Достояние Республики

- A + КомментарииПрочитано 330 раз   |
"Корабел.ру" из первых рук узнал, чем сегодня живет Зеленодольский завод имени А.М. Горького

Как мы уже сообщали нашим читателям, первым предприятием, которое "Корабел.ру" посетил в ходе своей традиционной летней экспедиции, стал Зеленодольский завод имени А.М. Горького — одна из известнейших российских верфей. Целый день мы потратили на осмотр цехов и территории верфи, а также беседы с ее представителями. И это то время, о котором жалеть точно не приходится, — было интересно и познавательно. Ключевым эпизодом стало интервью, которое согласился дать корреспонденту "Корабел.ру" генеральный директор завода Ренат Мистахов.

Ренат Искандерович, спасибо за возможность осмотреть предприятие и побеседовать с вами! Уже успел убедиться, что в цехах кипит работа, на стапелях стоят корпуса будущих судов. Какова на сегодня загрузка предприятия в процентах и проектах?

— Начну с того, что за последние пять-шесть лет предприятие построило и сдало десятки кораблей и судов как военного, так и гражданского назначения. Если говорить о наиболее значимых проектах военной тематики, то нами с 2010 года было сдано семь катеров специального назначения проекта 21980 и пять малых ракетных кораблей проекта 21631, построенных по заказу Минобороны России, а также два фрегата проекта "Гепард-3.9", строительство которых происходило по линии военно-технического сотрудничества. В гражданском сегменте я бы выделил строительство скоростных пассажирских теплоходов проекта А145 и нефтеналивных танкеров проекта RST25.
 
Корабел.ру

Сегодня на заводе в рамках гособоронзаказа ведется строительство еще семи малых ракетных кораблей проекта 21631, двух пограничных сторожевых кораблей проекта 22100, шести патрульных кораблей проекта 22160, трех катеров специального назначения проекта 21980 и пяти малых ракетных кораблей проекта 22800.

Общая загрузка мощностей предприятия при этом находится на уровне 60%, имеются резервы. Что касается загрузки специалистов, то есть определенная нехватка людей на некоторых позициях, которая стала проявляться с 2011 года, после резкого увеличения объемов производства. Здесь стоит уточнить, что в период с 2011 по 2014 годы мы ежегодно наращивали объем производства на 45-50%. Это большое достижение, которое тем не менее влекло за собой и свои сложности. Но мы научились увеличивать производительность труда, привлекая контрагентов, правильно расставляя акценты сил, правильно формируя технологию строительства, внедряя элементы производства, сокращающие себестоимость и время работы.
 
Корабел.ру

В июле на заводе были заложены сразу два скоростных пассажирских судна упомянутого вами проекта А145 для заказчика из Объединенных Арабских Эмиратов. С иностранными заказчиками ваше предприятие работает активно, но обычно это строительство военных кораблей. Чем отличается работа с зарубежными партнерами именно в гражданской тематике? И какие у вас ожидания от исполнения этого заказа?

— В истории завода есть немалый опыт строительства кораблей на экспорт для ВМС иностранных государств. Это было и в советские годы, это в какой-то степени продолжается и в настоящее время. И если говорить о работе в рамках военно-технического сотрудничества, то, конечно, большую поддержку в этом нам оказывает АО "Рособоронэкспорт". Он участвует вместе с нами в переговорах, помогает правильно формировать заказы, выстраивать стратегию их реализации.

В гражданском судостроении такого нет, мы находимся в свободном плавании, помочь советом, кроме посольства и определенных структур внутри Республики, практически некому. По этой причине тот каркас сотрудничества, который мы сейчас создаем, ляжет в основу будущей работы по этим проектам с другими зарубежными заказчиками. А такая работа уже планируется — мы думаем выходить на страны АСЕАН, на Африку.

Проект А145 лучше всего подходит для такого прорыва на мировой рынок. Он интересен тем, что легок в эксплуатации, актуален для многих регионов и доступен по цене. Важно и то, что завод уже имеет большой опыт в постройке таких судов для России, они проверены временем, испытаны на прочность в сложных условиях Обской губы.

Но подчеркну, скоростные пассажирские суда проекта А145 — это пробный шар, за которым пойдут и другие проекты. Для разных заказчиков у нас уже сегодня есть разные предложения, в зависимости от региона и условий эксплуатации. Мы предлагаем сегодня не только скоростные, но и прогулочные суда, речные или морские такси, даже яхты VIP-класса.
 
Корабел.ру

Давайте все-таки чуть подробнее остановимся на проекте А145. Какими характеристиками он обладает? И вносилась ли своя специфика в модели для Ближнего Востока?

— Это комфортабельные скоростные пассажирские суда, которые предназначены для перевозок до 150 пассажиров с багажом в прибрежной морской зоне. Они развивают скорость порядка 40 узлов и могут идти без дозаправки на расстояние до 400 миль. Осадка — малая, расход топлива экономный, а мореходные качества отличные. Их особенность — уникальный гидродинамический комплекс, включающий геометрию подводной части корпуса, систему автоматически управляемых интерцепторов, водометные движители с водозаборниками, расположенными перед кормовым реданом. Благодаря управляемым интерцепторам, на борту практически не ощущается качка, что позволяет спокойно путешествовать на судне даже тем, кто обычно страдает "морской болезнью". Разработала этот комплекс компания "Агат Дизайн Бюро".

Для заказчика из ОАЭ во внутренний дизайн были внесены некоторые изменения, учитывающие культурные особенности региона будущей эксплуатации. Как вы знаете, в Эмиратах мужчины и женщины реже пересекаются в общем пространстве, поэтому требуется немного другая планировка помещений. Кроме того, мы внимательно отнеслись к природной специфике региона. Это тропические условия с совершенно другой температурой воды и воздуха, там нужен особый просчет систем вентиляции, нагрузки на двигатель и так далее. Все это было изучено и рассчитано совместно с нашими коллегами из проектного бюро "Агат Дизайн".
 
Корабел.ру

Современное судостроение требует модернизации мощностей, нового оборудования и технологий. Я знаю, что на заводе идет масштабная программа технического перевооружения. Что уже сделано в этом плане на сегодняшний день и что еще предстоит?

— Такая программа реализуется с 2011 года, и к лету 2017 года у нас полностью модернизированы литейное и корпусозаготовительное производство. В других цехах работа по модернизации в самом разгаре. Если нужны примеры по оборудованию, то за это время введены в эксплуатацию машина плазменной резки OmniMat L5000, установка гидроабразивной резки MODULA 3 с самой крупной в России рабочей зоной, прессы для гибки профильного проката и для трехмерной гибки листового металла. Запущены линии холодно-твердеющих смесей, резки профиля, очистки металла, изготовления плоских секций и микропанелей. Введена в строй индукционная двухтигельная печь, переоборудованы краны в цехе №3.

В период до 2014 года основной упор был сделан на укрепление судостроительной части при поддержке Минпромторга Россиии. Сейчас мы сместили акцент на машиностроительное направление, что, кстати, достаточно редкая история для российских верфей. Нам принципиально важно обновить этот сектор, поскольку он формировался еще в советские годы и уже изрядно устарел. При этом к делу завод подошел масштабно — не просто покупает станки, а полностью обновляет всю инфраструктуру цехов. Если ограничиться одной сменой оборудования, то через некоторое время мы все равно придем к необходимости ремонта самих помещений, только сделать это будет уже труднее. Поэтому сейчас мы полностью меняем все от крыши до пола — электрику, систему отопления, душевые и раздевалки, вплоть до закупки новой мебели.

Конечно, это требует немалых вложений. Только в прошлом году и только на оборудование мы потратили около 500 миллионов рублей — сейчас приобретенные станки как раз устанавливаем в цехах. Еще один пример — ремонт док-камеры, в ходе которого мы заменили батопорт, установили 1200 свай, усиливших верхнюю ступень, произвели насосную очистку. В целом, было потрачено более миллиарда рублей, но зато сегодня и батопорт, и сама прорезь, и две верхние ступени, и четыре крана, стоящие в док-камере, соответствуют всем требованиям и обеспечивают безопасность выполнения работ. Это значит, что в процессе строительства кораблей не возникнет никаких проблем и не случится никаких задержек.
 
Корабел.ру

Любая техника, любое производство мертво без людей. На многих предприятиях отрасли кадровый вопрос до сих пор один из самых острых. Что сегодня в этом плане происходит на Вашем заводе? Вы упоминали, что с 2011 года стали сталкиваться с нехваткой специалистов.

— Действительно, все предприятия в тот или иной период переживали такую проблему. У нас кадровый голод обострился в начале 2011 года, после того, как мы стали получать заказы в стабильном режиме, появилась загрузка. Сравните сами: когда я пришел на завод в 2009 году, здесь строилось всего три корабля, а сейчас у нас контрактная база в пределах 30 кораблей, половина из которых строится одновременно.

Чтобы закрыть этот вопрос, мы начали проводить кадровую программу, которая охватывает полностью весь цикл подготовки кадров — дошкольное образование, школьное, СПТУ (это в первую очередь Зеленодольский механический колледж) и вузы. Ценной кузницей кадров для завода является Казанский национальный исследовательский технический университет имени А.Н. Туполева, на базе которого идет подготовка корабелов, океанотехников, конструкторов и технологов. Кстати, в 2013 году при нашей поддержке открылся Центр кораблестроения КНИТУ-КАИ. Завод произвел ремонт целого блока учебного здания, оснастил аудитории наглядными пособиями, мультимедийным оборудованием, обеспечил всей необходимой литературой.

Финальную подготовку специалистов, уже непосредственно заточенных под работу на заводе имени Горького, молодежь может получить в нашем Учебном центре. В 2012 году мы его полностью модернизировали, теперь он оснащен самым передовым оборудованием и современными технологиями, что позволяет готовить квалифицированных рабочих востребованных на производстве профессий. Центр имеет возможность ежегодно обучать до 1200 человек.

За счет этого мы вышли на средний возраст персонала в 41 год. За 8 лет на предприятие пришло почти 2,5 тысячи ребят и девчат в возрасте от 25 до 35 лет — их сейчас 40% от всего штата завода, который составляет 5218 человек. Причем это не только жители Зеленодольска или Казани, но и представители других российских регионов, которые едут сюда, зная, что завод имени Горького — привлекательный работодатель, гарантирующий стабильность, достойную зарплату и хороший социальный пакет, особенно для молодежи.
 
Корабел.ру

Можете рассказать о социальных программах подробнее?

— Сейчас у нас молодой специалист, который приезжает на завод из другого города, получает ведомственное жилье, подъемное пособие в размере 30 тысяч рублей и заработную плату не ниже 20 тысяч. У него есть возможность бесплатно заниматься спортом в СК "Авангард", отдыхать на льготных условиях в санатории-профилактории "Дельфин". А главное, появляется перспектива получения жилья в строящемся ЖК "Красный металлист". После того, как специалист отработает год на предприятии и зарекомендует себя, ему предоставляется жилье в аренду на срок от 10 до 15 лет с правом выкупа. Арендная плата при этом очень скромная — от тысячи до полутора тысяч рублей, плюс к этому, разумеется, коммунальные платежи.

В результате проведения такой социальной политики мы сняли острую потребность в массовом притоке специалистов и теперь можем сосредоточиться на системном подборе высококвалифицированных кадров, в первую очередь, инженеров-конструкторов. Кроме того, сейчас у нас существуют программы, которые позволяют выявлять перспективных сотрудников, способных вырасти в настоящих руководителей со всеми необходимыми знаниями, опытом и лидерскими качествами. У нас на заводе действует отраслевое соревнование между цехами, как во времена социализма. Каждый старается показать по итогам месяца, квартала или года, свои возможности. И в результате может рассчитывать на заслуженную оценку — не только моральную, но и финансовую.
 
Материалы по теме:
Поделиться новостью

Подписка Корабел.ру экономит ваше время
Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного!

Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь или