реклама

"Капитаном не становятся – капитаном назначают", – первая женщина-капитан атомного ледокола Марина Старовойтова


Если мечта зовет за собой, то ничто не может помешать человеку. Тогда находятся и силы, и возможности, и молодая девушка, сельский учитель, в 23 года решает отправиться в Мурманск, чтобы стать дневальным на атомном лихтеровозе "Севморпуть". А потом выучиться в Макаровке, работать в сложнейших условиях, преодолеть множество стереотипов, и, наконец, стать капитаном.
Первая женщина-капитан атомного ледокола Марина Старовойтова / Фото: ФГУП
Первая женщина-капитан атомного ледокола Марина Старовойтова / Фото: ФГУП "Атомфлот"


Марина с детства знала, что такое труд. Как она сама признается в своем блоге, летние каникулы проводила у бабушки, помогала по хозяйству. А хозяйство было большое. И хотя работу на земле с походом в Арктику не сравнишь, однако закалка у Марины была подходящая. Не зря в юности она искренне хотела стать десантником. Писала в Рязанское училище в конце 1990-х, но девушке отказали. Марина Старовойтова поступила в Брянский государственный университет имени И.Г. Петровского и решила стать учителем русского языка и литературы. Именно в этот период, на 4 курсе, Марина с друзьями поехала в Новороссийск. Там она впервые увидела море и завороженно смотрела на суда, стоящие на рейде.

"Школьный класс, кабинет залит солнцем, я, сельский учитель русского и литературы, читаю своим ученикам стихотворение Михаила Лермонтова: "Белеет парус одинокий в тумане моря голубом!.." Могла ли тогда представить, что через несколько лет передо мной будет Арктика и полярная ночь, а вместо одинокого парусника – единственное в мире транспортное судно с ядерной энергетической установкой "Севморпуть"?" – вспоминает капитан атомного ледокола "Ямал".

Как только знакомые упомянули о том, что в Мурманском морском пароходстве набирают на работу женщин, Марина собрала необходимые документы и отправилась в Мурманск. Сначала устроилась дневальным на атомный ледокол "Советский Союз", а буквально через неделю была переведена на атомный лихтеровоз "Севморпуть". Первый рейс продлился 11,5 месяцев. В обязанности входила уборка помещений, мытье посуды, подача еды. Важная и одновременно непростая работа, но ведь кто-то должен в море создавать для моряков уют. Справилась! А вместе с тем прониклась духом моря, насмотрелась на товарищей-судоводителей и поступила в Макаровку.

И пусть девушек очно не брали, пусть найти реальную практику было практически невозможно, с этим Марина Старовойтова тоже справилась. Она обратилась в Мурманскую Ассоциацию морских капитанов, рассказала о своей мечте. Её поддержал председатель Мурманской ассоциации морских капитанов, капитан дальнего плавания Анатолий Алексеевич Черепанов. Вскоре Марина Старовойтова устроилась матросом 2 класса на теплоход "Петр Великий". Продолжала учиться у моряков и, когда сдала экзамены и получила квалификационное свидетельство матроса 1 класса, была переведена в матросы 1 класса. Работала под началом капитана Сафронова Сергея Николаевича.

Атомный ледокол
Атомный ледокол "Ямал" / Фото: "Росатомфлот"

"Марина пришла на судно матросом второго класса. Работа была непростая, а для девушки – вдвойне. Однако она никогда не жаловалась, при этом не стеснялась просить помощи и совета, когда требовалось. Настойчивая, дисциплинированная, целеустремленная. Мы ее всей командой старались оберегать, не пускать на тяжелую работу, но она все равно отбрыкивалась, говорила: "Если сама не смогу, я вас попрошу", – с теплом вспоминает о ней капитан.

Далее работала матросом на "Иване Папанине", продолжала учиться. А когда получила диплом была назначена третьим помощником капитана на теплоход "Виктор Ткачев". На дворе как раз стоял 2014 г., шло активное строительство порта Сабетта, и на этом судне доставляли туда технику, стройматериалы. Так что Марина Старовойтова не понаслышке знала, что такое задубевшие швартовые концы и окоченевшие руки.

"Но ничего, я же сама выбрала свою дорогу. Да к тому же своим трудом ты зарабатываешь авторитет. В первом же рейсе меня назначили бригадиром на самовыгрузке. Была к этому готова: на транспортных судах и в подготовке трюмов, и в самовыгрузке участвовали не только матросы, но и помощники капитана", – вспоминает она.

Работала на разных торговых судах Мурманского морского пароходства, росла. В 2017 году была назначена на должность старшего помощника капитана.

Женщина-капитан атомного ледокола "Ямал" / Фото: ФГУП
Первая женщина-капитан атомного ледокола Марина Старовойтова / Фото: ФГУП "Атомфлот"

"Ледокол – такая же специфическая русская вещь, как и самовар", – Евгений Замятин


Интерес к ледоколам у Марины Старовойтовой появился в период регулярных рейсов в Арктику. Ее восхищало то, как профессионалы организовывали проводку, как они ювелирно окалывали суда, как подходили к судну, чтобы взять на буксир. И тогда она подумала: "А смогу ли я так же?" – и прошла собеседование, и устроилась во ФГУП "Атомфлот" с понижением в должности до стажера второго помощника капитана. Но иначе было никак: перед атомными ледоколами стоят иные задачи, чем у транспортных судов. Необходимо было приобретать новые умения и навыки.

"Ледокол стал для меня новой школой и новым домом, родным и любимым, а команда – семьей. С кем-то я училась в Макаровке, с кем-то работала на Севморпути. У меня были очень хорошие наставники, которые направляли и подсказывали. Сдала экзамены, работала вторым помощником капитана, затем прошла стажировку на старшего помощника. Ключевое отличие от транспортных судов – тебя не сразу назначают на должность, а ты сначала проходишь стажировку. Еще одно отличие – на мостике ледокола всегда несут вахту трое: старпом, вахтенный помощник и рулевой матрос", – продолжает Марина Старовойтова.

А все потому, что старпому некогда отвлекаться на заполнение судового журнала (этим занимается вахтенный помощник): нужно следить за караваном и управлять ледоколом. А хороший рулевой так и вообще на вес золота: ему не требуется долго объяснять, как обойти льдину, как правильно маневр какой-то сделать и так далее. Да, поначалу к ледоколу приходилось привыкать, но одновременно с этим управление такой махиной было очень и очень интересно Марине. Наставники сначала подсказывали, направляли, а впоследствии старались не мешать, чтобы у старпома была возможность научиться принимать самостоятельные решения.

Женщина-капитан атомного ледокола "Ямал" / Фото: ФГУП
Марина Старовойтова на атомном ледоколе "Ямал" / Фото: ФГУП "Атомфлот"

В 2024 г. Марине Старовойтовой пришлось десять дней подменять капитана. Дело, как она вспоминает, было очень ответственным. Нельзя было никого подвести. Благо, что каждый член экипажа понимал это, а будущий капитан (на то он и будущий капитан) все грамотно организовала. И, благодаря слаженной работе экипажа, выполнили все поставленные задачи.

Быть капитаном – принять на себя ответственность за всю команду, за судно и проводимые суда. Быть и администратором, и судьей, и дипломатом, и психологом, и спасателем в одном лице. Кроме того, капитан должен быть признанным лидером, кем и является Марина Старовойтова.

Ледоколы
Ледоколы "Ямал", "Сибирь" и "50 лет победы" / Фото: Дмитрий Викторович Лобусов

Помнить о семье, не забывать о долге

Капитана атомного ледокола "Ямал" дома ждут родная сестра, племянники и 15-летний сын, который знает, что мама любит море, но, когда возвращается домой, то все время проводит с ним. Да и современные технологии позволяют даже уроки онлайн проверять. Несомненный плюс – график работы: 4 месяца в рейсе, 4 – отдыхаешь. В отпуске Марина Старовойтова всегда открыта для встреч со школьниками. Она охотно делится историей своего профессионального становления и рассказывает о том, что главное – не отказываться от мечты.

На вопрос о том, является ли назначение капитаном вершиной карьеры, отвечает, что она только назначена, и впереди годы становления. Носить капитанские погоны и быть капитаном – пропасть в сотни миль маршрутов и проводок. Марина в полной мере осознает ответственность назначения и хочет стать достойным продолжателем традиций "Атомфлота".

Женщина-капитан атомного ледокола "Ямал" / Фото: ФГУП
Первая женщина-капитан атомного ледокола Марина Старовойтова / Фото: ФГУП "Атомфлот"

"Работа в море – это моя жизнь, а "Ямал" – второй дом, добрый и гостеприимный. Я горжусь тем, что являюсь частью госкорпорации "Росатом" и представляю в Арктике единственный в мире атомный ледокольный флот. Каждый выход в море – это новые вызовы и возможности. Управляя ледоколом, этой махиной мощностью 75 тысяч лошадиных сил, способной преодолевать тяжелые льды, испытываешь чувство ответственности и восхищения", – пишет Марина Старовойтова в своем блоге.

ТТХ ЯМАЛ
Валовая вместимость (т)20646
Дедвейт (т)2750
Водоизмещение (т)23460
Длина габаритная (м)150
Ширина габаритная (м)30
Высота борта (м)17,20
Осадка судна (м)11,00
Скорость (уз)21,00
Марка главного двигателяNuclear
Тип топливаЯдерное
Мощность главного двигателя3 x 17600
"Атомфлот", ФГУП
Мурманск
+7 (815) 255-33-55



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости