реклама

Начальник ГМА им. Макарова, Михеев В.Л: "Мы вышли на новый уровень"

17 16128 6 мин

В преддверии подведения итогов года мы побеседовали с начальником ГМА им. а Макарова - о предстоящих изменениях в системе образования, о проблемах и перспективах ВУЗа  и о новостях в повседневной жизни учреждения.

  Разговор происходит 7 декабря в рабочем кабинете начальника ГМА им. адмирала Макарова, среди рабочих документов и обилия разнообразных наград. Валерий Леонидович согласился уделить нам время между совещаниями, и потому разговор сразу перешел к рабочим вопросам.
- Сейчас перед нами Правительством поставлена задача об объединении высших учебных заведений водного транспорта и улучшении качества образования. Сроки очень сжатые, мы должны предоставить первую концепцию создания Государственного Морского Университета уже 16 декабря. (Справка редакции: Планируется объединение 5 ВУЗов – ФГОУ ВПО «Государственная морская академия им. адм.С.О.Макарова», ФГОУ ВПО «Санкт – Петербургский университет водных коммуникаций», ФГОУ ВПО «Московская государственная академия водного транспорта», ФГОУ ВПО «Волжская государственная академия водного транспорта», ФГОУ ВПО «Морская государственная академия им. адм. Ф.Ф.Ушакова» + 24 филиала. Подчинение - Министерству транспорта РФ)
 Дополнительно идет полная реконструкция нашей материально-технической базы. Закупили новейшие учебные тренажеры. Прошло реконструкцию пятиэтажное общежитие. В результате мы получили «гостиничные» номера для аспирантов, слушателей, преподавателей, и преуспевающих в учебе, с плазменными панелями, отдельные санузлы в каждом номере - условия даже выше европейских стандартов. Тренажерная база – вообще уникальна. Сейчас в бассейне установили тренажер по спасению с тонущего вертолета: очень сложный - имитация вертолетной кабины, которая погружается в воду, и экипажу, пристегнутому вертолетными ремнями, оттуда надо выбраться за 30 секунд.
Подобное оборудование предназначено не для транспортного ВУЗа. Это уровень подготовки специалистов к работе на шельфе, на плавучих буровых, на нефтяных вышках. Очень сложное оборудование, естественно, сертифицировано, три наших инструктора проходили стажировку в Ирландии, еще трое - в Азербайджане. Почему там? Там русскоговорящие преподаватели.
В пятницу (3 декабря) уже начались занятия с первой группой.
- Все прошли, успешно?
- Да нет, один не смог, потому что существует страх. Тренажерная кабина с иллюминаторами, погружается, для обеспечения безопасности в воде с открытых торцов кабины дежурят два боевых пловца и два инструктора. Все происходит в воде, нужно выдавить стекла и выплыть наружу... Одного из группы пришлось откачивать - но тест он сдал, правда, с пятого раза. При этом каждый работающий на шельфе обязан пройти такую тренировку,  в случае неудачи он просто лишится работы.
- В связи с появившейся информацией о создании объединенного университета у нашего сотрудника как раз возник вопрос. Он недавно закончил ваше заведение, и интересуется, насколько престиж вновь созданного ВУЗа будет меньше, чем самой академии?
 - Во вновь создаваемый Морской Университет наряду с нашей Академией войдут еще четыре высших учебных заведения водного транспорта. Престиж, несомненно,  увеличится, а имя адмирала Макарова, скорее всего, останется.
- Не пострадает ли качество образования за счет того, что у каждого ВУЗа - своя база?
- Наоборот. Качество образования точно улучшится. У нас будет единая материально-техническая база. И можно будет выбирать только лучшее. В «Макаровке», например, лучше подготовка плавсостава - мы оставляем этот курс у нас. У них лучше подготовка экономистов - сделаем специализацию на их основах. И так по всем направлениям. Сделаем единый тренажерный центр. У коллег есть, например, специальность «гидротехническое строительство», у нас не представленная.
Все общие дисциплины будем читать в больших поточных аудиториях. А профессора, которые сейчас бегают из института в институт, читают лекции в 5-10 местах, будут преподавать в одном месте, не будут тратить 3-4 часа на дорогу, опаздывать.
- А сами преподаватели не пострадают от сокращения рабочих мест?
- Нет, конечно, не пострадают - я думаю, зарплаты только увеличатся. Сократят лишь тех, кто предоставлял некачественное образование.
- Пару лет назад, когда только готовился переход на систему ЕГЭ, мы беседовали с К.П. Борисенко, ректором СПбГМТУ. И он был возмущен двухуровневой системой образования. Ведь его ВУЗ готовит морских инженеров, а нажимает на них, не вдаваясь в тонкости обучения, Министерство образования. В этом свете интересно, что ваша Академия, всегда стоявшая особняком, объединяется с другими университетами Минобра.
- Минобр с нами контактирует исключительно в сфере образовательных вопросов, аккредитации. Учредитель у нас - Министерство Транспорта, и наша основная задача - готовить специалистов для работы в этой области. А экономисты, юристы… Например, морское право у нас - чисто отраслевое направление, востребованное, поскольку специалистов не хватает,  и, в основном, эту нишу занимает Великобритания. И в свете усилившейся потребности в специалистах - в связи с пиратскими нападениями, событиями вокруг Арктики,  шельфа - мы их будем здесь готовить. Мы сейчас договариваемся, что лекции будут читать иностранные специалисты. Допустим, у нас появятся профессора из Великобритании, из Международного трибунала ООН, из Голландии, Германии. Также мы подписываем соглашение с Американским судовым регистром, уже договорились о лекторах для нескольких кафедр. Они будут начитывать здесь, и брать наших курсантов на стажировку на заводы в Европу и Сингапур.
- Принципиальный вопрос. Как Вы считаете: как получается, что вы берете абитуриентов общего уровня, наравне с другими Вузами, а выпускаете специалистов, ценящихся и за рубежом? Ваш выпускник сразу вынужден работать на мировом рынке, что ему, в принципе, хорошо удается, в то время как выпускник «Корабелки» не слишком востребован на верфи Samsung.
- У нас начальная зарплата выпускника - от 2500 дол. Те, кто от нас идут по контракту работать на шельф, во время первоначальной стажировки получают зарплату около 65 тыс.долл. в год. Если испытательный срок в течение года пройден успешно - зарплата удваивается. И ребята стремятся учиться у нас – ведь мы гарантируем достойное место работы в будущем. Курсант проходит собеседование. В зависимости от знаний, от личных способностей, он попадает в компанию с более высоким или более низким конкурсом.
У нас - отношения с множеством компаний – например, с «Совкомфлотом», «Газпромом», Ассоциацией норвежских судовладельцев; есть партнеры в Голландии; а для Японии мы по контракту готовим людей на суда LNG.
 - На открытии мультимедиа-аудитории в Академии вы говорили, что собираетесь открывать специальность по работе на шельфе...
- Открыли уже, да.
- Хотела уточнить в связи с приостановкой работ по Штокману. У вас начались лекции, строятся платформы, но обещанных объемов разработки и активной работы на новых месторождениях пока не наблюдается. Не пострадают ли ваши выпускники, будут ли они востребованы?
- Однозначно не пострадают. Платформы уже отправлены на достройку на корейские верфи, и у нас  подписан контракт с «Газпромом» на поставку специалистов. Мы уже поднимали вопрос с заказчиком, и получили гарантии для наших ребят.
- Какой процент выпускников Вы трудоустраиваете своими силами?
- Я думаю, что 99%. Кто-то находит работу своими силами, кто-то уходит из отрасли, для остальных у нас всегда есть вакансии.
- Один ваш выпускник, вот, к нам в «Корабел» ушел.
- Тех, кто хочет работать, мы максимально стараемся трудоустроить.
- Отразилось ли на приеме в Академию наблюдавшееся в последнее время снижение интереса к техническим специальностям?
- Конечно, отразилось, даже думаю, еще раньше, чем на всех остальных. Правда, в последний прием количество поступающих увеличилось, с учетом, конечно, большого провала в демографии. Показатели увеличиваются. Пока незначительно, но растут.
- А к вам идут сразу после школы?
- В основном да. Есть, конечно, абитуриенты, имеющие специальное, после мореходных училищ и колледжей, образование, переводятся из других вузов. Многие приходят сейчас из Екатеринбурга.
- Какие программы вы предлагаете для повышения квалификации и переподготовки специалистов?
- У нас много курсов для заочников и большая программа переподготовки. Это связано с квалификационными требованиями. В зависимости от специальности, персоналу нужно примерно раз в пять лет проходить переподготовку. Капитаны, старшие механики – к нам приезжают со всего мира. Качество у нас не хуже, чем в западных центрах, обновленная тренажерная база, сертификаты, а цены за курс – ниже. Поэтому к нам отправляют целые экипажи.
 - Похоже, что дела у вас идут совсем неплохо.
- Пожалуй. Вот, например, во дворе идет строительство, Выводим столовую в отдельный корпус. Чтобы запах щей не отвлекал от учебного процесса.
- А оборудование будет камбузное, на котором будут учиться коки?
- Нет. Коки у нас не учатся, для остальных будет хорошее питание.
А пока - всех приглашаем к нам учиться. Сейчас мы переживаем несколько кризисных лет, но скоро все вернется на круги своя, и конкурс к нам снова будет – как в космонавты. В комфортном общежитии, на новейших тренажерах. От парусника Мир мы сейчас подаем заявку на участие в мероприятиях в рамках олимпийских игр. Я предлагаю вообще: чтобы огонь на олимпиаду доставили на нашем корабле.

Беседовали Александр Ивакин и Анна Абрамова.
 
 
Михеев Валерий Леонидович, кандидат юридических наук, начальник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Государственная морская академия имени адмирала С. О. Макарова». Дата рождения: 06.10.1957 г. С отличием закончил Ленинградское Арктическое училище ММФ СССР, затем Электромеханический факультет Ленинградского высшего инженерного морского училища им. адм. С. О. Макарова по специальности «Эксплуатация судового электрооборудования». Член-корреспондент Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка. Вице-президент Ассоциации международного морского права.
Работая в должности начальника академии, В.Л. Михеев уделяет большое внимание методическому и материальному обеспечению учебного процесса. В качестве руководителя учебно-методического объединения в области эксплуатации водного транспорта, принимал активное участие в разработке стандартов высшего профессионального образования третьего поколения по плавательным специальностям и новым направлениям бакалаврской и магистерской подготовки.



Комментарии   17.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Михаил Коновалов, 17.12.2010, 15:05Думаю, что объединение будет эффективным, правильно Валерий Леонидович сказал, надо дисциплины отдавать тому, у кого это лучше получается. Специализация - это тоже неплохо. Я бы хотел  обозначить вот что. За тот период,  когда страна "лихо" встраивалась в капиталистические отношения - мы отстали на целую эпоху- пятый экономический уклад. Передовые страны уже переходят в шестой, а мы туда же должны теперь прыгать из четвертого. А транспорт где? Транспорт у нас в третьем пока еще числится. Помочь могут только инновации, причем радикальные и во всем и кто ими займется? Вот в чем вопрос. Скорее всего, это должно быть СПбГУ водных коммуникаций, там есть диссовет по инновациям.  Хотелось бы еще узнать, кто из транспортных вузов  работает по 218 Постановлению Правительства (развитие инновационной кооперации вузов и предприятий)? И работают ли?
-0+
#Михаил Коновалов, 17.12.2010, 15:15Опечатка: уклад не экономический, а технологический.
-0+
#Рыбаков Алексей Викторович, 17.12.2010, 23:05Затея объединения ВУЗ'ов под одной крышей – такая же, как и ОСК отрыжка вертикали власти. Это окончательно погубит высшее образование нашего направления, лишив его конкуренции в виде различных научно-учебных школ. Можно заказывать свечи.
-0+
#Михаил Коновалов, 18.12.2010, 00:06Алексей Викторович, соглашусь с Вашей логикой, но думаю сегодня несколько другие условия. Научные исследования  из НИИ, ряды которых значительно поредели, передают в ВУЗЫ. А там кафедры малочисленные, да и в тех большинство ученых  ни производства ни бизнеса не ведали, и как жизнь выглядит изнутри не очень-то и представляют. А если будет специализация, то значит концентрация, достаточная для развития хотя бы отдельных частей отрасли. Сейчас передовые федеральные исследовательские университеты формируют технологические платформы, для создания которых требуются серьезные ресурсы. Даже на примере MBA можно посмотреть: на рекламе эсклюзив, а преподаватели по всему городу практически одни и те же. Какая уж тут конкуренция. Я предполагаю, что все будет зависеть от того как головная организация сооренитрует свою структуру, хотя здесь немаловажны предложения и от самих объединяемых ВУЗов.
-0+
#Рыбаков Алексей Викторович, 18.12.2010, 12:29Уважаемый Михаил Сергеевич!
 
Я, конечно, могу себе представить, что, например, в Португалии или на Фаре́рах, или даже в Италии или Испании стран, которые живут в окружении моря, и которых как по численности населения, так и по площади можно многократно уложить  в Россию, произвели бы такое объединение. Это было бы понятно, «Боливар не выдержит двоих». Возможно,  у них нет такой потребности в альтернативном мнении, но не думаю. Это, как ситуация в нашем футболе. Народу много, а толку нет. Только и можем, что потягаться на равных с рыбаками-любителями с Фарерских остров. А у нас это прямой путь к стагнации в экономике. Вам ли это, как эксплуатационнику, а потому обладающему еще и знаниями с экономическим уклоном, не знать.
 
Теперь на счет научных исследований. Я, например, не пойму, каким образом можно куда-то куму-то передать научные исследования. Они могут только быть или не быть, то есть, другими словами, экономиче далее...
-0+
#Донской Алексей Владимирович, 18.12.2010, 01:05А я, как обычно, не соглашусь с Алексеем Викторовичем :-). Речь идет об объединении отраслевых ВУЗов Минтранса, в которых учебные программы определены международными квалификационными требованиями, а научные школы объединены решениями общих прикладных задач. Тут и не было конкуренции. При грамотном подходе к объединению должно привести к повышению уровня профессионального образования.
 
Нельзя ли по возможности прокомментировать - предполагается ли создание объединенного учебного флота?
-0+
#Назаров Альберт Георгиевич, 18.12.2010, 21:30Не думаю, что укрупнение ВУЗов даст эффект. Да, в теории - научные школы объединятся и бла-бла-бла, но все эти кафедры в ВУЗах - это банки с тараканами (за небольшим исключением), так что будут выдавливать друг друга до полной победы и без альтернатив. На тот момент когда я работал в ВУЗе за каждой пачкой бумаги нужно было бегать к проректору за подпиьсю, т.е. заорганизованность и формализм - не думаю что что-то изменилось; с укрупнением ВУЗов эта проблема только усилится. В настоящее время шансы на развитие есть только у небольших, динамичных организаций, конечно же с кадрами и базой, с самостоятельностью и гибкостью в налаживании контактов и принятии решений. Создание гигантских неповоротливых структур - путь в никуда.
-0+
#Грубов Дмитрий Александрович, 18.12.2010, 23:23Ну, тут я с Вами не соглашусь. Речь-то идет не об объединении неких научных школ, а об объединении образовательных учреждений. И здесь авторитет "Макаровки" и ее возможности (в том числе, и тренажерные) вне конкуренции. Пока еще "макаровские" выпускники на рынке труда очень даже котируются. А вот выпускники остальных перечисленных учебных заведений - не очень.
-0+
#Назаров Альберт Георгиевич, 19.12.2010, 05:33Просто "остальные" учебные заведения в основном речников готовят... Выпускники морских учебных заведений востребованы независимо от вывески.
-0+
#Михаил Коновалов, 19.12.2010, 23:30Дело и в том, что на технические специальности наблюдался даже недобор, какая уж тут конкуренция? А рынок со всеми его плюсами и минусами отражается на высшей школе, только у нас больше минусы приживаются в отличие от запада, где все больше в плюсе. Но раз процесс пошел, его уже не остановить, и на данном этапе нужно более рационально сделать первые правильные шаги, иначе от вторых будет мало пользы.
-0+
#Yuri, 24.12.2010, 21:22"Мы вышли на новый уровень"  - что то тема уровней не раскрыта.  Что было, что стало? Кроме ремонта общаги и плазменных панелей? В некоторых аудиториях можно в потолок спички вставлять, чтобы знать - когда нужно эвакуироваться.
 
Какова базовая ставка преподавателя в макаровке сейчас?  По имеющейся у меня информации - порядка 4000 (!) рублей.
Каков средний возраст преподавателя? Про УТЦ можно не говорить - это отдельная тема, и достаточно давно.
-0+
#Ткачёв Станислав Владимирович, 22.07.2011, 16:12Я защищал диплом в год 100-летия СМФ.Так несколько преподавателей были почти ровесниками этого события.Наши преподы сами заканчивали факультет в 1948 году(страшно вспоминать).А молодёжь вся в моря свалила,потому что платят копейки,а учить дуруков ой как тяжело.Я не говорю за всех,но были у нас и отъявленные дубы.Плюс ещё и военную кафедру убрали.Это большой минус.При них хоть какой-то порядок был.
Объединение окончательно похоронит Макару.У нас всех отчисленных(а их было больше половины от сотни) с руками и ногами брали в ГУВК и они его заканчивали чуть ли не на отлично.Жаль Макаровку...
-0+
#Демченко Н.н., 03.02.2011, 15:48Интересует вопрос,а форма останется?
-0+
#Yuri, 11.02.2011, 22:50пожалуй, вышли на новый уровень распила
 
http://www.fontanka.ru/2011/02/11/149/
-0+
#Серж, 12.05.2011, 14:41Учитываю, как работает ЖВЛ (жизнь вертикальных людей), то развалят Макару окончательно. Будет потеря традиций и идентичности.
-0+
#Александров Сергей Анатольевич, 20.06.2011, 20:39Жалко Макаровку.... Всё и везде идёт к развалу.
-0+
#Михаил, 12.04.2012, 00:44Повезло студентам ЛИВТа - поступали в речное училище , а получат диплом Морского Университета  - и не повезло курсантам ГМА им. адм. С. О.Макарова - поступали в лучшее морское учебное заведение страны , проходили медкомиссию и сдавали экзамены в Макаровку - а выйдут с таким же дипломом.Не справедливо !
Свежие новости
Корабелка идет на верфи и заводы
20:21 , 19 Апреля 2024 / образование