«С учетом масштабов России и географической удаленности, отдельных ее территорий от политических и экономических центров страны – я бы сказал, что развитие инфраструктуры это больше, чем экономическая задача. Ее решение прямо влияет не только на состояние дел в экономике, но в целом на обеспечение единства страны, на то, чувствуют ли себя люди гражданами единого и большого государства и могут ли пользоваться его преимуществами…»
Путин В. В.
Из послания Федеральному Собранию
26 апреля 2004 г.
По состоянию на 2004 год в Российском Речном Регистре зарегистрировано 18 новых судов. Информации о количестве судов, построенных в 2005 году пока нет, однако торжественный спуск одного судна под названием «Экомарин-3» состоялся 15 октября 2005 г. на ОАО «Ахтубинский судостроительно-судоремонтный завод».
ОАО «Ахтубинский судостроительно-судоремонтный завод» (Астраханская обл., г. Ахтубинск) и ЗАО «Волжская РЭБ флота» (Волгоградская обл., г. Волжский) входят в «Нижне-Волжское судостроительное судоремонтное объединение». На заводе, процветавшем в 80-е годы, не размещались заказы на строительство флота около 15 лет. Долгое время предприятие находилось в кризисном состоянии. В 2004 г. на завод пришел новый собственник ЗАО «Управляющая компания «Промторгстрой» во главе с генеральным директором Майер Е. В., который смог привлечь заказ на строительство первого за долгое время простоя судна для ЗАО «Портофлот».
Построенная плавучая зачистная станция класса «Р» – несамоходное судно на базе баржи проекта 81500, грузоподъемностью – 3000 т., длиной – 92,38 м., шириной – 14,34 м., высотой борта – 4,2 м., осадкой – 3,2 м., надводными габаритами по несъемным частям – 14,5 м. Оборудовали дополнительный трюм и сейчас на станции расположены 5 трюмов и 6 резервуаров общей вместимостью 2400 м. куб., 2-х ярусная надстройка и рубка. Технологическая оснастка судна будет осуществляться на Ладоге. Устанавливаемое оборудование будет производить разделение льяльных вод на мазут для вторичного использования и очищенную воду для слива в канализацию.
Основными направлениями деятельности ЗАО «Портовый флот» является выполнение буксирных операций, проведение экологических операций на судах (прием судовых отходов) и управление ледокольным флотом. Компании оперирует флотом из 45 судов различного назначения, способных выполнять комплексные работы по обслуживанию судов в акватории порта Санкт – Петербург. «Экомарин-3» станет второй зачистной станцией служебно-вспомогательного флота ЗАО «Потрофлот». Первое судно данного проект «Экомарин-1» успешно работает на протяжении трех лет. Однако одна зачистная станция не могла в полном объеме обслуживать акваторию и внешний рейд порта Санкт – Петербург. Как сказал Председатель совета директоров ЗАО «Портофлот» Кобелев О. В. необходимость в строительстве зачистной станции обусловлена выполнением требований Конвенции по защите морской среды Балтийского моря от загрязнения. Согласно требованиям международных конвенций МАРПОЛ, Конвенции по защите морской среды Балтийского моря, все порты и порто-пункты должны быть укомплектованы приемными устройствами для приема нефтесодержащих и сточных вод, а также мусора судов флота и их утилизации.
ЗАО «Портофлот» обратился к ряду судостроительным заводам России с предложением по реализации проекта, однако решающими факторами выбора в качестве партнера ОАО «Ахтубинский судостроительно-судоремонтный завод» стало сроки строительства и выгодная цена. Присутствующие при спуске «Экомарина-3» председатель совета директоров Кобелев О. В., генеральный директор Денисов А. Ю. высказали свои положительные впечатления от работы с ОАО «Ахтубинский судостроительно-судоремонтный завод» и готовностью дальнейшего сотрудничества.