только с точки зрения туризма, но и с точки зрения космической отрасли.

Если вы помните хотя бы школьный курс физики, то прекрасно понимаете, что вывод на орбиту полезного груза куда более прост и экономически эффективен в районах близких к экватору. Чем севернее, тем дороже будут обходиться такие запуски. Все главные игроки на космическом рынке имеют космодромы, расположенные в комфортных широтах. Это и американский мыс Канаверал во Флориде, и японский остров Танэгасима, и французский атолл Муруроа, и китайский Вэньчан на Хайнане.

А у нас даже Байконур – это довольно северный по мировым меркам вариант. Что уж говорить о "Восточном", который построили в Амурской области, и тем более о Плесецке, находящемся в 180 км от Архангельска!
Поэтому еще на заре 1990-х годов возникла идея амбициозного проекта – создать плавучий космодром, который можно будет при необходимости отбуксировать в любую точку океана и совершать с него запуски. Никто не собирался делать из него основную площадку, но для дополнительных коммерческих стартов использование такой платформы вполне оправданно.

Причем свои перспективы в таком космодроме увидела не только Россия – заинтересованность выразили США. Поучаствовать в проекте решила фирма Boeing Commercial Space Company ("дочка" корпорации Boeing), что сразу добавило будущему "Морскому старту" солидности. В "лихие девяностые" в одиночку никакой Роскосмос даже с максимальной господдержкой такую махину бы не потянул, а тут сразу обрисовались контуры международного проекта.

В итоге в 1995 году был создан консорциум Sea Launch Company. Основные финансовые вложения сделала Boeing Commercial Space Company, внеся 40% капитала, еще 25% добавила российская Ракетно-космическая корпорация "Энергия". Плюс к этому 20% легло на плечи норвежской Aker Kvaerner (сегодня она известна нам как Aker Solutions ASA). И еще 15% распределили между собой украинские ПО "Южмаш" и КБ "Южное", тоже вовлеченные в проект. Общее руководство было возложено на "дочку" Boeing, благодаря чему штаб-квартиру разместили в американском Лонг-Бич.

Как вы понимаете, при такой схеме кооперации главным выгодополучателем все-таки была отнюдь не наша страна. Если оглядываться назад, то, возможно, выигрышнее было бы подождать лет десять и потом начинать такой проект самостоятельно. К середине "нулевых" России успела оправиться от смутных постперестроечных времен, взяться за свою промышленность, в одиночку разработать и реализовать свой собственный проект другого уникального плавучего объекта – ПАТЭС "Академик Ломоносов". С "Морским стартом" все вроде бы вышло быстрее, но в итоге космодром стал жертвой юридических споров и только сейчас мы, наконец, получили его в полное распоряжение. Но это мы забегаем вперед.

Из чего состоит "Морской старт"?

В качестве основы для плавучего космодрома была выбрана японская нефтедобывающая морская платформа "Ocean Odyssey" постройки 1984 года. Она использовалась при добыче нефти в Северном море, но в 1988 году серьезно пострадала в ходе крупного пожара, после чего ее отправили на Выборгский судостроительный завод для ремонта. Там она надолго застряла, пережила распад СССР и оказалась весьма кстати, когда речь зашла о поиске подходящего объекта, годящегося под базу "Морского старта".
 

Для переоборудования платформу переправили в норвежский город Ставангер, где за нее взялись специалисты с верфи Rosenberg. Норвежцы увеличили длину платформы, оснастили ее двумя дополнительными колоннами поддержки и парой новых двигательных установок. Наверху сделали сервисный ангар для размещения стартовой площадки и ракеты-носителя. 

В 1997 году "Одиссей" вернулся в Выборг для прохождения второго этапа модернизации. К этому времени Выборгский СЗ уже входил в холдинг Aker Kvaerner и носил название "Квернер-Выборг-Верфь". Выборжане поставили на платформу транспортно-установочный агрегат, системы заправки ракеты-носителя нафтилом и жидким кислородом, систему термостатирования, стартовое оборудование, в том числе массивный газоотражатель, закрепленный под пусковой палубой.

Но одной платформы мало. Никакие запуски были бы невозможны без наличия сборочно-командного судно. На нем производится сборка ступеней ракеты-носителя "Зенит-2S", разгонного блока "ДМ-SL" и блока полезного груза в горизонтальном положении. По окончании сборки на СКС, ракета-носитель "Зенит-3SL" перегружается на стартовую платформу. На СКС располагается командный пункт управления запуском.

Заказ на строительство такого судна получила шотландская дочка все той же Aker Kvaerner - Kvaerner Govan Ltd. К 1997 году судно, получившее название "Sea Launch Commander", было достроено и отправлено в Россию для установки на него оборудование для обслуживания компонентов ракет, а также для управления запусками.
В 1998 году уже полностью укомплектованный "Sea Launch Commander" прибыл в Лонг-Бич. Его длина составляет 221,1 метр, ширина – 32,3 метра, водоизмещение – более 34000 тонн, дальность плавания – 18000 морских миль.

А в следующем, 1999-м, к нему присоединилась и платформа "Одиссей", после чего стало, наконец, возможно то, ради чего затевалась вся история – запуски ракет. В итоге с 28 марта 1999 года до 26 марта 2014 г. было проведено 36 запусков, из них 3 закончились авариями, один признан частично успешным и еще 32 прошли гладко.
 

В 2014 году началось обострение отношений с Украиной и проект, тесно связанный с ракетами "Зенит", выпускаемыми днепропетровским заводом "Южмаш", просто заглох. В августе компания "Морской старт" объявила о приостановке своей деятельности.

Путь домой

Мы не будем пускаться в долгое перечисление всех мытарств с продажей и покупкой активов, которые велись после этого на протяжении нескольких лет. Для нашей темы важно, что в конечном итоге полный контроль над проектом получила российская группа компаний S7. В 2017 году состоялась сделка, в ходе дочерняя компания "С7 Космические транспортные системы" приобрела судно Sea Launch Commander и платформа "Одиссей" с установленным на них оборудованием ракетного сегмента, наземное оборудование в базовом порту Лонг-Бич (США) и товарный знак Sea Launch.

В прошлом году было решено перебазировать платформу "Морской старт" из американской Калифорнии на российский Дальний Восток. Переговоры об этом с госдепартаментом США затянулись. Лишь 5 декабря 2019 года, наконец, было получено разрешение американцев на проведение этой операции. К этому времени с платформы демонтировали информационно-связное оборудование компании Боинг и пусковое оборудование для ракеты "Зенит" от "Южмаша".

Однако это не значит, что как только плавучий космодром прибудет в территориальные воды России, можно будет сразу принимать заказы на новые старты. Как минимум, оба объекта – платформа и СКС – должны пройти модернизацию и ремонт. Площадкой для этого был выбран Славянский судоремонтный завод, расположенный в Приморье.

"Предприятие для ремонта выбиралось на основании технического задания, с учетом наличия акватории, пирса длиной 300 метров, глубин у пирса. А также рассматривалось  наличие подъездных путей, складских помещений, возможности технического обслуживания и обеспечения.

Подготовка проводилась в течение всего минувшего года – рассчитывались технические и производственные возможности предприятия, рассматривались варианты постановки судов, разрабатывалась схема швартовки "Морского старта".

Швартовка будет осуществляться у пирса Славянского СРЗ, корабль сопровождения встанет на восточной стороне пирса, а платформа – на западной", – рассказал журналистам "Корабел.ру" генеральный директор предприятия Андрей Якимчук.
 

Славянский судоремонтный завод / Фото предприятия


На вопросы об объемах предстоящих работ, загрузки и задействованных специалистов он ответил, что ответы появятся позднее, поскольку ремонтная ведомость после прибытия судов еще будет уточняться.

Материалы по теме:
Последний из флотилии (о судьбе научно-исследовательского судна "Космонавт Виктор Пацаев")
 




Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
В РРПК рассказали об организации производства на супертраулерах
18:49 , 26 Апреля 2024 / рыболовство