Юридический практикум
Юридический практикум
Юридические заметки в области правового регулирования в Российской Федерации. Судебная практика и рекомендации. Блог ведет Диана Подолян, практикующий юрист в сфере судоходства и торгового мореплавания. e-mail: podolyanda@mail.ru, тел. 8 928 2260225

Новеллы законодательства Российской Федерации в сфере судоходства

- A + КомментарииПрочитано 1518 раз   |
Федеральным законом от 18.07.2017 N 177-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в законодательство Российской Федерации в целях совершенствования государственного регулирования деятельности в морских портах, имущественных отношений в морских портах и приведения правовых норм к единообразию. Федеральный закон вступает в силу с 1 ноября 2017 года.
Изменения, касающиеся деятельности в морском порту
 
Указанными изменениями законодатель в Федеральном законе от 8 ноября 2007 года N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" уточняет такие понятия как: объекты инфраструктуры морского порта, территория морского порта, подходы к морскому порту, порядок создания морского порта, включая открытие и закрытие морского порта, портовые сборы, порядок оказания услуг операторами морских терминалов, включая порядок взаимодействия операторов морских терминалов и перевозчиков, осуществляющих перевозки грузов железнодорожным транспортом, а также условия предоставления находящихся в государственной собственности земельных участков в границах морского порта и объектов инфраструктуры морского порта.

В корреспонденции с данными изменениями приняты поправки к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации, Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", Уставу железнодорожного транспорта Российской Федерации, Федеральному закону от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", Федеральному закону от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", Федеральному закону от 19 июля 2011 года N 246-ФЗ "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Следует особо обратить внимание на введение нового портового сбора - "инвестиционного". Данный сбор вводится с 1 ноября 2017 года на строительство и реконструкцию объектов инфраструктуры морского порта, относящихся к объектам федеральной собственности. Порядок определения размера инвестиционного портового сбора, порядок его взимания и применения утверждаются Правительством Российской Федерации.

Поправки коснулись оказания услуг операторами морских терминалов в морском порту. Операторам морских терминалов, согласно внесенным изменениям, предписано размещать сведения о предлагаемых условиях договора перевалки груза, в том числе осуществления дополнительных работ и услуг, сведения о тарифах и правилах их применения на их официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Данные сведения должны быть доступны для ознакомления без взимания платы. Федеральным законом закрепляются существенные условия договора по организации работы по обеспечению перевалки грузов в морском порту, определяющего порядок взаимодействия, права, обязанности операторов морского терминала и перевозчиков, осуществляющих перевозки грузов железнодорожным транспортом. Типовая форма такого договора утверждается Министерством транспортом Российской Федерации.
 
Учения ЛАРН в морском порту Восточный
 
Изменения, касающиеся бункеровочной деятельности в морском порту
 
Внесены изменения в Федеральный закон от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", которыми законодатель разрешил сложившуюся правовую коллизию относительно государственной экологической экспертизы плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее – план ЛРН) при осуществлении деятельности по перевалке нефти и нефтепродуктов, бункеровке (заправке) судов с использованием специализированных судов, предназначенных для бункеровки (судов-бункеровщиков) во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации.

Статьи 16.1 и 34 указанного Федерального закона дополнены таким видом деятельности, как деятельность по перевалке нефти и нефтепродуктов, бункеровке (заправке) судов с использованием специализированных судов, предназначенных для бункеровки (судов-бункеровщиков) в целях уточнения особенностей нормативного правового регулирования.

Особенности нормативного правового регулирования указанного вида деятельности заключаются:
  • в необходимости наличия и выполнения плана ЛРН, утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации порядке, с последующим уведомлением уполномоченных федеральных органов исполнительной власти;
  • в исключении требования о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы плана ЛРН;
  • в необходимости проведения тренировочных учений в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации и получения соответствующего положительного заключения перед утверждением плана ЛРН организацией;
  • в необходимости создания системы наблюдений за состоянием морской среды в районе осуществления своей деятельности, системы связи и оповещения о разливах нефти и нефтепродуктов, соответствующей требованиям, установленным правительством Российской Федерации, и в необходимости обеспечения функционирования таких систем;
  • в необходимости иметь финансовое обеспечение осуществления мероприятий, предусмотренных планом ЛРН, включая возмещение в полном объеме вреда, причиненного окружающей среде, в том числе водным биологическим ресурсам, жизни, здоровью и имуществу граждан, имуществу юридических лиц в результате разливов нефти и нефтепродуктов;
  • в необходимости иметь в наличии собственные аварийно-спасательные службы и (или) аварийно-спасательные формирования, силы и средства постоянной готовности, предназначенные для предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, и (или) привлекать на договорной основе указанные аварийно-спасательные службы и (или) указанные аварийно-спасательные формирования;
  • в необходимости выполнения обязательств, возложенных законодательством Российской Федерации на эксплуатирующую организацию, включая обязательства, перечисленные в ч. 9 ст. 16.1 Федерального закона "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" при возникновении разливов нефти и нефтепродуктов.

Таким образом, законодателем разрешена сложившаяся и активно обсуждаемая судоходным сообществом правовая коллизия. Настоящие изменения вступают в силу также 1 ноября 2017 года.

Диана Подолян
Поделиться новостью
Подписка Корабел.ру экономит ваше время
Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного!

Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь или