
Марина с детства знала, что такое труд. Как она сама признается в своем блоге, летние каникулы проводила у бабушки, помогала по хозяйству. А хозяйство было большое. И хотя работу на земле с походом в Арктику не сравнишь, однако закалка у Марины была подходящая. Не зря в юности она искренне хотела стать десантником. Писала в Рязанское училище в конце 1990-х, но девушке отказали. Марина Старовойтова поступила в Брянский государственный университет имени И.Г. Петровского и решила стать учителем русского языка и литературы. Именно в этот период, на 4 курсе, Марина с друзьями поехала в Новороссийск. Там она впервые увидела море и завороженно смотрела на суда, стоящие на рейде.
"Школьный класс, кабинет залит солнцем, я, сельский учитель русского и литературы, читаю своим ученикам стихотворение Михаила Лермонтова: "Белеет парус одинокий в тумане моря голубом!.." Могла ли тогда представить, что через несколько лет передо мной будет Арктика и полярная ночь, а вместо одинокого парусника – единственное в мире транспортное судно с ядерной энергетической установкой "Севморпуть"?" – вспоминает капитан атомного ледокола "Ямал".
Как только знакомые упомянули о том, что в Мурманском морском пароходстве набирают на работу женщин, Марина собрала необходимые документы и отправилась в Мурманск. Сначала устроилась дневальным на атомный ледокол "Советский Союз", а буквально через неделю была переведена на атомный лихтеровоз "Севморпуть". Первый рейс продлился 11,5 месяцев. В обязанности входила уборка помещений, мытье посуды, подача еды. Важная и одновременно непростая работа, но ведь кто-то должен в море создавать для моряков уют. Справилась! А вместе с тем прониклась духом моря, насмотрелась на товарищей-судоводителей и поступила в Макаровку.
И пусть девушек очно не брали, пусть найти реальную практику было практически невозможно, с этим Марина Старовойтова тоже справилась. Она обратилась в Мурманскую Ассоциацию морских капитанов, рассказала о своей мечте. Её поддержал председатель Мурманской ассоциации морских капитанов, капитан дальнего плавания Анатолий Алексеевич Черепанов. Вскоре Марина Старовойтова устроилась матросом 2 класса на теплоход "Петр Великий". Продолжала учиться у моряков и, когда сдала экзамены и получила квалификационное свидетельство матроса 1 класса, была переведена в матросы 1 класса. Работала под началом капитана Сафронова Сергея Николаевича.

"Марина пришла на судно матросом второго класса. Работа была непростая, а для девушки – вдвойне. Однако она никогда не жаловалась, при этом не стеснялась просить помощи и совета, когда требовалось. Настойчивая, дисциплинированная, целеустремленная. Мы ее всей командой старались оберегать, не пускать на тяжелую работу, но она все равно отбрыкивалась, говорила: "Если сама не смогу, я вас попрошу", – с теплом вспоминает о ней капитан.
Далее работала матросом на "Иване Папанине", продолжала учиться. А когда получила диплом была назначена третьим помощником капитана на теплоход "Виктор Ткачев". На дворе как раз стоял 2014 г., шло активное строительство порта Сабетта, и на этом судне доставляли туда технику, стройматериалы. Так что Марина Старовойтова не понаслышке знала, что такое задубевшие швартовые концы и окоченевшие руки.
"Но ничего, я же сама выбрала свою дорогу. Да к тому же своим трудом ты зарабатываешь авторитет. В первом же рейсе меня назначили бригадиром на самовыгрузке. Была к этому готова: на транспортных судах и в подготовке трюмов, и в самовыгрузке участвовали не только матросы, но и помощники капитана", – вспоминает она.
Работала на разных торговых судах Мурманского морского пароходства, росла. В 2017 году была назначена на должность старшего помощника капитана.

"Ледокол – такая же специфическая русская вещь, как и самовар", – Евгений Замятин
Интерес к ледоколам у Марины Старовойтовой появился в период регулярных рейсов в Арктику. Ее восхищало то, как профессионалы организовывали проводку, как они ювелирно окалывали суда, как подходили к судну, чтобы взять на буксир. И тогда она подумала: "А смогу ли я так же?" – и прошла собеседование, и устроилась во ФГУП "Атомфлот" с понижением в должности до стажера второго помощника капитана. Но иначе было никак: перед атомными ледоколами стоят иные задачи, чем у транспортных судов. Необходимо было приобретать новые умения и навыки.
"Ледокол стал для меня новой школой и новым домом, родным и любимым, а команда – семьей. С кем-то я училась в Макаровке, с кем-то работала на Севморпути. У меня были очень хорошие наставники, которые направляли и подсказывали. Сдала экзамены, работала вторым помощником капитана, затем прошла стажировку на старшего помощника. Ключевое отличие от транспортных судов – тебя не сразу назначают на должность, а ты сначала проходишь стажировку. Еще одно отличие – на мостике ледокола всегда несут вахту трое: старпом, вахтенный помощник и рулевой матрос", – продолжает Марина Старовойтова.
А все потому, что старпому некогда отвлекаться на заполнение судового журнала (этим занимается вахтенный помощник): нужно следить за караваном и управлять ледоколом. А хороший рулевой так и вообще на вес золота: ему не требуется долго объяснять, как обойти льдину, как правильно маневр какой-то сделать и так далее. Да, поначалу к ледоколу приходилось привыкать, но одновременно с этим управление такой махиной было очень и очень интересно Марине. Наставники сначала подсказывали, направляли, а впоследствии старались не мешать, чтобы у старпома была возможность научиться принимать самостоятельные решения.

В 2024 г. Марине Старовойтовой пришлось десять дней подменять капитана. Дело, как она вспоминает, было очень ответственным. Нельзя было никого подвести. Благо, что каждый член экипажа понимал это, а будущий капитан (на то он и будущий капитан) все грамотно организовала. И, благодаря слаженной работе экипажа, выполнили все поставленные задачи.
Быть капитаном – принять на себя ответственность за всю команду, за судно и проводимые суда. Быть и администратором, и судьей, и дипломатом, и психологом, и спасателем в одном лице. Кроме того, капитан должен быть признанным лидером, кем и является Марина Старовойтова.

Помнить о семье, не забывать о долге
Капитана атомного ледокола "Ямал" дома ждут родная сестра, племянники и 15-летний сын, который знает, что мама любит море, но, когда возвращается домой, то все время проводит с ним. Да и современные технологии позволяют даже уроки онлайн проверять. Несомненный плюс – график работы: 4 месяца в рейсе, 4 – отдыхаешь. В отпуске Марина Старовойтова всегда открыта для встреч со школьниками. Она охотно делится историей своего профессионального становления и рассказывает о том, что главное – не отказываться от мечты.
На вопрос о том, является ли назначение капитаном вершиной карьеры, отвечает, что она только назначена, и впереди годы становления. Носить капитанские погоны и быть капитаном – пропасть в сотни миль маршрутов и проводок. Марина в полной мере осознает ответственность назначения и хочет стать достойным продолжателем традиций "Атомфлота".

"Работа в море – это моя жизнь, а "Ямал" – второй дом, добрый и гостеприимный. Я горжусь тем, что являюсь частью госкорпорации "Росатом" и представляю в Арктике единственный в мире атомный ледокольный флот. Каждый выход в море – это новые вызовы и возможности. Управляя ледоколом, этой махиной мощностью 75 тысяч лошадиных сил, способной преодолевать тяжелые льды, испытываешь чувство ответственности и восхищения", – пишет Марина Старовойтова в своем блоге.