- A + Автор: Юлия Хазиева КомментарииПрочитано 1280 раз   |
Отвечают конструкторы, разработавшие первое в России судно, работающее на сжиженном природном газе

Недавно мы поговорили про водород, который может быть использован в качестве судового топлива. Вывод был простой - концепция на перспективу многообещающая, но, пока требующая решения ряда вопросов - производства самого водорода, создания инфраструктуры, тщательного мониторинга рынка сбыта. Сжиженный природный газ в этом плане выглядит более реалистичным вариантом. Тем более, что в России уже есть реализованные проекты.

О том, что уже удалось создать, а что еще только предстоит проработать, мы побеседовали с Вячеславом Емельяновым - главным конструктором Зеленодольского ПКБ, где было разработано первое отечественное СПГ-судно.
 - Вячеслав Михайлович, какие могут быть варианты судовых энергосистем, где применяется СПГ-топливо? 

 - На судах, где применяется сжиженный природный газ, возможны любые варианты судовых энергосистем: это могут быть ВФШ (винты фиксированного шага), ВРШ (винты регулируемого шага), винторулевые колонки, электродвижение. 

 - Когда строительство подобных судов получит массовое распространение, необходимо ли будет верфям иметь какое-либо специальное техническое оснащение для реализации проектов?

 - Нет, специального технического оснащения для постройки судов на СПГ верфям не требуется.

 - Говорят, что в странах Азии активно взялись за переоборудование судов под установку энергосистем на СПГ. Насколько это может быть перспективное направление для России?

 - Сейчас многими государственными и коммерческими структурами ведется активная работа по переводу на СПГ эксплуатируемых судов и по постройке новых судов, работающих на СПГ.  Делается все это в рамках реализации Поручений президента о переводе транспортных средств, включая речные и морские суда на сжиженный природный газ. 
 
Пассажирское судно на сжиженном природном газе "Чайка СПГ" проект 03622 / Фото: Пресс-служба "Судостроительная корпорация "Ак Барс"

 - Как вы считаете, насколько такие модернизации перспективны и целесообразны? С учетом переоборудования, закупки оборудования и прочего, наверняка, это будет сложный и затратный процесс. И любое ли судно можно так модернизировать? 

 - Вопрос неординарный. Во-первых, очень сложно разместить емкости для хранения СПГ: с учетом того, что при приеме на судно емкостей со сжиженным природным газом появляются взрывоопасные зоны и пространства, которые существенно уменьшают полезные площади и объемы, тем самым снижают прибыли эксплуатирующей организации и увеличивают срок окупаемости. 

Во-вторых, необходимо подать газовое топливо емкостей с СПГ к двигателям внутреннего сгорания, которые находятся в машинных отделениях и разместить дополнительное оборудование, которое требуется для газовых двигателей. 

В-третьих, если силовая установка двухмашинная, то по Правилам РРР необходимо иметь на судне два машинных отделения (хотя обычно практически на всех судах оно одно). Это существенно изменяет состав оборудования машинных отделений в сторону увеличения, так как приходится иметь двойной комплект оборудования, которое нужно разместить, подключить, запитать и так далее. В связи с размещением взрывоопасного оборудования существенно изменяется схема грозозащиты судна, часть оборудования приходится устанавливать во взрывобезопасном исполнении, что не так просто найти, и это оборудование стоит дороже оборудования в обычном исполнении. Есть еще много таких нюансов.
Что касается целесообразности. В связи с установкой нового дополнительного оборудования, изменением старых систем, которые повлекут за собой изменение систем управления техническими средствами судна, что потребует замену пультов управления в рулевой рубке и так далее, с учетом износа многих судов в связи с большими сроками эксплуатации проще и дешевле построить новые суда. 
 
На борту "Чайки-СПГ" / Фото: Пресс-служба Президента Республики Татарстан

 - Когда вы готовили проект "Чайки", вы опирались на опыт каких-либо зарубежных коллег?

 - При выполнении работ по проектированию судна на СПГ ни в России, ни за рубежом опыта по проектированию и постройке речных судов на СПГ не было. Приходилось многие решения принимать впервые в практике судостроения совместно с Верхне-Волжским филиалом Российского речного регистра, который вложил много сил для обеспечения проектирования и постройки судна. 

 - Может быть, сможете привести пример таких решений? 

С учетом появления в кормовой части судна взрывоопасных зон пришлось пересматривать расположение оборудования, которое стандартно ставится в кормовой части судна, что повлекло за собой изменение архитектуры кормовой части судна и перераспределение оборудования в других его частях. 

Впервые была предложена, опробована и введена в действие система регазификации сжиженного природного газа (то есть превращение сжиженного газа в газообразный) для подачи газа к потребителям при температуре не ниже -10℃, тогда как в емкостях газ хранится при температурах от -160 до 100 ℃. 

Также впервые была установлена система вентиляции машинных отделений, в которых установлено оборудование, работающее на сжиженном природном газе, которая существенно отличается от систем вентиляции обычных судов, работающих на жидком топливе.  

 - Будет ли Зеленодольское ПКБ разрабатывать суда на СПГ для моря? И будут ли какие-то принципиальные отличия от речных?

 - При заинтересованности судоходных компаний в строительстве новых морских судов на СПГ мы готовы разработать проекты морских судов. Больших принципиальных отличий морских судов на СПГ от речных нет. Есть нюансы, прописанные в Российском Морском регистре судоходства, которые нужно будет внедрить при проектировании.
 
На борту "Чайки-СПГ" / Фото: Пресс-служба Президента Республики Татарстан

 - Какой должна быть инфраструктура для полноценного курсирования судов по типу "Чайки"?

 - Для полноценной работы судов на СПГ применима имеющаяся структура речного флота России, за исключением пунктов заправки судна сжиженном природным газом. Для обеспечения заправки судов СПГ необходимы береговые пункты заправки, которые можно сделать комбинированными: то есть с воды заправлять суда на СПГ, а с берега заправлять автотранспорт. Кроме того, мы предлагаем плавучие несамоходные баржи-бункеровщики, которые будут заправлять суда на СПГ на воде, без подхода к берегу.

 - Для каких типов судов сегодня актуальна энергосистема на СПГ?

 - Энергосистема на СПГ актуальна для многих судов, так как суда на СПГ экологичны за счет значительного снижения выбросов двуокиси азота и полного отсутствия в выбросах двуокиси серы. Кроме того, такой флот экономичен за счет снижения стоимости сжиженного газа по сравнению с дизельным топливом почти в два раза.

 - А есть ли у вас сейчас в разработке или в планах проекты судов на СПГ?

 - В настоящее время в планах Зеленодольского ПКБ разработка и реализация нескольких проектов. В их числе несамоходная бункеровочная баржа для заправки судов дизельным топливом и сжиженным природным газом на воде; пассажирский теплоход-катамаран на 350 пассажиров для работы в акватории Крыма; танкер-бункеровщик водоизмещением около 5000 тонн; буксир-толкач мощностью около 2400 л.с.
 
"Чайка-СПГ" / Фото: "Зеленодольское проектно-конструкторское бюро"

 - Кто будет оказывать ремонт и обслуживание такого флота? 

 - Ремонт и обслуживание судов на СПГ будет производиться как силами судоходных компаний, так и судостроительными и судоремонтными заводами. Кроме этого, на базе Зеленодольского завода им. А. М. Горького проводится обучение экипажей таких судов.  

 - Построенная "Чайка-СПГ" сейчас эксплуатируется?

 - В настоящее время Государственной транспортной лизинговой компанией подписан "Акт технической приемки" судна и проводится передача судна эксплуатирующей организации.
 
 - Общались ли вы с членами экипажа "Чайки"? Возникали ли у них какие-либо нарекания, пожелания, вопросы по работе с новым судном?

 - Во время ходовых испытаний для накопления опыта и обучения на судно был привлечен экипаж эксплуатирующей организации, который полностью ознакомился с судном и его техническими средствами и высказал ряд предложений по улучшению организации управления судном. Данные предложения находятся в проработке и по результатам проработки будет принято решение по внедрению данных предложения на судне.

Эти замечания связаны с удобством управления техническими средствами с пультов управления судном рулевой рубке: панели дистанционной сигнализации о состоянии главной энергетической установки и монитор видеонаблюдения попросили перенести ближе к рулевому.
 
На борту "Чайки-СПГ" / Фото: "Зеленодольское проектно-конструкторское бюро"

 - Как обеспечивается заправка "Чайки"? 

В настоящее время судно "Чайка СПГ" заправляется от передвижной автомобильной газозаправочной станции - ПАГЗ. 

 - Кто поставляет топливо?

Топливо для заправки поставляет ООО "Газпром. СПГ – технологии".

 - Планируется ли строительство серии? Были новости, что правительство Якутии заинтересовалось проектом. Есть ли еще потенциальные заказчики? 

 - Интерес к судну большой. Проявили заинтересованность губернаторы некоторых областей, краев и республик. Надеемся на продолжение серии в ближайшее время. 


Материалы по теме:
Гендиректор СК "Ак Барс" Ренат Мистахов: "Цель корпорации – снижение себестоимости, увеличение чистой прибыли и обеспечение своевременной сдачи"
По рекам полетят татарстанские "Чайки"

Наши новости в Telegram

Автор: Юлия Хазиева
Поделиться новостью
"Судостроительная Корпорация "Ак Барс", АО
Россия, Зеленодольск+7 (84371) 2-11-66
"Зеленодольское проектно-конструкторское бюро", АО Россия, Зеленодольск+7(84371)5-35-88, +7(84371)5-50-77
"Газпром СПГ Санкт-Петербург", ООО Россия, Санкт-Петербург+7 (812) 334-66-91


Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь или

Предыдущая новость