реклама

Корпорация морского приборостроения построит свой полигон

- A + Автор: Гненной Олег КомментарииПрочитано 689 раз   |
Взгляд главного кадровика АО "КМП" на современное техническое образование

Более двух лет назад был подписан указ об объединении крупнейших отечественных производителей морских приборов в единую структуру. Как это отразилось на подготовке их специалистов, мы решили узнать у директора департамента кадров Дмитрия Жарихина.
Фото: пресс-служба АО
 
Директор департамента кадров АО
 
Фото: пресс-служба АО
 

Директор департамента кадров АО "КМП"  Д. Н. Жарихин / Фото: пресс-служба АО "КМП"

 

Академик Пешехонов, говоря о подготовке кадров, отмечал: "Разные времена, разные проблемы, разные результаты". Какие кадровые вопросы решает сегодня корпорация? 

 

– Слова Владимира Григорьевича верны. Чтобы детально рассказать о нашей деятельности, я бы предложил перейти к следующим вопросам. Исходя из тематики, которую будем обсуждать, и сложится ответ на вопрос – как и что мы делаем.

 

Что дает АО "КМП" подписание соглашения о сотрудничестве с Петровским колледжем и Корабелкой? 

 

– Любому предприятию, особенно новому, каким и является Корпорация морского приборостроения, чтобы двигаться вперед, нужно чаще коммуницировать. Это первое из слагаемых успеха. В этом году у нас завязались партнерские отношения с ведущими учебными заведениями Петербурга – с легендарным Морским техническим университетом и Петровским колледжем. Это даст нам возможность генерировать и реализовывать совместные идеи.

Генеральный директор АО "КМП" Леонид Стругов (на фото в центре), ректор СПбГМТУ Глеб Туричин и заместитель директора Петровского колледжа Светлана Козырева во время подписания соглашения о сотрудничестве / Фото: пресс-служба АО
Генеральный директор АО "КМП" Леонид Стругов (на фото в центре), ректор СПбГМТУ Глеб Туричин и заместитель директора Петровского колледжа Светлана Козырева во время подписания соглашения о сотрудничестве / Фото: пресс-служба АО "КМП"

Предприятия корпорации имеют давние тесные контакты и с другим учебными заведениями…

 

– Мы ни в коем случае не говорим, что сотрудничаем только с Петровским колледжем. И мы сказали его представителям: "Вы нам интересны как связующее звено, потому что вы большие и активные". В колледже учится более пяти тысяч детей. 

 

Основной контингент сотрудников, которые работают на предприятиях корпорации – это люди с высшим образованием. В Петербурге, где располагается наш основной офис, немало технических вузов. Почему мы выбрали Корабелку? Мы увидели, что Глебу Андреевичу Туричину удалось сплотить вокруг университета немало вузов и промышленных предприятий. На одном из совещаний в Морском техническом университете наш генеральный директор, наверное, полчаса только за руку здоровался с коллегами, столько там было судостроителей разных поколений и направлений. Нам это импонирует.

Фото: пресс-служба АО
Во время интервью / Фото: пресс-служба АО "КМП"

Уже на  следующей рабочей встрече с ректором Корабелки, я предложил ему зафиксировать наши партнерские отношения на бумаге. В ответ услышал, что факультет морского приборостроения в течение трех лет будет переведен с Петроградки в Ульянку. Сейчас формируется проект, и новый кампус будет оборудован с учетом требований и пожеланий конкретных работодателей. В ближайшее время на факультете пройдет совместная встреча с представителями предприятий КМП и Петровского колледжа. Нам расскажут о планах по насыщению факультета современным оборудованием, а также познакомят с деятельностью инженерных классов (Корабелка, является идеологом этого проекта).

 

Сотрудничество с образовательными заведениями предполагает софинансирование их учебных программ? 

 

– Проект, который мы собираемся реализовывать совместно с Петровским колледжем в рамках программы "Профессионалитет" уже учтен в стратегии и долгосрочной программе развития акционерного общества "Корпорация морского приборостроения". Параллельно в Кронштадте осуществляется строительство выставочного павильона корпорации на территории музейно-исторического парка "Остров фортов", посвященного Военно-морскому флоту. Когда я побывал в августе на "Армии 2022", то предложил коллегам из Минпросвещения создать на базе павильона образовательно-производственный полигон. Победа в конкурсе "Профессионалитет" позволила бы нам сформировать хороший образовательный продукт в единой точке. Там будут представлены компетенции всех четырех концернов АО "КМП", смогут заниматься учащиеся совершенно разных учебных заведений.

Эскизы будущего выставочного павильона АО “КМП" в Кронштадт / Фото: пресс-служба АО
Эскизы будущего выставочного павильона АО “КМП" в Кронштадт / Фото: пресс-служба АО "КМП"

"Профессионалитет" уже успели окрестить "возвращением к старой доброй системе профессиональных училищ"...

 

– Образовательные программы и научно-образовательные кластеры формируются там с учетом требования работодателя – конечного получателя выпускника. Петровский колледж предложил нам поучаствовать в разработке новых образовательных программ в области морского приборостроения. Мы поддержали эту идею, но сказали, что формировать учебную программу должны профессионалы – преподаватели, а мы внесем правки в практической плоскости: на каких станках необходимо готовить студентов в сегодняшних реалиях,  какое программное обеспечение они должны изучать.


Что будет представлять собой полигон в Кронштадте? 

 

– Его площадь составит примерно 200 квадратов. Он будет транслировать возможности всех направлений деятельности корпорации, чтобы школьники, которые приедут на профориентацию, могли с этим познакомиться, студенты изучить дисциплины из программы обучения СПО или ВО, принять участие в конкурсах профессионального мастерства в морском приборостроении.

 

Мы планируем согласовать с комитетом образования Санкт-Петербурга график, по которому в павильон будут приезжать потенциальные абитуриенты вузов. Им покажут вживую, как изготавливаются изделия, как конструкторы моделируют новую продукцию. В одном помещении, к примеру, будет располагаться учебный станок с ЧПУ, в соседнем классе – работать ребята-программисты, будущие конструкторы. Возникла идея, написали программу и тут же на настоящем станке изготовили деталь. 

 

Первоначально внутри корпуса планировалось установить стандартные стенды  – с образцами продукции, информационными материалами. Сейчас от предприятий корпорации поступают дополнительные предложения по формированию полигона. Время позволяет, поэтому мы предложили и молодежи подумать над тем, что там должно быть.

 

21 октября и 25 ноября собрали в "Точке кипения" на базе Петровского колледжа кадровые службы концернов, представителей совета молодых специалистов и ученых  наших предприятий. Так же присутствовали молодые инженеры, учащиеся колледжа и студенты Корабелки. Мы показали им презентацию полигона и предложили генерировать идеи по принципу: корпорация создает оболочку, а вам предлагает подумать над ее насыщением.

Совместное совещание представителей предприятий АО "Корпорация морского приборостроения", СПбГМТУ и Петровского колледжа в "Точке кипения" / Фото: пресс-служба АО
Совместное совещание представителей предприятий АО "Корпорация морского приборостроения", СПбГМТУ и Петровского колледжа в "Точке кипения" / Фото: пресс-служба АО "КМП"

Я уже говорил Корабелке, скажу и нашим будущим партнерам из высшей школы, участвующим в различных конкурсах на выделение грантов, что мы готовы рассматривать Кронштадт как единую образовательную площадку. Корпорация, например, готова гарантировать дополнительное  финансирование, чтобы вместе с Петровским колледжем выиграть конкурс "Профессионалитет". Шансы у нас  хорошие.

 

Какие кадровые проблемы сегодня наиболее остры?

 

– Я уже больше 20 лет в этой сфере, и не встречал  ни одного руководителя, который бы сказал, что у него все нормально. Профессионалов не хватает всем. У нас явных проседаний нет, наибольшие сложности возникают с программистами. Но так, чтобы мы прямо встали сейчас из-за отсутствия кадров, такого, конечно, нет. Существуют традиции, сохраняется преемственность, работают научно-образовательные центры, приходят практиканты, активно используется наставничество. Все это есть, никуда не ушло. Как и методы материального и нематериального стимулирования.

 

 – И базовые кафедры работают? 

 

– Да, они тоже сохранились. Это один из элементов подготовки кадров. С Корабелкой планируется создание образовательно-научного центра. Почему научного? Потому что они – высшее учебное заведение. И на полигоне в Кронштадте, если начнут выделять гранты, помимо профориентации школьников и проведения конкурсов профессионального мастерства может появиться базовая кафедра какого-нибудь учебного заведения. Может быть, даже не одна. И там будет вестись образовательный процесс.

Петровский колледж уже заявил, что они будут выезжать в Кронштадт, находится там с утра до вечера и проводить подготовку. Это будет элементом образовательного процесса. Как правило, базовые кафедры в таких местах и образовываются. Я воочию видел это, и, слава богу, что наши партнеры разделяют такой подход. Г.А. Туричин тоже подписал с нами соглашение. Корабелка будет направлять на полигон своих студентов.

 

"Ворлдскиллс" должен был стать "новым толчком" в развитии среднего профессионального образования России. Какую роль сегодня играют стандарты и центры компетенций этой международной ассоциации в подготовке рабочих кадров?

 

– Каждому времени – свои герои.  "Ворлдскиллс", наверное, был героем своего периода. Многие корпорации в рамках подготовки к этому чемпионату  проводили внутренние первенства по его стандартам. Это, безусловно, хорошо. Когда конкурс "Ворлдскиллс" приезжал в город, предприятия обновляли мастерские и классы инженерной подготовки, и не везде это называлось центром компетенций.

 

Сегодня нужно ориентироваться не на международные стандарты, а на то, как импортозамещается оборудование на наших предприятиях. Думаю, что проводить  эти соревнования стоит в одном месте. Это и финансово выгодно. Назовут это российскими конкурсами профессионального мастерства или чемпионатами "Ворлдскиллс", не столь важно. Суть в том, что появится место, куда смогут приезжать соревноваться работники различных предприятий вне зависимости от направления их деятельности. Есть директивный документ о проведении конкурса "Ворлдскиллс", организовывать будем на нашем образовательно-производственном полигоне. Сейчас мы формируем компетенции, определяем направления.

 

В 2023 году запланировано открытие новых направлений подготовки специалистов морского приборостроения в системах высшего и средне-специального образования. Как формировался этот список?

 

– Написать новые образовательные программы – это идея Корабелки. Мы стали докручивать этот вопрос с  подсказки Корабелки. Ректор обратил мое внимание на факультет морского приборостроения: "Знаешь, с годами как-то так получилось, что технологическое  направление в морском приборостроении перестало активно поддерживаться как университетом, так и самими предприятиями". Если в судостроении и машиностроении подготовка конструкторов и технологов являются отдельными направлениями подготовки, то в приборостроении это не совсем так. На судостроительных заводах службы конструкторов и технологов примерно одинаковые, а на некоторых приборостроительных предприятиях вы можете почти не встретить технологов. Анализируя ситуацию, университет пришел к мысли, что подготовка технологов в морском приборостроении исчезла из-за ряда обстоятельств, включая слияния кафедр.

 

После встречи с Туричиным я проконсультировался с коллегами и получил положительные отклики на его идею. Все склоняются к тому, что компетенции технолога сегодня несколько утрачены. В итоге, в декабре, на заседании Научно-технического совета корпорации Глеб Андреевич Туричин согласился огласить доклад на тему открытия новых направлений подготовки этих специалистов.

 

АО "КМП" – это не только производственный, но и серьезный научный потенциал. Что делается для его развития? 

 

– Только что я произнес словосочетание Научно-технический совет. Положение о его работе рождалось у нас в долгих спорах. Шло кадровое формирование корпорации, затем создавалась нормативная база. Не так давно подписан приказ, сформирован состав совета, определен президиум,  – в него вошли представители всех концернов. Возглавил совет академик Пешехонов. В этом году должно пройти его первое заседание. В рабочем порядке мы уже привлекали членов совета к решению различных задач, например, при отборе ребят на инженерные конкурсы.

 

Сегодня формируется несколько точек, где будет концентрироваться подготовка молодых кадров. В Кронштадте будет сформирован научно-производственный полигон, в новом кампусе Корабелки – научно-образовательный, активная молодежь будет собираться в "Точке кипения" Петровского колледжа. Любой учащийся, побывавший в нашем павильоне "Острова фортов", сможет рассказать, как там здорово и прикольно, и привлечь к нашему проекту новые умы с их идеями.

 

По инициативе коллегии Военно-промышленной комиссии два года назад в ФГУП "ВНИИ "Центр" появился проектный офис Федерального кадрового резерва ОПК. Какие задачи он выполняет? 

 

– Я знаком с различными курсами управленческого резерва, так называемыми MBA. ФКР ОПК – это своего рода вершина айсберга подготовки управленцев. Особенность данной программы в том, что она реализуется на федеральном уровне. И курируется не только Министерством промышленности и торговли, но и Военно-промышленной комиссией Российской Федерации.

Ребята там работают интересные, нам удалось с первого раза наладить с ними контакт. Проект существует минимум три года, но никто из наших предприятий до этого  в нем не участвовал, хотя этому ничто не мешало. Мы с генеральным директором в наборе этого года сделали ставку на подготовку резервистов по направлению научный руководитель, технический директор. Собрали таких кандидатов из предприятий корпорации, предусмотрели финансирование, организовали процесс, и вот результат – морское приборостроение представлено резервистами на федеральном уровне.

 

Это будет для молодых специалистов неким социальным лифтом? 

 

– Это подготовка резервистов, только более фундаментальная, с углубленной оценкой кандидатов. Их кейсы рассматривались независимыми экспертами, которые даже не знали фамилий участников, так как всем были присвоены идентификационные номера. До этого я не встречал такого серьезного подхода.  Дополнительно была проведена независимая экспертная оценка, а список резервистов отправлялся на одобрение в Военно-промышленную комиссию.

Само обучение молодежного кадрового резерва тоже проходит на высоком уровне, его осуществляют академии "Росатома" и "Ростеха". Программа довольно насыщенная, более 300 часов. Это не только семинары и разбор кейсов, но и выезды на предприятия. На курсе собираются перспективные руководители из разных отраслей оборонно-промышленного комплекса. В этом году КМП представляли три сотрудника из концернов Петербурга, четвертый не добрал пару баллов.

 

Срезался при отборе? 

 

– Да. Сейчас обучение еще продолжается, ребята сдружились между собой. Это представители нашей науки, один – главный конструктор из "Океанприбора", другой возглавляет научный центр на "Авроре", третий – заместитель начальника научно-технического центра "Электроприбора". У них теперь есть понятный лифт, про который вы упомянули: что им дальше делать, какая должность их может ждать. И сами они, и на предприятии это понимают. Такая карьера была сразу обозначена. Пройдет 5-10 лет, и научный руководитель выйдет на пенсию, а молодой конструктор может его заменить. Чуть раньше, чуть позже – второй вопрос. Конечно, гарантировать на 100% ничего нельзя, может произойти какая-то реструктуризация или возникнут новые направления, это жизнь.

 

Во время обучения ребята получают возможность по-новому взглянуть на партнерские взаимодействия с другими компаниями, научиться работать с министерствами, подсмотреть полезные практические примеры в работе аналогичных корпораций. 

 

Какое у вас отношение к институту целевиков? 

 

– Хорошее, на "четверку". Понятие "целевик" стало мне интереснее. Года три назад произошли изменения в законе "Об образовании", и теперь целевик должен будет вернуть государству большую сумму, если не придет на предприятие после учебы. Раньше этого не было. Предприятия заключали с целевиками ученические договоры, платили ему стипендию, сохраняли заработную плату в размере стипендии на срок учебной сессии, в случае, если он оканчивал учебное заведение и говорил до свидания, то денежки должен был вернуть. Но тогда это было около 100 тысяч рублей.

 

Сейчас предприятия продолжают платить стипендию студентам, которые их заинтересовали. Но если выпускник вуза не придет на предприятие, то должен будет вернуть деньги не только предприятию за стипендию, но и  государству за то, что занимал бюджетное место. А это может вылиться уже и в 500 тысяч и больше.

 

Что вы думаете о системе распределения, которая существовала в вузах в советские времена? 

 

– Для 70% выпускников это нормально. Работодателя такая система тоже устраивает, он понимает, кого берет. Истории, когда выпускник технического вуза становится барменом, никому не нужны. Мы тоже смотрим на систему распределения положительно. Конечно, точно рассчитать, что через пять лет вам понадобится инженер по гидроакустике, невозможно. Но при масштабах корпорации в 22 тысячи человек, временно устроить нового сотрудника  по какому-то другому профилю и дождаться именно его вакансии нам не трудно. Самым действенным лифтом в этой ситуации является прохождение практики на предприятии в период подготовки, когда к концу образовательного процесса еще студента уже ждут на рабочем месте, и распределение выпускника происходит естественно, по заранее намеченному плану подготовки специалиста. 

 

Унификация организационных структур управления и создание единых центров профессиональных компетенций и корпоративных культур, – вот основные направления развития корпорации морского приборостроения в области управления персоналом.

Автор: Гненной Олег
Поделиться новостью


Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь

Предыдущая новость