Наши репортажи
Наши репортажи
Материалы корреспондентов портала
- A + КомментарииПрочитано 15465 раз   |
23 июня судостроители "ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева" вынули его из построечного стапеля для дальнейших работ и начали подготовку к закладке второго СПК "Метеор 120Р".
Всего полгода понадобилось нижегородским судостроителям, чтобы воплотить проект нового "Метеора 120Р" в "железо" корпуса. Напомним, торжественная закладка нового поколения этого ставшего в своем время легендарным судна состоялась 23 декабря 2019 года на собственной верфи АО "ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева" под Чкаловском. Название, ставшее ранее практически синонимом скоростных пассажирских перевозок, разработчики решили сохранить, однако "Метеор 120Р" – это совершенно новое, современное пассажирское судно, объединившее в себе традиционное качество и повышенный уровень комфорта для пассажиров и экипажа. Судно строится с использованием современного оборудования и материалов. Опыт строительства СПК "Валдай 45Р" на верфи предприятия показал, что тесное сотрудничество конструкторов, имеющих колоссальный опыт по проектированию СПК, и судостроителей в процессе создания судна сокращает сроки строительства и повышает качество продукции.
 
"Метеор 120Р" / "ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева"

Новый "Метеор 120Р" предназначен для скоростной перевозки пассажиров в светлое время суток по судоходным рекам и пресноводным водохранилищам разряда "О". Габаритная длина судна составит 35,4 метра, ширина – 9,3 метра. Улучшенная конструкция крыльевого устройства позволит новому "Метеору 120Р" показать более высокую мореходность по сравнению с аналогичными судами на подводных крыльях. Судно рассчитано на дальность хода порядка 600 км при средней скорости 65 км/ч и автономности плавания 8 часов и перевозку 120 пассажиров экипажем из 6 человек. 

СПК "Метеор 120Р" оснастят двигателями MAN, успешно показавшими себя во время эксплуатации на другом судне "ЦКБ по СПК им. Алексеева" – "Валдае 45Р", однако разработчики судна уточняют, что "Метеор 120Р" может быть оборудован и двигателями отечественного производства с аналогичными характеристиками, если таковые появятся. Интеллектуальная комплексная система управления судном, в основу которой положена современная мостиковая система разработки петербургского предприятия АО "НПП "Радар ммс", позволит снизить нагрузку на экипаж во время длительных перевозок и создать комфортные условия для пассажиров во время поездки.

Новый "Метеор" отличается пониженным волнообразованием по сравнению с другими скоростными судами, что позволит сохранить береговую линию   водоемов и гидротехнические сооружения от разрушения. 

Судно имеет самый низкий расход топлива среди скоростных пассажирских судов – всего 0,036 кг/км*пасс, что сделает перевозки привлекательными как для эксплуатирующих компаний, так и для пассажиров. От своего предшественника СПК "Метеор 120Р" сохранил неприхотливость в эксплуатации и высокую ремонтопригодность.

Высокий уровень комфорта предусмотрен и для пассажиров – удобные кресла авиационного типа, вместительные багажные полки над сиденьями, кондиционируемый салон, современные мультимедийные решения для работы и развлечения во время поездки. "Метеор 120Р" спроектирован с максимально возможным круговым обзором благодаря панорамному остеклению, также предусмотрен бар с панорамным видом в кормовой части судна. Обеспечена возможность перевозки пассажиров с ограниченными возможностями.
 
Строительство "Метеора 120Р" / "ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева"

Благодаря высоким эксплуатационным качествам, низкому расходу ГСМ, а также современному внешнему виду и повышенному уровню комфорта для пассажиров и экипажа "Метеор 120Р" станет универсальным решением как для скоростных туристических маршрутов, так и для регулярных пассажирских перевозок там, где автомобильное и железнодорожное сообщение слабо развиты – например, в районах Сибири и Дальнего Востока и придет на смену предыдущему поколению судов, выработавших свой ресурс. Возможность эксплуатации нового судна широка: водные артерии пронизывают 60 регионов Российской Федерации, а речные перевозки отличаются низкой себестоимостью – особенно на дальние расстояния, высокой энергоэффективностью и относительно низким уровнем затрат на содержание водных путей. 

С появлением СПК "Метеор 120Р" нового поколения становится возможным и возрождение "крылатого" флота за рубежом, где внутренние водные пути европейских и азиатских стран являются не только значимыми для регионов, но и выполняют социально-экономические задачи. Суда на подводных крыльях производства АО "ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева" уже давно стали визитной карточкой Венгрии, Словакии и других стран, связанных водной артерией реки Дунай. 

Спуск головного судна  на воду планируется  в 2021 году.  

История проекта "Метеор"

История СПК "Метеор" восходит к далекому 1959 году, когда Ростислав Алексеев спустил на воду первое экспериментальное судно на подводных крыльях с запоминающимся названием. С тех пор судно стало настолько популярным, что помимо Советского Союза в разное время заказчиками судна стали судоходные компании более 20 стран мира. До 2000 года было построено более 400 единиц СПК, что по сути является самым массовым проектом пассажирского скоростного судна в мире. Комфортный салон, высокая скорость и уникальный дизайн опережали свое время, а "Метеор" поистине является символом отечественного скоростного флота.  
 
Новый проект "Метеора" / "ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева"

С каждым годом большое количество судов в связи с истекшим сроком эксплуатации выбывает. В настоящее время около 60 "Метеоров" продолжают эксплуатироваться в различных регионах России, Европы и Азии, обеспечивая пассажирские перевозки как на туристических, так и на социально значимых маршрутах. В Санкт-Петербурге "Метеор" по праву стал одной из визитных карточек города: прокатиться с ветерком до Петергофа мечтал каждый петербуржец и гость города.  Полноценно "Метеор" не сможет заменить ни один другой проект скоростного судна.

Несмотря на высокий запас прочности, заложенный в проект "Метеора", и проводимые эксплуантатами работы по модернизации эти скоростные суда постепенно требуют все больших затрат на ремонт и все меньше соответствуют современным требованиям, предъявляемым пассажирами к уровню комфорта на борту. Однако несомненно то, что эти суда востребованы в России и за рубежом благодаря своей топливной эффективности и способности преодолевать большие расстояния за световой день. 

Возрождение "Метеора" на верфях "ЦКБ по СПК"

Долгие годы нижегородцы из "ЦКБ по СПК им. Р. Алексеева" находились в тесном контакте с отечественными и зарубежными судоходными компаниями,  изучали современный рынок скоростных пассажирских перевозок, проводили маркетинговые исследования.
 
Строительство "Метеора 120Р" / "ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева"

Одно из таких исследований основывалось на опросе эксплуатирующих судоходных компаний: какие требования они предъявляют к новому пассажирскому судну? В основном, потенциальные судовладельцы хотели видеть новый "Метеор 120Р" экономичным благодаря низкому расходу топлива, неприхотливым в экплуатации и ремонте, современным и комфортным для пассажиров – и, что важно, с возможностью перевозить маломобильные группы населения, вместительным – чтобы перевозить от ста пассажиров и больше.  На основании проведённой работы с эксплуатантами было определено, что у данного проекта должна быть "вторая жизнь". После проведения научно-исследовательской работы компания приступила к разработке нового проекта "Метеор 120Р", отвечающего современным требованиям к эксплуатации высокоскоростных судов, учитывающего потребности рынка и в соответствии с современными технологиями. 

Технический проект СПК "Метеор 120Р" был успешно согласован Российским Речным Регистром и Роспотребнадзором РФ весной 2020 года. Однако подтвержденные на этапе разработки технического проекта конструктивные решения позволили приступить к строительству головного СПК "Метеор 120Р" до окончания разработки полного комплекта РКД на судно.

На сегодняшний день АО "ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева" является единственным предприятием в мире, объединяющим в себе проектирование, сопровождение и строительство речных судов на подводных крыльях, их эксплуатацию и последующее техническое обслуживание, вплоть до утилизации.

Наши новости в Telegram

Поделиться новостью


Комментарии   1.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь или

Предыдущая новость