реклама

"Кадры решают все" (И. В. Сталин)

О насущных проблемах судоходных компаний, работающих на Севере России мы беседуем с руководителями кадровых отделов: начальником Службы управления персоналом АО "Северное речное пароходство" ( АО СРП) Ольгой Чупровой и начальником отдела кадров ООО "Северо-Двинское речное пароходство" (ООО СДРП) Ириной Шестаковой.
Проблематика у пароходств весьма схожая. Первый и основной вопрос – вопрос дефицита кадров, который характерен в целом для всей водной отрасли страны, и с каждым годом ситуация обостряется.

"Связано это со старением флота, падением престижа речных профессий. Молодежь после получения образования не идет работать по специальности, по этой причине возраст командного состава более 50 лет. В настоящее время в нашем пароходстве большая нехватка таких специалистов как механик-сменный капитан, капитан-сменный механик. В пароходстве на вес золота – судовые механики", – считает начальник отдела кадров ООО "Северо-Двинское речное пароходство" Ирина Васильевна Шестакова.
 
В процессе работы / Фото: Роман Казаков

Усугубляется кадровый голод еще и тем, что практически все профессии речного флота – это совмещение.

"С учетом изменений в системе образования, возникает много сложностей при получении рабочих дипломов, так как если раньше достаточно было одного диплома об образовании, в котором были отражены две специальности, то на сегодняшний день необходимо получение второго образования, и это очень усложняет получение речных дипломов, так как специалисты приходят с одним направлением: либо судоводитель, либо судомеханик", – начальник службы управления персоналом АО "Северное речное пароходство" Ольга Григорьевна Чупрова.

Обе компании дорожат своими сотрудниками и стремятся зарекомендовать себя как добросовестные и исполнительные работодатели. На предприятиях применяется система премирования, разрабатывается вопрос о повышении заработной платы, реализуются социальные программы. Для привлечения молодых специалистов проводится работа с курсантами. Пароходства приглашают курсантов профильных учебных учреждений для прохождения практики, им выплачивают заработную плату, премиальные, обеспечивают питанием, предоставляют спецодежду.

"Компания ставит целью создать такие условия работы, чтобы люди сами стремились к максимальной отдаче, на которую они способны. Мы стремимся к формированию отношений, основанных на честности и доверии", – начальник отдела кадров СДРП Ирина Васильевна Шестакова.
 
В процессе работы / Фото: Роман Казаков

Северное речное пароходство плотно взаимодействует с учебными заведениями страны. География обширна: Ростов, Астрахань, Омск. Новосибирск, Тюмень, Котлас, Рыбинск, Великий Устюг. Партнерские отношения между пароходством и отраслевыми учебными учреждениями закреплены договорами. Пароходство в этих взаимоотношениях делает ставку на стабильность.

Какие особенности в работе на Севере ожидают молодых специалистов? Непростые климатические условия и трудовые будни выдерживает не каждый. Помимо сложных погодных условий, при отборе специалистов необходимо учитывать психологические нюансы для работы в замкнутом пространстве с ограниченным кругом общения.

"Здоровье у молодого поколения сейчас хуже, чем у среднего возраста. А даже незначительные отклонения в здоровье может вырасти в большую проблему. Так что на флот требуются люди, обладающие крепким здоровьем", – АО СРП, Ольга Григорьевна Чупрова.

Большую помощь в становлении молодых специалистов играет институт наставничества, который издавна действует в пароходствах. Капитаны-наставники стараются помогать профессиональному росту молодежи, передавая свой опыт и знания. В свою очередь, руководство компаний поддерживает этот процесс. В обеих компаниях работает профессиональный лифт, что особенно важно для начинающих специалистов

Чтобы привлечь и сохранить кадры, Северное речное пароходство обучает персонал за счет компании, помогает сотрудникам расти и продвигаться по профессиональной лестнице, оплачивает отгулы по окончании навигации.

В Северо-Двинском речном пароходстве плавсоставу предоставляют рабочие места с обновленными бытовыми условиями; постоянные работники СДРП также проходят обучение за счет компании, и после окончания навигации им предоставляются оплачиваемые отгулы.

Каков в настоящее время уровень подготовки специалистов? На взгляд Ольги Чупровой (АО СРП) формат дистанционного образования, которое сейчас активно вводится в учебных заведениях подрывает его качество.

Точки зрения "кадровиков" сошлись в том, что профессионализм сотрудника зависит не только от того, какое было закончено учебное учреждение, но, прежде всего, от усилий самого человека. Тонкая профессиональная настройка проходит на практике.

Когда требуется быстро закрыть потребность в кадрах, компании прибегают к интернет-ресурсам, рекламным компаниям на телевидении и в социальных сетях.
 
В процессе работы / Фото: Роман Казаков


"В нашей отрасли также большую роль играет и «сарафанное радио»", – говорит Ольга Григорьевна Чупрова (АО СРП).

"Существенную роль имеют отзывы о компании", – добавляет Ирина Васильевна Шестакова (ООО СДРП).

Каким компании видят своего идеального работника? В АО СРП считают, что для этого необходимо, чтобы потенциальный специалист стремился познавать все новое, продолжал развиваться в своей области. В СДРП, в качестве критерия, в первую очередь, оценивают качество работы и отношение к работе.

"Для плавсостава очень важная деталь – умение работать в команде. Человек, работающий из-под палки, никогда не станет основой прочной команды, работодатель не будет возлагать надежды на сотрудника, незаинтересованного в успехе компании", – СДРП, Ирина Васильевна Шестакова.

Руководители кадровых отделов компаний также сошлись в том, что отсутствие современного флота делает работу менее комфортабельной, чем это необходимо для современных требований. Улучшение бытовых условий жизни плавсостава помогло бы сдвинуть вопрос с мертвой точки. И, безусловно, морякам и речникам необходимо повышать заработную плату.

Также в пароходствах считают, что с самых юных лет надо ориентировать молодежь на получение речной профессии. Благодаря этому, в перспективе, можно выйти на качественно иное решение кадровой проблемы. Однако, это не может быть решено на уровне предприятий. Здесь крайне необходима продуманная и последовательная политика государства.

Также вы можете прочитать:
Первый материал в цикле с ЮЦСС
"Северное речное пароходство", АО
Архангельск
+7 (3452)290-390 (1401)



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости