Проекты: RSD49
- A + Автор: Петр Щеголихин КомментарииПрочитано 1577 раз   |
Этой статьей, созданной при помощи Южного центра судостроения и судоремонта (ЮЦСС), мы открываем цикл материалов, посвященных состоянию кадров в судостроении, судоремонте, судоходстве и других смежных областях, от которых зависит, насколько качественные суда вводятся в строй, насколько эффективно они и безопасно эксплуатируются.
Начнем с небольшой информационной справки, которую предоставило предприятие. ЮЦСС – единый промышленный комплекс с распределенными на территории Астраханской области производственными площадками: "Красные Баррикады", "Лотос", АСПО. Предприятие выступает перед заказчиком как единый завод, способный выполнить практически любой заказ, разумеется, учитывая ограничения по глубинам и ширине Волго-Каспийского канала. Благодаря тому, что рабочие и материальные ресурсы сосредоточены в одной базе, а на заводах единые ставки, единый принцип межзаводской кооперации – внутри компании максимально мобильно принимаются и реализуются решения о перераспределении этих ресурсов между производственными площадками.
 
Астраханская верфь / Фото: АО "ОСК"

Для начала посмотрим на количественный состав персонала. По сравнению с той информацией, которую мы получили в конце прошлого года, ситуация несколько изменилась. На сегодняшний день в ЮЦСС трудится более 1000 человек основных производственных рабочих (по трем производственным площадкам "Красные баррикады", "Лотос" и "АСПО").

Рабочие на ЮЦСС загружены ритмично.

Предприятие имеет возможность перебрасывать собственных рабочих с площадки на площадку при необходимости. Таким образом, простоев не бывает.
«Как это работает на практике? Например, 20 трубопроводчиков судовых с производственной площадки "Красные Баррикады " после окончания работ на судах проекта ГРПН были переведены на "Лотос" для продолжения строительства сухогруза проекта RSD49. Электросварщики завода "Лотос" направлены на АСПО для усиления сварки секций проекта ЛСП – "А"», – заместитель генерального директора по персоналу Эльдар Эрембетов.
Высокая скорость "передвижения" основных производственных рабочих (ОПР) обеспечивается за счет быстрого прохождения юридических и бюрократических процедур, так как эти процессы протекают в рамках одной группы.
 
С открытия участка производственой подготовки, в центре заместитель генерального директора по персоналу Эльдар Эрембетов. / Фото: ЮЦСС

Как и другие заводы, верфи, ЮЦСС нуждается в профессиональных кадрах. Из-за отсутствия на рынке труда Астраханского региона высококвалифицированных специалистов по профессиям: сборщик корпусов металлических судов, электросварщик на автоматических и полуавтоматических машинах, слесарь-монтажник судовой и др., предприятие испытывает потребность в кадрах. При этом компания дорожит своим персоналом, а потому разрабатывает для них индивидуальные планы развития, всячески мотивирует. На постоянно основе ЮЦСС проводит рекламные кампании по подбору персонала не только в Астраханской области, но и в других регионах России.
«К нам возвращаются бывшие сотрудники, которые уезжали трудиться на промышленные предприятия в Воронеж, Калининград, Санкт-Петербург, Выборг и в города Дальнего Востока. Астраханцы, работающие вахтовым методом, узнав, что в родных краях появились перспективные заказы на производственных площадках АО "ЮЦСС", стали к нам обращаться. А зарплаты мы предлагаем сопоставимые», – Эльдар Эрембетов.

Если необходимо срочно привлечь какого-то сотрудника или найти нужного профессионала на длительную работу, компания прибегает к услугами таких известных ресурсов, как HeadHunter, работа в России и т.д. Но у предприятия есть и собственная база данных, которая собирается на протяжении нескольких лет и постоянно пополняется. На ЮЦСС ведут мониторинг редких специалистов, держат с ними связь, а порой и практикуют так называемый headhunting (переманивание персонала).
«Для предприятия важен каждый специалист, рабочий, поэтому мы работаем персонально, проводим предварительные переговоры с бригадирами, стремимся возвращать бывших сотрудников завода», – Эльдар Эрембетов.
Если называть в конкретных специальностях, то на предприятие на постоянной основе требуются высококвалифицированные электросварщики, сборщики корпусов металлических судов, слесаря-монтажники судовые, трубопроводчики судовые, инженеры в области конструкторской, технологической работы. В связи с увеличением объемов работ требуются также строители судов, руководители проектов (корпусных и достроечных работ), мастера цеха (слесарно-монтажного, сборочно-сварочных работ).

Но порой ЮЦСС прибегает и к помощи сторонних организаций. В основном нанимают под краткосрочные задачи по профессиям, которые не имеют на предприятии ритмичной загрузки. Например, так работают с электромонтажниками по установке телекоммуникации, навигации и связи.
Иностранных специалистов не привлекают.
 
Производственная площадка "Красные Баррикады" / Фото: "Южный центр судостроения и судоремонта", АО

Средний возраст персонала – 42-43 года, что является хорошим показателем. В этом возрасте специалист уже обладает достаточными знаниями, чтобы на профессиональным уровне справляться с поставленными задачами, с другой стороны – здоровье позволяет выполнять эту работу.

На ЮЦСС есть дорога и для молодых специалистов, работает так называемый «профессиональный лифт».

Образовательное взаимодействие учебных заведений с ЮЦСС не ограничивается сферами высшего и последипломного образования. На предприятиях идёт непрерывный процесс совершенствования программ стажировок для выпускников, по результатам которых молодые специалисты принимаются на работу. Из наиболее подготовленных сотрудников, отличившихся профессиональными и деловыми качествами, формируют кадровый резерв. Проводятся различные мероприятия и на выявление потенциальных кандидатов в резерв руководителей.

На ЮЦСС существует специальная процедура адаптации персонала, призванная помочь молодым специалистам погрузиться в заводскую жизнь.
 
Александра Погожева /
Фото предоставлено собеседником
«Для успешного прохождения периода адаптации и разгрузки руководителя, в чей отдел приходят «новенькие», мы очень эффективно используем систему наставничества, при этом она работает у нас и по категориям ОПР на производственном участке подготовки персонала, который организован в производственном цеху, что позволяет вновь принятым работникам окунуться в атмосферу производственного процесса. Сам процесс обучения проходит непосредственно в бригаде под присмотром мастера производственного обучения. Также проводятся встречи, беседы по окончанию испытательного срока, что позволяет эффективнее организовывать процесс адаптации персонала», – руководитель направления по подбору и адаптации персонала Александра Погожева.
Главная ценность ЮЦСС, с их же слов, – высокопрофессиональный персонал, мотивированный на эффективную работу. На предприятии на постоянной основе проводится ряд мероприятий для привлечения лучших выпускников вузов, обладающих высокими профессионально-техническими компетенциями, и это приносит результаты.
«Наша задача – повысить престиж рабочих профессий», – Александра Погожева.
Так, если в прошлом году мы в ответ на запрос получили информацию о том, что ЮЦСС только планирует запуск учебного центра, то в этом году компания уже получила лицензию на образовательную деятельность и открыла его. В учебном корпусе запланировано обучение основных производственных рабочих, в том числе получение работниками вторых смежных профессий: трубопроводчики, сварщики, газорезчики. Так же на базе Южного центра судостроения и судоремонта в сентябре 2020 года открыли участок производственной подготовки.
 
Открытие участка производственной подготовки / Фото: ЮЦСС

В прошлом году Южным центром судостроения и судоремонта совместно с Астраханским государственным университетом был проведен уникальный конкурс – "Инженерный хакатон". Мероприятие проводилось с целью формирования кадрового резерва инженеров-проектировщиков для структурных подразделений акционерного общества, замещения вакантных мест, организации целевых практик и стажировок на предприятиях судостроительного кластера ЮЦСС.
«Лучшие из лучших, молодые и перспективные специалисты поборолись между собой и доказали экспертам судостроительной отрасли, кто быстрее и качественнее может выполнять реальные производственные задачи, которые ежедневно ставятся перед инженерами-проектировщиками в подразделениях ЮЦСС», – Александра Погожева.
Ежегодно в рамках профориентационной работы площадки предприятия участвуют во всероссийской акции "Неделя без турникетов", организуя совместно с ВУЗами и СУЗами для школьников и студентов экскурсии в цеха и мастер-классы, так как такие мероприятия помогают подрастающему поколению познакомиться с современными востребованными профессиями и сделать более осознанный выбор профессии.
 
"Неделя без турникетов" / Фото: ЮЦСС

В завершение подчеркнем, что в ЮЦСС подходят к проблематике кадров серьезно, и их позиция по данному вопросу более чем профессиональная.
«Проблематика, с которой мы сталкиваемся при подборе персонала, общая для всей отрасли: молодые специалисты массово нуждаются в переподготовке! Ситуация осложняется еще и тем, что учебные программы не всегда отвечают требованиям потенциальных работодателей. В судостроении и судоремонтном деле это проявляется особенно остро», – Эльдар Эрембетов.
Решение на взгляд нашего собеседника в лице компании в том, чтобы учебные заведения на основе профессиональных стандартов и в соответствии с конкретным запросом верфей, заводов, судоремонтных предприятий, приняли соответствующие образовательные стандарты и программы подготовки.
«Однако, это очень непростая работа, поэтому сейчас все участники рынка труда прилагают значительные усилия, чтобы сблизить учебные заведения и предприятия», – Эльдар Эрембетов.

Наши новости в Telegram

Автор: Петр Щеголихин
Поделиться новостью



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь или

Предыдущая новость