реклама
Блог морского юриста
Блог морского юриста
Управляющий партнер Адвокатского бюро «Инмарин» Кирилл Маслов, известный эксперт в области правового регулирования деятельности на морском и внутреннем водном транспорте информирует «Корабелов» об основных изменениях законодательства

Особенности регистрации в Российском международном реестре судов на основании пунктов 5-6 части 7 статьи 33 КТМ РФ (собственность российских лиц или чартер лиц, зарегистрированных в СЭЗ)

0 4967 3 мин
Российский международный реестр судов (далее - РМРС) создан в соответствии с Федеральным законом от 20.12.2005 года N 168-ФЗ и принес судовладельцам существенные таможенные и налоговые льготы. Основания для регистрации судна в РМРС, которые предусмотрены частью 7-й статьи 33 КТМ РФ, Федеральным законом от 29.11.2014 года N 378-ФЗ были дополнены следующим образом:
 
В Российском международном реестре судов могут регистрироваться:
5) суда, используемые для целей, предусмотренных статьей 2 настоящего Кодекса (за исключением судов рыбопромыслового флота), и принадлежащие на праве собственности гражданам Российской Федерации или российским юридическим лицам, при государственной регистрации таких судов в морских портах Российской Федерации, включенных в перечень морских портов, утвержденный правительством Российской Федерации.
6) суда, которые используются для целей, предусмотренных статьей 2 настоящего Кодекса (за исключением судов рыбопромыслового флота), возраст которых на дату подачи заявления о государственной регистрации не превышает двадцать пять лет, которые зарегистрированы в реестрах судов иностранных государств и зафрахтованы по договорам фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру) юридическими лицами, зарегистрированными в свободных экономических зонах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, при государственной регистрации таких судов в морских портах Российской Федерации, включенных в перечень морских портов, утвержденный правительством Российской Федерации.


Оба пункта содержат отсылку на перечень морских портов, утвержденный правительством Российской Федерации. На основании распоряжения правительства Российской Федерации от 25.04.2006 года N 583-р в перечень включены 12 морских портов по всей России.

Между тем на практике, при обращении за регистрацией морского судна в РМРС на основании пунктов 5, 6 части 7 статьи 33 КТМ РФ к капитаном ряда морских портов судовладельцы получают отказ. Один из таких отказов получил и собственник судна, обратившийся в ноябре 2015 года к капитану морского порта Находка, с заявлением о регистрации судна в РМРС по вышеприведенным основаниям. Основанием для отказа послужила ссылка капитана порта на распоряжение правительства РФ от 14.11.2015 года N 2321-р (далее – распоряжение). Ознакомление с указанным распоряжением, на основании которого судовладелец не может осуществить свое право регистрации судна в РМРС, невозможно, так как оно не опубликовано и имеет статус "для служебного пользования".

Проверка оснований этого и других отказов показала: пункты 5, 6 части 7 статьи 33 КТМ РФ были внесены в КТМ РФ исключительно в целях развития Республики Крым в дополнение к Федеральному закону от 29.11.2014 года N 378-ФЗ, и регистрация судов в РМРС на этом основании должна производиться исключительно капитанами портов Республики Крым. Исходя из содержания письма Минтранса России от 18.05.2016 года N 05-01/6520-ИС,"с учетом общей сути" положений федерального закона от 29.11.2014 года N 378-ФЗ, а также "исходя из содержания" пунктов 5, 6 части 7 статьи 33 КТМ РФ, капитаны иных морских портов, входящих в перечень, утвержденный распоряжением правительства Российской Федерации от 25.04.2006 года N 583-р, не обладают полномочиями по осуществлению регистрации судов в РМРС на основании п. 5 и п. 6 ч. 7 ст. 33 КТМ РФ.

Сложившаяся ситуация представляется полностью незаконной, так как в соответствии с частью 3-й статьи 15 Конституции РФ любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения. Документ "для служебного пользования" не имеет юридической силы и не может влиять на права и обязанности судовладельцев при осуществлении регистрации судов в РМРС.

Вопрос законности отказа в регистрации судна в РМРС капитаном морского порта Находка был рассмотрен в судебном порядке. Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда решение Арбитражного суда Приморского края от 03.03.2016 по делу А51-25359/2015, которым отказ капитана морского порта Находка в регистрации судна в РМРС на основании пунктов 5, 6 части 7 статьи 33 КТМ РФ был признан законным, отменено.
Объективно очевидной является необходимость внесения изменений в действующее законодательство, буквальное толкование которого не дает судовладельцу никакой информации о том, что регистрация судов в РМРС по пунктам 5, 6 части 7 статьи 33 КТМ РФ возможна только в портах Крыма.

В условиях действующего правового регулирования судовладельцы фактически лишены сведений о фактическом распространении пунктов 5, 6 части 7-й статьи 33 КТМ РФ, поскольку ознакомление с неопубликованным распоряжением, для служебного использования невозможно. Между тем представляется, что снятие ограничения на регистрацию судов по рассматриваемым основаниям могло бы вернуть существенное количество флота под российский флаг, как это и задумывалось при создании РМРС.
 
Старший партнер Виктория Жданова
Адвокатское бюро Санкт-Петербурга "Инмарин", 2016
"Инмарин", Адвокатское Бюро Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург
+7 (800) 250-00-13, +7 (812) 603-48-63



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости