реклама

Пароход, ледокол, два тральщика и немецкая подлодка

«Карская экспедиция — 2015» подводит итоги минувшего сезона.

На прошлой неделе в порт Сабетта прибыло поисково-исследовательское судно «Балтика» с участниками «Карской экспедиции — 2015» на борту. На протяжении двадцати двух дней экипаж судна, ученые и краеведы Ямало-Ненецкого автономного округа, а также морские инженеры компании «Фертоинг» изучали лежащие на дне моря останки судов советского военного конвоя БД-5, погибшего в августе 1944 года. Кроме того, был обследован затонувший ледокол «Александр Сибиряков», потопленный в 1942 году немецким тяжелым крейсером «Адмирал Шеер». Об итогах этой экспедиции «Корабелу» рассказал ее научный консультант, историк, председатель правления Московского клуба истории флота Константин Стрельбицкий.
На суше и на море
Военный конвой БД-5 — транспортный пароход «Марина Раскова» и три тральщика — вышел из Северодвинска, который тогда именовался Молотовск, 8 августа 1944 года. Порт назначения — Диксон, куда пароход вез полярников целыми семьями. Буквы «БД», входящие в название конвоя, кстати, расшифровываются как «Белое море — Диксон». Помимо этого на борту были военнослужащие Беломорской военной флотилии, гражданские специалисты Главного управления Севморпути и, понятно, экипаж. Всего — 417 человек, среди которых было много женщин и детей

Через четыре дня, когда конвой проходил Карское море, его обнаружила немецкая подводная лодка U-365 под командованием капитан-лейтенанта Хеймара Ведемейера. Не будем подробно пересказывать перипетии разыгравшейся после этого трагедии. Скажем лишь, что это одна из самых печальных и драматичных страниц в истории советских внутренних арктических конвоев — погибло 378 человек, еще 51 пропал без вести.

В 2014 году морская инженерная компания «Фертоинг» совместно с Русским географическим обществом при поддержке правительства ЯНАО организовала экспедицию по поиску останков погибшего конвоя. В результате место гибели «Марины Расковой» было обнаружено, а кроме того, удалось обнаружить на дне легендарный ледокол «Александр Сибиряков», который затонул в ходе боя с немецким крейсером «Адмирал Шеер».
ООО "Фертоинг"
В 2015 году состоялся второй сезон «Карской экспедиции». На этот раз перед участниками стояла задача подробно изучить покоящиеся на дне останки судов. А в дополнение к этому исследователи посетили остров Белый, куда добралась одна из лодок с тонущей «Марины Расковой». Там в братской могиле лежат тела тех, кто умер в пути.

— «Карская экспедиция» — это комплексное мероприятие. Оно состоит из морской части и части сухопутной, — рассказывает Константин Стрельбицкий. — Это поисковая экспедиция в двух средах. Морская часть экспедиции проходила в Карском море. А сухопутная — на берегу острова Белый, куда прибыл один из спасательных кунгасов с «Марины Расковой» и где были захоронены погибшие при этом в ходе плавания на ее борту. Сухопутная часть экспедиции начала работать раньше, в июне. Ей удалось обнаружить место захоронения, останки погибших были извлечены. Позже их торжественно перезахоронят.

Морская часть экспедиции, которую и консультировал глава Московского клуба истории флота, началась 12 августа, когда из Мурманска вышло современное многофункциональное поисковое судно «Балтика».
ООО "Фертоинг"
 
Основные характеристики судна «Балтика»
длина 76,4 м
ширина максимальная 20,5 м
осадка 6,3 м
мощность движителей 7,5 МВт
скорость 14 узлов
скорость в ровном льду, толщиной 1,0 м 3,0 узла
экипаж 24 человека
специальный персонал 12 человек
автономность 20 суток
символ класса РС KM? Icebreaker6 [1] AUT1-ICS OMBO FF3WS EPP DYNPOS-1 ECO-S Oil recovery ship (>60°C)/ salvage ship/tug.


Консультации для водолаза
К 15 числу «Балтика» добралась до места назначения и приступила к научным работам. Еще раз было проведено обследование с помощью бортовых гидролокаторов бокового и кругового обзора. На дно спустились роботы — подводные управляемые аппараты. За ними последовали водолазы, которые подняли на поверхность элементы судовых конструкций и оружия с борта «Марины Расковой» и «Александра Сибирякова». Позже все это передадут в музей Министерства обороны России и тематические музеи Ямало-Ненецкого автономного округа. На самих затонувших судах были прикреплены мемориальные таблички.

Константин Стрельбицкий, находясь за тысячи километров от места событий, постоянно держал руку на пульсе — спасибо новейшим информационным технологиям. Каждый день он проводил до четырех сеансов связи, в ходе которых получал все сведения о текущих работах и консультировал участников экспедиции.

— Для примера, я из Москвы объяснял водолазу, находящемуся на судне, как ему правильно снимать один из артефактов — пулемет с «Марины Расковой». Все шло в таком режиме, как если бы я был на судне фактически, — делится он воспоминаниями. — Я многие экспедиции консультирую, во многих бываю, но вот такого в моей практике еще не было.
ООО "Фертоинг"
На местах гибели парохода «Марина Раскова», двух тральщиков и ледокола «Александра Сибирякова» были проведены торжественные мероприятия, вахты памяти. И впервые для Северного морского театра военных действий составлены паспорта подводных воинских захоронений по переданному Министерством обороны образцу. До сих пор на Севере не было еще ни одного официально обнаруженного и запротоколированного подводного воинского захоронения, подчеркивает историк.

— Вообще-то об окончании экспедиции говорить на самом деле не стоит. Сейчас идет камеральная обработка данных, и только после ее завершения в Москве в Русском географическом обществе будет проведена итоговая пресс-конференция по этому поводу. Когда это случится, пока сказать не берусь, — уточняет Константин Стрельбицкий. — Но есть определенные факты, о которых можно говорить уже сейчас. В этом году были обследованы, как выражаются дайверы, несколько «рэков», то есть несколько обломков судов, находящихся на дне. Это погибший в конвое БД-5 транспорт «Марина Раскова» и два сопровождавших его его тральщика. Кроме того, обследован «рэк» «Александра Сибирякова», а также попутно найденные останки немецкой подводной лодки У-362, потопленной нашим Северным флотом.

В планах, по словам эксперта, значилось изучение еще нескольких объектов, но они по ряду причин, были перенесены на следующий год. Помешали неблагоприятные погодные условия и отсутствие точных гидрологических данных. В 2016 году будут обследоваться абсолютно новые для экспедиции суда. Часть из них еще только предстоит обнаружить с помощью современного оборудования, которым оснащена «Балтика».

Значение «Карской экспедиции — 2015» для истории Великой Отечественной войны не исчерпывается чисто моральными аспектами — найти место трагедии и отдать дань памяти погибшим. Изучение затонувших судов позволяет более точно восстановить картину произошедших событий, а значит, дополнить малоизвестные исторической науке страницы. Так, по расположению мелких повреждений на борту ледокола «Александр Сибиряков» удалось подробнее реконструировать его сражение с немецким рейдером «Адмирал Шеер».
"Фертоинг", ООО Санкт-Петербург
+7 (812) 240-44-90



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
На нижегородском предприятии "Атомэнергомаша" определили лучших по профессии
17:49 / пресс-релизы