Интервью с генеральным директором АО "ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева"

- A + Автор: Петр Щеголихин КомментарииПрочитано 8078 раз   |
Одним из важных пунктов поездки в Нижний Новгород стало посещение АО "ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева", где некогда творилась история, а сейчас вновь возрождается производство судов на подводных крыльях и не только...
Нашим собеседником был генеральный директор АО "ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева" Сергей Итальянцев – интересный и выдержанный собеседник, всем сердцем ратующий за свое производство и развивающий его.
 
Генеральный директор АО "ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева" / Фото: Корабел.ру

– Начнем с итогов ушедшего года.

– Итоги года хорошие, несмотря на пандемию. В 2020 году построили 5 судов «Валдай 45Р» и уже ведем строительство двух «Метеоров 120Р». У первого полностью готов корпус, ведутся изоляционные работы, изготавливаются рулевые устройства, монтируется оборудование в машинном отделении. Судно постепенно приобретает свой правильный облик. По производственному графику «Метеор» спускаем в июле, он будет принимать участие в праздновании 800-летия Нижнего Новгорода.

Первый «Метеор 120Р» по контракту с судоходной компанией АО «Северречфлот» будет отправлен через Северный морской путь в г. Ханты-Мансийск к месту эксплуатации.

Второй «Метеор 120Р», заложенный в декабре 2020 года по тому же контракту, в 2022 году уйдет в Ханты-Мансийск. Считаем, что задачу выполним в срок.
 
"Метор 120Р" / Фото: Корабел.ру


– Тендер проводили в декабре 2020 года, а судно заложили заранее? Не рискованно это?

– Действительно, закладка первого судна «Метеор 120Р» была проведена в 2019 году. Понимая большую востребованность таких судов, по решению Совета директоров, мы начали строительство судна на собственные средства.

В итоге после заключения контракта уже через 6 месяцев мы спустим первое судно на воду. Уверены, что и другие судоходные компании будут заказывать СПК «Метеор 120Р» для магистральных пассажирских перевозок по внутренним водным путям.

– А если форс-мажор какой-то случится по поводу контрактов на суда?

– Но ведь не случился!

Рынок судов на подводных крыльях большой, они востребованы, особенно там, где слабо развита сеть автомобильных и железных дорог – в Сибири и на Дальнем Востоке.

К судам на подводных крыльях нового поколения есть интерес и за рубежом. Суда предыдущего поколения активно эксплуатировались в Европе. В 2019 году мы были в Венгрии, Румынии, Словакии – и там до сих пор работают суда «Метеор», «Полесье». Когда судовладельцы узнали, что строятся суда нового поколения, более комфортабельные, современные, они проявили интерес к поставке данных судов на маршруты по внутренним водным европейским путям.

– Проходила информация, что «Валдай 45Р» требуются в Юго-Восточной Азии…

– Да, действительно так. Есть контракт с Тайванем на два СПК «Валдай 45Р» и 4 скоростных катера «Сагарис» и «Дельфин».

Также большой спрос на СПК проявили и другие страны Юго-Восточной Азии.

– Выходит, интерес к судам на подводных крыльях растет?

– Этим летом была интересная ситуация. Мы организовали демонстрационный перегон «Валдай 45Р» от Чкаловска, где расположена наша производственная база, до Чебоксар. Договорились заранее с руководителем республики о том, что прибудем, Чебоксарский порт подтвердил готовность к приему судна.

Приход судна вызвал большой интерес жителей Чебоксар. Руководитель Республики Олег Николаев со своими заместителями осмотрел теплоход, дал высокую оценку качеству отделки и уровню комфорта для пассажиров. Мы совместно с гостями сделали пробный рейс по туристическим городам Чувашской Республики, и в ходе этого рейса почетные пассажиры отметили ходовые и мореходные качества судна.
 
"Валдай 45Р-6" / Фото: Корабел.ру

Итогом этой презентации стал заказ трех судов «Валдай 45Р» для пассажирских перевозок. В поставке 2021 года также планируется два судна «Валдай 45Р» для Республики Саха-Якутия. Все эти суда будут поставлены в начале навигации.

Именно поэтому коллектив ЦКБ по СПК, проектанты и производственники работают в полную силу, чтобы выполнить заказы качественно и в срок.

Кроме того, у нас заключен контракт с Государственной транспортной лизинговой компанией (ГТЛК) на поставку 4-х судов «Валдай 45Р» к навигации 2022 года.

– Каков срок постройки одного судна?

– Цикл постройки одного судна составляет 7 месяцев. Но за счет технологической подготовки производства и внедрения системы «бережливого производства» нам удалось снизить цикл постройки до 5 месяцев. Кроме того, на опыте строительства первого корпуса судна мы значительно доработали технологию сборки, что позволило еще сократить срок производства корпуса в стапеле и снизило объем деформации корпусных конструкций. Это позволяет нам выпускать в год 6 судов проекта «Валдай 45Р».
 
"Валдаи 45Р" на стапеле / Фото: Корабел.ру

– Почему стоит заказывать суда на подводных крыльях именно у вас?

– ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева – это проектно-производственное предприятие с полным циклом инжиниринга. Мы можем одновременно проектировать и строить на своей верфи несколько проектов скоростных судов.

Более того, мы можем легко доработать чертежи при необходимости изменения конструкций судна без остановки производства. Все-таки очень хорошо, когда проектное бюро и производственная площадка, верфь, работают бок о бок. Меньше потерь. И рынок получает судно по привлекательной цене.

– Хочется сказать, что суда красивые, так и просятся, чтобы на них покатались...

– Это заслуга наших дизайнеров. «Валдай 45Р » своим дизайном действительно привлекает взгляд. Это судно-праздник: яркое, скоростное судно привлекает больше пассажиров и туристов к водным прогулкам. В Ханты-Мансийске, например, говорят, что им очень нравится такая раскраска «Валдай 45Р», и новый «Метеор 120Р» делать следует в этом же стиле.
 
"Валдаи 45Р" на зимнем отстое / Фото: Корабел.ру

– Кто работает над отделкой судна?

– Все элементы отделки мы делаем самостоятельно на своем композитном участке. Рубка «Валдая» полностью пластиковая. Некоторые элементы отделки, включая оконницу, тоже пластиковые. Это придает судну красивый и неповторимый облик.

Интегрированную мостиковую систему управления судном делаем совместно с «Радар ммс» - нашим стратегическим партнером. Эта система интуитивно понятна и современна, она позволяет снизить нагрузку на экипаж во время длительных перевозок.

В своих проектах мы учитываем все нюансы и пожелания, озвученные заказчиком.

Например, при проектировании СПК «Метеор 120Р» АО «Северречфлот» потребовало поставить более удобные кресла с увеличенным сидением до 500 мм. Это требование было продиктовано большой длительностью рейса (до 10 часов). Мы, конечно, решили данный вопрос без ущерба другим условиям комфорта. Кроме того, для удобства пассажиров в кормовой части судна был оборудован просторный бар-кафе и смотровая площадка.

– А вы в «Кометах», которые на рыбинском заводе «Вымпел» строят, участвуете?

– Конечно. Морские суда «Комета 120Р» не были бы построены без технического сопровождения проектанта. При строительстве возникает много технических вопросов, которые мы решаем совместно с заводом. Кроме того, по итогам эксплуатации головного судна всегда проводится корректировка и доработка конструкций судна и систем для улучшения работы судна в целом.

Например, на капитанском мостике на второй «Комете 120М» была установлена система климатического контроля для большего комфорта экипажа. Эта доработка появилась после опытной эксплуатации первого судна «Комета 120». Кроме того, мы доработали внутреннюю отделку, внесли некоторые изменения в судовой интерьер.
 
"Комета 120М" продолжает традиции отечественного высокоскоростного судостроения / Фото: Изображение: "МСПП", ООО

– Третья комета от второй чем-то отличается?

– Третья «Комета 120М» по внутренней отделке такая же, как и вторая.

Кстати, к «Кометам» тоже большой интерес сейчас, например, проявляют интерес представители Индии.

На Феодосийском судостроительном заводе при нашем техническом сопровождении строятся 4-е и 5-е судно проекта «Комета 120».

– Это всё благодаря программе льготного лизинга? Как вообще относитесь к ней?

– Программа льготного лизинга Минпромторга РФ со ставкой до 2,5% на 15 лет – это существенная мера государственной поддержки, призванная мотивировать судоходные компании к заказу новых судов. Эта программа разработана только для пассажирских судов, чтобы ускорить замену парка старых пассажирских судов, в том числе и скоростных. И эта мера господдержки действует. Именно благодаря ей новые суда заказывают различные регионы Российской Федерации. Это Якутия, Ханты-Мансийск, Чебоксары, Нижний Новгород, Омск. И мы продолжаем переговоры с другими организациями.

– Где ещё востребованы суда на подводных крыльях?

– Внушительное количество судов на подводных крыльях работало на различных пассажирских линиях как в Советском Союзе, так и за рубежом: в Средиземноморье, Юго-Восточной Азии. Сейчас эти суда устарели, и большинство утилизировано. Поэтому рынок большой. Главное, это должны быть комфортабельные, экономичные мореходные суда. Мы стараемся в своих проектах соответствовать требованиям сегодняшнего дня и ближайшего будущего

– На мировом рынке у вас есть конкуренты?

– Как таковой конкуренции среди судов на подводных крыльях – нет. Ростислав Алексеев придумал малопогруженные крылья. Наша конструкция крыльев проста и компактна, в отличие от конструкций крыльев зарубежных судов: они слишком громоздкие, да и стоимость таких судов намного выше, чем у ЦКБ по СПК.
 
"Валдай 45Р" / Фото: Корабел.ру

– Чем, в таком случае, так хороши современные суда на подводных крыльях?

– Во-первых, комфортом, потому что современные суда соответствуют всем требованиям к комфорту пассажиров и экипажа. В наших СПК прекрасная шумоизоляция, удобные сиденья, экономичные двигатели.

За счет доработки крыльевой конструкции «Валдай 45Р» более плавно выходит на крыло и лучше идет, лучше преодолевает волнения.

Положительные отзывы мы постоянно получаем из Ханты-Мансийска, где два наших судна «Валдай 45Р» поставили на маршруты, один из которых – длительный, до Сургута (более 400 км). Эксплуатанты довольны данным судном, которое, по их словам, даже превосходит заявленные характеристики.

– Над чем-то ещё интересным сейчас работаете?

– Наше проектное бюро сейчас прорабатывает проект большого морского судна «Олимпия» на 250 пассажиров. В советское время было построено два таких судна, они очень успешно эксплуатировались на линии Таллин-Хельсинки, работали в Греции и на Черном море. Новое судно благодаря высоким мореходным качествам будет обеспечивать комфортабельные морские перевозки (на 700 миль дальности). Такие суда востребованы в Юго-Восточной Азии.

Кроме того, кормовой отсек судна может быть трансформирован под грузовое пространство: туда сможет поместиться 5 легковых автомобилей.

– Как относитесь к судам на СПГ?

– Интересная тема, перспективная. ЦКБ по СПК заключило соответствующее соглашение с Газпромом, и мы двигаемся в этом направлении. Нами разработан проект пассажирского судна с воздушной каверной и с газовой судовой установкой. Выбраны двигатели на газомоторном топливе, проработано изготовление емкостей для хранения газового.

У судов, работающих на СПГ, множество преимуществ, главные из которых экономичность и экологичность. Подобные суда могли бы успешно эксплуатироваться в регионах Сибири и Дальнего Востока, но необходимо также решать вопрос с береговой инфраструктурой: стоянки, заправки данных судов.
 
Второй "Метор 120Р" на стапеле / Фото: Корабел.ру

– Давайте подведем итог. Перечислите всю линейку ваших судов.

– «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева» проектирует и строит скоростные катера «Дельфин» и «Сагарис» (6-10 пассажиров), пассажирское судно на подводных крыльях «Валдай 45Р» (45-50 пассажиров), магистральные СПК «Метеор 120Р» (120 пассажиров), спроектировало морское СПК «Комета» (120 пассажиров) и, наконец, сейчас ведет работы над большим морским СПК «Олимпия» на 250 человек. Также в нашей линейке есть суда с воздушной каверной на днище: «СВК-эко» с газовой силовой установкой и «Сивуч», морское судно на 100-120 пассажиров.

Активно прорабатываем проект речных экранопланов на 40 пассажиров для рек Ленского бассейна, Республики Саха-Якутия.

– Как-то будут учитываться погодные условия Якутии при разработке экраноплана?

– Конечно. Это учтено в корпусных конструкциях, силовой установке. Судно будет круглогодичной эксплуатации.

– Какого типа экранопланы планируете строить?

– Экранопланы делятся по своим характеристикам на три типа: Тип А, Тип В, Тип С. Мы будем строить речной экраноплан – тип А. Правила постройки определены «Правилами Российского Речного Регистра», есть понимание, как эксплуатировать такое судно.

Мы готовы к постройке, технический проект нами проработан. По аналогии с созданием головного СПК «Метеор 120Р» будем строить и дорабатывать рабоче-конструкторскую документацию экраноплана. Это будет судно, полностью готовое к эксплуатации.
 
Экранопланы / Фото: Корабел.ру


– Как у вас обстоят дела с организацией сервиса новых судов?

– На нашем предприятии мы создали сервисную группу, в которую входят квалифицированные и опытные специалисты. В состав группы входят три действующих капитана-наставника скоростных судов. Мы предоставляем не только обслуживание наших судов, но и проводим обучение экипажей. При необходимости наш капитан остается на опытную эксплуатацию судна.

В качестве услуги, по желанию судоходной компании, мы даем расширенную гарантию на 3-5 лет с полным комплексом технического обслуживания. Эта услуга платная, но для некоторых регионов она просто необходима.
 
АО "ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева"/ Фото: Корабел.ру

– Какой у вас средний возраст работников КБ? Как обстоят дела с зарплатой?

– Все начальники отделов в ЦКБ – молодые ребята. Средний возраст до 40 лет. Мы охотно принимаем на работу молодых специалистов, обучаем их – работы много, а их компетенция со временем вырастает. Зарплата конкурентоспособная.

– Какие перспективы у АО «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева»?

– Перспективы хорошие. Разрабатываем новые проекты судов на подводных крыльях: суда эти крайне востребованы и на новых пассажирских маршрутах, и на замену устаревшим судам.

Кроме того, начинаем прорабатывать проект судна с воздушной каверной. Данное судно без проблем подходит к необорудованному берегу. Это очень важно для районов, где отсутствует береговая инфраструктура.

– Правительство Нижегородской области вас как-то поддерживает?

– Да, за что мы очень благодарны. Есть программа повышения производительности труда, согласно которой предусмотрено субсидирование закупки производственного оборудования.
 
"Валдаи 45Р" на стапеле / Фото: Корабел.ру

– Из нашей беседы ясно, что вы развиваетесь и не стоите на месте. Если начнут активно заказывать суда, хватит мощностей?

– В 2018 году в ЦКБ по СПК создана компактная судостроительная верфь. Мы можем строить сразу несколько наших проектов скоростных судов. Благодаря повышению производительности труда мы увеличиваем годовой выпуск судов, и мощностей на нашей верфи хватает для строительства необходимого количества. Также мы имеем возможности расширения производственных мощностей и рассматриваем вариант частичной кооперации с другими заводами.

Главное – это постоянное наличие заказов. А мы, со своей стороны, гарантируем выполнение заказов качественно и в срок.
 

Наши новости в Telegram

Автор: Петр Щеголихин
Поделиться новостью


Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь или

Предыдущая новость