реклама

Гирокомпас "Амур" Вторая жизнь

0 13950 6 мин
В добрые советские времена на подавляющем большинстве судов морского, речного и рыбопромыслового флота стояли ы семейства «Амур», которые показывали, что

-« Правильным курсом идёте, товарищи!»

При всех недостатках этот гирокомпас имел одно огромное преимущество:

это был единственный в мире гирокомпас, который в своём составе не имел ни одной электронной лампы, ни одного транзистора или микросхемы.,

будучи собран на магнитных усилителях, сельсинах и вращающихся трансформаторах.



Обслуживался он специалистами минимальной квалификации, обладал исключительной простотой и неприхотливостью; легко ремонтировался как самим экипажем, так и береговыми специалистами практически в любом порту, включая турецкие, китайские или африканские.

Можно было бы его назвать «вечным двигателем», если бы не недостатки, с которыми за 50 лет его выпуска не смог справиться великий и могучий Советский военно- промышленный комплекс с его умами и авторитетами.
Это прежде всего:
1. - Постоянный перегрев в летнее время и в жарком климате из-за большой потребляемой мощности гиросферой, которая является основным элементом (чувствительным элементом) гирокомпаса.


2. - Малый ресурс работы элементов следящей системы: «паук», чаши, кольца, стержни, сам резервуар и гиросфера по причине сильной электрохимической коррозии в агрессивной поддерживающей жидкости , очень едкой по своему составу: формалин, бура, спирт, глицерин, вода. Всё это разъедает всё, что туда попадёт.
Да и сама жидкость требует замены не реже 1 раза в 6 месяцев., т. к. быстро портится.


3.-Очень критичное отношение прибора к пропаданию судового электропитания
Агрегат питания (мотор генератор) имеет большой вес - 90 кг и инерционность.
При пропадании питания на моторе он ещё какое- то время продолжает вращаться.
При этом генератор выдаёт питание на гиросферу с плавным снижением частоты.
Происходит резкое электрическое торможение гиромоторов, что вызывает «кувыркание» гиросферы; выплёскивание ртути из чашек в котёл, выход гирокомпаса из меридиана . Для повторного приведения гирокомпаса в рабочее состояние требуется минимум 4 часа,
максимум разборка основного прибора с собиранием в котле ртути и выстаиванием гиросферы до суток, когда стечёт масло в успокоителях.


4. – Сильный шум и вибрация от работающего агрегата (хуже, если он находится рядом с каютами и мешает спать).
5. – Большие вес и габариты. Кстати , ещё в 2001 г. на фирме «Курс» сконструирован, изготовлен и до сих пор безотказно эксплуатируется катерный вариант гирокомпаса «Амур» на основе штатной гиросферы с питанием от сети 24V , по размерам меньше современных гирокомпасов производства США, Германии, Японии. Себестоимость изготовления опытного экземпляра обошлась менее 3000 USD.


6.- После банкротства в 2009 году Екатеринбургского завода точной механики , доставшегося Советскому Союзу в победном 1945 г. по контрибуции в наследство от побеждённой Германии и с тех пор, монопольно, выпускавшего этот гирокомпас и все зап.части к нему, стало практически невозможно найти зап.части и комплектующие для замены, вышедших из строя – цены на них взлетели до нереальных.
Так как предприятие «Курс» занимается реставрацией чувствительных элементов практически всех мировых производителей гирокомпасов, то у нас есть возможность сравнивать их характеристики.
То, что оказалось не по силам промышленности, благополучно решено специалистами предприятия «Курс». В условиях всеобщего развала и упадка предприятие «Курс»
с самого начала своей деятельности сосредоточилось на улучшении того хорошего, что было в электронавигационных приборах и создало много нового на основе старых наработок и сейчас в своей области является ведущим на постсоветском пространстве.


Из отработавших свой ресурс гиросфер, путём глубокой модернизации созданы
гиросферы серии ТА (тропический Амур).


Данная технология отработана с 2002 г.,. когда остро стал вопрос о замене большого количества германских гирокомпасов «Anschutz standart 4 », выпускавшихся с 1947 по 1980 гг. Через 10 лет , после прекращения выпуска этих гирокомпасов в г.Киле (Германия) прекратился и выпуск зап.частей к нему. В то же время в разграбленных советских
пароходствах на складах и на судах оставалось огромное число отработавших свой ресурс гиросфер к советским гирокомпасам семейства «Курс». Нам удалось довести параметры гиросфер до требований «standart 4 » .


За счёт использования явления резонанса в цепях внутри гиросферы и компенсации реактивной мощности, применения новых высокоскоростных импортных подшипников, современных синтетических масел и присадок и многих других доработок - удалось снизить потребляемую мощность в 2 раза; уменьшить рабочие токи; увеличить устойчивость на качке; точность в меридиане; добились более быстрого прихода в меридиан; при этом значительно увеличив ресурс и время наработки на отказ.


В результате, на сегодняшний день по всему миру благополучно эксплуатируются тысячи германских гирокомпасов «Anschutz stn. 4» образца 1947 г., c модернизированным советским сердцем. И редко кто из моряков спешит менять старый гирокомпас на более современный.


В случае с «Амуром» пошли ещё дальше, действуя « от обратного»; решили не плотность поддерживающей жидкости подгонять под вес гиросферы, как принято по всему миру, а наоборот - вес гиросферы подогнать под вес дисцилированной воды:
þo =1,00 г/см³., т.е. гирокомпас сделали не обслуживаемым,
заменив дорогую, едкую, агрессивную, скоропортящуюся поддерживающую жидкость
на дисцилированную воду, которую можно купить в любой аптеке или автомагазине, добавив 5 грамм буры для электропроводности и залить на весь срок службы, только доливая до уровня взамен испарившейся раз в несколько месяцев.
Коррозия и разрушение элементов следящей системы, гиросферы и резервуара практически прекращаются. Вентилятор охлаждения включается в несколько раз реже, чем при обычной работе ; потребность в дополнительном охлаждении, кондиционере отпадает, т.к. потребляемая мощность и рабочие токи снижены в 2 раза.

Проблемы, связанные с электропитанием решились с созданием блока питания
СПГ 500Гц/1500 ват - электронного прибора весом 5 кг; работающего бесшумно, имеющего кварцевую стабилизацию частоты, напряжение стабилизированное по всем 3 фазам.; плавный пуск; 7 степеней защиты.; питание от 1-фазной сети ~ 220В через источник бесперебойного питания UPS. Теперь при полном пропадании питания на судне, гирокомпас до 20 минут продолжает безукоризненно работать. Этого времени достаточно для поиска неисправности либо для запуска другого дизель- генератора или перехода на аварийную сеть.


В настоящее время в мире только 7 стран выпускают гирокомпасы: это США, Германия,
Россия, Китай, Великобритания, Италия. Поэтому стоимость современных гирокомпасов
давно перевалила за 20 000 €. А по точности, чувствительности, ремонтно- пригодности, долговечности, эксплуатационным расходам ни один из современных гирокомпасов могут приблизиться к нашему модернизированному «Амуру».


Сравним:
Точность для «Амура-М» - ± 0,1° .
Для Anschutz « stn.22» заявленная рекламная точность не более ± 0,5°. , на современных гирокомпасах всех мировых фирм на шкалах точного отсчёта вообще отсутствуют деления точнее 1°. Реально многочисленные проверки на стенде импортных гиросфер б/у после одного, двух лет работы на судне показывают, что 90% б/у немецких, американских., японских гиросфер с трудом обеспечивают точность ± 1°; т.е. в 10 раз хуже, чем «Амур».
Зато на современных импортных гирокомпасах есть сложная и дорогая система ввода поправок от GPS по скорости и координатам Непонятно только зачем в гирокомпас точностью > 1° вводить поправки 0,2 ÷0,3°; разве что для увеличения стоимости прибора

2. Эксплуатационные расходы:
На примере самого массового в мире гирокомпаса фирмы «Raytheon» марки “ Anschutz stn. 22”; производится в США и Германии. Заводская цена гиросферы 7 000 €, ( более 10 000 € , c учётом доставки и раcтаможки ); средний ресурс - 4 года.
- стоимость комплекта специальной поддерживающей жидкости – 200 €. Жидкость меняется каждые 18 месяцев береговыми специалистами (вызов специалистов обходятся в ~ 400 € и более) итого: 2900 € в год.
Текущий ремонт производится авторизованными специалистами с использованием оригинальных электронных плат, стоимостью от несколько тысяч евро и более.


ГК «Амур-М» с гиросферой серии ТА и блоком питания СПГ 500/1500
- стоимость гиросферы менее 1000 €; средний ресурс – 8 лет.
- стоимость комплекта поддерживающей жидкости – 5 л. = 2 €; плановой замены не требуется ; итого: 120 € в год.
Итого: в ~ 25 раз дешевле в эксплуатации.
Текущий ремонт , по опыту эксплуатации , производится силами экипажа, при необходимости консультируясь в телефонном режиме со специалистами предприятия.


Если сравнивать с другими производителями, цифры ещё красноречивее:
После развала СССР, в России и на Украине производились различные гирокомпасы – однодневки: «Круиз», «Гюйс», «Яхта», «Меридиан» переделанные из ракетных или самолётных приборов с целью использования на судах.
Но как говорится : «рождённый летать, ползать не может ». Слишком разная специфика между судном и ракетой или самолётом - и дело не в стоимости. Ракета не летает круглогодично и на самолёте не пропадает неожиданно электричество. Поэтому они
так и не смогли за 20 лет прижиться на флоте и по прежнему на многих судах продолжают эксплуатироваться старые «Амуры » со старыми проблемами.
Стоит задуматься – не пора ли их модернизировать.


Директор ООО «Курс» Александр Кирилла


"Курс", ООО Херсон
+7 38(067)455-64-49



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
Ренат Мистахов: "Ак Барс" сдаст в 2024 году восемь судов
19:43 , 17 Мая 2024 / судостроение