реклама
Северный вестник
Северный вестник
Блог Олега Кулешова

История "Нерпы": как появился самый северный судоремонтный завод России

14 февраля – особый день в истории крупнейшего предприятия Кольского полуострова. Пятьдесят шесть лет назад Советом министров СССР было принято решение о строительстве на полуострове северной сдаточной базы. Ей было присвоено условное наименование "Нерпа".
Официально завод узаконил свое наименование годом позже - 10 мая 1965-го, поэтому в этом году самый  крупный  филиал "Звездочки" - судоремонтный завод "Нерпа" - будет отмечать  свой 55-летний юбилей. 
 
Судоремонтный завод "Нерпа" / Корабел.ру

Своим рождением судоремонтный завод "Нерпа" обязан бурному развитию атомного флота. С середины 60-х годов на флот стали поступать новые типы кораблей и, в первую очередь, подводные лодки с ядерными энергетическими установками всех трех классов - многоцелевые и с баллистическими, крылатыми ракетами.
 
Рубка от АПЛ "Новгород Великий" / Корабел.ру

Атомоходы почти не задерживались у берегов, а несли круглосуточные боевые вахты в морских глубинах. После многодневных океанских дорог им требовалась передышка в заводских доках для восстановления сил.
Разумнее всего это было сделать в местах базирования лодок, где сходятся пути Белого и Баренцева морей, а теплое течение Гольфстрим не дает льдам сковывать подходы к укромным бухтам, где легче спрятать от посторонних глаз стальные туловища атомных исполинов с секретными ядерными установками.
 
Музей судоремонтного завода "Нерпа" / Корабел.ру

На площадке, где впоследствии выросли заводские корпуса, стоял постоянный грохот. Шум большой стройки сопровождался взрывами - под будущую заводскую территорию необходимо было взорвать и переместить более 500 кубических метров скального грунта. Вначале возводили казармы для военно-строительных отрядов и подъездные пути, одновременно велись работы по углублению узкого пролива на входе в бухту.
 
Судоремонтный завод "Нерпа" / Корабел.ру

"Нерпа" в своем роде уникальный завод. Он вырос буквально в одночасье в безлюдной бухте, не имеющей даже приличной береговой линии. Решительно отвоевав место у скал под свои корпуса и производственные площадки, завод начал быстро развиваться.
 
Директор судоремонтного завода "Нерпа" Аркадий Алексеевич Оганян

Сегодня заводские корпуса располагаются на территории более 100 га, что соизмеримо по площади 143 футбольным полям.
 
Судоремонтный завод "Нерпа" / Корабел.ру

Производственная деятельность предприятия началась в 1970 году с ремонта дизельных подводных лодок проекта 629А. Тогда на заводе работали всего 400 человек, включая дирекцию, технических специалистов и рабочих.
 
Судоремонтный завод "Нерпа" / Корабел.ру

Через четыре года, в марте 1974-го, от заводского причала ошвартовалась первая атомная подводная лодка проекта 671 РТМ ("Щука"). И с тех пор на протяжении десятилетий "Нерпа" трудилась по своему основному предназначению - ремонтировала, переоборудовала и модернизировала атомные подводные лодки. В середине 80-х на заводе уже работали около 6 тысяч человек.
 
Первая отечественная АПЛ К-3 "Ленинский комсомол" у причала "Нерпы" / Корабел.ру

Сегодня в архиве отдела кадров предприятия хранится более 29 тысяч личных дел работников, которые за эти 55 лет трудились на "Нерпе" и были причастны к корабельному делу.
 
Судоремонтный завод "Нерпа" / Корабел.ру

За более чем полвека завод вернул в боевой строй флота более 50 субмарин и около 30 надводных кораблей, выполнив ремонт различной степени сложности. Это и текущие, и средние ремонты с переоборудованием, модернизацией. Лодки в заводские доки вставали и по аварийному случаю.
 
Судоремонтный завод "Нерпа" / Корабел.ру

Тот запас прочности, что достался "Нерпе" от рождения, позволил и в трудные 90-е годы, когда конверсионные процессы свели почти на нет военный госзаказ, не только выстоять, но и развить новые направления - гражданский судоремонт, малое судостроение, освоить комплексную утилизацию атомных подводных лодок и надводных кораблей, выведенных из боевого состава.
 
Судоремонтный завод "Нерпа" / Корабел.ру

Большая заслуга в этом бывшего директора завода "Нерпа" Павла Стеблина. Масштабы его личности определили и масштаб развития самого предприятия в самые трудные перестроечные годы. В условиях глубокого общегосударственного кризиса и фактически развала судостроительной отрасли Павел Григорьевич сумел сохранить завод и коллектив, положил начало новым направлениям деятельности "Нерпы".
 
Судоремонтный завод "Нерпа" / Корабел.ру

Стоит отметить, что его именем названа главная улица города судоремонтников - Снежногорска. У мемориальной доски, установленной на его доме, постоянно лежат живые цветы. Премией Павла Стеблина ежегодно награждаются золотые и серебряные медалисты школ ЗАТО Александровск. 
 
Судоремонтный завод "Нерпа" / Корабел.ру

Отдельной страницей в истории завода является реализация радиационно-экологических программ. Первые пилотные проекты по утилизации АПЛ, выведенных из боевого состава флота, были осуществлены в 1992 году. Специалистами завода выполнены сложнейшие в техническом плане операции по переводу на предприятие аварийного АПРК "Курск", выгрузке оружия, отработавшего ядерного топлива и последующая комплексная утилизация субмарины в 2002 году.
 
Судоремонтный завод "Нерпа" / Корабел.ру

Подтверждением высокого профессионализма коллектива судоремонтного завода "Нерпа" стала реализация масштабного международного проекта по утилизации плавтехбазы "Лепсе", долгие годы являющейся самой трудной проблемой в сфере обеспечения ядерно-радиационной безопасности Северо-Западного региона и предметом нападок экологических организаций.
 
Судоремонтный завод "Нерпа" / Корабел.ру

Последнее десятилетие, вернувшись на круги своя, "Нерпа" под руководством директора Аркадия Оганяна активно наращивает производственную программу по военному судоремонту, активно сотрудничает с ГК "Росатом", неся свою экологическую миссию и реализуя проекты по радиационной реабилитации знаменитых ледоколов "Арктика" и "Сибирь", уже отработавших свой срок.
 
Судоремонтный завод "Нерпа" / Корабел.ру

Знаковым заказом для заводчан стала модернизация большого морского транспорта "Яуза". Ремонт этого надводного корабля стал проверкой на профессионализм коллектива. Впервые в истории "Нерпы" работы велись на корабле с таким водоизмещением, практически от пустого корпуса до насыщения современным оборудованием, что дало заводским корабелам уникальный опыт в области судостроения. Ремонт и глубокая модернизация БМСТ "Яуза" обеспечили Военно-морской флот современным кораблем, способным решать задачи по предназначению не только в привычном театре действий в Арктике, но и в дальней морской зоне.
 
Судоремонтный завод "Нерпа" / Корабел.ру

Не менее сложные технические задачи впервые пришлось решать заводским специалистам и при ремонте АПЛ "Обнинск", "Псков", "Гепард", "Вепрь".  Уникальные наработки, полученные в ходе модернизационных работ на этих заказах, позволили значительно сократить сроки ремонта и сэкономить материальные ресурсы.
 
Музей судоремонтного завода "Нерпа" / Корабел.ру

Сегодня кораблями полностью занята вся причальная стенка "Нерпы", без устали трудятся и заводские доки. Участие в федеральных целевых программах, дало возможность заняться техническим перевооружением трубомедницкого и механоремонтного производств, а также оснастить новым оборудованием рабочие участки других подразделений. На следующие годы запланировано более масштабное техническое перевооружение большинства объектов основного и вспомогательного производств, значительное обновление станочного парка, приобретение мобильного переносного оборудования, что в значительной степени расширит возможности предприятия и уменьшит сроки ремонта кораблей.

Материалы по теме:



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
Чем кормят на атомном ледоколе
14:52 / пресс-релизы