Когда вместо главного двигателя – парус: о старых технологиях в новой реальности

- A + КомментарииПрочитано 630 раз   |
Как здорово, что сегодня уже не требуется ловить попутный ветер косым парусом или в срочном порядке спускать их во время шторма, чтобы не разорвало, не сломало мачты... да и вообще бы в живых остаться. Но что, если парус может оказаться более выгодным решением, способным принести в копилку компании звонкие монеты. А ещё ведь есть и просто большие любители кораблей. А если это будет парус, но не из парусины? Вдруг тогда удастся сэкономить на топливе? Представляем вашему вниманию изборник судов за 2022 г., основным или вспомогательным движителем которых является – парус.
1. Начнем с судна, ставшего первым в мире парусным контейнеровозом. Да-да, вы не ослышались. Французское классификационное общество Bureau Veritas (BV) решило одобрить необычный проект контейнеровоза компании Zéphyr & Borée на 1800 TEU ещё в конце прошлого года. Вместо главного двигателя (ГД) тут – восемь автоматизированных парусных комплекса! Каждый из этих механических и ассиметрических парусов-крыльев способен самостоятельно выбирать необходимый уровень наклона во время движения, чтобы обеспечивать максимальную скорость даже при слабом ветре.
 
Парусный контейнеровоз Zéphyr & Borée / Фото: Bureau Veritas

Характеристики парусного контейнеровоза от Zéphyr & Borée:
  • Предположительная скорость – 10-12 узлов;
  • Длина – 185 м;
  • Количество трюмов – 5;
  • Размер контейнеров – есть возможность загружать 40-футовые контейнеры.
Но это судно все-таки не полностью – парусное. Есть тут и парочка стандартных дизелей Tier III с валогенераторами, оснащенные системами регенерации (рекуперации) тепла, что позволит существенно уменьшить расход топлива.

Кстати, до этого Zéphyr & Borée представили свету четырехмачтовый специализированный транспорт Canopée под европейскую космическую программу. Судно предназначено для перевозки ракет и блоков стартового комплекса Ariane 6 во французскую Гвиану . В этом году его уже должны передать.
 
Парусный транспорт Canopée / Фото: Zéphyr & Borée

Характеристики Canopée:
  • Длина Canopée – 121 м;
  • вместо ГД – четыре солнечных паруса-крыла;
  • Скорость за счет крыльев – 16 узлов;
  • Экономия топлива за счет парусной системы – 25%.
2. Следующее судно, которое нам кажется весьма интересным, от голландской Conoship International Projects (CIP). В начале 2022 г. компания заявила, что готова построить нечто, напоминающее сухогруз, для выполнения операций река-море. Чтобы проект соответствовал требованиям Международной морской организации (IMO), было решено его оснастить двумя механическими парусами в носу. Практическая польза – экономия 10% топлива, а также уменьшение доли выбросов вредных веществ в атмосферу.
Судно с комбинированной парусно-силовой установкой / Фото: Conoship International Projects

Характеристики перспективного судна от CIP:
  • Дедвейт – 3 640 тонн;
  • Длина – 88 м;
  • Ширина – 13,2 м;
  • Осадка – 5 м;
  • Объем трюмов – 3000 м3;
  • Скорость – 10 узлов.
Но и этот проект даже ещё в большей степени опирается на стандартную дизель-электрическую силовую установку, но... с винтами увеличенного диаметра. Перспектива этой установки – работать в том числе и на сжиженном водороде или даже аммиаке.

3. Следующий проект успешно прошел испытания в ВМС США в январе 2022 г. Внешне напоминает практически байдарку с крылом, но на самом деле это – технически оснащенное малое судно, изначально разработанное для океанографических исследований в труднодоступных местах мирового океана.
 
Автономный аппарат-разведчик Saildrone / Фото: Saildrone

В своем гражданском исполнении это судно представляет из себя корпус длиной 22 м, оснащенный солнечными батареями и жестким поворотным парусом-крылом. Также в начинке есть стандартные навигационные датчики, гидрометеорологическая аппаратура и гидролокатор бортового обзора. Скорость "байдарки" может доходить до 6 узлов. Имя этому аппарату, который в зарубежных СМИ называют ветроход, – Saildrone.
 
Коммерческий вариант Saildrone / Фото: Saildrone

4. Перенесемся в июнь 2022 г. и посмотрим на роторный парус, который также становится "модным" среди судов. Представляем вашему вниманию шестимачтовый балкер (углевоз) типа Newcastlemax, официально одобренный Ллойдом. Разработчик – Шанхайский исследовательский институт кораблестроения (SDARI), заказчик – американская судоходная компания Oldendorff Carriers. А вот система управления турбопарусами произведена британской корпорацией Anemoi.
 
Шестимачтовый балкер типа Newcastlemax / Фото: SDARI

Разработчики предполагают, что большую часть пути судно дедвейтом 210 тысяч тонн будет проходить именно на энергии ветра. Предполагается, что роторные паруса, способные давать ход даже против ветра, будут 30 метров в высоту и 5 в ширину. Хотя на судно также хотят установить и 4 складных (наклонных) паруса размерами 35 на 5. Но... и это судно будет оснащено традиционным двигателями, оптимизированными под экологически чистое топливо.

5. Перейдем к обычным, а, вернее, настоящим парусным проектам, которые все ещё живут и здравствуют. А порой их даже специально строят для самых разных целей.

Этот проект принадлежит французской судоходной компании TransOceanic Wind Transport (TOWT); создатель концепции (ещё в 2019 г.) – специалисты конструкторского бюро Herskovits & Tobie (г. Нант. Франция). Построят судно на французской же военно-морской верфи Piriou в городе Конкарно (пр. Бретань), год сдачи – 2023. Причина выбора именно парусного грузового судна – удорожание нефти, а вместе с ней и топлива.
 
Перспективный проект "TOWT" / Фото: TransOceanic Wind Transport

Характеристики грузового парусника:
  • Длина – 79 м;
  • Грузоподъемность – 1 100 тонн;
  • Пассажиры – 12 человек;
  • Экипаж – 7 человек.
Парусник рассчитан на перевозку шоколада и кофе, а также органических вин, коньяка, шампанского и минеральной воды. Как признается руководство TOWT, мысль о переходе на парусный флот связана с тем, что их авторитетным грузовладельцам не нужна скорость – нужна бережная доставка ценного груза экологически чистым транспортом.

6. Парусное судно для сбора мусора в июне 2022 г. было представлено НКО SeaCleaners. Помощь в реализации проекта оказали французские конструкторы из Ship-ST и норвежские из LMG Marin. На выходе получился катамаран с парусами и именем Manta. Мусор он будет собирать при помощи соответствующих тралов (практически промысловое судно, но промысел его – мусор).
 
Парусное судно-сборщик пластика "Manta" / Фото: SeaCleaners

Характеристики судна Manta:
  • Длина – 56 м;
  • Ширина – 26 м;
  • ГД – две мачты длиной 60 м и 4 паруса;
  • Вспомогательная пропульсивная установка;
  • Скорость хода – 12 узлов;
  • Скорость при сборе мусора – 2-3 узла.

Весь собранный мусор будет сразу отправляться на автоматическую линию сортировки, а далее: очистки и переработки прямо на судне. А часть мусора будет использоваться для подпитки вспомогательной пропульсивной системы (практически DeLorean DMC-12 их "Назад в будущее").
 
Судно "Manta": тралы для сбора пластиковых отходов / Фото: SeaCleaners

Помимо основной задачи судно также предлагают использовать для исследования проблем загрязнения Мирового океана и для реализации образовательных и научных программ. На данный момент SeaCleaners готовит тендерное предложение и выбирает верфь для строительства. Дата постройки судна – 2025 г.

7. Опять вернемся к механическим парусам. В данном случае речь пойдет даже не о строительстве, а о переоснащении. Так, британская конструкторская компания BAR Technologies и норвежская корпорация Yara Marine Technologies анонсировали идею переоборудовать балкер Berge Olympus дедвейтом 211 250 тонн, длиной 300 м и посадить на него сверху четыре современных паруса системы WindWings. Такую же тему предлагают в отношении балкера Pyxis Ocean девдейтом 80 962 тонн.
 
Балкер Berge Olympus после установки парусной системы WindWings / Фото: BAR Technologies

Вероятно, вас уже не удивит, что по мнению конструкторов такое решение сэкономит судовладельцу топливо и почти на треть уменьшит выбросы.

8. А теперь посмотрим на наши российские, настоящие, парусники. На самом деле их немало, но не все они известны. Сегодня остановимся на фрегате "Штандарт". Этот вполне себе обычный корабль для своего времени был заложен ещё в далекие времена Петра I – 24 апреля 1703 г. "Штандарт" совмещал в себе голландскую и английскую школы: широкие шпангоуты, плоское днище, уменьшенная осадка и высокий такелаж. И тогда и сегодня "Штандарт" имеет 3 мачты, водоизмещение в 220 тонн, длину 27,5 м (по корпусу – 34,5 м), ширину – 7 м, осадку – 3,3 м, скорость под парусами – 11 узлов, а при включении вспомогательных двигателей (которые есть на восстановленной версии судна) – 10 узлов. Кстати, в 1703 году на судне служило 120 человек. Сегодня тут бывает обычно до 40.
 
Вот он, настоящий "Штандарт" / Фото: из соцесети ВК проекта "Штандарт"

Как вы поняли, в оригинале судно до наших дней не дожило. В 1711 году корабль встал на ремонт в док из-за того, что при строительстве был применен сырой лес. Но в 1727 г., когда, наконец, было принято решение вытащить его на сушу для нормального ремонта, он попросту развалился.

Восстановить судно в 1992 г. решил выпускник Корабелки – Владимир Мартусь. 4 сентября 1999 г. корабль был спущен на воду и до сих пор ходит в акватории Финского залива, Балтийского моря и не только. В 2009 году "Штандарт" проделал путь от родного Санкт-Петербурга до норвежского порта Киркенес, обогнув мыс Норд-Кап. После череды юридических коллизий, 20.07.2020 г. "Штандарт", наконец, получил российскую прописку, как учебное судно с экипажем 36 человек и районом плавания 2.
 
Снаружи практически один в один, как тот самый "Штандарт", но внутри есть и современные блага цивилизации / Фото: из соцсети ВК проекта "Штандарт"

Сегодня "Штандарт" в связи со сложной обстановкой на мировой арене ищет поддержку... Однако команда корабля не сдается и, как и прежде, ждет всех желающих на свою палубу.

На этом мы свой обзор завершаем, но не прощаемся с вами. В следующем месяце ждите новых рассказов про оригинальные суда и корабли и истории, связанные с ними. 
Поделиться новостью

Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь

Предыдущая новость