Наши репортажи
Наши репортажи
Материалы корреспондентов портала
Флот: ILYA MUROMETS
- A + Автор: Владислав Букин КомментарииПрочитано 6746 раз   |
10 июня на Адмиралтейских верфях в Санкт-Петербурге состоялся спуск на воду дизель-электрического ледокола пр. 21180 "Илья Муромец" по проекту нижегородского КБ "Вымпел". Судно было заложено 23 апреля 2015 года, и к концу 2017 года его планируют передать заказчику – Министерству обороны. Служить новенький ледокол будет в составе Северного флота, обеспечивая интересы России в Арктике.
По традиции, в торжественном мероприятии приняли участие первые лица города во главе с губернатором Санкт-Петербурга Георгием Полтавченко. ВМФ представляли начальник технического управления ВМФ РФ контр-адмирал Игорь Зварич и директор департамента обеспечения гособоронзаказа МО РФ капитан I ранга Андрей Вернигора.
Спуск на воду ледокола проекта 21180 "Илья Муромец" на Адмиралтейских верфях / Корабел.ру

Среди приглашенных гостей был и директор Балтийского завода Алексей Кадилов. Напомним, балтийцы сами активно готовятся к спуску головного ледокола проекта 22220 "Арктика", церемония намечена на 16 июня. Многие гости и журналисты проводили параллели, называя спуск "Ильи Муромца" генеральной репетицией спуска "Арктики". Без всякого пренебрежения адмиралтейским богатырем.
С рождением очередного ледового богатыря поздравил коллектив верфей губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко: "Хочу отметить, что это уже второй корабль с именем былинного героя Ильи Муромца. Его предшественник был построен в 1965 году, и 30 лет верой и правдой служил России на Тихоокеанском флоте. Славной и красивой судьбы новому кораблю!"
Спуск на воду ледокола проекта 21180 "Илья Муромец" на Адмиралтейских верфях / Корабел.ру

Для простоты "Илью Муромца" именуют ледоколом. Действительно, способность преодолевать льды толщиной до 1 метра и проводить суда – главная задача судна, но далеко не единственная. На самом деле судно проекта 21180 – это и снабженец, способный заниматься обслуживанием береговых и островных баз и аэродромов, буксировкой других судов, перевозить контейнеры на открытой части верхней палубы; это и аварийно-спасательное судно, которое может проводить тушение пожаров, заниматься локализацией и сбором нефтепродуктов с поверхности моря. В итоге, "Ильи Муромца" множество сильных сторон, как это и положено богатырю. При этом, хочется подчеркнуть, что экипаж "Ильи Муромца" всего 32 человека.
 
Спуск на воду ледокола проекта 21180
"Илья Муромец" / Корабел.ру
Спуск на воду ледокола проекта 21180
"Илья Муромец"/ Корабел.ру
Спуск на воду ледокола проекта 21180
"Илья Муромец"  / Корабел.ру

Арсенал дополнительного оборудования ледокола тоже разнообразен. Помимо кранового вооружения (как это и полагается снабженцу), и арсенала техники для борьбы с пожарами на борту судна есть многофункциональный рабочий катер с надувным бортом БЛ-820, 400 метров боновых заграждений, катер-постановщик. На баке судна располагается вертолетная площадка, которая может принимать вертолеты типа Ка-32 или Ка-27.
Георгий Полтавченко на церемонии спуска на воду ледокола проекта 21180 "Илья Муромец" / Корабел.ру

Кроме того, некоторые военные СМИ сообщают, что по проекту в случае проведения мобилизации вспомогательных судов, между вертолетной площадкой и надстройкой ледокола можно установить артустановку типа АК-230, АК-630 или АК-306.

Технические характеристики ледокола проекта 21180:
 
водоизмещение, т 6000
длина наибольшая, м 85
ширина по КВЛ, м 20
высота борта, м 9,2
осадка по КВЛ, м 7
мощность ГЭУ, мВт 8
движители: ВРК 2x3,5 МВт
скорость полного хода, уз. 15
дальность плавания, миль 9000
автономность, сут. 60
толщина преодолеваемого льда, м 1
экипаж, чел 32
дополнительный экипаж, чел. 50
Андрей Вернигора: "Сегодня мы присутствуем на спуске ледокола, заложенного чуть больше года назад, и у заказчика нет никаких сомнений, что этот корабль будет сдан в сроки. Адмиралтейские верфи на протяжении 311 лет своей истории всегда были добросовестным поставщиком кораблей для государства. И Министерство обороны рассматривает предприятие как одно из ведущих в судостроительной промышленности и будет размещать здесь заказы для флота".

Отдельно стоит выделить высокую маневренность судна. Обеспечивается она полноповоротными механическими двухвинтовыми рулевыми колонками, кстати, отечественного производства, и носовым подруливающим устройством. Дальность хода ледокола – 9000 миль – позволит судну пройти по Северному морскому пути и вернуться обратно.
 
Спуск на воду ледокола проекта 21180 "Илья Муромец" / Корабел.ру

Система управления судна имеет высокую степень автоматизации и интеграции. Ледокол оснащен современным навигационным комплексом, с электронной картографической навигационно-информационной системой.

[Репортаж о закладке ледокола "Илья Муромец"]
Генеральный директор АО "Адмиралтейские верфи" Александр Бузаков: "Сегодня после пятилетнего перерыва мы спускаем с наклонного стапеля новый корабль – ледокол-снабженец с большими функциональными возможностями, а осенью приступаем к строительству двух новейших патрульных кораблей ледового класса для Военно-морского флота России".
Спуск на воду ледокола проекта 21180 "Илья Муромец" на Адмиралтейских верфях / Корабел.ру
Три ледокольных богатыря

Полный тезка "Ильи Муромца" проекта 21180 – ледокол проекта 97 (зав. №771), о котором рассказывал Георгий Полтавчеко, был заложен на "Адмиралтейских верфях" 10 марта 1965 года, спущен на воду – 30 июня 1965, а в конце декабря того же года он был сдан флоту. Служил в составе Тихоокеанского флота, прошел дооборудование по проекту 97К. Ровно через 28 лет 30 июня 1993 ледокол был исключен из состава флота и утилизирован.
 
Один из кораблей проекта 97П в постройке
на заводе имени А. Марти / Моделист-конструктор

Ледоколы проекта 97 стали самыми массовыми кораблями данного класса, построенными для отечественного флота. Первоначально они предназначались для работы в арктических широтах и замерзающих портах. Однако проект был настолько удачный, что на его базе создавались научно-исследовательские и пограничные корабли для работы в суровых условий Арктики. Всего по проекту 97 и его производным были построены:






 
  • проект 97 – 3 ед.;
  • проект 97А – 14 ед.;
  • проект 97Е – 1 ед.;
  • проект 97АП – 2 ед.;
  • проект 97Д – 2 ед.;
  • проект 97Б – 1 ед.;
  • проект 97П – 8 ед.;
  • проект 97Н – 1 ед.

После войны отечественный флот столкнулся с проблемой нехватки ледокольного флота. Кроме того, те немногочисленные ледоколы, которые были у нас в арсенале, уже морально устарели.

В июле 1955 года на Техническом совете Министерства морского флота поднялся вопрос о разработке нового проекта ледокола для арктических морей. Предварительно специалисты подробно проработали дореволюционный опыт строительства данных судов, исследовали ледоколы зарубежной постройки, в том числе полученные по репарациям.

В итоге руководство морского флота пришло к выводу, что для обеспечения весенней и осенней навигации необходимы ледоколы типа "Капитан Белоусов" финской постройки 1955 – 1956 гг.
 
Ледокол "Илья Муромец" (бывш. "Eisbar") / FESCO
Ледокол проекта 97К "Илья Муромец".
Источник: книга "Адмиралтейские Верфи 1926-1996"
Ледокол "Капитан Белоусов", 1953 г. постройки, во льдах / "Википедия"

Однако с учётом того, что в ледоколах нуждался и ВМФ, разработка проекта оказалась весьма непростой задачей – необходимо было соблюсти требования обоих ведомств, порой совершенно противоположных.
Разработку проекта поручили Центральному конструкторскому бюро — 15 (ныне – ЦКБ "Айсберг").
За основу корпуса нового судна конструкторы взяли ледокол "Илья Муромец" (вот такое совпадение), бывший немецкий "Eisbar", построенный в 1942 году на верфи Eriksbergs Mekaniske Verkstads в Гетеборге и полученный по репарациям. С 1946 года. Работал обрусевший богатырь сначала на нужды ВМФ, а с 1957 года в порту Владивосток на нужды Дальневсоточного пароходства. В 1981 году его списали и порезали на металл. Подробная история деятельности этого судна неизвестна, но в сети есть множество фотографий данного судна и его собрата "Eisvogel" в том числе и на зарубежных ресурсах.

Все ледоколы проекта 97 строились на ленинградском заводе имени А. Марти, ныне – "Адмиралтейские верфи" (головной – "Добрыня Никитич"). Производство данных ледоколов проекта 97 велось очень быстрыми темпами. В 1962 – 1971 гг. завод сдавал заказчикам по два судна различных модификаций в год, а в 1965 году и вовсе три судна.

В подробностях о ледоколах проекта 97 можно прочитать в приложении к журналу "МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР" №8 (119) 2009 г. "От "Добрыни Никитича" до "Отто Шмидта" Ледоколы проекта 97 и их модификации", автор Н .А. Кузнецов.

Несмотря на солидный возраст, ледоколы проекта 97 трудятся в портах до сих пор. В том числе в порту Санкт-Петербург: "Юрий Лисянский", "Семен Дежнев", "Иван Крузенштерн". Кроме того, ледокол проект 97К, близнец "Ильи Муромца" ледокол "Пурга" до сих пор в составе флота, базируется в г. Ломоносове.
 
Ледокол "Юрий Лисянский" и "Иван Крузенштерн" 
Ледокол "Иван Крузенштерн" и "Юрий Лисянский"
Ледокол "Иван Крузенштерн" 


[Подробный рассказ о ледоколе проекта 97А "Иван Крузенштерн" можно прочитать здесь]
Спуск на воду ледокола проекта 21180 "Илья Муромец" на Адмиралтейских верфях / Корабел.ру

Возвращаясь к "Илье Муромцу" современному, по заявлению представителей ВМФ на церемонии спуска, флот пока не планирует заказов на серию судов проекта 21180, поэтому братьев у "Ильи Муромца" не будет. Во всяком случае пока.

Владислав Букин

[Больше фото в галерее ниже]
Ледокол
Спуск на воду ледокола проекта 21180
Спуск на воду ледокола проекта 21180
Спуск на воду ледокола проекта 21180
Один из кораблей проекта 97П в постройке на заводе
Ледокол
Ледокол проекта 97К
Ледокол
Спуск на воду ледокола проекта 21180
Спуск на воду ледокола проекта 21180
Спуск на воду ледокола
Спуск на воду ледокола проекта 21180
Георгий Полтавченко на церемонии спуска на воду ле
Спуск на воду ледокола проекта 21180
Спуск на воду ледокола проекта 21180
Спуск на воду ледокола проекта 21180
Ледокол
Ледокол проекта 21180
III Фестиваль ледоколов в Санкт-Петербурге. Ледоко
Спуск на воду ледокола проекта 21180
Спуск на воду ледокола проекта 21180
Спуск на воду ледокола проекта 21180
Спуск на воду ледокола проекта 21180
Спуск на воду ледокола проекта 21180
Спуск на воду ледокола проекта 21180
Спуск на воду ледокола проекта 21180
Спуск на воду ледокола проекта 21180
Спуск на воду ледокола проекта 21180
Спуск на воду ледокола проекта 21180
Автор: Владислав Букин
Поделиться новостью
"Вымпел", Конструкторское бюро по проектированию судов АО
Россия, Нижний Новгород+7(831)433-41-49
"Адмиралтейские верфи", АО Россия, Санкт-Петербург+7(812)714-88-63
"Балтийский завод", АО Россия, Санкт-Петербург+7(812)324-94-35, +7(812)324-93-70
"Айсберг", ЦКБ АО Россия, Санкт-Петербург+7(812)323-36-09

Подписка Корабел.ру экономит ваше время
Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного!

Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь или

Предыдущая новость